Слайд 1Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
Выполнила: Мусаханова З.Ж.
Группа: 349-1
Факультет: Общая
медицина
Проверила: Исмаилова М.М.
Кафедра: Медицинской биофизики и биостатистики
Тема: Оценка продолжительности воздействия
фактора риска на человека.
Слайд 2План
- Введение
- Оценка риска для здоровья человека
1) Этапы оценки
риска
2) Передача информации о риске
3) Применение концепции оценки риска в
сравнительном анализе рисков
4) Ранжирование канцерогенных и не канцерогенных рисков
- Заключение
Слайд 3Введение
В настоящее время ученые всех стран мира обращают внимание на
крайне медленный прогресс в профилактике, диагностике и лечении заболеваний, в
этиологии которых присутствует экологический компонент. Это связано не только с отсутствием или недостаточностью знаний о механизмах взаимодействия между организмом человека и факторами окружающей среды на молекулярном уровне или факторах, определяющих генетическую предрасположенность к тем или иным заболеваниям, но и существовавшим длительное время жестким нормативным подходом в практической гигиене, ставящим акцент на изучении факторов окружающей среды, а не здоровья человека, не на анализе зависимости между здоровьем и качеством среды.
Слайд 4Риск
Риск - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Термин "правдоподобие" отражает
то обстоятельство, что риск может быть выражен не только количественно
в масштабе от 1 до 0, но и полу количественно или даже качественно. О возникновении риска правомерно говорить, если, во-первых, установлена научно аргументированная связь между развитием нарушения состояния здоровья и анализируемым фактором (т. е. когда исследуемый фактор обладает опасными свойствами), а во-вторых, если имеется воздействие данного фактора на чувствительный к нему организм. Риска без воздействия не существует.
Слайд 5Оценка риска для здоровья человека
Оценка риска для здоровья человека –это
“оценка токсичности вещества и условий экспозиции для того чтобы установить
степень и особенности его вредного воздействия на здоровье людей “
Слайд 6Традиционно процесс оценки риска подразделяется на 4 этапа:
Этап 1 –
Определение опасности – оценка доступных доказательств присутствия и опасности загрязняющих
веществ, способных вызвать вредное воздействие.
Этап 2 - Оценка зависимости “доза – ответ” , определяющая степень воздействия различных доз.
Этап 3 - Оценка экспозиции – оценивается величина, длительность и частота экспозиции человека загрязнителем и число людей, подвергающихся воздействию химического вещества различными путями.
Этап 4 - Характеристика риска – соединение информации, полученной от определения опасности, оценки “доза-ответ” и оценки экспозиции для оценки риска, связанного с каждым сценарием рассматриваемого воздействия, и представление информации о неопределенностях или допущениях в проведении анализа лицам, принимающим решения в области охраны окружающей среды и здоровья населения.
Слайд 7определение опасности (вредности):
какие факторы, при каких уровнях и путях воздействия,
из каких сред могут вызвать неблагоприятные последствия для здоровья человека,
насколько правдоподобна и подтверждена ассоциация между фактором и заболеванием. На данном этапе определяются конкретные проблемы и приоритетные задачи, а также намечаются пути их решения.
Слайд 8Установление зависимости "доза - ответ"
Выявление связи между состоянием здоровья (например,
долей лиц, у которых развилось определенное заболевание) и уровнями экспозиции.
Данный анализ проводится раздельно для канцерогенов и веществ, не обладающих канцерогенным действием.
Слайд 9Оценка экспозиции
(характеристика источников загрязнения, маршрутов движения загрязняющих веществ от источника
к человеку, пути и точки воздействия, уровни экспозиции и др.).
Целью
данного этапа является определение доз и экспозиций, воздействовавших в прошлом, воздействующих в настоящем или тех, которые возможно будут воздействовать в будущем, установление уровней экспозиции для популяции в целом и ее отдельных субпопуляций, включая сверхчувствительные группы.
Слайд 10Характеристика риска
Анализ всех полученных данных, расчетов рисков для популяции и
ее отдельных подгрупп, сравнение рисков с допустимыми (приемлемыми) уровнями, сравнительная
оценка и ранжирование различных рисков по степени их статистической, медико-биологической и социальной значимости. Цель данного этапа - установление медицинских приоритетов и тех рисков, которые должны быть предотвращены или снижены до приемлемого для данного общества уровня.
Слайд 12Передача информации о риске
По завершении оценки риска все полученные данные
и рекомендации передаются органам, отвечающим за управление риском, которые на
их основе разрабатывают с учетом экономических, политических, социальных и других мотивов методы предотвращения или снижения риска, устанавливают при необходимости динамический контроль за уровнями рисков, экспозиций и состоянием здоровья населения. Этот раздел методологии оценки риска получил название "управление риском".
Слайд 13Применение концепции оценки риска в сравнительном анализе рисков
Сравнительный анализ риска
включает дополнительный компонент оценки риска, который позволяет проводить сравнение рисков,
прибегая к относительному ранжированию рисков для здоровья человека, по различным экологическим проблемам территории. Так как невозможно провести оценку риска для всех загрязнителей и путей поступления их в организм для каждой экологической проблемы региона, сравнительный анализ риска обычно рекомендует провести за следующие шесть этапов:
Слайд 14Этапы сравнительного анализа риска
-выбрать те вредные загрязнители, которые являются представительными
для каждой экологической проблемы данной территории;
-определить типичный сценарий воздействия для
отобранных веществ;
-рассчитать риски для этих сценариев, используя стандартные методы и доступные данные о токсичности веществ и “доза-ответных” зависимостях;
-экстраполировать результаты для выбранных веществ и сценариев экспозиции на остальные проблемы территории;
-сравнить информацию о канцерогенном и неканцерогенном рисках по каждой проблеме территории;
-соединить канцерогенные и неканцерогенные риски.
Слайд 15Конечно, на практике при применении сравнительного анализа рисков не всегда
так четко шаг за шагом можно выполнять этот процесс. Наиболее
типична ситуация, когда эти различные фазы взаимоувязаны между собой.
Слайд 16Методы, используемые для анализа проблем региона, являются различными из-за различного
типа доступных данных. Например, если данные о заболеваемости доступны, то
“ответ” может быть непосредственно определен и нет необходимости использовать зависимость “доза-ответ” и проводить оценку экспозиции. Также, если существуют исследования, результаты которых могут быть использованы для определения рисков и для выявления основных проблем региона, то процесс является более упрощенным. В основном используются три типа данных в проектах сравнительного анализа рисков: данные о заболеваемости и смертности, данные об исследованиях и данные об оценке риска.
Слайд 17Ранжирование канцерогенных и не канцерогенных рисков
ЛПР по результатам оценки риска,
характеризующим каждую проблему территории, должны ранжировать их на основе рангов,
которые они занимают. Однако, простое ранжирование на основе количественных оценок не всегда возможно. Канцерогенный и неканцерогенный риски практически трудно соединить, так как используются разные единицы измерения рисков. Кроме того имеется много неопределенностей в оценке риска, которые не могут быть учтены, но которые могут гарантировать качественное сравнение в процессе ранжирования.
Слайд 18Ранжирование канцерогенного риска
При ранжировании проблем региона рассматриваются как количественные, так
и неколичественные факторы, определяя их относительную важность. В результате в
процессе ранжирования учитываются следующие показатели.
Слайд 19Количественные:
Индивидуальный риск – различия в оценке индивидуальных пожизненных рисков также
важны.
Чувствительные подгруппы - проблемам окружающей среды, которые занимают относительно
большие риски, уделяется повышенное внимание и подверженное население тщательно анализируется при ранжировании процесса, вместе с тем необходимо гарантировать, что решения, основанные на средних рисках, также учитывают риски для чувствительных субпопуляций (групп).
Слайд 20Неколичественные:
Пропуски в анализе – невозможно учесть все аспекты анализа каждой
проблемы региона и поэтому отдельные важные проблемы будут более тщательно
проанализированы, чем другие. Поэтому, важно определить пробелы в анализе и оценить как завершить полный анализ рисков. Если какая-то проблема региона имеет существенные пробелы, то это должно быть рассмотрено в процессе ранжирования.
