Разделы презентаций


Количество и качество информации

Содержание

Основные вопросы лекцииСообщениеУровни изучения сообщений. Синтаксический уровень. Семантический уровень. Прагматический уровеньМеры информацииОбъемный подходЭнтропийный подходВиды неопределенностиКоличество информацииФормула ХартлиФормула ШеннонаТезаурусЗависимость количества информации от тезауруса получателяКоэффициент содержательностиИсследования Харкевича А.А.Качество информации. Составляющие качества информации.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Количество и качество информации
1. Уровни проблем передачи информации
2. Меры информации
2.1.

синтаксического уровня
2.2. семантического уровня
2.3. прагматического уровня
3.

Качество информации (с/р)

Количество и качество информации1. Уровни проблем передачи информации2. Меры информации	2.1. синтаксического уровня	2.2. семантического уровня

Слайд 2Основные вопросы лекции
Сообщение
Уровни изучения сообщений. Синтаксический уровень. Семантический уровень. Прагматический

уровень
Меры информации
Объемный подход
Энтропийный подход
Виды неопределенности
Количество информации
Формула Хартли
Формула Шеннона
Тезаурус
Зависимость количества информации

от тезауруса получателя
Коэффициент содержательности
Исследования Харкевича А.А.
Качество информации. Составляющие качества информации.






Основные вопросы лекцииСообщениеУровни изучения сообщений. Синтаксический уровень. Семантический уровень. Прагматический уровеньМеры информацииОбъемный подходЭнтропийный подходВиды неопределенностиКоличество информацииФормула ХартлиФормула

Слайд 31. Уровни проблем передачи информации
При реализации информационных процессов

всегда происходит перенос информации в пространстве и времени от источника

к приемнику. При этом для передачи информации используют различные знаки или символы, позволяющие выразить ее в некоторой форме, называемой сообщением.

Сообщение – форма представления информации в виде совокупности знаков (символов), используемая для передачи.

1. Уровни проблем передачи информации  При реализации информационных процессов всегда происходит перенос информации в пространстве и

Слайд 4Сообщение как совокупность знаков может изучаться на трех уровнях:
Синтаксическом,

где рассматриваются внутренние свойства сообщений, т.е. отношения между знаками, отражающие

структуру данной знаковой системы;
Семантическом, где анализируются отношения между знаками и обозначаемыми ими предметами, действиями, качествами, т.е. смысловое содержание сообщения, его отношение к источнику информации;
Прагматическом, где рассматриваются отношения между сообщением и получателем, т.е. потребительское содержание сообщения, его отношение к получателю.

Сообщение как совокупность знаков может изучаться на трех уровнях:  Синтаксическом, где рассматриваются внутренние свойства сообщений, т.е.

Слайд 5Синтаксический уровень
Проблемы синтаксического уровня касаются создания теоретических основ построения ИС

и повышения эффективности их использования.
Это чисто технические проблемы совершенствования методов

передачи сообщений и их материальных носителей – сигналов.
На этом уровне информацию называют данными, так как смысловая сторона при этом не имеет значения.

Синтаксический уровеньПроблемы синтаксического уровня касаются создания теоретических основ построения ИС и повышения эффективности их использования.Это чисто технические

Слайд 6Современная теория информации исследует в основном проблемы этого уровня. Она

опирается на понятие «количество информации», являющееся мерой частоты употребления знаков.


В связи с этим часто говорят, что современная теория информации находится на синтаксическом уровне.
Современная теория информации исследует в основном проблемы этого уровня. Она опирается на понятие «количество информации», являющееся мерой

Слайд 7Семантический уровень
Проблемы семантического уровня связаны с формализацией и учетом смысла

передаваемой информации, определения степени соответствия образа объекта и самого объекта.


На данном уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи, выявляется содержание информации, осуществляется ее обобщение.
Проблемы этого уровня чрезвычайно сложны, так как смысловое содержание информации больше зависит от получателя, чем от семантики сообщения, представленного на каком-либо языке.

