Слайд 2КЛАССИЦИЗМ
- художественное направление в европейском искусстве
XVII —XIX вв., ориентированное на идеалы античной классики
П.К. Клодт. Укротитель коня .
Аничков мост. Санкт-Петербург
Слайд 3Классицизм от лат. classicus — «образцовый»
В основе лежат идеи рационализма
Рационализм (от лат. ratio — разум) метод, согласно которому
основой познания и действия людей является разум
К. Росси. Александринский театр.
Санкт-
Петербург. 1832 г.
Слайд 5ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА
Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства
и долга.
Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной
идее.
Следование античности как образцу.
Подражание “украшенной” природе.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
Главная категория – красота.
Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
Слайд 6КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ
возник в XVII веке, как оппозиция стилю барокко
Следование образцовой классике античности;
Стремление к изображению мира, основанного на высших,
незыблемых законах разума;
Идеализация сущности природы и человека;
Строгая уравновешенность, четкость, пластичность форм.
Клод Лоррен, 1648
Отплытие царицы Савской
Слайд 7произведения
«Аркадские пастухи»,
«Пейзаж с Полифемом» и др.
Серия «Времена суток» и др.
Серия
«История Александра
Македонского» и др.
художники
Николай Пуссен
(1594-1665)
Клод Лоррен
(1600-1682)
Шарль Лебрен
(1619-1690)
ФРАНЦУЗСКИЙ КЛАССИЦИЗМ
Слайд 8Французские художники классицисты
Клод Лоррен. Пейзаж
ОСНОВНЫЕ «СХЕМЫ» ЖИВОПИСИ
кулисное построение пространства
система трех планов
смена цветовых планов в картине: теплые
коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана
Слайд 9Клод Лоррен. Деревенский праздник.
Слайд 11Н.Пуссен
«Пастухи Аркадии»
«Вдохновение поэта»
«Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь…
Мое естество влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные,
избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету.» Н. Пуссен
Слайд 12Н.Пуссен «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой»
Слайд 13Клод Лоррен
«Отплытие царицы Савской»
Слайд 14«Вечер»
«Гавань при закате солнца»
Слайд 15Художники:
Грёз Жан Батист
Гро Антуан Жан
Давид Жак Луи
Жером Жан-Леон
Каналетто Антонио
Пуссен
Никола
Тьеполо Джованни
Шарден Жан Батист
Энгр Жан Доминик
Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик
(1780-1867),
"Ромул - победитель Акрона"1812
Давид "Клятва Горациев" (1784),
Слайд 16Пуссен. Аркадские пастухи. (1629 - 1630). Четсворт. Собрание герцога Девонширского.
Аркадские
пастухи, или ’Et in Arcadia Ego’ (И я был в
Аркадии)
Слайд 17Образ героического человека как эталон для отбора выразительных умозрительных моделей
в полной степени проявился в нашумевших в своё время в
обстановке приближающейся Великой Французской революции знаменитых композициях Давида "Клятва Горациев" (1784), "Смерть Сократа" (1787) и "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей" (1789).
По словам Ж.Б. Мольера Ж.Л. Давид «вернул французскому искусству вкус к героическому»?
Слайд 19Ликторы приносят Бруту тела его сыновей" (1789).
Слайд 20Академии впервые возникли в Италии в 16 в.:
«Академия идущих
по истинному пути» в Болонье, основана братьями Лодовико, Агостино и
Аннибале Карраччи в 1585 г.;
Академия Св. Луки в Риме, основана живописцем, представителем маньеризма Ф. Цуккаро в 1593 г., всего ок. 500 академий.
В 1648 г. была организована Королевская академия живописи и скульптуры в Париже,
по образцу которой в 17–18 вв. создаются академии в Вене (1692),
Берлине (1694),
Лондоне (1768),
а также Петербургская академия художеств в России (1757).
Обучение в академиях преследовало цель сохранения традиций античности и эпохи Возрождения в искусстве, следования классическим образцам.
Апологеты классицизма даже организовали специальные учреждения (художественные академии), целью которых было обучение молодых художников нормативам классицистического идеала.
Испания. Королевская Академия художеств Сан Фернанд
Королевская академия живописи и скульптуры в Париже
Слайд 21Содержательные нормативы классицистического идеала.
