Слайд 1Каменская Е.Н.
Лекция № 2
Чрезвычайные ситуации
Часть 5. Единая государственная
система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Слайд 2
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сокращенно РСЧС,
создана в 1992 г ) - организационная система, объединяющая органы
управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для решения вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера
Слайд 3
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит функциональных,
и территориальных подсистем, действует на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом
уровнях
Слайд 4
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах,
ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для
организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики
Слайд 5Функциональная подсистема РСЧС
Слайд 6
Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах
Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономных образованиях) для предупреждения и
ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий
Слайд 7Координационные органы РСЧС:
• на федеральном уровне, охватывающем территорию РФ, —Правительственная
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности (ПКЧС и ОПБ), КЧС федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств Российской Федерации);
• на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), — КЧС и ОПБ органов исполнительной власти субъекта РФ
Слайд 8
на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) КЧС и
ОПБ органов местного самоуправления;
• на объектовом уровне, охватывающем территорию организации,
учреждения, предприятия, — комиссия по КЧС и ОПБ организации в пределах соответствующего федерального округа, функции и задачи по обеспечению координации деятельности осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе
Слайд 10Постоянно действующие органы РСЧС:
• на федеральном уровне — МЧС России
по делам ГОЧС; в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации—
органы управления (ОУ)по делам ГОЧС;
• на региональном уровне — региональные центры (РЦ) по делам ГОЧС, МЧС;
• на территориальном уровне — министерства, государственные комитеты (ГК) и главные управления (ГУ) по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
Слайд 11
на местном уровне — управления (в категорированных городах и районах
городов с районным делением), отделы (в сельских районах, некатегорированных городах
и других населенных пунктах) по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
• на объектовом уровне — отделы, секторы, (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов)
Слайд 13Органы повседневного управления РСЧС:
центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры,
дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
• центры управления в кризисных
ситуациях региональных центров;
• центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов исполнительной власти;
• единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
• дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов)
Слайд 14Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС в режиме
повседневной деятельности:
• изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
• сбор,
обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности (ОПБ);
• разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и ОПБ;
Слайд 15 планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки
и обеспечения их деятельности;
• подготовка населения к действиям в ЧС;
•
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ;
• руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
• проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ;
Слайд 16осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
• проведение мероприятий
по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы, их размещению и возвращению в соответственные места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
• ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф
Слайд 17Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС в режиме
повышенной готовности:
• усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование
возникновения ЧС и их последствий;
• введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
• непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС; информирование населения о приемах и способах защиты от них;
Слайд 18 • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития
ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения,
а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
• уточнение планов действий (взаимодействия) и иных документов по предупреждению и ликвидации ЧС;
• приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предлагаемые районы действий; •
Слайд 19• восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации
ЧС;
• проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
Слайд 20Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС в режиме
чрезвычайной ситуации:
• непрерывный контроль за состоянием окружающей среды,
прогнозирования развития возникших
ЧС и их последствий;
• оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
Слайд 21• проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
•
организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил
средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
• непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
Слайд 22
• организация и поддержание непрерывного взаимодействия на всех уровнях;
• проведение
мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС
Слайд 23Для ликвидации ЧС используются следующие резервы финансовых и материальных ресурсов:
•
резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и
последствий стихийных бедствий;
• запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
• резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
• резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления