Слайд 1Классификация федераций
Выполнила Карлова Валерия
Группа ЮРб-1901-01-00
Слайд 2Федерация – это форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями,
обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Слайд 3Многообразие подходов к изучению такого сложного феномена, как федеративное устройство
государств, вызывает среди исследователей острые дискуссии по вопросам, касающимся классификации
федераций. Выделение видов федераций является необходимым для изучения особенностей проявления этого феномена в разных странах. Виды федераций позволяют подразделить все существующие государства с федеративным государственным устройством на определенные группы, выявить их общие черты и вычленить уникальность каждого из них.
Классифицировать модели федераций можно по целому ряду критериев.
Слайд 4Самой распространенной в настоящее время является типология федераций по способу
формирования федерации, в зависимости от вида нормативного правового акта, учредившего
федеративное государство. В соответствии с данным критерием принято выделять: договорные и конституционные.
Слайд 5Договорные, или центростремительные, федерации создаются преимущественно снизу, на основе договорных отношений
между политиями. Отличительным признаком является учредительный договор между региональными сообществами. К
этому типу федераций относятся США, Швейцария, которые называют классическими федерациями. Примером договорной федерации следует считать и ОАЭ. На этапе становления федерации договорные отношения активно использовались в Аргентине. Как правило, в договорных федерациях субъекты отличаются более высоким уровнем политической автономии.
Конституционные, или центробежные, федерации создаются сверху, в результате конституционной реорганизации территории и изменения модели территориально-государственного строительства. К этой группе относятся Германия, Индия, Пакистан, Мексика. Конституционные федерации могут не считаться классическими с точки зрения глубины их истории, но в то же время становятся наиболее распространенным типом. Их появление соответствует современным тенденциям децентрализации в унитарных государствах.
Слайд 6Четко отделить два типа федераций на самом деле невозможно, и
можно говорить о переходных типах конституционно-договорных федераций. Например, федерации могут формироваться на
договорных началах, а потом их могут воссоздать или преобразовать с помощью конституционной реорганизации и, возможно, с новыми межрегиональными границами (Германия, Австрия). В конституционных федерациях могут использоваться договорные формы, но договорные отношения между центром и регионами (или между отдельными регионами) не обязательно носят характер учредительного договора, создающего федерацию. Даже США не являются чистым примером договорной федерации, поскольку договорной принцип в полной мере относится только к 13 первоначальным штатам.
Слайд 7Однородность субъектов федерации с точки зрения их государственно-правовой природы и
различий в статусе является еще одним основанием типологизации федераций. По
этому критерию можно выделить: симметричные и асимметричные. Это деление обуславливается их конституционно-правовым статусом однородных по природе и равных по статусу.
Слайд 8Симметричная федерация означает однородность и равноправие составляющих ее субъектов (например,
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, США, Германия, Австрия). Симметричная федерация более
стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статуса субъектов. В настоящее время абсолютно симметричных федерации с юридической точки зрения фактически не существует. В мировой практике наблюдаются тенденции развития асимметрии в федеративных отношениях симметричных государств.
В асимметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен. Асимметрия может приобретать в федерациях различные формы: наряду с субъектами федерации могут присутствовать другие территориальные образования (провинции и территории в Канаде, штаты и ассоциированное государство Пуэрто-Рико в США) или же федерация включает только субъекты. Однако фактически такие субъекты имеют разные статусы (например, в России автономные республики и округа, области, края и города федерального значения имеют различный конституционно-правовой статус. Так, такие формально равные субъекты федерации, как Ярославская область и республика Карелия, фактически по своему статусу отличаются). Иногда в федерациях особым статусом пользуются резервации для коренного населения (они находятся в составе штатов, но их положение регулируется федеральным законодательством, такие резервации есть в США, Австралии).
Слайд 9По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные, национальные, смешанные (комбинированные).
В территориальных федерациях используется территориальный географический
признак, они составляют большинство (например, США, Германия, Австрия, Бразилия, Аргентина,
Венесуэла). Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации.
В национальных - национальный признак (например, Бельгия, Пакистан, Нигерия, Чехословакия, Югославия, бывшие федерации СССР). Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований (Чехословакия).
В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам и организованы на смешанной национально-территориальной основе (например, Россия, Швейцария, Канада).
Слайд 10Поскольку разделение государственной власти между федеративным государством и составляющими его
субъектами, является сутью федеративной формы, в зависимости от принципа разделения
государственной власти, способа определения самого объема власти для разных ее уровней можно выделить федерации централизованные (Аргентина, Индия, Германия, Россия) и децентрализованные (США, Швейцария, которая продолжает именовать себя конфедерацией, но по сути уже давно является децентрализованной федерацией). В реальности трудно найти «чистую» централизованную или нецентрализованную федерацию, все многообразие их разновидностей располагается между этими противоположными полюсами. Сегодня можно говорить лишь о степени централизации или децентрализации власти в конкретном федеративном государстве.
Слайд 11В зависимости от типа взаимодействия между центральной и региональной властью
выделяют дуалистическую и кооперативную федерации. Сущность теории дуалистической федерации заключается в разделении власти в
федеративном государстве таким образом, чтобы оба уровня управления были независимыми друг от друга и обладали самостоятельным статусом, установленным в конституции. Отсюда концепция дуалистического федерализма строится на двойственности суверенитета в федерации: суверенитет федеративного образования и его членов. Феномен дуалистического федерализма объясняется достаточной сложностью и длительностью процесса федерализации, когда регионы не согласны уступить центру значительный объем полномочий. Именно по подобному пути пошли США, ее основой было строго фиксированное на конституционном уровне разделение функций и полномочий между центральной властью и властями штатов.
Слайд 12Сотрудничество, и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при
осуществлении определенных социально значимых государственных функций, получила наименование кооперативной федерации.
В настоящее время практически все государства с федеративной формой государственного устройства являются кооперативными по своей природе. Так, Индия, сформировавшаяся в отличие от США не «снизу», а смешанным образом (при участии индийской элиты и масс и с вынужденного разрешения британских колониальных властей), демонстрирует изначально не дуалистический, а кооперативный федерализм. В конкретных исторических условиях автономность штатов была Индии категорически противопоказана.
Слайд 13Некоторые авторы выделяют также еще один вид- «мягкая федерация», - федерация,
субъекты которой имеют свободное право выхода из состава (сецессия). Реально
существующие мягкие федерации - Босния и Герцеговина, а также неофициально - Европейский Союз. Некоторые исследователи считают, что еще один кандидат в «мягкие федерации» - союз России и Белоруссии.
Слайд 14В ряду относительно новых моделей федерализма появились бюджетный и экономический
федерализм. Первый сводится к бюджетной политике в федеративном государстве. А
экономический федерализм обычно определяется как способ воспроизводства многонационального российского гражданского общества по его политической и социально-экономической структуре. Выделяют также генезисный подход к выделению федерации на: западно-европейскую (классическая - германская), североамериканскую, латиноамериканскую, островную, афро-азиатскую, нигерийскую, российскую типы федераций, которые отличаются по своим специфическим траекториям развития.
Слайд 15Таким образом, можно смело утверждать, что в настоящее время в
мире существует многообразие моделей федераций. Изучая процесс федерализации, протекавший в
различное время в различных государствах, можно определить его общие и особенные черты, а также дать классификацию его вариантов. Спецификой федеративной формы государственного устройства обусловлено взаимодействие центра и регионов, обеспечения целесообразных в данных условиях методов управления между уровнями власти. Если же федерация не соответствует политическим и правовым реалиям в государстве, это приведет к его развалу.