Слайд 1Тема: «Психология общения»
Лекция №
4
Социальная психология
Ковалев В.Н., к.п.н., доцент
кафедры психологии МГУ
Слайд 2Доцент кафедры психологии МГУ
имени М.В.
Ломоносова, к.п.н. В.Н. Ковалёв
ЭФФЕКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
ЭФФЕКТИВНЫЕ СООБЩЕНИЯ
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ
виды, формы и функции общения
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
ПЛАН
Слайд 3Рекомендуемая литература
Андреева Г.М. Социальная психо-логия. – М., 2007
2. Бодалев А.А.
Личность и общение.- М., 1983.-
3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П., Линская
Л.В. Основы конструктив-ного общения, - М.,1997.
4. Дэна Д. Забытое искусство слушать. – М., 1997.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психоло-гия. – СПб., 2005.
6. Семиченко В.А. Психология общения. – К., 1997.
Слайд 4 Основные понятия
Общение – процесс взаимодей-ствия субъектов (общностей
или личностей), в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями
и результатами деятельности.
Шевандрин Н.И.
Слайд 5Сущность общения
Общение - это процесс межличностного взаимодействия,
порожденный широким спектром актуальных потребностей партне-ров, направленный на
удовлетворение этих потребностей и опосредованный определен-ными межличностными отношениями.
Общение включает в себя: обмен инфор-мацией, выработку единой стратегии взаи-модействия, восприятие и понимание партнера. Парыгин Б.Д.
Слайд 6Общение понимается как:
как вид деятельности;
как форма информационной
связи;
как форма взаимодействия субъектов;
как обмен мыслями, чувствами и
переживаниями;
как реальность человеческих отноше-ний и реальность бытия человека.
Слайд 7Виды общения
Социально-ориентированное;
Групповое;
Предметно-ориентированное;
Личностно-ориентированное;
Слайд 11Формы общения
Анонимная;
Функционально-ролевая;
Неформальная.
Непосредственное общение
Опосредованное общение
Слайд 13СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
Коммуникативная сторона общения позволяет представить нам общение как обмен
информацией. Информация не только передается, но и
формируется, уточняется, развивается.
заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. не только в обмене знаниями, идеями, но и действиями
означает процесс восприятия и познания друг друга партнера-ми по общению и установление на этой основе взаимопонима-ния.
Структура общения представлена тремя ее сторонами:
Слайд 14Структура общения
А. Бодалев в структуре общения выделяет
гностический (познавательный),
аффективный (эмоциональный),
практичный (деятельный)
компоненты.
Слайд 15 Структура общения по А. Реан
компоненты общения
когнитивно-информационный (прием
и передача информации),
- регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения
субъектов, на взаимной регуляции их действий),
-аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне);
- социально-перцептивний (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).
Слайд 17СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в
ряде процессов и феноменов: 1)психологической обратной связи, 2)коммуникативных барьерах, 3)коммуникативном
влиянии, 4)существовании различных уровней передачи информации.
Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.
Слайд 18ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
Реципиент
4. ЭМОТИВНАЯ;
5. ПОНИМАНИЯ;
6. КООРДИНАЦИИ;
КОНТАКТНАЯ;
ИНФОРМАЦИОННАЯ;
ПОБУДИТЕЛЬНАЯ;
7.УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ;
8. ВЛИЯНИЯ.
Карпенко Л.
Слайд 19Функции общения:
Связующая функция;
Формирующая функция;
Подтверждающая функция;
Организация и поддержание межличностных отношений;
Внутриличностное общение.
Семиченко В.А.
Слайд 20Функции общения
Социальные функции:
Организация совместной деятельности;
Управление
поведением и деятельностью;
Контроль.
Психологические функции:
Обеспечение
психологического комфорта личности;
Удовлетворение потребности в общении;
Функция самоутверждения.
Григорьева Т.Г.
Слайд 21Функции общения
коммуникативная — осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового
и общественного взаимо-действия;
информационная - состоит в обмене информацией между ком-муникантами;
когнитивная
- состоит в осмыслении значений на основе пред-ставлений, воображения и фантазии;
эмотивная - проявляется в эмоциональной связи индивида с действительностью;
конативная - состоит в управлении и коррекции взаимных пози-ций коммуникантов — уточняются цели, мотивы и программы поведения, взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения;
креативная - состоит в развитии людей и формировании новых отношений между ними через механизмы взаимовлияния — подражание, эмоциональное заражение, внушение и убеждение.
Парфенов В.К.
Слайд 22 Б.Ломов выделяет в общении три функции:
информационно-коммуникативную (заключается в
любом обмене информацией);
регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности
в процессе взаимодействия);
аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека).
Слайд 24Основу общения составляет вербальная коммуникация (речь)
ФУНКЦИИ РЕЧИ ( по Р.Якобсон):
1.Эмотивная
– отношение говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту);
2. Конативная – побуждение адресата к действию, приказ;
3. Реферационная – выражение мыслей;
4. Поэтическая – демаркация реального и воображаемого;
5. Фактическая – поддержание контакта;
6. Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания.
Слайд 25ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ
Сообщение
Слушание
Понимание, отреагиро-вание
На каждом этапе коммуникации мы сталкиваемся с барьерами,
фильтрами общения, затрудняющими его.
Слайд 27СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
речь;
оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима);
паралингвистическая система;
экстролингвистическая система
(интонации, паузы);
система организации пространства и времени
коммуникации;
система контакта глазами(Андреева Г.М.)
Слайд 28Средства общения:
Кинетические - зрительно воспринимае-мые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд);
Просодические
- ритмико-интонационные стороны речи (высота тона, громкость, тембр, сила ударения);
Экстралингвистические – включение в речь пауз, вздохов, смеха, плача и т.д.;
Такесенические - динамические прикосно-вения (рукопожатия, похлопывания, поцелуи);
Проксемические - ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование). (Семиченко В.А.)
Слайд 30Фильтры (барьеры) общения
ВЕРБАЛЬНЫЙ
СМЫСЛОВОЙ
ПАРОКСЕМИЧЕСКИЙ
ОСМЫСЛЕНИЯ
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ
РЕФЛЕКСИИ
Психологические препятствия на пути адекватной передачи информации
между партнерами по общению называется коммуникативным барьером или фильтром
Слайд 33Стили общения:
«менторский» — поучительно-назидательный;
«одухотворяющий» — возвышающий людей, вселяющий
в них веру в свои духовные силы и личностные качества;
«конфронтационный» — вызывающий у лю-дей желание возражать, не соглашаться;
«информационный» — ориентированный на передачу слушателям определенных сведе-ний, восстановление в их памяти каких-либо фактов.
Слайд 34
Дистанции общения:
Интимная - от 0 до 0,5 метра.
Межличностная -
от 0,5 до 1,2 метра.
Официально-деловая или социальная - от 1,2
до 3,7 метра.
Публичная - более 3,7 метров.
Слайд 35КОНСТРУКТИВНЫЕ СООБЩЕНИЯ
« культурный, этичный способ выражения нашего отношения к
какой-либо ситуации.
передает другому человеку ваше отношение к чему-то
без обвинений и без требований.
Эффективно в любой обстановке, даже когда мы рассержены, огорчены или обижены.
«Я – высказывания - это
«Я - высказывания
« Я - высказывания
Слайд 36Схема «Я-высказывания»
Событие – «Когда…- описание нежелатель-ной ситуации
Наша реакция –
«Я чув-ствую…. - описание наших чувств
Предпочитаемый метод – «Мне хотелось
бы чтобы… - описание желательного варианта.
Ковалев Владимир Николаевич- кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии МГУ, автор 150 научных работ, член общества политических психологов, конфликтолог.
Слайд 37Преимущества «Я- высказываний» над «Ты - сообщениями»
«Я-сообщения»
снижают эмоциональный накал информации, позволяют лучше выражать смыл того, что
мы желаем сказать. «Ты сообщения» – это жесткое выражение претензии, в котором за эмоциональным всплеском теряется смысл сказанного. Не этичные «Ты- сообщения» по своей сути все одинаковы.
В них выражается одна потребность – нанесение психологического удара оппоненту, наказание, оскорбление.
Слайд 38Этапы «Я-сообщений»
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ потребуется
способность к объективному описанию события или ситуации, приведшей к возникновению
проблемы, или к объективной формулировке самой проблемы. Объективность ее описания предполагает отсутствие субъективных или эмоционально окрашенных выражений.
Сформулируйте Вашу проблему как результат действия других.
Слайд 39Этапы «Я-сообщений»
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ (Ваша реакция,
отклик) Вам потребуется описать свои чувства, вызванные данным событием.
Ваша
реакция может состоять в описании конкретных эмоций.
Например: «Когда вы…, я чувствую себя рассерженным.» или: « Когда на меня…», «Когда мне…».
2. Иногда легче описать эмоции в виде того, что вы делаете в этом состоянии. Например: «Когда вы…, я начинаю…
3.Вашей реакцией может быть позыв, желание, которым вы сопротивляетесь.
Пример: «Когда ко мне так…, мне хочется просто…
Слайд 40Этапы «Я-сообщений»
ТРЕТИЙ ЭТАП «Я- высказывания» –
предпочитаемый исход – требует ясной и четкой формулировки того, что
Вы хотите, наличия вариантов достижения этого результата.
Они необходимы, т.к. люди часто, не имея выбора, чувствуют угрозу своей свободе и автономии.
Слайд 41Формула этичного обоснования
Когда Вы…
Я чувствую…
Мне хотелось бы…
Объяснение, аргументация своей
позиции
Предпочитае-мый исход требует четкой и ясной формулиров-ки того, чего Вы
хотите, наличия вариантов достижения этого результата.
Потому, что…
Слайд 44 Ваш оппонент визуал
Ему в первую очередь бы
хотелось, чтобы вы общаясь ним:
- увидели его жесты, одежду,
макияж, мимику, ресницы, бросаемые вами на него взгляды…;
- вообразили картинки, которые он вам рисует словами;
- оценили бы его эффектные жесты;
- полюбили бы его картинки в компьютере;
- запомнили бы его одежду и украшения.
Слайд 45Ваш оппонент дигитал
Дискретная (дигитальная) РС
– логическое осмысление
сигналов осталь-ных систем.
Дигитальный канал отвечает
за контроль речи, формулировку фраз. Поэтому говорят такие люди достаточно монотонно, они с трудом воспринимают интонацию и избега-ют жестикуляции, так как все это не несет никакой информации. В разговоре дигита-лов все должно быть логично, без лишних разъяснений и толкований, каждое слово должно стоять на своем месте, он внимательно следит за точностью выражений.
Слайд 46Ваш оппонент кинестетик
Ему в первую очередь хотелось, чтобы
вы в общении с ним:
- ощущали своим телом, то,
что он вамтранслирует (как тяжело быть в его положении и т.п.);
- вздрагивали в особо напряженных местах его общения;
- видимо расслаблялись телом, когда беседа идет гладко, и напрягались, когда что-то происходит не так;
- с удовольствием воспринимали его прикосновения, в том числе поглаживания, поцелуи и объятия.
Слайд 47Ваш оппонент аудиал
Для него в
высшей степени значимо, чтобы вы:
- слушали его голос и
оценивали его инто-нации, тембр, выразительность;
- были внимательны к эмоциям, проявлен-ным его голосе;
- с удовольствием слушали
музыку, которая ему нравится;
- иногда даже закрывали глаза
от удовольствия слушать его.
Слайд 48Успешность общения во многом зависит от умения слушать собеседника
Из всего
общения большую часть времени мы отводим на слушание
40%
35%
16%
9%
Слушание
Говорение
Ч Т Е
Н И Е
П И С Ь М О
A
B
C
D
Слайд 49УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
Успешность общения во многом зависит не
только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника.
Все понимают, что слушать можно по-разному.
Умение слушать не тождественно умению слышать. Первое уже выражает определенное отношение к собеседнику.
Умение слушать – мощная сила, снимающая эмоциональное напряжение и облегчающая взаимопонимание.
Внимательное, спокойное, располагающее слушание снижает уровень эмоционального возбуждения.
Слайд 50Умение слушать это:
восприятие информации от говорящих собеседников или самого себя,
при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций;
такое поощряющее отношение
к говорящему, которое побуждает, «подталкивает» продолжать акт общения;
тонкое тактичное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего на один шаг вперед.
Слайд 51Неумение слушать
ПОТЕРЯ РЕСУРСОВ
1. Потеря важной информации и неверное пони-мание;
чувство обиды; агрессия
2. Потеря
возможностей
совершенство-
вать отноше-
ния;
3. Искажение
образов
и
реальности;
противосто-
яние;
4. Предубежде-
ния, напряжение,
стресс,
невроз.
Нерациональные потери времени
Слайд 52Задачи, решаемые во время слушания
1
Воспринимается содержание сообщения
2
Улавливаются эмоциональные проявления
собеседника
3
Устанавливается, что в данном случае важнее: что говорится или как
это говорится?
Слайд 53Достоинства конструктивного слушания
Умение слушать, как способ принятия собеседника повышает
самооценку человека;
Повышает степень взаимного доверия и ощущение надежности;
Дает эмоциональную подпитку;
Ведет
к познанию и самопознанию;
Экономит время.
Слайд 54АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Улучшение общения и взаимоотношений
с собеседником;
Повышение удовлетворенности от общения;
Улучшение
собственной манеры общения;
Преодоление опасений и предубеждений;
уважение к собеседнику;
Понимание мыслей
и чувств собеседника, его интересов, состояний;
Ясное понимание процесса слухового восприятия; осознанность информации.
Что дает активное слушание в переговорном процессе:
Слайд 55Если мы научимся слушать, то……..
МЫ
2. Сократим время
на поиск нужного
решения и устране-
ния недостатков в коммуникации.
1. Убедимся, что все большее коли-чество людей ста-нет относиться к нам доброжела-тельно;
Слайд 56Правила эффективного слушания
1. Перестаньте сами говорить.
2. Помогите говорящему раскрепоститься.
3. Покажите собеседнику, что Вы готовы слушать.
4. Устраните раздражающие моменты.
5. Сопереживайте партнеру по общению.
6. Наберитесь терпения.
7. Сдерживайте свои эмоции.
8. Не допускайте споров и критики.
9. Задавайте собеседнику вопросы.
Слайд 57УСЛОВИЯ ПОЛНОЦЕННОГО СЛУШАНИЯ
(ПО Т.Г. ГРИГОРЬЕВОЙ)
Полноценное слушание
предполагает соблюдение следующих условий:
Слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем.
Слушающий
отказывается от любых предубеждений в отношении говорящего.
Слушающий никогда не пользуется чужими и предвзятыми оценками.
Слушающий абсолютно свободен от какого бы то ни было смущения и может задавать любые вопросы.
Слушающий показывает говорящему, что тот услышан и смысл сказанного понят.
Слайд 58УРОВНИ СЛУШАНИЯ
1-й (высший) слушание-сопереживание
Слушающий воздерживается
от суждений. Испытывает ощущение присутствия здесь и теперь. Проявляет уважение
к говорящему. Ощущает контакт с ним, сосредоточен; сконцентрирован на манере общения говорящего, мимике и жестах. Сдерживает собственные мысли и чувства, сопереживает мыслям и чувствам говорящего.
2-й (средний) поверхностное слушание
Слушание словесно-смысловое, с опорой на логику, но без учета эмоционального состояния собеседника. Эмоционально отчужденное слушание. Часто приводит к недопониманию. Теряется колорит сказанного, не улавливаются эмоциональные акценты.
3-й (низкий) пассивное отчужденно-оскорбительное
Слушатель сосредоточен на себе, на своем отношении к информации или отдельных фразах, вырванных из общего контекста. Слышит лишь то, что хочет слышать. Слушает поверхностно, невнимательно. Информация воспринимается неполно, искаженно. В ход пускаются домыслы, предубеждения, опасения и др.
Слайд 59Чтобы ответить (для себя) на вопрос:
« В чем состоит
умение слушать? - Ответьте на вопросы:
На что похоже ощущение, когда
вы действительно кого-то слушаете?
2. На что похоже ощущение, когда кто-то действительно слушает вас?
Title
Слайд 61Конфликтные трансакции
по М.Е. Литваку
Р
Д Д
Х
Д Д; В В; Р Х Р;
Х Х Х
В Р В
Дитя Взрослый Родитель
Слайд 62АМОРТИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА
В
Х
Р Х Р
(В) Шаг 1. Амортизация удара
Д
(Д)
В Шаг 2. Рационализация отношений
Р(я)
Од Шаг 3. Оправдание действий «родителя», снятие вины
Шаг 4. Компенсация