Слайд 1Категориально-терминологический аппарат логопедии
Шлай Елена Валентиновна,
доцент кафедры специальной педагогики и психологии
САФУ имени М.В. Ломоносова
Слайд 2Для обозначения нарушений речи используются также термины
«расстройства речи»,
«дефекты речи»,
«недостатки
речи»,
«речевая патология»,
«речевые отклонения».
Слайд 3Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».
Недоразвитие речи предполагает качественно
более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или
речевой системы в целом.
Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.
Слайд 4Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень
усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения.
Нарушение грамматического строя
речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.
Слайд 5Общее недоразвитие речи такая форма речевой аномалии, при которой нарушено
формирование всех компонентов речи.
Слайд 6ОНР предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов
речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя).
ОНР может
иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.
В большинстве случаев в этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи.
Слайд 7Распад речи предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений
вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.
Слайд 8Симптом нарушения речи - это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой
деятельности.
Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой
деятельности.
Слайд 9Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов
и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Патогенез нарушений
речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Слайд 10Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых
симптомов данного нарушения речи и характер их связей.
В структуре
речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
Слайд 11Логопедическое воздействие представляет собой педагогический
процесс, направленный на коррекцию и компенсацию
нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым
нарушением.
Коррекция нарушений речи – это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).
Слайд 12Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при
нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Компенсаторная перестройка включает восстановление
или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение.
Слайд 13Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность
детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство
этой деятельностью.
Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.
Слайд 14Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности
или отдельных ее качеств в соответствии с потребностям общества.
В процессе
перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.
Слайд 15Восстановительное обучение используется в логопедической работе при локальных поражениях головного
мозга. Оно направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций.
В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы.
Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.