1) античные (по преимуществу) и
(реже) библейские сюжеты, демонстрирующие значение героических действий.
Использование среди античных
сюжетов как мифологических, так и исторических, но с акцентом на последние, ввиду их особого удобства для показа героических поступков.
Античный герой должен был стать образцом этического поведения.
Пуссен "Вдохновение поэта"
1636-1638, Лувр, Париж
Слайд 22Интерес к античным сюжетам сочетался с отсутствием интереса к сюжетам
современным.
Это мотивировалось тем, что они якобы недостаточно героичны, чтобы
быть достойными изображения.
Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик (1780-1867),
"Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса" 1801, Лувр, Париж
Давид даже утверждал, что "битвы империи (наполеоновские войны) могут быть предметом лишь случайных картин, а не серьезных художественных произведений исторического жанра».
А известный теоретик классицизма де Лересс писал: "Придать благородство современному так же невозможно, как превратить осла в лошадь
Слайд 232) культ антигедонистического героического начала в жизни и в связи
с этим настойчивое изображение победы добродетели над пороком (и никоим
образом не наоборот) .
Такая установка предполагает культ морального закона и приоритет общественного перед личным;
Тьеполо (Tiepolo) Джованни Баттиста (1696-1770,"Добродетель, венчающая честь" 1734
Слайд 243) культ порядка и покоя (устойчивости). Очень интересна аргументация теоретиков
классицизма в пользу этого норматива.
Её вкратце можно свети к
следующим тезисам:
а) спокойствие, в том числе отсутствие суетливости даже в критических ситуациях
Тьеполо (Tiepolo) Джованни Баттиста "Cвятая, спасающая город от чумы" (фрагм) 1759, Дуомо, Уесте, Италия
Слайд 25б) только покой позволяет четко отделить существенное от второстепенного.
Только
покой дает возможность адекватно выразить рациональную сущность вещей "разумное" в
природе - есть "спокойное" (Гегель).
Таким образом, одним из важнейших требований классицистического идеала стало укрощение динамического пыла барокко - на смену динамизации всех вещей пришло их умиротворение;
Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665), "Пейзаж с Орфеем и Эвридикой" 1648
Слайд 264) предпочтение историческому жанру, аллегорическому портрету и ню и резкое
падение интереса к бытовому жанру, пейзажу и натюрморту.
Природа "низменна",
и "бездушна".
Такой вывод был, по-своему, вполне правомерным, если учесть, что героические поступки мог совершать только человек, а не природа. Но она может быть подходящим или неподходящим фоном для таких подвигов.
Так возник классицистический героический пейзаж, на который было распространено требование "благородной простоты и спокойного величия";
Н. Пуссен "Подвиги Ринальдо« 1628
Слайд 285) культ человеческого тела как высшего проявления рациональной сущности в
материальных вещах.
Так как современный костюм считался серьезнейшим препятствием для
достижения "пластической красоты", необходимой для самовыражения мирового разума, то оставались две возможности: либо античный костюм, античный же костюм признавался неприличным в жизни и единственно красивым в искусстве либо ню.
Давид Леонид I и спартанцы при Фермопилах, 1814
Поскольку необходимой принадлежностью героя является кристальная моральная чистота, то последовательная героизация человеческого тела должна привести к требованию его кристальной целомудренности.
Последняя же исключает какие бы то ни было проявления эротизма .
Женские ню при этом уподобляются фигурам весталок - жриц древнеримской богини Весты, которая была покровительницей жертвенного огня. Так как весталки должны были следить за стабильностью и чистотой этого огня, то они давали обет безбрачия и целомудрия. Жертва личным счастьем ради служения божеству не могла не рассматриваться как героический поступок. Неудивительно поэтому, что героизация женских ню шла по линии приписывания им целомудренности;
Слайд 30Давид
Венера и грации обманывают Марса
Слайд 316) строгая регламентация поведения героев. Четкое определение в связи с
этим эталона "героических" действий - позы, жесты, движения, выражение глаз,
мимика и т.п.
Давид
Андромаха у тела Гектора, 1783
Музей Лувр, Париж
Слайд 327) повышенный интерес к аллегоризму.
Последнее связано с пренебрежительным отношением
к современности и стремлением поднять рейтинг современников до уровня античных
героев, т.е. "превратить осла в лошадь".
Этим объясняется частое изображение современников в образе античных героев, богов и вообще условных существ.
Давид
Портрет мадам Рекамье
1800
Слайд 33Формальные нормативы классицистического идеала.
1) "Скульптурность" элементов:
а) приоритет линии над краской - четкий,
"холодный" и "певучий" контур. Культ рафинированной линии намечен уже Давидом в его портрете мадам Рекамье и доведен до максимума Энгром в картинах "Большая одалиска" и "Источник";
Слайд 34 б) жесткие требования к рисунку: центральная перспектива; овальные формы
(надо избегать четырехугольных и круглых форм);
исключить параллельные линии и одинаковые
углы;
среди правильных фигур предпочитать равносторонний треугольник;
правильные пропорции (в том числе, золотое сечение); обобщение формы (отбрасывание несущественного, случайного, индивидуального).
Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской
В качестве курьеза можно указать на регламентацию размеров фигур, которую установила Французская академия: покойные персонажи должны изображаться в натуральную величину, а здравствующие - в уменьшенном размере (подобно тому как в эпоху Ренессанса святых рекомендовалось изображать крупно, а обычных людей - мелко);
Слайд 35в) Обязательное наличие светотени.
Клод Лоррен. Святилище в Дельфах. Фрагмент
Слайд 37 г) чистые ("локальные") цвета - избегать смешения красок: "Смешанные
цвета некрасивы, ибо не чисты" (Кант).
Слайд 38 д) исключение резких цветовых контрастов и полное подчинение цвета
линии и форме.
Парис и Елена. 1788 (c) Жак-Луи Давид.
Слайд 392) "Тектоничность" композиции.
Характерный
для классицизма культ порядка, который рассматривается как "подражание разумному в
природе", находит свое наиболее полное выражение в тех требованиях, которые классицистический идеал предъявляет к композиции картины:
а) размещение главных действующих лиц в центре и притом в наиболее выразительной одежде (если таковая имеется);
Бегство в Египет - Николя Пуссен.
Слайд 40б) симметрия и замкнутость, что достигается, как правило, с помощью
пирамидальной или кольцевой композиции.
Для достижения максимальной замкнутости и уравновешенности
всей конструкции из "скульптурных" элементов предлагается подчинить число фигур определенной закономерности: "Хотя и допустимо составлять группы по четным и нечетным числам, всё же... следует - исключить удвоенные четные, каковы 4, 8, 12 и т.д.; допустимы лишь числа, составленные удвоением нечетных..., каковы 6, 10, 14 и т.д., хотя нечетные всегда предпочтительнее»;
Николя Пуссен. Ревекка у колодца с Елиезером, приехавшим сватать ее за Исаака
Слайд 41в) трехплановость построения и обязательная кулисность. Это требование предполагает расчленение
всего композиционного пространства на несколько планов: выделение главной (центральной) группы
и уравновешивающих её двух или нескольких симметричных групп переднего плана (т.н. репуссуары, которые так высмеивал Дидро)
Николя Пуссен. Смерть Германика
Слайд 42г) простота (Простота здесь не предполагает небольшого числа фигур) и
ясность как следствие разумного начала, господствующего в мире.
Это значит,
что в картине не должно быть ничего лишнего и всё должно иметь чёткую аллегорическую интерпретацию;
Жак Луи Давид. Наполеон в облачении императора
Слайд 43д) уподобление картины античному барельефу: "композиция картин должна соответствовать строгому
античному стилю рельефов»
Чеканный композиционный ритм таких рельефов воспринимается как
отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие поступкам человека. Прекрасным образцом реализации этих нормативов может служить "Апофеоз Гомера" Энгра.
Апофеоз Гомера. Жан Огюст Доминик Энгр. 1827 г.
Слайд 443) Классицистическая гармония художественного образа в целом: сочетание, как это
характерно и для Ренессанса, контраста "скульптурных" элементов с равновесием "тектонической"
композиции. Один из самых знаменитых и в то же время наиболее простых примеров такой гармонии демонстрирует Энгр в своем прославленном "Источнике" (1856).
С первого взгляда композиция картины производит странное впечатление: "если мы будем судить о девушке, как о человеке, состоящем из плоти и крови, т.е. реалистически, то обнаружим, что она держит кувшин в исключительно неудобной позе.
Ключ к восприятию специфической гармонии, которая содержится в этой картине, заключается в учете аллегорического характера образа кувшина в живописи классицизма
Энгр "Источник" (1856).
Слайд 45Контраст заключается в противопоставлении образа "закрытой" (недоступной) девушки образу открытого
("доступного") кувшина; тогда как равновесие выражается в соответствии фигуры девушки
образу опрокинутого кувшина с вытекающими из него струями воды.
Воплощение кристальной целомудренности.
Обаяние чистой женственности как источника духовного блаженства и составляет эмоциональное содержание картины.
Слайд 46 Очень характерна в этом отношении оценка всего творчества Ж.Л.Давида
с позиций реалистического идеала:
"Вместо действительного чувства мы находим у
него театральную деланность, вместо страсти - притворный, нередко преувеличенный пафос, не столько вдохновение, сколько холодный расчет ума...
Его композиция отмечается разбросанностью, его фигуры принимают утрированные позы; колорит у него чересчур однообразный... холодный и лишенный тонких нюансов»
Жак Луи Давид. Портрет дочерей Жозефа Бонапарта
Слайд 47Классицистический идеал приводит к специфическому типу красоты, возведенному многими художниками,
критиками, искусствоведами и эстетиками в ранг всеобщего закона.
Это, так
сказать, "простая" красота, которая, в отличие от "сложной" красоты, столь характерной, как мы видели, например, для барокко и рококо, в повседневном жизни и науке нередко называется "элегантностью".
В то же время в истории искусств и истории философии ей был присвоен титул "божественной" красоты.
Клод Лоррен. Отплытие св. Паулы в Остию
Слайд 48Искусствовед Лересс писал, как о чем-то самой собой разумеющемся: "Что
прекрасно? Прямые деревья, красивые перспективы, лазурная атмосфера, изящные фонтаны, великолепные
дворцы в выдержанном стиле, прекрасно сложенные люди, сытые коровы и овцы. Что уродливо? Кривые, старые и полусгнившие деревья, неровная почва, отсутствие дорог, крутые холмы или слишком высокие горы, неуклюжие или разрушенные постройки, развалины, топь, низкие тяжелые облака, а на полях тощий скот и безобразные бродяги»).
Жак-Луи Давид – Наполеон Бонапарт, пересекающий перевал Сен-Бернар 20 мая 1800 г.
Лоррен Клод – Аполлон и музы на горе Геликон (Парнас)
Слайд 49КЛАССИЦИЗМ В СКУЛЬПТУРЕ
Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII
века послужили археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об
античном ваянии.
Торвальдсен Бертель
Геба, 1806
Слайд 50Анто́нио Кано́ва
АМУР И ПСИХЕЯ
(Лувр)
При жизни имел репутацию самого значительного из
скульпторов новейшего времени.
Слайд 51Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что
вступало в противоречие с принятыми нормами морали.
Получили широкое распространение публичные
памятники
возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей.
Слайд 52Деятели современности изображались в виде обнажённых античных богов
Козловский М.И.
Памятник Суворову
А.В.
Антонио Канова
Полина Бонапарте в облике поуобнажённой Венеры
Слайд 53Изображение деятелей современности в античных тогах
А.Канова Наполеон как Марс-миротворец. Апсли Хауз,
Лондон
Ж Гудон Портрет Вольтера в тоге
Скульптура эпохи классицизма была
призвана украшать интерьер дома, служить идеальным образцом, безупречной усладой для взора. Одновременно с этим, содержание многих скульптур носит гражданский, патриотический характер, присущий всему направлению классицизма.
Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).
Слайд 54Сюжеты скульптуры во многом повторяют греческую и римскую мифологии, есть
откровенные реплики работ античных мастеров, среди которых преобладают работы эпохи
эллинизма.
В работах скульпторов, особенно в предназначенных для публичного выставления, воспевается военная доблесть, отвага и преданность долгу.
Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости
А.Канова.Персей с головой медузы,
Музей Ватикана, Рим
Ж А Гудон Вольтер, терракота, 1781,
Музей Фабре, Монпелье
Наполеон. Антонио Канова.
Слайд 55Антонио Канова "Амур и Психея"
Эрмитаж
Слайд 56КЛАССИЦИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ
Регулярность планировки
Четкость объемной формы.
Основой
архитектурного языка классицизма стал ордер
Архитектурный ордер
(лат. ordo — строй, порядок)
- тип архитектурной композиции,
использующий определенные элементы и
подчиняющийся определенной
архитектурно-
стилевой
обработке.
Слайд 57Андреа Палладио
ПАЛЛАДИАНСТВО – ранний классицизм
Почти все здания находятся в регионе Венето,
в Венеции и Виченце.
создал новый тип городского дворца — палаццо
Вилла Ротонда
Палаццо
Тьене
Слайд 58Классицизм в архитектуре зародился на исходе эпохи Возрождения, в 16
веке, а отцом этого архитектурного стиля принято считать великого итальянского,
венецианского архитектора Андреа Палладио.
Собор Сан-Джорджо Манджоре, Андреа Палладио
Слайд 59Последователем Андреа Палладио был его талантливый ученик Винченцо Скамоцци, который
после смерти учителя завершил работу над театром Олимпико.
Слайд 60Мюнхенская глиптотека — собрание произведений древнегреческой и древнеримской скульптуры в
собственности земли Бавария.
Архитектор: Лео фон Кленце
Слайд 61Английский архитектор Иниго Джонс, поклонник работ Андреа Палладио, в 17
веке перенес архитектурное наследие Палладио в Англию. Считается, что Джонс
был одним из архитекторов, положившим начало английской архитектурной школы.
Куинс-Хаус в Гринвиче, Иниго Джонс
Слайд 62Собор Св. Павла (St Pauls Cathedral) на площади Ковент-Гарден
Джонс обещал
заказчику построить «самый красивый сарай в Англии». Тем не менее
фасад церкви крупномасштабен, величав, несмотря на небольшие размеры. Любопытно, что высокий дверной проем под портиком является фальшивым, так как с этой стороны церкви находится алтарь
Слайд 63Дом Банкетов, Иниго Джонс
Англия была богата архитекторами-продолжателями классицизма — наряду
с Джонсом огромный вклад в архитектуру Англии принесли такие мастера,
как Кристофер Рен, лорд Берлингтон и Уильям Кент.
Слайд 64Сэр Кристофер Рен, архитектор и профессор математики в Оксфорде, перестраивал
центр Лондона после великого пожара в 1666 году, создал национальный
английский классицизм «реновский классицизм».
Королевский госпиталь в Челси, Кристофер Рен
Слайд 65Считается, что начало классицизма во Франции положило строительство храма Святой
Женевьевы в Париже, спроектированной французским архитектором-самоучкой Жаком Жерменом Суффло в
1756 году, позднее получившей название Пантеона.
Слайд 66На смену извилистым средневековым улочкам пришли величественные, просторные проспекты и
площади, на пересечении которых разместились архитектурные монументы. В конце 18
века в Париже появилась единая градостроительная концепция - улица Риволи в Париже
Слайд 67Крыло Лувра, павильон Маршан, Шарль Персье и Пьер Фонтэн
Архитекторы императорского
дворца, яркие представители архитектурного классицизма во Франции – Шарль Персье
и Пьер Фонтэн
Слайд 68 Французский историк Анри Соваль (Henri Sauval (1623—1676)) считал, что
слово «лувр» произошло от «leovar, lovar, lover, leower ou lower»,
что означало «крепость» или «укрепление».
Слайд 69В 1546 году Франциск I решил сделать Лувр своей главной
резиденцией в Париже. Он поручил архитектору Пьеру Леско строительство дворца
в духе эпохи Возрождения.. Его сын, Генрих II продолжил строительство. С 1564 года королева Екатерина Медичи начала строительство нового дворца, Дворца Тюильри, рядом с Лувром.
Слайд 70Став королём в 1589 году, Генрих IV, начал реализацию «Большого
проекта», в который входило удаление остатков средневековой крепости для увеличения
внутреннего двора, и соединение дворцов Тюильри и Лувра. Дворцы были соединены с помощью Большой галереи по проекту архитекторов Жака Андруэ и Луи Метезо.
Слайд 71Восточный фасад Лувра был создан в результате сопоставления двух проектов
- приехавшего в Париж из Италии Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo
Bernini) (1598-1680) и француза Клода Перро (Claude Perrault)
(1613-1688). Предпочтение было отдано проекту Перро
Слайд 72Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Совместно они создали ряд величественных
памятников архитектуры – Триумфальную арку на площади Каррузель в честь
победы Наполеона в битве под Аустерлицем
Слайд 73Средоточие – дворец, к которому ведут 3 сходящихся лучами подъездных
проспектов Фасад представлен 3 этажами
В создании архитектурного облика Версаля участвовали
зодчие:
Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708), Андре Ленотр (1613-1700)
Слайд 74Автор Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) в конце XVII-начале XVIII
века также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. К их
числу относятся круглая площадь Побед, прямоугольная Вандомская площадь, комплекс госпиталя Инвалидов с купольным собором.
Слайд 76В XVII -начале XVIII века классицизм сформировался в архитектуре Голландии
- архитектор Якоб ван Кампен (1595-165), породившей особенно сдержанный его
вариант – Королевский дворец в Амстердаме
Слайд 77Перекрестные связи с французским и голландским классицизмом, а также с
ранним барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре
Швеции конца XVII -начала XVIII века - архитектор Никодемус Тессин Младший
Copenhagen Opera House. Архитектор Никодемус Тессин Младший
Слайд 78Королевский дворец в Стокгольме. Архитектор Никодемус Тессин Младший
Слайд 79Стиль позднего (высокого) классицизма
Возник во Франции в период правления
Наполеона
(развивался в
1800-1830 гг.)
Регентство — наименование периода в истории Англии с 1811 по 1820 гг.
Слайд 81Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом
Триумфальная
арка
Септимия Севера
Триумфальная арка
Каррузель
Колонна Траяна
Вандомская колонна
Слайд 82АМПИР
обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов и др.
мотивы, репродуцирующие
античные образцы скульптуры (подобные грифонам,
сфинксам, львиным лапам)
Слайд 83Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, —
таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были
перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны.
Колонна, отлита из австрийских и русских пушек по образцу колонны Траяна по желанию Наполеона в 1807 г., со статуей императора и 76 скульптурными рельефами работы художника Давида по эскизам Бержере
Нынешняя статуя Наполеона, венчающая колонну, уже третья; скульптор Огюст Дюмон.
Франсуа Жирардон
Слайд 84Триумфальная арка Септимия Севера
Шарль Персье и Пьер Фонтен
Арка на площади Каррузель
Слайд 85 В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль».
Крупнейший
представитель — Джон Нэш.
Джон Нэш
18 января 1752, Лондон
— 13 мая 1835, Лондон) — британский архитектор, крупнейший представитель британского ампира («регентский стиль»).
Риджентс-парк
Слайд 86Джон Неш Трафальгарская площадь. Лондон
Слайд 871.Назовите особенности архитектуры классицизма
2. О каком сооружении идет речь? «Была
природа в парке этом
Как будто неживой
Как будто с выспренним сонетом,
Возились
там с травой…
Застыли тисы, точно в трансе,
Равняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном цветы»
3. Что символизировал собой Версальский дворец? В чем его особенность как архитектурного сооружения?
4. Что означает слово «ампир»? Назовите особенности этого стиля.
5. Назовите архитектурные сооружения в стиле ампир.
6. Кто из художников говорил о своем творчестве такие слова: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь… Мое естество влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету. Назовите особенности его творчества».
7.Кто из художников, по словам Ж.Б. Мольера «вернул французскому искусству вкус к героическому»? Назовите известные работы этого художника.
ТЕСТ
8.Прокомментируйте: как эти слова относятся к классицизму
«… Смелый гений везде сажал на трон смелое Искусство, а смиренную натуру, как бедную невольницу подвергал к ногам его… Здесь на каждом шагу Искусство пленяет взоры…»