Качество данных и анализа – многие факторы могут влиять на качество данных и анализ и гарантировать качественное изучение их в окончательном ранжировании. Так, на данные о токсичности и данные об экспозиции влияет много факторов. Например, качество медицинского обслуживания, воздушный и биологический мониторинги, экспериментальные и эпидемиологические данные.
Неопределенности – пробелы в анализе и данных являются составляющими неопределенностей. Количественная оценка неопределенностей связана с оценкой концентрации и численности населения, которая должна быть учтена в процессе ранжирования.
Слайд 21Ранжирование неканцерогенного риска.
Ранжирование экологических проблем с использованием оценки неканцерогенного риска
также проводится с анализом количественных и неколичественных показателей, что и
определяет их относительную важность. Ранжирование неканцерогенных рисков является более сложным, чем ранжирование канцерогенных рисков, из-за разнообразия неканцерогенных эффектов на здоровье и наличия трудностей при определении возможного дополнительного числа случаев заболеваний от воздействия экологических факторов риска. Поэтому в процессе ранжирования неканцерогенного риска используется большое число допущений (условностей) в комбинации с информацией о различных показателях. В прошлых исследованиях сравнительного анализа, тяжесть воздействия на здоровье, отношение воздействующей дозы к референсной и число экспонированных людей были основными показателями, на которых основывалось неканцерогенное ранжирование.
Слайд 22Количественные:
Величина превышения воздействующей дозы по отношению к референсной - эта
величина обычно используется для характеристики не канцерогенного риска и выражена
как отношение дозы к референсной дозе . Это важный показатель в ранжировании проблем для не канцерогенных рисков, так как высокие уровни воздействия химических веществ определяют высокую вероятность вредного воздействия на здоровье.
Численность населения, подвергающаяся воздействию химических веществ. Число подверженных людей к не канцерогенам представляет собой население, у которых могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому, этот показатель используется для определения потенциального риска.
Чувствительные подгруппы населения. Расстановка приоритетов должно гарантировать, что решения, принятые на основе анализа общей численности подверженных людей, учитывают численность особо чувствительных подгрупп населения.
Слайд 23Неколичественные:
Тяжесть воздействия на здоровье является важным показателем при ранжировании не
канцерогенных рисков, так как не канцерогенные эффекты имеют широкий спектр
воздействия и тяжесть варьируется от летальных исходов до других менее серьезных, например, физиологических изменений.
Пропуски в анализе. Необходимо проанализировать все аспекты каждой проблемы региона. Важно определить пропуски в анализе и оценить до какой степени учитываются все проблемы региона.
Качество данных и анализа – многие факторы могут влиять на качество данных и их анализ и надо быть уверенным и гарантировать точное распределение проблем при окончательном ранжировании. Данные о токсичности веществ и об экспозиции зависят от качества медицинской помощи и результатов исследований воздушного и биологического мониторингов. Результаты экспериментальных данных, полученные на животных , также отличаются от эпидемиологических данных.
Неопределенности. Пробелы в анализе и данных являются составляющими неопределенностей. Количественная оценка неопределенностей зависит от оценки концентраций и численности населения и она должна быть учтена в процессе ранжирования. Если такие оценки не могут быть учтены, то ожидаемые потенциальные ошибки должны быть, по крайней мере, представлены ЛПР.
Слайд 24Заключение
Буквально каждый шаг в оценке риска связан с необходимостью решения
целого ряда научно-методических вопросов. Причем, если некоторые из этих вопросов
обусловлены несовершенством существующей системы сбора информации о факторах окружающей среды и состоянии здоровья населения, то другие по своей сути являются фундаментальными и пока далеко не полностью решенными научными гигиеническими и общемедицинскими проблемами. Разработка и совершенствование научных основ методологии оценки риска сегодня, наверное, более важны, чем внедрение ее отдельных элементов в практику. Научно-методические задачи в этой области можно разделить на краткосрочные и долгосрочные, перспективные задачи.
Слайд 25Список использованной литературы
http://ehc.h1.ru/txt/rus/risk2/cra1.htm
http://pubhealth.spb.ru/ECOLDIST/riskeval.htm
http://erh.ru/n_pub/n_pub03.php