Слайд 1Капогузов Евгений Алексеевич,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, заведующий
кафедрой экономической теории и предпринимательства , д.э.н., доцент
ТЕМА 6
Тема 6
Эффективность и справедливость в бюджетных расходах: фискальный федерализм.
Ассоциация экономической культуры
Слайд 2Вопросы темы
Актуальные вопросы развития российского бюджетного процесса (конференция В НИУ
ВШЭ)
Бюджет и межбюджетные отношения в федеративном государстве. Спрос на бюджетные
блага и бюджетная децентрализация. Гипотеза Тьебу. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ.
Функции и расходы территориальных бюджетов. Доходы территориальных, бюджетов. Политика финансового выравнивания в РФ.
Слайд 5А. Силуанов на XIX Конференции в НИУ ВШЭ: Бюджетная политика
и экономический рост
1) Политика в сфере доходов бюджета
Необходимость следования бюджетному
правилу
Бюджет как инструмент перераспределения доходов;
Где взять доп. Доходы? Соблазн распределять коньюнктурные доходы 45/73 долл. Баррель 4500 руб/бочка- максимум в рублях.-Более 1 трлн. Руб доп. Доходов, но это «путь в никуда».
В целом перераспределяется 33 % ввп – есть резервы повышения эффективности за счет «доходов от обеления экономики».
Более грамотное налоговое администрирование дает + 1 % ВВП, а это (92,082 трлн руб ВВП 2017,(+1,5 % )
плюс за счет улучшения сбора НДС (убрать серые схемы)+1,5 %!
Слайд 6Другие инструменты
2) Перенастройка работы госкомпаний «надо навести порядок» (Лукойл и
Роснефть – капитализация)
3) Перенастройка вложений в инфраструктуру (8 трлн. руб.
вложено в инфраструктурные проекты) надо развивать чеерз инвест. Контракты, инфраструктурную ипотеку
-доклады счетной палаты Т.А. Голикова:
4) Реформа социальных выплат – только реально нуждающимся
5) Поиск «длинных денег», в том числе за счет пенсионных накоплений (реформа менялась 3 раза за 10 лет)
Слайд 7Спорные вопросы
рост НДФЛ на 2 % - лучше на пенсионные
накопления и люди пусть сами решают
Повышение доли частного сектора в
инфраструктурных проектах (дороги) – проблема инвест.климата (ФСБ как «институт развития») – надо стимулировать к привлечению инвестиций
Слайд 8Межбюджетные отношения
- Стимулирование регионов к возврату доходов через трансферты по
налогу на прибыль к росту налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль.
Слайд 9Голикова Т.А. – председатель счетной палаты
Приоритет: важно укреплять доверие субъектов
к принимаемым финансово-экономическим решениям.
Важна связь решений с прогнозом социально-экономического развития
(на прогнозе строятся решения и важно его качество). Ошибки могут быть, но переход на «скользящую трехлетку» должен был частично их нивелировать».
Менять бюджетное правило не нужно – надо повысить эффективность расходов.
Пример что лучше: давать налоговое освобождение или субсидировать?
Слайд 10Налоговые льготы или субсидии?
Субсидии ухудшают конкуренцию, т.к. есть и именные
субсидии.
Кейс Русала и ВТБ
2017 г. 591 млрд. субсидий (информационное общество,
транспорт и сельское хозяйство)
263 объекта из 408 по госпрограммам введены (качество планирования ил очковтирательство)
Слайд 11МРОТ и прожиточный минимум и расходы бюджета
С 1.05. мрот=ПМ
Но! Нет
услуг здравоохранения и образования
- 8 % в Омской области упал.
За счет чего?
Слайд 12А. Макаров: предс. Комитета по налогам и бюджету Госдумы
Надо госрасходы
и доходы рассматривать системно, как и межбюджетные отношения и полномочия.
Санкции – абсолютно новые условия для бюджета.
12.000 недостроенных объектов, и 1,7 трлн. Дополнительных ненефтегазовых доходов
Село по экспорту обогнало оборонку (более 20 млрд. долл. Выручки от экспорта)
140 илрд. Руб в 2017 году потери бюджета от интернет торговли (предложение – только до 22 евро)
Торговый сбор в Москве + 12 млрд. и 100. тыс. человек из тени
Слайд 15Уровни бюджета, субсидиарность и бюджетный федерализм
Федеральный
Региональный
местный
4,5 копейки из собранных доходов
идет в бюджет г. Омска
Нормативная база:
Бюджетный кодекс
№ 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;
- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Слайд 16Гипотеза Тибу и горизонтальное выравнивание
Гипотеза Тибу: (голосование ногами) субъекты меняя
место жительства, подбирает свой набор локальных общественных благ (государственных услуг)
и их стоимость в качестве местных налогов. Перемещаясь в регион с более предпочтительным уровнем предложения локальных общественных благ, раскрывают свои предпочтения
Слайд 17Горизонтальное и вертикальное выравнивание
Подлинный ФФ:
Горизонтальное (между бюджетами одного уровня) и
вертикальное (от высших к низшим) выравнивание
Мандатная и бюджетная обеспеченность
Н Зубаревич
(все регионы присоединим к Москве)
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/09/75446-esli-prisoedinyatsya-tak-uzh-srazu-k-moskve
Слайд 18Межбюджетные трансферты
«Есть дотация на выравнивание, она распределяется по следующей формуле:
самым бедным добавляют до определенного уровня, среднеразвитым — с учетом
их уровня развития, а регионы с душевым ВРП больше среднероссийского дотацию на выравнивание не получают. Их почему-то называют регионами-донорами, хотя они получают другие трансферты. Другой вид помощи — дотация на сбалансированность — выдается по мутным критериям, крупнейшие ее получатели — Крым и Чечня».
Слайд 19Домашнее задание
Место Омска среди городов миллионников по расходам бюджета на
душу населения по объему промышленного производства