Слайд 2Кружки раннего развития, онлайн-образование для малышей и английский с пеленок
— современные родители очень рано сталкиваются с вопросом «куда бежать,
чтобы все успеть?!»
Слайд 3Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от
неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если
родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам.
Слайд 4Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и
в лучшем случае — разговора со школьным психологом. Еще советы
исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.
Слайд 5Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она
нужна. Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную
поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.
Определиться со склонностями помогает выбор дополнительных занятий. В дошкольном и младшем школьном возрасте пробовать новые и искать интересные занятия можно бесконечно — на это есть время. Важно прислушиваться к желаниям ребенка. В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.
Слайд 6Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут
рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если
ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.
Слайд 7Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями.
Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и
сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.
Слайд 8В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это
время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее
всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.
Слайд 9Отказ от занятий — повод вместе с ребенком проанализировать причину,
помочь разобраться и осознать, при помощи каких инструментов происходит выбор.
Что на него влияет: личные склонности или, например, преподаватель и его манера общения. Не все одинаково хорошо умеют учить малышей. В этом возрасте начинать и бросать дополнительные занятия можно столько, сколько это нужно ребенку. Принцип «раз начал — заканчивай» здесь только вредит.
Слайд 10Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за
предстоящих экзаменов и нагнетают ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается
в священную цель всех предыдущих лет учебы. Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем.
Слайд 11К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил
много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться
другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор.
Слайд 12Но выбор вуза — это не последний шаг на пути
к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе
не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.
Слайд 13Для современных подростков выбором профессии стоит заняться с 14 лет,
раньше не стоит приступать к таковой «профориентации» в полном смысле
слова. Однако, раньше сидеть без дела тоже не стоит. Ребенку нужно помочь собрать максимально много информации о мире, о своих способностях, возможностях, не фокусируясь на чём-то одном. Чем больше информации он сможет получить до этого возраста, тем проще будет ему выбрать профессию.
Слайд 14Обратите внимание, какие предметы в школе удаются ребенку особенно легко,
даже если это физкультура. Интересуйтесь у учителей и ведущих секций
об успехах вашего чада. И старайтесь получить максимально полную информацию от педагогов – что у него получается, а что нет, видят ли они вашего ребенка в будущем в этой сфере.
Если ребенок сам выбрал кружок, просит куда-то его отвести и попробовать новое занятие – всегда поддерживайте его.
Слайд 15Разберитесь, какие профессии востребованы
Только на самом деле востребованы, а не
«престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги.
Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.
Слайд 16Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования
к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты
недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.
Слайд 17В столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку
и понимание со стороны родителей и окружающих. Прислушиваясь к себе
и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.