Слайд 1Классицизм в литературе
Франсуа де Малерб
французский поэт XVII века,
считается основателем классицизма в
литературе
Но вот пришел Малерб и показал французам
Простой и стройный стих,
во всем угодный музам,
Велел гармонии к ногам рассудка пасть
И, разместив слова, удвоил тем их власть.
Н. Буало
Слайд 2Исторические условия возникновения
Централизованная власть – абсолютная монархия
вторая половина XVII —
первое тридцатилетие XVIII в. (в России ко второй половине XVIII
в. )
обострение противоречий между частной личностью и государством
на смену феодальной вседозволенности приходит закон
Слайд 3Картина мира с точки зрения классицизма
Слайд 4История классицизма в литературе
Пьер Корне́ль
французский поэт и драматург,
отец французской трагедии
«ГОРАЦИЙ»,
«СИД»:
Дон Родриго, вынужден вызвать на поединок отца своей возлюбленной,
тяжко оскорбившего его собственного отца.. Выбор между любовью и сыновним долгом Родриго делает в пользу последнего и убивает отца своей девушки на поединке. Теперь уже она оказывается перед выбором: она по-прежнему любит Родриго, но смерть отца взывает о мести. Как и Родриго, Химена ставит долг выше любви и требует у короля смерти возлюбленного
Слайд 5История классицизма в литературе
Жан Бати́ст Раси́н
французский драматург,
автор трагедий «Андромаха» (жена
Гектора, пленница влюбленного в нее сына Ахилла Пирра),
«Британик» (о
Нероне и его матери Агриппине),
«Ифигения» (перед Троянской войной. Агамемнон собрал флот и был готов выступить в Трою, но боги наслали на море штиль и греческие корабли не могли сдвинуться с места. Царь спросил совета у жреца, который велел принести в жертву дочь Ифигению,невесту Ахилла),
«Федра» (жена Тесея, влюбленная в его сына Ипполита).
Слайд 6История классицизма в литературе
Жан-Бати́ст Покле́н театральный псевдоним Молье́р — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии,
по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера
«Тартюф», «Дон
Жуан», «Мизантроп»
Слайд 7История классицизма в литературе
Жан де Лафонте́н
французский баснописец.
Дядюшка ворон, сидя на
дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним
такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, -
То вы - Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв - и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
«Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
Слайд 8История классицизма в литературе
В поэме сформулированы основные требования к поэтическому
произведению:
сдержанность чувств
высокий слог
простота
ясность
разумность
Прославился в жанре послания, оды и эпиграммы.
Никола́ Буало́-Депрео
французский
поэт, критик, теоретик классицизма.
В поэме «Поэтическое искусство» сформулировал ряд догм и законов поэзии.
Слайд 10Характер в классицизме определяется преобладающей страстью
Слайд 12Высшая ценность
Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только
орудием познания, но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения.
Слайд 13Стили и жанры в литературе классицизма
Слайд 14Низкие жанры
В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный
человек предстает в социальных связях.
Герой низких жанров — среднесословный человек
Слайд 15Высокие жанры
В высоких жанрах человек представлен как существо духовное
и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду
с вечными вопросами бытия.
Герой — историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж — как правило, властитель.
Слайд 16Наличие канона. Канон для трагедии
Стихотворная форма (6-стопный ямб с парной
рифмовкой)
5-актное построение
Единство времени, места и действия
Высокий стиль
Исторический или мифологический сюжет
Ситуация
выбора между разумной и неразумной страстью
Слайд 17История классицизма в литературе
Вольте́р ,
имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, один из крупнейших
французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик,историк, публицист, правозащитник.
28 трагедий: «Эдип», «Брут», «Цезарь», «Семирамида», «Спасённый Рим», «Танкред»..
.
«Орлеа́нская де́вственница»
сатирическая пародийная поэма , где события жизни национальной героини (тогда ещё не канонизированной святой) Жанны д’Арк представлены в сниженно-комическом ключе, столь же иронически показаны французские рыцари и церковь.
Слайд 18Реформы в русском классицизме
Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский , трактат
«Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями
до сего надлежащих званий» (в 1735 г.)
Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г.
Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)» , впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем».
Слайд 19Русская комедия – комедия характера
Представь бездушного подьячего в приказе,
Судью,
что не поймет, что писано в указе,
Представь мне щеголя,
кто тем вздымает нос,
Что целый мыслит век о красоте волос <...>
Представь латынщика на диспуте его,
Который не соврет без «ерго» ничего.
Представь мне гордого, раздута, как лягушку,
Скупого, что готов в удавку за полушку (121).
А.П.Сумароков
Слайд 20«Письмо о пользе книг церковных в российском языке»(1758) - теория
«трех штилей» М.В.Ломоносова:
Высокий стиль - это стиль героической поэмы,
оды, ораторской речи.
Средний стиль — стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы.
Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы.
Слайд 21Классицизм в русской литературе
КАНТЕМИР
Антиох Дмитриевич (1708-44) ,
князь, русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист , жанр стихотворной сатиры
Автопортрет
Слайд 22Классицизм в русской литературе
ТРЕДИАКОВСКИЙ
Василий Кириллович (1703-68) , русский поэт,
филолог, академик Петербургской АН (1745-59). В работе "Новый и краткий
способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).[БСЭ]
Слайд 23Классицизм в русской литературе
СУМАРОКОВ
Александр Петрович (1717-77) , русский писатель,
один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав
и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. [БСЭ]
А.П.Лосенко
Слайд 24Классицизм в русской литературе
ФОНВИЗИН
Денис Иванович (1744 или 1745-1792) ,
русский писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил
нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.[БСЭ]
Неизвестный художник
18 века
Слайд 25Классицизм в русской литературе
РАДИЩЕВ
Александр Николаевич (1749-1802) , русский мыслитель,
писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789),
философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках.
Гравюра С.Паннемакера
Слайд 26Классицизм в русской литературе
ДЕРЖАВИН
Гаврила Романович (1743-1816), русский поэт. Представитель
русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру
на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", 1774-94; "Бог", 1784; "Водопад", 1791-94); лирические стихи. [БСЭ]
Н.Аргунов 1800