Слайд 1Классицизм в русской живописи 18 века
Слайд 2В 1757 году в Санкт-Петербурге была основана Академия трех знатнейших
художеств. При академии было открыто Воспитательное училище, куда принимали детей
в возрасте от пяти лет с условием, что родители не заберут их обратно. Пятнадцать лет воспитанники, полностью оторванные от родных, должны были обучаться искусствам. В академию брали в основном детей простого происхождения, поскольку художник, будь он архитектором, скульптором или живописцем, считался ремесленником. Художник-дворянин был явлением исключительным.
Слайд 3Лосенко А.П. «Портрет
И.И. Шувалова»
1760
Холст, масло 85х70,5 Государственный
Русский музей
Шувалов И.И. – первый президент Академии художеств,
До строительства специального
здания АХ размещалась во дворце Шувалова.
Слайд 4В Воспитательном училище обучали общим наукам и собственно художественным предметам.
Главенствовал в обучении РИСУНОК.
Воспитанники сначала копировали работы старших учеников, затем
рисовали «с оригиналов» (античной и европейской скульптуры) и только потом – с живой натуры. Копированию придавали большое значение.
Важнейшим жанром считался исторический – картины на мифологические и религиозные сюжеты, а также сюжеты из мировой истории.
Пейзаж появился в Академии позже и имел служебное назначение – документировать те или иные постройки и населённые пункты. Это так и называлось – «снять вид».
Слайд 5В Академии устраивались конкурсы, победители награждались медалями. Получивший золотую медаль
выпускник приобретал право на пенсионерскую поездку за границу для завершения
художественного образования. Чаще всего молодые художники ехали в Рим, он по-прежнему считался столицей искусств.
Слайд 6Одним из первых выпускников Академии художеств, а затем и преподавателем
стал Антон Павлович Лосенко.
Антон Павлович Лосенко родился 30 июля
(10 августа) 1737 года в городке Глухов в Малороссии в семье купца. Мальчик рано остался сиротой и за певческие способности в 1744 был определён в придворный хор в Петербурге. «Спав с голосу» был отчислен из певчих и направлен на обучение И.П. Аргунову. В 1758-1760 учился в Петербургской Академии, в 1760 в качестве пенсионера был отправлен в Париж, где совершенствовался под руководством директора Французской Академии живописи Ж. Ресту. В 1765 по 1769 находился в Италии.
Слайд 7Лосенко А.П. «Лежащий натурщик. Этюд»
Вторая половина 1760-х (?) Бумага,
масло 45х56 Государственный Русский музей
Слайд 8Лосенко А.П. «Каин»
1768
Холст, масло 158,5х109 Государственный Русский музей
Слайд 9Лосенко А.П. «Авель»
1768
Холст, масло. 120х174
Харьковский музей изобразительного искусства
Слайд 10Картина «Владимир и Рогнеда», написанная Антоном Лосенко в 1770 году,
стала первым в истории отечественного искусства полотном, посвященным древнерусской истории.
На
академической выставке 1770 года публика удостоила благожелательного внимания и картину А. П. Лосенко.
Мастер нашел психологическую мотивировку для предложенного программой сюжета. Владимир I Святославич, впоследствии крестивший Русь, будучи еще новгородским князем, посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. На картине представлен момент раскаяния князя, изъясняющего свои чувства убитой горем Рогнеде. Пытаясь подчеркнуть достоверность действия, художник ввел в композицию «простонародные» типы служанок княжны и воинов Владимира.
Слайд 11Антон Павлович Лосенко «Владимир и Рогнеда»
1770 г.
Холст, масло.
211,5 х
177,5 Государственный Русский музей
Слайд 12Все изображение на полотне Лосенко построено в духе театрального действа.
В композиции соблюдено единство трех планов и трех цветов, а
также выдерживается иерархия действующих лиц. Чувства главных героев переданы языком театрализованных жестов, их лица освещены возвышенной патетикой. Известно, что Владимира художник писал с актера
И. А. Дмитревского.
Вокруг главных действующих лиц сгруппированы второстепенные персонажи, своеобразные зрители внутри картины, которые задают реальным зрителям эмоциональный тон восприятия происходящего. На первом плане сидит служанка, укоризненно взирающая на «злокозненное» сватовство Владимира. За спиной Рогнеды — фигура плачущей старой служанки, видимо, кормилицы княжны. Она горестно оплакивает убитых членов семьи. За спиной Владимира его воеводы, принимающие сторону своего князя.
Слайд 13Антураж картины — обстановка, костюмы — не столько исторический, сколько
театральный. Однако в ХVIII веке история материальной культуры не была
достаточно разработана в отечественной исторической науке и художнику негде было почерпнуть точные знания о далекой эпохе Х века, которую он изображал.
Творческая мысль А. П. Лосенко двигалась в русле художественных тенденций своего времени: живописец стремился раскрыть общечеловеческие качества, отвлеченные идеи в конкретном, психологически мотивированном облике картинных персонажей.
Слайд 14Историческая живопись считалась во второй половине XVIII столетия ведущим жанром
искусства. Принятые в Академии художеств классицистические «правила» требовали от картины
ясной уравновешенности композиции, строгой статуарности фигур, локального, чистого цвета, почти лишенного оттенков.
За картину «Владимир и Рогнеда» Лосенко получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств. С 1772 и до конца жизни – директор Академии. С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников.
Слайд 15Рисунки из учебного пособия А.Лосенко
Слайд 16Антон Павлович Лосенко
Портрет Ф. Г. Волкова 1760 (?)
67 х53
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Федор Григорьевич Волков — знаменитый русский актер,
создатель первого постоянного русского театра.
Слайд 17Федор Григорьевич Волков (1729—1763) — выходец из купеческой семьи, прославленный
актер, зачинатель отечественного профессионального театра. В 1750 году он собрал
в Ярославле любительскую труппу и на свои деньги построил деревянный театр. На основе этой труппы через шесть лет указом Елизаветы Петровны был создан в Петербурге первый постоянный русский публичный театр.
Федор Волков вместе с братом Григорием принял участие в заговоре против императора Петра III с целью передать престол его жене, великой княгине Екатерине Алексеевне. После удачного переворота новая императрица Екатерина II возвела братьев в дворянское достоинство и пожаловала семью сотнями крепостных душ.
На портрете Федор Волков изображен в театральном костюме. Он в мантии, в одной руке держит маску, а в другой — кинжал, на котором держится золотая диадема. Это атрибуты Мельпомены, музы трагедии. Они же вошли и в дворянский герб Волковых.
Аналогичный портрет, хранящийся в Третьяковской галерее, многие десятилетия считался авторским повторением и был весьма известен среди широкой публики и школьных учителей. Но в результате исследований было установлено, что работой Лосенко он не является Портрет Ф. Г. Волкова часто копировался учениками Академии художеств. Возможно, одна из таких копий и попала в Третьяковскую галерею.
Слайд 18В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором
В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж.
Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692—1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи.
В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». Работа молодого художника — видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург. Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.
Слайд 19А. П. Лосенко «Чудесный улов рыбы» 1762.
159,5 х 194
см. Государственный Русский музей
Слайд 20О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки. Христос
вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать
собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы. «Не бойся, — сказал Христос Симону Петру, — отныне будешь ловить человеков». В Евангелии от Иоанна этот эпизод помещен после распятия Христа и трактуется как одно из «явлений» Христа.
Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети.
Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа.
Слайд 21А.П. Лосенко
«Жертвоприношение Авраама» 1765.
Холст, масло. 202 х 157
Государственный
Русский музей
Итогом обучения в Париже у Ж.М. Вьена (1763—1765) стала
картина «Жертвоприношение Авраама». Сюжет заимствован из Ветхого завета.
Картина получила первую золотую медаль Парижской Академии художеств. В ней Лосенко стремился избежать излишней декоративности и продемонстрировал основные принципы своего живописного кредо: передачу «красоты натуры» и построение эмоционально насыщенной композиции.
Через князя Д.А. Голицына картина была отправлена в Петербург и прибыла в Академию художеств незадолго до публичной выставки, где экспонировалась в 1766 году как отчетная пенсионерская работа.
Слайд 22Антон Павлович Лосенко
«Прощание Гектора с Андромахой» 1773 г.
Холст,
масло. 155,8 х 211,5 Государственная Третьяковская галерея
Слайд 23Сюжет картины «Прощание Гектора с Андромахой» взят живописцем из «Илиады»
Гомера. Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей
верной женой Андромахой, держащей на руках грудного сына Астианакса. Действие происходит у Скейских ворот, через которые Гектор выйдет, чтобы отправиться на свою последнюю битву с греками. Андромаха предвидит смерть мужа, а он предугадывает ее судьбу пленницы и обращается к богам с мольбой даровать ему мужество и славу. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену. А. П. Лосенко вдохновил высокий пафос героя древности, вставшего на защиту своего родного города.
Слайд 24Картина полностью отвечает программным требованиям классицизма. В произведение заложены классицистические
идеи жертвы личными интересами ради общественного долга, патриотического служения родине
и готовности к подвигу ради нее. Выбор исторической темы из античности — также одна из теоретических установок классицизма. Лосенко были весьма близки сумароковские призывы к историческим живописцам — «умножать геройский огонь и любовь к отечеству». В образах идеальных героев искусство должно прививать русскому обществу прекрасные чувства и благородные стремления. В качестве образцов использовались персонажи гомеровского эпоса — боги и герои античной мифологии.
Слайд 26Драматический пафос картины носит театральный характер: Гектор гордо откинул руку,
принося перед народом клятву до конца исполнить свой гражданский долг.
Картина построена по принципу мизансцены: теснящая толпа обступила Гектора и его жену Андромаху, помещенных в центре полотна. Взгляд зрителя без труда «вычитывает» главных героев живописного повествования. Композиция образует в плоскости холста две диагонали, пересекающиеся в смысловом узле картины. На втором плане полукруг действующих лиц очерчен античной колоннадой, исполняющей роль театрального задника. Центр колоннады продумано совпадает с размещением ведущих персонажей картины. Архитектурные кулисы замыкают всю сцену в неглубокое картинное пространство, сосредоточивая внимание зрителя на основном действии.
Слайд 27Колорит также подчинен общему идейному замыслу. Цветовая насыщенность нарастает к
центру композиции, достигая наибольшей интенсивности в ярко красной мантии Гектора.
Свет, в свою очередь, также выделяет центральные фигуры: он усиливается на лице Андромахи и на ребенке у нее на руках. Они как бы подсвечены театральным прожектором, тогда как толпа остается в тени.
Картина не была закончена — этому помешала преждевременная смерть художника. На полотне заметна некоторая эскизность в трактовке образов. Последнее произведение мастера исполнялось по заказу императрицы Екатерины II. Его прообразом является картина Ж. Ресту, учителя Лосенко.
Антон Павлович Лосенко умер в возрасте 37 лет, исполняя должность директора Академии художеств. В начале XIX столетия потомки назовут его «М. В. Ломоносовым российской живописи».
Слайд 28Антон Павлович Лосенко
«Зевс и Фетида»
1769 г.
172 х
126
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 29Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один
из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды
Канцелярии от строений (1739-1761).
И.Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в.», и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов.
Слайд 30Вишняков И.Я.
«Портрет Елизаветы Петровны»
Слайд 31Иван Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фермор и Вильгельма-Георга Фермора
Слайд 32 Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии,
однако, спокойно идет на нарушение ее правил. В знаменитом «Портрете
Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г.). И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в.
Слайд 33Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты.
За скованной условностью парадных портретов мы видим серьезное и уважительное
отношение к миру ребенка, отличному всеми чувствами и переживаниями от мира взрослых.
Вишняков относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность — с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.
Слайд 34Вишняков И.Я. «Девочка с птичкой»
Слайд 35Вишняков И.Я. «Портрет Василия Дарагана»