Слайд 1Коменский Ян Амос
Кувшинова Е.В. 2-ФКП-1
Слайд 2Ян Амос Коменский (1592–1670) – великий чешский педагог-гуманист XVII в., общественный деятель, основоположник
педагогической науки. Считается изобретателем классно-урочной системы, которая до сих пор
составляет основу педагогики.
Слайд 3Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью:
общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний,
запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Слайд 4 «В мире нет ничего, чего бы не мог охватить одаренный
чувством и разумом человек»
Слайд 5Каждый ребенок должен получить образование. Рождаясь, он приносит в мир
«чистый разум, будто ровную доску», не умеет ничего делать, говорить,
понимать. Все это приобретается в процессе обучения.
Слайд 6Каждый человек превосходит другого не благодаря своему происхождению, а благодаря
тому, «на сколько он больше других справляется»
Слайд 7Коменский одновременно подчеркивал, что школа должна давать не оторванные от
жизни, а практически необходимые человеку знания, сообщать детям то, что
принесет им пользу.
Слайд 8«когда воображение еще живое, а пальцы гибкие ... пока ум
острый, а память твердая»
Слайд 9«Школа должна стать преддверием жизни»
Слайд 109 правил искусства обучения наукам
1. Всему, что должно знать, нужно
обучать.
2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно
существующую и приносящую определенную пользу.
3. Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
4. Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
Слайд 116. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не
пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь,
в которой они находятся с другими частями.
7. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.
Слайд 1216 правил искусства развивать нравственность
1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству
все без исключения.
2. Прежде всего основные, или, как их называют
«кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
Слайд 138. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и
исполнением на их глазах всевозможных поручений.
9. Привычку к труду юноши
приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель— готовность услужить другим и охоту к этому.
11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
14.Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
15.Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.