Разделы презентаций


КАЗАХСКАЯ СПОРТА И ТУРИЗМА КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

Содержание

Цель лекции: Изучить гигиену физического воспитания и спорта детей и подростков.План лекции: Предмет, цель и задачи гигиены физического воспитания и спорта. История возникновения гигиены физического воспитания. Предмет, цель и задачи физического

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КАЗАХСКАЯ СПОРТА И ТУРИЗМА КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
Лекции по школьной гигиене
ТЕМА

ЛЕКЦИИ:
«Гигиена физического воспитания детей и подростков»
АЛМАТЫ 2017

КАЗАХСКАЯ СПОРТА И ТУРИЗМА КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИЛекции по школьной гигиенеТЕМА ЛЕКЦИИ: «Гигиена физического воспитания детей и

Слайд 2Цель лекции: Изучить гигиену физического воспитания и спорта детей и

подростков.

План лекции: Предмет, цель и задачи гигиены физического воспитания и

спорта. История возникновения гигиены физического воспитания. Предмет, цель и задачи физического воспитания. Значение физического воспитания. Гигиенические принципы правильной организации физического воспитания детей и подростков. Средства и формы физического воспитания.
Цель лекции: Изучить гигиену физического воспитания и спорта детей и подростков.План лекции: Предмет, цель и задачи гигиены

Слайд 3Гигиена физического воспитания и спорта – это наука о влиянии

различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на

здоровье занимающихся:
условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями;
организации и содержания занятий физическими упражнениями;
объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
характера питания;
технического оснащения и экипировки спортсменов.
Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.
Гигиена физического воспитания и спорта – это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой

Слайд 4Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение

процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и

спорта.
Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами

Слайд 5К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:
оптимизация условий, режимов

и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими

упражнениями;
рациональное питание;
оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
закаливание.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в

Слайд 6История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет.

Уже в далекой древности делались попытки рассматривать физическое воспитание как

средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).
В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я. Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития занимающихся.
История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рассматривать

Слайд 7Впервые эта система получила научное обоснование в XVIII-XIX вв. в

России. Основоположником теории физического образования и воспитания стал Петр Францевич

Лесгафт. Его научно-педагогическая деятельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической академии. Он защитил диссертацию доктора медицины (1865), а затем – доктора хирургии (1868). К числу наиболее крупных работ П. Ф. Лесгафта принадлежат «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию».
П. Ф. Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.
Ближайшим последователем Лесгафта был В. В. Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.
Впервые эта система получила научное обоснование в XVIII-XIX вв. в России. Основоположником теории физического образования и воспитания

Слайд 8Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909) - выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель

научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.

Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909) - выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель

Слайд 9Гориневский Валентин Владиславович (1857-1937) – советский педиатр, гигиенист, один из первых

отечественных учёных в области физического развития и воспитания, врачебного и

педагогического контроля.
Гориневский Валентин Владиславович (1857-1937) – советский педиатр, гигиенист, один из первых отечественных учёных в области физического развития и

Слайд 10В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта,

включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической

культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.
Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П. Ф. Лесгафта – А. Ф. Сулима-Самойло (1919) и в Центральном институте – В. Е. Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми ректорами этих институтов.
В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись

Слайд 11Сулима-Самойло Андрей Фомич (1874-1933) Работая в гигиеническй лаборатории С. В. Шидловского

в 1904 году защитил в Военно-медицинской академии диссертацию на степень

доктора медицины "К вопросу об оценке некоторых приборов для газометрического определения углекислоты в воздухе".
Сулима-Самойло Андрей Фомич (1874-1933) Работая в гигиеническй лаборатории С. В. Шидловского в 1904 году защитил в Военно-медицинской

Слайд 12 Варнава Ефимович Игнатьев (1867-1927) – советский учёный в области гигиены

детей и подростков (школьной гигиены).  В. Е. Игнатьев с преподавателями

и студентами, 1920 г.
 Варнава Ефимович Игнатьев (1867-1927) – советский учёный в области гигиены детей и подростков (школьной гигиены).   В.

Слайд 13С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической

культуры им. П. Ф. Лесгафта руководил В. А. Волжинский. Именно

его труды послужили научно-методической основой курса гигиены в институтах физической культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинский сформулировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.
В Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта научные исследования в области гигиены физического воспитания и спорта проводились также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л. И. Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигиенической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Центральном институте физической культуры.
С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта руководил В.

Слайд 14Лидия Ивановна Чулицкая (1868-1938 гг.) – видный ученый, крупный специалист

по гигиене детского возраста.

Лидия Ивановна Чулицкая (1868-1938 гг.) – видный ученый, крупный специалист по гигиене детского возраста.

Слайд 15Минх Алексей Алексеевич (1904-1984). Профессор Минх А.А. в 1932 году

организовал в ГИФО им. П.Ф.Лесгафта гигиеническую лабораторию. Он же написал

ряд  учебников и монографий по гигиене.
Минх Алексей Алексеевич (1904-1984).  Профессор Минх А.А. в 1932 году организовал в ГИФО им. П.Ф.Лесгафта гигиеническую

Слайд 16В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического

воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания

НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И. Абросимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.
В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе

Слайд 17Физическое воспитание – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений,

гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня

физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, воспитания умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности, прежде всего к труду и военному делу.
Физическое воспитание – это серьезнейший педагогический процесс, полностью направленный на постоянное совершенствование форм и функций человеческого организма, формирования у него самых разнообразных двигательных умений, навыков, знаний, так или иначе связанных с ними и развития физических качеств.
Процесс физического воспитания является неотьемлимой частью школьного образования.
Физическое воспитание – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для

Слайд 18Физическое воспитание – неотъемлемая часть общего воспитания личности школьника.
Способствуя

формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость,

ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.
Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на деятельности с большим калорическим и механическим эффектом.
Оно состоит из многократных и целесообразных повторений в организме происходят изменения, ведущие к повышению его функциональных возможностей и способности быстро мобилизовать эти возможности для максимальных напряжений.
Под функциональными возможностями той или иной системы организма понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимально возможной величиной ее во время работы с предельными нагрузками.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть общего воспитания личности школьника. Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как

Слайд 19В задачи физического воспитания детей и подростков входят:
Укрепление здоровья, улучшение

физического развития и повышение сопротивляемости организма неблагоприятным влиянием внешней среды.
Формирование

основных двигательных навыков, развитие координации движений, выработка быстроты, выносливости, силы, ловкости и закаленности организма.
Развитие волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
Привитие навыка к систематическим занятиям физическими упражнениями и закаливанию.
Обеспечение подготовки к сдаче норм и освоение отдельных видов спорта.
Привитие знаний по вопросам гигиены физических упражнений и спорта, профилактики травматизма, навыков самоконтроля.
В задачи физического воспитания детей и подростков входят:Укрепление здоровья, улучшение физического развития и повышение сопротивляемости организма неблагоприятным

Слайд 20Решение всех перечисленных задач тесно связано между собой, однако доминирующее

значение имеет оздоровление детей и подростков.
Оздоровительная роль физического воспитания

заключается в следующем:
Повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости.
Стимулирование процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма, на повышении его биологической надежности.
Решение всех перечисленных задач тесно связано между собой, однако доминирующее значение имеет оздоровление детей и подростков. Оздоровительная

Слайд 214. Совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающем устойчивость к простудным заболеваниям.
5. Своевременное

формирование двигательного анализатора и специфическом стимулировании развития основных физических качеств

(сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает нормальную работоспособность организма.
6. Нормализации нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекции врожденных или приобретенных дефектов физического развития, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
7. Повышении тонуса коры большого мозга и создании положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья.

4. Совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающем устойчивость к простудным заболеваниям.5. Своевременное формирование двигательного анализатора и специфическом стимулировании развития

Слайд 22Однако физическое воспитание оказывает разностороннее благоприятное влияние только в том

случае, если оно осуществляется на научной основе. В противном случае

оно не только не дает оздоровительного эффекта, но и создает предпосылки для возникновения патологических сдвигов в организме.

Гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания детей и подростков является:
Наличие оптимального двигательного режима с учетом потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей.
Дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков.
Систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, способствующих гармоническому развитию, охране и укрепления здоровья.
Создание благоприятных условий внешней среды во время занятий физической культурой и спортом.
Однако физическое воспитание оказывает разностороннее благоприятное влияние только в том случае, если оно осуществляется на научной основе.

Слайд 23Правильно построенное физическое воспитание основано на тренировке организма.
Тренировка – процесс

систематического упражнения организма и воздействия на него с целью непрерывного

повышения функциональных возможностей органов, систем органов и организма в целом. Тренировка служит основой выработки двигательного навыка и координации движения, а также закаливания организма. Непременным условием тренировки является соблюдение гигиенического режима и постоянный врачебный контроль.
В результате тренировки вырабатывается тренированность организма, т. е. состояние, которое характеризуется прогрессивными функциональными и структурными изменениями, происшедшими в организме под влиянием многократно совершаемой мышечной работы или проведения закаливающих процедур.

Правильно построенное физическое воспитание основано на тренировке организма.Тренировка – процесс систематического упражнения организма и воздействия на него

Слайд 24Комплексность характеризуется одновременным применением разных средств физического воспитания, используемых с

учетом возраста и пола детей, что проявляется включением в программу

занятий более или менее широкого круга упражнений и закаливающих процедур. Необходимость развития различных физических качеств заставляет разнообразить занятия, сочетая специальную и общую физическую подготовку.
Постепенный переход от малых нагрузок к большим вырабатывает тренированность и не вызывает перенапряжения организма. В зависимости от вида упражнения или закаливающей процедуры увеличение нагрузки касается интенсивности или длительности действий, их быстроты и сложности. Постепенное увеличение нагрузки проводится либо до предела, доступного занимающемуся, либо ограничивается нормами, обусловленными возрастом, полом и состоянием здоровья.
Комплексность характеризуется одновременным применением разных средств физического воспитания, используемых с учетом возраста и пола детей, что проявляется

Слайд 25В физическом воспитании важна систематичность. Если раздражитель с некоторым постоянством

действует более или менее продолжительное время, вырабатывается устойчивая условно-рефлекторная реакция.

При недостаточном закреплении эффект влияния физического воспитания на организм снимается. Регулярность упражнений и закаливающих процедур требует чередования нагрузок и отдыха. В основе этого положения лежат закономерности утомления и восстановления, а также механизм формирования новых временных связей.

В физическом воспитании важна систематичность. Если раздражитель с некоторым постоянством действует более или менее продолжительное время, вырабатывается

Слайд 26К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, подвижные игры и

подвижные развлечения, спортивные игры, естественные движения, воздушные и солнечно-воздушные ванны,

водные процедуры, а также массаж.
Средства физического воспитания могут быть представлены в различных формах. Так, физические упражнения могут быть использованы в форме утренней гимнастики, гимнастики до уроков. Спортивные игры могут проходить в форме спортивных развлечений и занятием спортом.
К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, подвижные игры и подвижные развлечения, спортивные игры, естественные движения, воздушные

Слайд 27Систему взаимосвязанных организационных форм физического воспитания школьников составляют:
Уроки по физической

культуре являются основной формой физического воспитания.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного

дня.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе.
Внешкольная спортивно-массовая работа.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах и в парках.
Систему взаимосвязанных организационных форм физического воспитания школьников составляют:Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания.Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Слайд 32Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки)

называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность

ребенка в движении (кинезофилия).
Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять

Слайд 33Суточная двигательная активность -  это сумма движений, выполняемых ребенком в

процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая

во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количеству локомоций (шагов), величине энерготрат и изменениям ЧСС.

Суточная двигательная активность -  это сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания;

Слайд 34Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме – от

адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких изменений

(предпатологические и патологические состояния): развития астенического синдрома, снижения функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.
Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме – от адаптации к низкому уровню двигательной активности до

Слайд 35Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи

с ранней спортивной специализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико-адреналовой

системы, дефицит белка и снижение иммунитета.

Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут

Слайд 48Благодарю за Ваше внимание!!!

Благодарю за Ваше внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика