известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь
одна из coemeteria, святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление). В Средневековье лишь они были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть катакомбы.Первые катакомбы у ворот Рима возникли в дохристианскую эпоху: так, например, сохранились иудейские катакомбы (итал. Catacombe Ebraiche) на Аппиевой дороге.
Раннехристианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья. Наиболее важные катакомбы обнаруженны в Риме, вне черты древнего города.
Захоронения в катакомбах образовались на частных земельных владения. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста).