Разделы презентаций


Как устроены храмы

Содержание

Иудейские синагоги, христианские церкви, мусульманские мечети — всё это священные места, предназначенные для обрядов и церемониалов поклонения божественному. Это закрытые пространства встречи мира земного, «посюстороннего» с миром запредельного, сакрального.Пирамида майя Чичен-итца

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Как устроены храмы
История искусства

Как устроены храмыИстория искусства

Слайд 2Иудейские синагоги, христианские церкви, мусульманские мечети — всё это священные

места, предназначенные для обрядов
и церемониалов поклонения божественному.
Это закрытые

пространства встречи мира земного, «посюстороннего» с миром запредельного, сакрального.

Пирамида майя Чичен-итца на полуострове Юкатан. Мексика

Зиккурат в Уре. Месопотамия. Рекнструкция

Индийский храм Кайласантха в Эллоре. IV–IX вв.

В архитектурном облике храмов отражены представления о божественном порядке мироздания, об организованном и разумном мире — космосе. Храм можно прочесть как книгу, увидеть в элементах постройки систему зашифрованных символов.

Иудейские синагоги, христианские церкви, мусульманские мечети — всё это священные места, предназначенные для обрядов и церемониалов поклонения

Слайд 3Мечеть Кул-Шариф. Архитекторы Ш. Латыпов и др. 1996–2005. Казань
Лютеранская церковь

(кирха) святых Петра и Павла. Архитектор П.Паньков. 1845–1849. Ярославль
Церкоаь

Покрова на Нерли. XII в.
С. Боголюбово, Владимирская обл.

В мечети купол всегда один (он выражает единственность Аллаха), а башен-минаретов может быть до девяти.

Молельные же дома протестантов могут почти не выделяться из череды обычных муниципальных зданий.

Храм Спаса Нерукотворного Образа. Архитектор В. Косяков. 1909–1912. Село Кукобой Первомайского р-на Ярославской обл.

Русские православные церкви можно узнать по куполам с крестами, символизирующим небесное начало Христа, и колокольне-«мачте».

Мечеть Кул-Шариф. Архитекторы Ш. Латыпов и др. 1996–2005. КазаньЛютеранская церковь (кирха) святых Петра и Павла. Архитектор П.Паньков.

Слайд 4Для католических строений важны принципы каноничности (церковь должна быть внешне

узнаваема в своем облике) и вертикальности (ее архитектура — от

колокольни до «рёберных» потолков — призвана воплощать собой тянущуюся к высотам духа общину).

Линкольнский собор. Интерьер. XIII в. Англия

Кёльнский собор. 1248–1437, 1842–1880. Германия

Скульптура на портале Кёльнского собора

Для католических строений важны принципы каноничности (церковь должна быть внешне узнаваема в своем облике) и вертикальности (ее

Слайд 5Традиционные синагоги — это здания, внешне похожие на христианские храмы

и исламские мечети. Если синагога имеет купол, то он один


и на нем обязательно высится символ
иудаизма — шестиконечная звезда «Щит Давида».

Томская хоральная синагога. 1902

Старонова синагога в Праге. 1270

В то же время синагога может выглядеть совершенно по-разному, поскольку религиозный закон ничего не говорит о том, какой должна быть архитектурная форма дома молений. Главное, чтобы помещение имело окна и молящиеся могли видеть небо.

Традиционные синагоги — это здания, внешне похожие на христианские храмы и исламские мечети. Если синагога имеет купол,

Слайд 6В православную церковь мы входим
с запада, алтарь же ориентирован

на восток. Католичество в основном использует ту же символику, но

есть в нем и знаменитые храмы, обращенные алтарем к западу, как собор Святого Петра в Ватикане.

Собор Святого Петра. 1452–1626. Ватикан

В православную церковь мы входим с запада, алтарь же ориентирован на восток. Католичество в основном использует ту

Слайд 7Порог храма — рубеж двух пространств: обыденного, внешнего и сакрального,

внутреннего. Именно поэтому архитектуре фасада и оформлению дверей придается огромное

значение.

Портал собора Вознесения Святой Марии. 1015. Хильдесхайм, Германия

Северный портал Базельского собора.
Около 1180. Швейцария

Райские врата флорентийского баптистерия. Скульптор Л. Гиберти. 1414–1424

Порог храма — рубеж двух пространств: обыденного, внешнего и сакрального, внутреннего. Именно поэтому архитектуре фасада и оформлению

Слайд 8На фасаде католического храма всегда есть розетка — большое круглое

окно над центральным входом, витражные стекла которого уподоблены лепесткам распустившейся

розы, символа Девы Марии.

Розетка на фасаде собора святого Патрика. Архитектор Дж.Ренвик-младший. 1858–1879. Нью-Йорк

Нотр Дам де Пари. 1163–1345. Париж

Над вратами православного храма обязательно расположена икона.

Надвратный храмовый образ Богоматери над входом в Казанскую часовню. Казанский Головинский монастырь, Москва

Надвратная икона церкви Рождества Пресвятой Богородицы. XIV в. Снетогорский монастырь. Псков

На фасаде католического храма всегда есть розетка — большое круглое окно над центральным входом, витражные стекла которого

Слайд 9Фасады мечетей обычно украшены растительными орнаментами — резными или изразцовыми,

а рядом с входом обязательно находятся фонтанчики для ритуального омовения,

без которого вход в мечеть запрещен. Купели для омовения — миквы — есть и при входе в синагогу.

Большая мечеть Омеядов. 706–715. Дамаск

Фасады мечетей обычно украшены растительными орнаментами — резными или изразцовыми, а рядом с входом обязательно находятся фонтанчики

Слайд 10В православной церкви алтарь скрыт от профанного взгляда иконостасом и

Царскими вратами. Иконостас — это элемент, по которому легко распознать

православный храм.

Иконостас и Царские врата храма в Бородино. 1911

Софийский собор в Киеве. Первая половина XI в. Интерьер.

Иконостас и алтарь отделены от храмового пространства особым возвышением — солеей, с центральной части которой, амвона, читается Евангелие и произносятся проповеди.

Внутреннее пространство храмов подчинено символике.

Центром христианского храма является алтарь — символическое воплощение стола Тайной вечери.

В православной церкви алтарь скрыт от профанного взгляда иконостасом и Царскими вратами. Иконостас — это элемент, по

Слайд 11В католическом храме главный алтарь часто расположен
в центре, при

этом иногда над алтарем возводится деревянный или металлический навес-балдахин с

куполом.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Здание. Интерьер. Орган. Архитектор Ф.О. Богданович-Дворжецкий 1901–1911. Москва

Это алтарное пространство — пресвитерий — так же, как
и в православном храме, находится выше храмового. На стене над алтарем либо за ним обязательно висит массивное распятие.

В боковых частях строения размещены конфессионалы — особые закрытые беседки для исповеди. Есть скамьи, икон нет.

В католическом храме главный алтарь часто расположен в центре, при этом иногда над алтарем возводится деревянный или

Слайд 12Протестантский храм-кирха – это не столько сакральное пространство, сколько место

общей молитвы. В большинстве протестантских храмов сохранена структура традиционных христианских

католических храмов и алтарная часть, но главное
в нем — кафедра проповедника-пастора, расположенная рядом с алтарем.

Немецкий храм-кирха св. Гертруды. Около 1580. Стокгольм, Швеция

Молитвенные залы синагоги часто похожи на аудитории с сидячими местами, причем фокус внимания сидящего должен быть направлен на кафедру проповедника-раввина — и туда, где
в специальной нише или на специальном возвышении хранится Тора.

Интерьер синагоги в г. Они. 1880-е. Грузия

Протестантский храм-кирха – это не столько сакральное пространство, сколько место общей молитвы. В большинстве протестантских храмов сохранена

Слайд 13Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина. 1958
Мечеть аль Масджид аль-Харам (араб.

«Запретная мечеть»).
Известна с 1570 г.
В мечети аль-Харам, где находится

главная святыня ислама Кааба, максимальное число минаретов – девять (в обычных мечетях чаще всего два или четыре минарета). Купол увенчан полумесяцем — знаком ислама и могущественной Османской империи.

Мечеть Харам аль-Шариф. Храмовая гора, Иерусалим

Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина. 1958Мечеть аль Масджид аль-Харам (араб. «Запретная мечеть»). Известна с 1570 г.В мечети

Слайд 14Пол мечетей застелен коврами. Именно по ним, сняв обувь и

совершив омовение, ходят верующие и расстилают свои личные молельные коврики

для совершения намаза.

Мечеть султана Кабуса. 1995–2001. Маскат, Оман

Мечеть шейха Зайда. 1996–2007. Абу-Даби, ОАЭ

Неотъемлемыми атрибутами интерьера мечети являются ниша, обращенная на Каабу в Мекке, место для хранения Корана и кафедра проповедника-учителя муллы. Поскольку в исламе существует запрет на изображение человека и животных, интерьер оформлен растительным
и геометрическим орнаментом —
с вплетением в него фраз из Корана
и Сунны. Пространство организовано так, что оно не фокусирует внимание молящегося ни на чем конкретном
и внешнем, но обращает его к взору внутреннему.

Пол мечетей застелен коврами. Именно по ним, сняв обувь и совершив омовение, ходят верующие и расстилают свои

Слайд 15Презентация подготовлена Е. Князевой
по материалу Т. Воронцовой
Журнал «Искусство» № 05-06/2015


Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

Презентация подготовлена Е. Князевойпо материалу Т. ВоронцовойЖурнал «Искусство» № 05-06/2015 Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика