Разделы презентаций


Клише в сочинениях по русскому языку формата ЕГЭ

Содержание

Проблема (вопрос)2 способа формулировки: Проблема (чего);в виде вопроса.Например, «в предложенном для анализа тексте Н. Татаринцев ставит проблему настоящей дружбы»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Клише в сочинениях по русскому языку формата ЕГЭ

Клише  в сочинениях  по русскому языку формата ЕГЭ

Слайд 2Проблема (вопрос)
2 способа формулировки:
Проблема (чего);
в виде вопроса.
Например, «в предложенном

для анализа тексте Н. Татаринцев ставит проблему настоящей дружбы»

или
Каким должен быть настоящий друг? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте...
или
Каким должен быть настоящий друг? Проблему определения этого понятия ставит Н. Татаринцев в предложенном для анализа тексте.
Проблема (вопрос)2 способа формулировки: Проблема (чего);в виде вопроса.Например, «в предложенном для анализа тексте Н. Татаринцев ставит проблему

Слайд 3Клише
Проблему значимости…
Проблему роли ….
Проблему влияния….
Проблему определения понятия….
Проблему отношения…
Проблему взаимоотношения…


Например, «проблему

значимости дружбы (любви, детства, верности и т.д.) в жизни человека

ставит автор предложенного для анализа текста»


КлишеПроблему значимости…Проблему роли ….Проблему влияния….Проблему определения понятия….Проблему отношения…Проблему взаимоотношения…Например, «проблему значимости дружбы (любви, детства, верности и т.д.)

Слайд 4НЕЛЬЗЯ
использовать слова « поднимается, затрагивает, касается»!
писать «в своем

тексте» (плеоназм!)
писать «в данном тексте» (канцеляризм!)
начинать вопрос со слова «почему»

(«какова, что, как» правильнее)
формулировать проблему следующим образом: проблема поиска смысла жизни  (нанизывание существительных в Р.П. – грамматическая ошибка!)
Использовать в формулировке проблемы оценочную лексику. Например, «проблему хорошего отношения к книгам ставит автор».
Путать тему и проблему. О книгах – тема. Проблема отношения к книгам – проблема.

НЕЛЬЗЯ использовать слова « поднимается, затрагивает, касается»! писать «в своем тексте» (плеоназм!)писать «в данном тексте» (канцеляризм!)начинать вопрос

Слайд 5Комментарий
- это ответ на 2 вопроса:
Что делает автор, чтобы раскрыть

проблему?
Как автор раскрывает проблему?
Здесь вы должны объяснить, как автор раскрывает

проблему, какие приемы и средства для этого использует, дать оценку действиям героев, отметить языковые особенности, которые способствуют раскрытию проблемы.

Как начать?
- Если проблема поставлена вопросом: «Отвечая на этот вопрос, автор….»
- Если конструкция «проблема чего»:
«Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор…»
Комментарий- это ответ на 2 вопроса:Что делает автор, чтобы раскрыть проблему?Как автор раскрывает проблему? Здесь вы должны объяснить,

Слайд 6Структура комментария
1 пример-иллюстрация (цитата) + пояснение («Этот пример доказывает (свидетельствует,

подтверждает), что….)
Микросвязка («Не только на это обращает внимание автор, но

и на то, что…)
2 пример-иллюстрация(цитата) + пояснение
Большая связка примеров из текста – обобщение тезисов («Оба примера подтверждают, что….», «Эти примеры, дополняя друг-друга, помогают понять, что…)
Структура комментария1 пример-иллюстрация (цитата) + пояснение («Этот пример доказывает (свидетельствует, подтверждает), что….)Микросвязка («Не только на это обращает

Слайд 7НЕЛЬЗЯ
Писать «этот пример показывает (иллюстрирует)»
Приводить цитаты больше двух предложений.

Если

есть фактические ошибки, связанные с пониманием текста, то можно получить

0 баллов за комментарий проблемы!
НЕЛЬЗЯПисать «этот пример показывает (иллюстрирует)» Приводить цитаты больше двух предложений.Если есть фактические ошибки, связанные с пониманием текста,

Слайд 8Позиция автора
- это прямой ответ на вопрос (проблему)
Автор считает,

что…
Позиция автора такова…
Точка зрения автора выражена следующими словами…

Нельзя!
-

Писать Борис Леонидович считает, что…(этическая ошибка!) Правильно, Борис Васильев, Борис Леонидович Васильев, Б.Л. Васильев, Б. Васильев)
Позиция автора - это прямой ответ на вопрос (проблему)Автор считает, что…Позиция автора такова…Точка зрения автора выражена следующими

Слайд 9Собственная позиция + обоснование
Я согласен с мнением автора. Действительно….(собственная позиция)
Я

разделяю точку зрения автора. Действительно…
Не забывайте аргументировать свое мнение, привлекая

факты из истории, примеры из художественных, научных, публицистических произведений, а также не забывайте про личный опыт, опыт известных личностей.
Собственная позиция + обоснованиеЯ согласен с мнением автора. Действительно….(собственная позиция)Я разделяю точку зрения автора. Действительно…Не забывайте аргументировать

Слайд 10Вывод
Из всего вышесказанного следует, что…
В заключение можно сказать, что…
Обобщая сказанное,

можно сделать вывод…

Нельзя высказывать новые мысли.
Заключение – это обобщение

сказанного. Заключение и вступление связаны. Но не должно быть повторов. Говорим о том же, но другими словами.
В завершающей части сочинения поделитесь с проверяющим, о чем вас заставил задуматься текст. Обобщите уже проанализированную информацию, дайте оценку сказанному. Главное, не дублируйте свое мнение или позицию автора.
ВыводИз всего вышесказанного следует, что…В заключение можно сказать, что…Обобщая сказанное, можно сделать вывод…Нельзя высказывать новые мысли. Заключение

Слайд 11Нужны ли фразы - клише?
Фразы‑клише помогут вам связать текст и выдержать логическую структуру.

Также они помогут проверяющему легко ориентироваться в вашем тексте.

но

Нужны ли фразы - клише? Фразы‑клише помогут вам связать текст и выдержать логическую структуру. Также они помогут проверяющему легко ориентироваться

Слайд 15Практика
(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как

и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить

на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением - ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ!
Практика(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он

Слайд 16(26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека,

совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
(27) -

Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.
(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
(31)- Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.
(32)- Раз один - то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя! (34)Меня - подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя - сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
(35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, - просил во сне Пилат.
(36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, - это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, - это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.
(По М.А. Булгакову.)
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.


(26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру

Слайд 17Пример
Какое влияние оказывает совесть на человека, совершившего безнравственный

поступок? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для

анализа тексте М. Булгакова.
Размышляя над ним, автор повествует о прокураторе Иудеи, который казнил ни в чем не повинного человека. Особое внимание писатель уделяет сну Пилата: прокуратор шел "по светящейся дороге... прямо к луне" в сопровождении Банги и бродячего философа, представляя, что Иешуа Га-Ноцри жив. Булгаков выделяет фразу Пилата, прозвучавшую во сне: "Казни не было! Не было!", показывая тем самым угрызения совести прокуратора, его борьбу с самим собой.
Кроме того, писатель отмечает, что совесть, не давая покоя Пилату, помогает ему осознать свою вину. Подтверждая это, автор указывает, что прокуратор Иудеи хочет изменить прошлое, он готов пойти "на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного читателя и врача", если даже для этого придется погубить свою карьеру.
Эти примеры помогают понять, как совесть влияет на поступки человека.
Позиция автора ясна: совесть не даст покоя тому, кто смог совершить поступок, идущий вразрез своему внутреннему голосу.
Я согласна с мнением автора. Действительно, угрызения совести ощущает человек за бесчеловечные поступки. Иногда даже за малые проступки внутренний голос терзает человека. Так, например, в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой" Витя не находит себе места, когда обманывает свою бабушку. Совесть мучает главного героя. Она помогает мальчику понять, что в любых ситуациях необходимо говорить правду.
В заключение хочется сказать, что совесть - контролер, который будет терзать человека за безнравственные поступки. Поэтому перед каждым шагом нужно спрашивать себя: "Верно ли я поступаю?", и только тогда принимать решение.

Пример  Какое влияние оказывает совесть на человека, совершившего безнравственный поступок? Ответ на этот вопрос можно найти

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика