Слайд 2Категория
Наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов
и явлений объективной действительности.
Слайд 3Категория мотива
материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на
себя деятельность или поступок;
психический образ данного предмета. В широком
смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.
Слайд 4Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния
побуждения (влечения) без переживания и осознания мотива. Это может означать
две ситуации:
"неопредмеченной" потребности — такая ситуация возникает при отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно- видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности. Лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность;
неосознанного мотива — с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с другой стороны, и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности.
Слайд 5Эволюция категории мотива
✓ в период античности была проведена линия между
аффектом и интеллектом, а от них отделилось побуждение;
✓ Аристотель стремление
к чему-либо или от чего-либо выделил как функцию души. Отсюда исходит утверждение о том, что мотив всегда предметно направлен, поскольку может стать целью только представленный в форме образа предмет, к которому стремится организм. Аристотель утверждал, что:
• стремление не отделимо от ощущения;
• эмоция сама по себе не есть мотив поведения, а желание достижения цели;
• в мотивации побуждение и аффекты равнозначны;
• человек может выработать правильные аффекты благодаря труду над собой. Мотив наделяется нравственной валентностью, определяющей смысл реального действия
Слайд 6Эволюция категории мотива
✓ Стоики считали, что все психические процессы разумны.
Аффекты возникали, по мнению стоиков, из-за неправильного мышления, в результате
чего аффективные состояния переходят в болезнь. Лекарство от них — разум;
✓ Августин выводит на сцену силу воли, которая выступает в качестве мотивирующей силы, вместо эмоций и мышления. Сила воли распоряжается мозгом, органами чувств. Благодаря волевой активности возникают все другие психические процессы. Воля же поворачивает душу саму на себя, давая ей тем самым возможность осознать свой опыт;
✓ Волюнтаризм как течение восходит к Августину. Августином был поставлен вопрос о соотношении произвольного и непроизвольного в действиях человека. Произвольность трактовали как осознанность цели. Она управлялась духовным актом человека как его главной причиной. Свобода воли — главная на тот период философская проблема;
Слайд 7Эволюция категории мотива
✓ Декарт открыл рефлекторную природу поведения. Его учение
постулирует бескомпромиссный дуализм. Эмоции и желания человека живут в мире
реальном, материальном, мысли и разум — жители мира идеального, а причина их взаимодействия не ясна никому;
✓ Спиноза — оппонент Декарта, основоположник монизма. Спиноза отрицал самостоятельность и свободу человека. Для него воля и разум суть одно и то же. Основные положения его учения, значимые для психологии: свобода воли — это иллюзия, порождаемая незнанием причин страстей;
аффекты — это особые телесно-психические состояния, возникающие из той же необходимости, что и все остальные единичные вещи;
освободиться от аффектов нельзя, их можно только познать с помощью разума. Зная причину явлений, мы можем управлять ими;
"свобода — познанная необходимость";
Слайд 8Эволюция категории мотива
✓ Сеченов также выступал против дуализма. Он высказал
гипотезу о том, что мозг работает по принципу рефлекса. Для
Сеченова мозг был не просто отражателем импульсов от органов чувств к мышцам, но источником активности человека. Сеченов выделил два типа механизмов мозга, регулирующих поведение, придавая ему мотивационную направленность:
усиливающий рефлексы — обнимает всю сферу страстей;
задерживает реакцию на раздражитель — является материальным субстратом воли;
✓ Павлов и Бехтерев, вслед за Сеченовым изучая "рефлексы головного мозга", решали проблему конфликта мотивов. На идее биологической значимости мотива строилась схема выработки новых рефлексов. У Павлова мотив обозначался термином "подкрепление";
✓ Дарвин говорил о том, что целесообразность поведения объяснима без обращения к цели как феномену сознания субъекта. Отсюда мотив — величина, действующая безотносительно к знанию личности о том, что ею движет, к чему она стремится, ради чего действует;
Слайд 9Эволюция категории мотива
✓ Левин разрабатывал динамику мотивов в индивидуальном и
коллективном поведении. Согласно его концепции мотивации движущим фактором поведения является
валентная заряженность жизненного пространства, имеющего свои законы существования. Но он выделял класс мотивов, которые хотя и были сходны по своей динамике с биологическими, являлись специфическими своей социальностью. Это так называемые квазипотребности;
✓ Ухтомский создал учение о доминанте, которое интегрировало физиологические факты взаимодействия нервных центров с представлениями о мотивационной целостности организма. Доминанта — это "временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, для которого характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров".
Ухтомский объяснял процесс возникновения новых мотивов и отрицал стремление организма к сохранению своей стабильности на фоне меняющейся окружающей среды. По мнению ученого, нарастающая сила доминанты как мотива берет свое начало в стремлении организма к внешнему миру; . доминанта, влияя на характер восприятия внешнего мира, сама отбирает в нем такое содержание, которое способствовало бы ее поддержанию; . специфика человеческой мотивации в ее социальной природе. Наиболее ярко она выражается в "доминанте на лицо другого". Благодаря этой доминанте человек не только видит в другом личность, но и себя осознает как личность и становится ею.
Слайд 10Функции
побуждение деятельности;
смыслообразующая функция;
функция придания направленности деятельности.
Слайд 12Функция побуждения деятельности
Побуждающая функция мотивации заключается в том, что для
того, чтобы личность начала действовать, она должна войти в состояние
активности, т.е. чем-то побуждаться. При этом побуждение - это двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности. Это побуждение и получило название мотива.
Функция придания направленности деятельности
Проявляется в том, что уже выбранную и протекающую реально деятельность далее направляет не просто мотив, а его практическая взаимосвязь с предметом деятельности, ее целями, задачами, средствами, результатами. (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский)
По мнению Б.А. Сосновского, уже выбранную человеком и протекающую реально деятельность далее направляет не просто мотив, а его практические взаимные связи с предметом деятельности, её целями, задачами, средствами, результатами.
Слайд 13Смыслообразующая функция
Эта функция заключается в том, что цели, на которые
направляются действия, соответственно, содержание этих действий, приобретают то или другое
значение для самого субъекта, для самого человека, в зависимости от того, каков мотив той деятельности, в которую отдельное действие, их цепочки, их сложные иерархии, операции, с помощью которых они выполняются, входят. Эту особую функцию Леонтьев и предложил назвать функцией смыслообразования.
Смыслообразующая функция заключается в придании деятельности глубокого личностного смысла. Так, если познавательные мотивы входят в число ведущих у данного учащегося, то личностный смысл учения для него в познании, получении новой информации о мире.
Слайд 14Мотив в структуре личности
Фрейд настаивал на том, что любые психические
феномены, даже кажущиеся нелепыми или иррациональными, случайными или бессмысленными, жестко
обусловлены игрой подспудных психических сил (сексуальных либо агрессивных влечений). Спасаясь от них, человеческое существо ставит этим слепым психическим стихиям "запруду" в виде различных защитных механизмов, важнейший из них – механизм вытеснения. Вытесненное влечение, сталкиваясь с цензурой сознания, ищет различные обходные пути и разряжается в формах, внешне нейтральных, порой даже бессмысленных, но имеющих свой символический план. Их разгадкой и занялся психоанализ, толкуя сновидения, изучая различные оговорки и ошибки памяти, необычные ассоциации (связи) мыслей.
Почему же сознание, в котором после Дарвина и Спенсера стали признавать орудие адаптации к среде, средство возможно более эффективного приспособления к угрожающим организму внешним силам, выступило как инструмент нейтрализации внутренних сил? Потому что Фрейд вводил в свою конструкцию противостоящий всему инстиктивно-биологическому в человеке социальный фактор. Социальные нормы, запреты, санкции также обладают мотивационной силой. Они вынуждают личность неосознанно хитрить, обманывать себя и других по поводу своих истинных побуждений.
Слайд 15Мотив в структуре личности
Анализ сложной мотивационной структуры личности привел Фрейда
к трехкомпонентной модели ее устройства как динамичного и изначально конфликтного.
Конфликтность выступила в столкновении бессознательных влечений с силой "Я", вооруженного своими орудиями самозащиты, и давлением сверх-"Я" (инстанции, представляющий социум как враждебное индивиду начало).
Наряду с Фрейдом существенно обогатил категорию мотива Курт Левин. Он был близок гештальттеории с ее увлеченностью революционными событиями в физике, где утвердилось понятие о поле. Но гештальтисты сосредоточили свои усилия на разработке категории образа, тогда как Левин обратился к динамике мотивов в индивидуальном, а затем и коллективном поведении.
Слайд 16Мотив и поле поведения (К.Левин)
Понятие о поле Левин обозначил термином
"жизненное пространство". Оно мыслилось как целостность, где нераздельны индивид и
значимое для него, притягивающее и отталкивающее его окружение.
Как и Фрейд, Левин внес важный вклад в разрушение традиционных взглядов на мотив как побуждение, конечным источником которого служит субъект, преследующий цель, данную в осознаваемом им внутреннем образе. Как и Фрейд, Левин стал на путь разработки принципа психической причинности. Данная объективно, подобно биологической и социальной причинности, она отлична от них. В то же время именно в силу своей объективности она выступала в такой трактовке, которая позволяла преодолеть версию о "замкнутом психическом ряде", где одно явление сознания субъекта (волевой импульс, образ цели, чувственный порыв, акт апперцепции) производит другое.
В отличие от Фрейда Левин учил, что объяснить поведение можно только из тех отношений, которые складываются у личности с ее непосредственной, конкретной средой в данный микроинтервал времени. Прошлый опыт может влиять на субъекта только в том случае, если сохраняется актуальность этого опыта "здесь и теперь". Отсюда и аисторизм левиновской модели. Этой модели он надеялся придать математическую точность, внедрив в психологию идеи топологии (раздела геометрии, изучающего преобразования различных областей пространства) и векторный анализ.
Слайд 17Мотив и поле поведения (К.Левин)
Левин полагал, что нет принципиальных различий
между органической потребностью, "например потребностью в пище", и мотивацией, присущей
деятельности человека. Имеется общая мотивационная динамика. Поэтому такие известные проявления органической потребности, как голод, насыщение, пресыщение, Левин использовал для экспериментального изучения мотивов, движущих испытуемым при исполнении заданий, не имеющих биологического плана (при чтении стихов, рисовании). И в этих случаях наблюдалось насыщение и пресыщение, которые Левин отнес за счет падения уровня напряжения в мотивационной системе данного действия. В то же время он выделил особый класс мотивов, которые, будучи сходны по своей динамике с биологическими, решительно отличаются от них тем, что возникают только у человека в виде намерений. Он назвал их квазипотребностями.
Монизм Левина заключался в том, что всю мотивационную сферу безостаточно (от простейших побуждений до высших квазипотребностей и волевых действий) он описывал в качестве подчиненной одним и тем же динамическим законам. Детерминизм Левина заключался в том, что любое побуждение (мотив) мыслилось возникающим в "системе напряжений", создаваемой силами поля. В этой системе сам мотив выступал в качестве силы, которая действует объективно, в границах "жизненного пространства", а не в замкнутом "пространстве" сознания субъекта.
Заслуга Левина – в укреплении представления о мотиве как особой психической реалии (не сводимой ни к биологическим детерминантам вроде инстинкта или "подкрепления", ни к социальным детерминантам вроде "сверх-Я" у Фрейда, ни к самостийной силе воли). Тем самым укреплялось понятие о психической причинности, одной из составляющих которой выступал мотив. Это в свою очередь укрепляло собственный категориальный аппарат психологии, неотъемлемым рабочим компонентом которого является категория мотива.
Слайд 18доминанта
Созданное Ухтомским учение о доминанте интегрировало физиологическую картину динамического взаимодействия
нервных центров с представлениями о мотивационной направленности поведения целостного организма.
Есть все основания полагать, что доминанта (как и условный рефлекс) является столь же физиологическим, сколь психологическим понятием. Категориальный анализ не оставляет сомнений в том, что в этом понятии, рассматриваемом под психологическим углом зрения, представлена категория мотива.
Психологическое содержание концепции доминанты формировалось постепенно. Сперва оно выступало как процесс внимания. По Ухтомскому, нарастающая мощность доминанты как мотива не может иметь другого источника, кроме устремленности организма к внешнему миру. "В условиях нормального взаимоотношения со средой организм связан с ней интимнейшим образом: чем больше он работает, тем больше он тащит на себе энергии из среды, забирает и вовлекает ее в свои процессы" Понятие о доминанте, разработанное Ухтомским, не было приковано к этому фундаментальному уровню биологической мотивации и потому открывало путь к исследованиям побуждений, присущих человеческому бытию в мире. Своеобразие биографии Ухтомского (он окончил духовную академию, прежде чем стал физиологом) направляло его мысль на поиски тех обстоятельств мотивационной напряженности поведения индивида, которые обусловлены его поглощенностью общением с другими людьми и высшими духовными ценностями.