Слайд 3Возникновение организующих центров общественной жизни было связано с усложнением социальной
структуры – появлением жрецов, воинов, ремесленников, а также необходимостью отстаивать
интересы поселений в конфликтах с соседями и укреплением власти военных вождей. Зарождалась государственная власть.
Слайд 5Между городами-государствами велись войны, которые привели к тому, что сложилось
единое государство под властью царей Аккада. Власть царя передавалась по
наследству.
Слайд 6Туппум – глиняная табличка из шуруппака
Носителями культуры в городах являлись
жрецы и писцы.
Высшим достижением Шумерской цивилизации считается изобретение письменности
– клинописи, которую использовали народы Передней Азии.
Слайд 7В первой половине второго тыс. до н.э. большая часть Междуречья
оказалась под властью царя Хаммурапи.
Хаммурапи
1793–1750 гг. до н.э.
Царь Хаммурапи
получает законы от солнечного бога Шамаша
Слайд 10Центром культурной и политической жизни в Нововавилонском царстве были крупные
города, которые управлялись советом старейшин, состоявшем в основном из жрецов.
Совет выполнял административные и судебные функции. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Большое развитие получила торговля.
Слайд 11Глиняная табличка с текстом Пролога к Законам Хаммурапи.
Первый в истории
подробный свод законов был составлен царём Хаммурапи в конце его
правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.).
Слайд 12Стела Хаммурапи со сводом его законов
Законы выбиты клинописью на обеих
сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка.
Слайд 13В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в парижском
музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве,
в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева – филиале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и в Переднеазиатском музее в Берлине.
Слайд 16Фараон
Фараона считали сыном бога Солнца. Он назначал на высшие должности
чиновников, распределял между ними поручения, издавал приказы.
Слайд 20Усыпальница в святилище храма Эдфу
Слайд 22Верховный бог в Египте — бог Солнца Ра
Jeff Dahl
Слайд 23Каждый город имел своего бога-покровителя.
Когда столицей государства стал город
Фивы, его покровитель бог Амон начал отождествляться с Ра —
Амон-Ра.
Слайд 24Грамотность, образование были сосредоточены в руках жрецов, которые оказывали большое
влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику фараонов.
Слайд 26Высшее сословие
Низшее сословие
Брахманы
Кшатрии
Вайшья
Шудры
Слайд 27Человека к варне относили по рождению, переход из одной варны
в другую был невозможен. Также существовали люди, которые не принадлежали
ни к одной варне, так называемые «неприкасаемые», — это племена, которые занимались охотой и собирательством, а также представители «грязных» профессий.
Слайд 29Единственными грамотными людьми были брахманы. Они трактовали священные тексты и
совершали священные обряды.
Существовавшая письменность – санскрит – носила слоговой
характер.
Слайд 31В середине 1 тыс. до н.э. в Индии формируется новая
религия – буддизм, основанная на том, что если жизнь –
это страдания, то выход из круга страданий – это отказ от желаний.
Будда
Tevaprapas
Слайд 32«Карма» — сумма добрых и злых деяний в прежних существованиях,
которая определяет, в какой форме произойдёт перерождение человека после смерти.
Слайд 33С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм. Последний получил
широкое распространение в странах Южной и Восточной Азии.
Слайд 35К концу 3 тыс. до н.э. в Китае сложилось централизованное
государство во главе с Цинь Шихуанди.
Цинь Шихуанди
259–210 гг. до
н.э.
Слайд 36Древнекитайский мыслитель.
Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть
жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником,
а затем основал первую в Китае частную школу.
Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй").
Конфуций
551–479 гг. до н.э.
Слайд 37Важным понятием учения Конфуция является жэнь ("гуманность") — совокупность этических
и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к
старшим по возрасту и положению, преданности государю.
Слайд 38Конфуцианство основывалось на социальных нормах поведения человека: благородство, гуманность и
долг. Согласно учению Конфуция каждый человек, включая правителя, должен знать
свои права и обязанности, а также строго соблюдать нормы поведения. Нормой поведения являлось подчинение старшим.