Семантический уровеньПроблемы семантического уровня связаны с формализацией и учетом смысла передаваемой информации, определения степени соответствия образа объекта

Слайд 8Прагматический уровень
На прагматическом уровне интересуют последствия от получения и использования

данной информации потребителем.
Проблемы этого уровня связаны с определением ценности

и полезности использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели.
Основная сложность здесь состоит в том, что полезность информации может быть совершенно различной для различных получателей, кроме того она зависит от ряда факторов, таких например как своевременность ее доставки и использования.

Прагматический уровеньНа прагматическом уровне интересуют последствия от получения и использования данной информации потребителем. Проблемы этого уровня связаны

Слайд 92. Меры информации 2.1. Меры информации синтаксического уровня
Количественная оценка информации этого

уровня не связана с содержательной стороной информации.
Для измерения информации на

синтаксическом уровне вводятся два параметра:
Объем информации (данных) - Vд объемный подход
Количество информации – I энтропийный подход.

2. Меры информации 2.1. Меры информации синтаксического уровняКоличественная оценка информации этого уровня не связана с содержательной стороной

Слайд 11Объем информации- Vд
При реализации информационных процессов информация передается в виде

сообщения, представляющего собой совокупность символов какого-либо алфавита.
При этом каждый

новый символ в сообщении увеличивает количество информации, представленной последовательностью символов данного алфавита.
Если теперь количество информации, содержащейся в сообщении из одного символа, принять за единицу, то объем информации (данных) в любом другом сообщении будет равен количеству символов (разрядов) в этом сообщении.
Так как одна и та же информация может быть представлена разными способами (с использованием разных алфавитов), то и единица измерения информации (данных) соответственно будет меняться.

Объем информации- VдПри реализации информационных процессов информация передается в виде сообщения, представляющего собой совокупность символов какого-либо алфавита.

Слайд 12Объем информации- Vд
Так в десятичной системе счисления один разряд имеет

вес равный 10 и соответственно единицей измерения информации будет дит

(десятичный разряд).
В этом случае сообщение в виде n-разрядного числа имеет объем данных Vд=n дит.
Например, в (СС )10 четырехразрядное число 2019 имеет объем данных 4 дит.
В двоичной системе счисления один разряд имеет вес, равный 2, и соответственной единицей измерения информации будет бит (binary digit- двоичный разряд). В этом случае сообщение в виде n-разрядного числа имеет объем данных Vд=n бит.
Например, восьмиразрядный двоичный код 11001011 имеет объем данных 8 бит.


Объем информации- VдТак в десятичной системе счисления один разряд имеет вес равный 10 и соответственно единицей измерения

Слайд 13При работе с большими объемами информации применяют более крупные единицы

измерения, такие как, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт.
1 кбайт = 1024=

210 байт
1 Мбайт = 1024 кбайт = 220 байт= 1 048 576 байт
1 Гбайт = 1024Мбайт=230 байт = 1 073 741 824 байт
1Тбайт = 1024 Гбайт = 240 байт = 1099 511 627 776 байт

При работе с большими объемами информации применяют более крупные единицы измерения, такие как, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт.

Слайд 14Количество информации – I (энтропийный подход)
Этот подход основан на том,

что факт получения информации всегда связан с уменьшением разнообразия или

неопределенности (энтропии) системы.

Количество информации – I (энтропийный подход)Этот подход основан на том, что факт получения информации всегда связан с

Слайд 16Неопределенность может иметь разное происхождение.
Один из ее видов – неизвестность–

рассматривается теорией познания и философией; «Есть ли жизнь на других

планетах?» или «Существуют ли другие цивилизации?» и т.п.
Другой вид неопределенности – расплывчатость, размытость, – например, «Сколько надо взять песчинок, чтобы образовать небольшую кучу»?
Размытость – характерное свойство языка: «в комнату (какую?) вошел высокий (какого роста?) молодой (какого конкретно возраста?) человек (кто он?) и т.п.
Третий вид неопределенности – случайность. В ее основе лежат статистические закономерности, устанавливаемые теорией вероятности.
Отличительная особенность статистической неопределенности заключается в том, что для нее можно установить количественную меру, о которой пойдет речь далее.
Рассмотрим несколько простейших ситуаций, которые будем именовать опытами А,B и C.
Неопределенность может иметь разное происхождение. Один из ее видов – неизвестность– рассматривается теорией познания и философией; «Есть ли

Слайд 17О п ы т А заключается в бросании монеты. В

этом опыте возможны два исхода (n=2): “орел или решка”. Очевидно, вероятность

каждого исхода (pi=1/2).
О п ы т B– бросание игральной шестигранной кости. В этом опыте возможны уже шесть исходов (n=6). Вероятность каждого исхода pi=1/6.
О п ы т C предполагает одновременное бросание двух костей. Для этого опыта n=36 и pi=1/36 .

Оценка неопределённости результатов опытов есть оценка трудности предугадывания исхода опыта. Интуитивно ясно, что из всех описанных ситуаций опыт С имеет максимальную неопределённость, поскольку число исходов здесь самое большое и заранее предвидеть исход этого опыта труднее всего.

О п ы т А заключается в бросании монеты. В этом опыте возможны два исхода (n=2): “орел или

Слайд 18Таким образом, при энтропийном подходе под информацией понимается количественная величина

исчезнувшей в ходе какого-либо процесса (испытания, измерения) неопределенности.
При этом

в качестве меры неопределенности вводится энтропия (Н), а количество информации равно:
Таким образом, при энтропийном подходе под информацией понимается количественная величина исчезнувшей в ходе какого-либо процесса (испытания, измерения)

Слайд 19Количество информации:
I=Hapr- Haps ,где

Hapr- априорная энтропия о состоянии исследуемой

системы или процесса
Haps – апостериорная энтропия

Апостериори (из последующего)

– происходящее из опыта.
Априори (из предшествующего) – понятие характеризующее знание, предшествующее опыту (испытанию).

В случае, когда в ходе испытания имевшаяся неопределенность снята (получен конкретный результат, т.е. Haps =0), количество полученной информации совпадает с первоначальной энтропией
I=Hapr

Количество информации:I=Hapr- Haps 	,где Hapr- априорная энтропия о состоянии исследуемой системы или   процессаHaps – апостериорная

Слайд 20Формула для вычисления меры неопределенности была предложена американским ученым Р.Хартли

в 1928г.
H=logN
в информатике в качестве меры неопределенности обычно используют

формулу:
H=log2N
При этом единица неопределенности называется двоичной единицей или битом и представляет собой неопределенность выбора из двух равновероятных событий.

Формула для вычисления меры неопределенности была предложена американским ученым Р.Хартли в 1928г. H=logNв информатике в качестве меры

Слайд 21Формулу Хартли можно словесно выразить иначе:
количество информации равно степени,

в которую необходимо возвести число 2, чтобы получить число равновероятных

вариантов выбора , т.е.
2I=16, где I=4 (бита)
Формулу Хартли можно словесно выразить иначе: количество информации равно степени, в которую необходимо возвести число 2, чтобы

Слайд 23Предложенная мера позволяет решать определенные практические задачи, когда все возможные

состояния источника информации имеют одинаковую вероятность.

Американский ученый К.Шеннон обобщил понятие

меры неопределенности выбора Н на случай, когда Н зависит не только от числа состояний, то и от вероятностей этих состояний.

Эту меру называют энтропией дискретного источника информации

Предложенная мера позволяет решать определенные практические задачи, когда все возможные состояния источника информации имеют одинаковую вероятность.Американский ученый

Слайд 25При равновероятных выборах все pi=1/N и формула Шеннона преобразуется в

формулу Хартли:

При равновероятных выборах все pi=1/N и формула Шеннона преобразуется в формулу Хартли:

Слайд 262. Меры информации 2.2. Меры информации семантического уровня
Под семантической информацией понимают

смысловое содержание, извлекаемое получателем из сообщения.
Общепринятой количественной меры для

его измерения в настоящее время не существует.
Среди известных подходов к семантической оценке информации наибольшее распространение получил тезаурусный подход, когда содержащийся в принятом сообщении смысл оценивается путем соотнесения с тезаурусом получателя(приемника), его способностью понимать и принимать поступившее сообщение.
Для понимания и использования информации ее получатель должен обладать определенным запасом знаний. Полное незнание предмета не позволяет извлечь полезной информации из принятого сообщения об этом предмете.
Чем больше знаний о предмете, тем больше и количество полезной информации, извлекаемой из сообщения.
2. Меры информации 2.2. Меры информации семантического уровняПод семантической информацией понимают смысловое содержание, извлекаемое получателем из сообщения.

Слайд 28Тезаурус – в широком смысле - совокупность сведений, которыми располагает

пользователь (система), в более узком – запас знаний в виде

словаря, отражающего семантические связи между словами и другими смысловыми элементами данного языка.

Тезаурус – в широком смысле - совокупность сведений, которыми располагает пользователь (система), в более узком – запас

Слайд 29Зависимость количества семантической информации, воспринимаемой потребителем, от его тезауруса.

Зависимость количества семантической информации, воспринимаемой потребителем, от его тезауруса.

Слайд 30Количество семантической информации Ic, извлекаемой получателем из поступающих сообщений и

включаемой им в дальнейший свой тезаурус, зависит от степени подготовленности

(полноты ) тезауруса Sp для восприятия такой информации.
При недостаточно развитом тезаурусе получатель извлекает из сообщения малое количество семантической информации, а в предельном случае, когда Sp =0 (отсутствие у получателя исходных знаний) он вообще не воспринимает (не может понять)поступающее сообщение.
При достаточно развитом тезаурусе получателя также воспринимается малое количество семантической информации (тезаурус незначительно изменяется под воздействием данного сообщения), при этом в предельном случае, когда Sp →∞ получатель все знает, и извлекаемая из сообщения информация ему не нужна.

Количество семантической информации Ic, извлекаемой получателем из поступающих сообщений и включаемой им в дальнейший свой тезаурус, зависит

Слайд 31Максимальное количество семантической информации, содержащейся в сообщении, является величиной относительной.


Однако одно и то же сообщение может иметь смысловое содержание

для получателя с более развитым тезаурусом (компетентного пользователя) и быть бессмысленным для получателя с недостаточно развитым тезаурусом (некомпетентного пользователя)
Максимальное количество семантической информации, содержащейся в сообщении, является величиной относительной. Однако одно и то же сообщение может

Слайд 32Относительной мерой количества семантической информации может служить коэффициент содержательности С,

который определяется как отношение количества семантической информации к ее объему:
С=Ic/Vд

Относительной мерой количества семантической информации может служить коэффициент содержательности С, который определяется как отношение количества семантической информации

Слайд 332. Меры информации 2.3. Меры информации прагматического уровня
Эта мера определяет полезность

информации (ценность) для достижения пользователем заданной цели.
Она также величина

относительная, обусловленная особенностями использования информации в той или иной системе.

2. Меры информации  2.3. Меры информации прагматического уровняЭта мера определяет полезность информации (ценность) для достижения пользователем

Слайд 34Одним из первых российских ученых к проблеме оценки информации прагматического

уровня обратился Харкевич А.А., который предложил принять за меру ценности

информации количество информации, необходимое для достижения поставленной цели.
Одним из первых российских ученых к проблеме оценки информации прагматического уровня обратился Харкевич А.А., который предложил принять

Слайд 35Если до получения информации вероятность достижения цели равнялась р0, а

после ее получения – р1, то ценность информации определяется как

логарифм отношения р1/ р0:



Максимальной ценностью обладает то количество информации, которое уменьшает потери до нуля при достижении поставленной цели.

Если до получения информации вероятность достижения цели равнялась р0, а после ее получения – р1, то ценность

Слайд 373. Качество информации. Составляющие качества информации.
Качество информации – совокупность свойств

информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (средств

автоматизации, персонала и др.).

Репрезентативность 
Содержательность 
Достаточность 
Доступность 
Устойчивость 
Своевременность 
Точность 
Достоверность 
Актуальность 

3. Качество информации. Составляющие качества информации.Качество информации – совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям (целям,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика