Слайд 1Коми филиал Кировской государственной медицинской академии
IV Курс
“Общественное здоровье и
организация здравоохранения”
Слайд 2Лекция 2.
Тема
“Организация медицинской помощи городскому взрослому населению”
доцент, к.м.н. Нечаева
Э.В.
Слайд 3Организация медицинской помощи городскому взрослому населению
План:
1.Территориальный принцип организации медицинской помощи,
ТМО
2. ПМП в поликлиническом звене.
3. Организация преемственности в работе поликлиники
и стационара.
4. Стационар, организация работы. Основные показатели деятельности.
5. Вопросы реформирования стационарной помощи.
Слайд 41.Территориальный принцип организации медицинской помощи, ТМО
Лечебно-профилактическая помощь в России представляет
собой сложную систему, включающую все виды оказываемой медицинской помощи и
различные типы организаций государственного, муниципального и частного сектора здравоохранения страны. Лечебно-профилактическая помощь подразделяется на: внебольничную, стационарную (больничную) и санаторно-курортную.
Лечебно-профилактическая помощь различается также по особенности организации помощи отдельным социальным группам населения: городским и сельским жителям; рабочим промышленных предприятий; детям, беременным женщинам.
Слайд 51.Территориальный принцип организации медицинской помощи, ТМО
Лечебно-профилактическая помощь может быть:
- врачебной
(осуществляется лицами с законченным высшим медицинским образованием)
- доврачебной (оказывается лицами
со средним медицинским образованием: фельдшером, медицинской сестрой, акушеркой).
В государственной и муниципальной системе здравоохранения она оказывается в ЛПУ и на дому по месту жительства.
Слайд 61.Территориальный принцип организации медицинской помощи, ТМО
На сегодняшний день, в условиях
экономической реформы, работы ЛПУ в условиях ОМС, необходимо рассматривать каждое
ЛПУ, как учреждение со сложной социально-экономической системой, состоящей из совокупности взаимосвязанных неоднородных элементов (подсистем), выполняющих разнообразные функции. Средства, которыми оно располагает, и экономические процессы, происходящие в нем, должны отображаться через систему экономических показателей, на основе которых должны быть обеспечены анализ и планирование, в т.ч. и финансовых средств, обеспечивающих деятельность ЛПУ.
Слайд 71.Территориальный принцип организации медицинской помощи, ТМО
Оценка деятельности ЛПУ проводится по:
1.
общим показателям здравоохранения:
- заболеваемость
- структура коечного фонда, использование коек в
целом и по профилям
- длительность пребывания больного в стационаре
- характер заболеваемости среди госпитализированных
- хирургическая активность
- больничная летальность
- количество посещений на 1 жителя в год
- количество обслуженных на дому
- количество диспансерных больных на 1 врачебную должность
- и т.д.
Слайд 81.Территориальный принцип организации медицинской помощи, ТМО
2. Экономическим показателям:
- обеспеченность населения
коечным фондом
- обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом
- штаты
и их укомплектованность
- среднее число работы койки в году
- объем и уровень госпитализации
- средняя стоимость содержания 1 койки в году
- стоимость одного посещения и одного пролеченного в стационаре
- стоимость одного койко-дня.
Слайд 91.Территориальный принцип организации медицинской помощи, ТМО
ЛПУ состоит из функциональных и
организационных подсистем:
Функциональные подсистемы отражают содержание лечебно-профилактического процесса
Организационные – представляют форму
их функционирования.
Функциональные подсистемы:
- технологическая
- экономическая
- социальная
Организационные подсистемы:
- отделения стационара
- амбулаторно-поликлинические
- параклинические подразделения
и т.д.
Слайд 101.Территориальный принцип организации медицинской помощи, ТМО
Функциональные подсистемы:
Технологическая подсистема определяет и
выражает содержание ЛПУ как производственной системы и представляет собой совокупность
ресурсов, технологии и организации, взаимодействие которых обеспечивает лечебно-профилактическую деятельность.
Экономическая подсистема представляет совокупность элементов экономического механизма хозяйствования, осуществляет связь подсистем с внешней средой и внутри ЛПУ.
Социальная подсистема – это коллектив предприятия и элементы его функционирования и развития.
Организационные подсистемы представляют форму функционирования технологической, экономической и социальной подсистем.
Организационные подсистемы представляют форму функционирования технологической, экономической и социальной подсистем.
Слайд 111.Территориальный принцип организации медицинской помощи, ТМО
Таким образом, новый
подход к сущности ЛПУ в современных условиях правомерно охарактеризовать следующим
образом:
«ЛПУ – сложная, динамическая социально-экономическая система, представляющая планомерно организованное и относительно обособленное, самостоятельно функционирующее звено непроизводственного сектора экономики, на котором осуществляется лечебно-профилактическая деятельность с целью обеспечения системы общенародных, коллективных и личных экономических интересов, характеризующаяся технологическим и организационным единством и социально-экономическими связями».
Слайд 122. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
Амбулаторно-поликлинические
учреждения являются ведущими в системе организации первичной медико-санитарной помощи, которая
оказывается широкой сетью амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, самостоятельными городскими поликлиниками, МСЧ и сельскими врачебными амбулаториями, диспансерами, женскими консультациями, здравпунктами и Фапами.
Основными средствами медицинских учреждений, оказывающих внебольничную помощь городскому населению, являются поликлиники.
Слайд 132. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
По мощности поликлиники подразделяются
на следующие группы:
Слайд 142. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
В городах
численностью населения свыше 400 000 человек создаются диагностические и консультативно-диагностические центры.
Почти 30 лет назад был предложен так называемый Ивановский метод амбулаторно-поликлинической помощи, согласно которому создавались акушерско-педиатрические-терапевтические комплексы (АПТК), в некоторых регионах ТМО.
Это был первый шаг на пути к семейной медицине, т.к. три врача указанных специальностей могли оказывать первичную помощь семье.
Однако на современном этапе стоит новая задача, как сделать из этих трёх врачей одного, но с широким объемом знаний врача общей практики.
Слайд 152. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
Общие
принципы работы городской поликлиники по медицинскому обслуживанию населения:
1. Участковый принцип
со свободой выбора врача.
2. Преемственность и взаимосвязь в лечебно-профилактической деятельности.
3. Принцип активного диспансерного наблюдения за здоровьем обслуживаемого населения.
Слайд 162. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
1. Участковый принцип со
свободой выбора врача.
До введения ОМС основным принципом организации лечебно-профилактической помощи
являлся участково-территориальный принцип. Согласно нормативам численности населения на участке (1600-1700 человек), участковый врач должен обслуживать население определенной территории, вести прием и оказывать помощь на дому.
Отсюда задачи участкового врача:
- устанавливать динамику здоровья постоянного контингента населения участка (демографический состав, показатели заболеваемости, инвалидности)
- изучать условия жизни, семейные и психологические факторы, влияющие на здоровье
- организовывать санитарно- противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия на своём участке
- иметь хороший психологический контакт с населением.
Слайд 172. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
Однако участковый врач со
временем превратился, по существу, в участкового терапевта с акцентом на
лечение и профилактику преимущественно терапевтической патологии, что привело к снижению его квалификации как врача широкого профиля.
Существенным недостатком территориально-участкового принципа было отсутствие свободы выбора лечащего врача.
Смена социально-экономических, политических приоритетов в стране, ориентация здравоохранения на рыночные отношения позволили обеспечить каждому гражданину РФ право выбора врача и ЛПУ.
В амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждениях могут быть организованы врачебные участки: терапевтический; врача общей практики, семейного врача, комплексный терапевтический участок.
Слайд 182. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
Рекомендуемая численность прикрепленного населения
на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского
персонала составляет:
- на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения в возрасте
- на участке врача общей практики - 1500 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;
- на участке семейного врача - 1200 человек взрослого и детского населения;
- на комплексном терапевтическом участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.
Комплексный терапевтический участок формируется из населения врачебного участка амбулаторно-поликлинического или стационарно-поликлинического учреждения с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом амбулатории и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими пунктами).
Слайд 192. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
2. Преемственность и взаимосвязь
в лечебно-профилактической деятельности.
Этот принцип заключается в единстве подходов к решению
медицинских проблем на всех этапах оказания лечебно-профилактической помощи пациентам как внутри конкретного учреждения, так и между различными ЛПУ.
3. Принцип активного диспансерного наблюдения за здоровьем обслуживаемого населения.
В период реформирования всей системы охраны здоровья населения изменились приоритеты в деятельности поликлиники в сторону профилактики заболеваний, инвалидности и смертности (вторичная и третичная профилактика).
Слайд 202. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
Профилактическая работа поликлиники осуществляется по следующим направлениям:
1. Проведение профилактических медицинских
осмотров декретированных контингентов (по списку) в соответствии с договорами.
2. Проведение профосмотров контингентов с факторами риска (группы риска) с использованием скрининг методов.
3. Диспансерное наблюдение за больными с хроническими заболеваниями, инвалидами и лицами особого социального статуса (воины-интернационалисты, участники ВО войны, герои РФ и т.д.) путем активного проведения комплекса профилактических мероприятий.
Слайд 212. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
В
практическом здравоохранении лечащие врачи, прежде всего, осуществляют отбор контингента для
постановки на «Д» учет. Существует ряд инструктивно-методических и нормативно-правовых актов, определяющих порядок постановки на учет больных в зависимости от нозологической формы.
При отборе лечащий врач определяет:
1) оценку состояния здоровья путем сбора объективных и субъективных данных
2) обоснование и определение группы «Д» наблюдения
3) разрабатывает мероприятия по предупреждению рецидивов инвалидности и смертности
4) оформление необходимой документации
Слайд 22Организационная структура городской поликлиники.
Слайд 232. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
1. Руководство п/к: главный
врач, замы по лечебной, клинико-экспертной работе, по АХЧ, по экономике,
также главная медсестра.
2. Регистратура.
3. Отделение профилактики, куда входят:
- кабинет доврачебного приема
- смотровой кабинет
- кабинет организации и контроля за диспансеризацией населения
- кабинет гигиенического воспитания (санпросвет).
4. Собственно лечебные клинические отделения и кабинеты.
5. Вспомогательные диагностические отделения (Rg, лаборатория, ООРД, центральная операционная).
6. Кабинет медицинской статистики (информации).
7. Административно-хозяйственная часть.
Слайд 242. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
Регистратура: входит кабинет регистрации
справок, листов нетрудоспособности и других документов; справочно-информационная служба; кабинет (стол)
приема вызовов на дом.
По форме работы: - централизованная
- децентрализованная
- самозапись к врачу.
Основные функции и задачи:
1. распределение потока обратившихся для приема в кабинеты п/к и для обслуживания на дому
2. хранение медицинской документации и медицинской информации об обслуживаемых контингентах
3. оформление правовых документов
4. информирование населения о графике работы врачей, наличии и объеме предоставляемых услуг.
Регистратура городской поликлиники находится в непосредственном подчинении руководителя поликлиники.
Слайд 252. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
Отделение
профилактики.
Отделение профилактики возглавляется заведующим, который подчинен непосредственно главному врачу амбулаторно-поликлинического
учреждения (заведующему поликлиническим отделением). В отделение профилактики входят:
Слайд 26Кабинет доврачебного приема
организуется в поликлинике для регулирования потока посетителей поликлиники
и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции. Кабинет доврачебного приема
входит в состав отделения профилактики поликлиники, а там, где оно отсутствует, действует как структурное подразделение поликлиники. Для работы в кабинете назначаются наиболее опытные медицинские сестры. В своей деятельности работники кабинета доврачебного приема подчиняются заведующему отделением профилактики, а при отсутствии такой должности - главной медицинской сестре. Кабинет доврачебного приема размещается в непосредственной близости от медицинской регистратуры и проводит свою работу в тесном контакте с ней.
Основными задачами кабинета являются:
- прием больных для решения вопроса о срочности направления к врачу;
- направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме;
- проведение антропометрии, измерение артериального и глазного давления, температуры тела и др.;
- заполнение паспортной части посыльного листа во МСЭК, санитарно - курортной карты, данных лабораторных и других функционально - диагностических исследований перед направлением во МСЭК, на санаторно-курортное лечение, оформление справок, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного и др.;
- участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров.
Кабинет доврачебного приема обеспечивается необходимым медицинским оборудованием, инструментарием и установленными формами бланков направлений на исследования, посыльных листов во МСЭК, санаторно-курортных карт и др. Посещаемость учитывается в журнале посещений кабинета.
Слайд 27Кабинет организации и контроля за диспансеризацией населения.
Основной целью диспансеризации является
осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья
населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия.
Диспансеризация включает:
- ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;
- дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;
- выявление лиц, имеющих факторы риска, способствующие возникновению и развитию заболеваний;
- выявление заболеваний в ранних стадиях;
- определение и индивидуальную оценку состояния здоровья.
Слайд 28Кабинет организации и контроля за диспансеризацией населения.
В
результате ежегодной диспансеризации и последующего дообследования выделяются следующие группы:
I
- здоровые - лица, не предъявляющие никаких жалоб и у которых в анамнезе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функции отдельных органов и систем; среди них лица с так называемыми "пограничными состояниями", нуждающиеся в наблюдении (т.е. лица, у которых выявлены незначительные отклонения от установленных границ нормы в величинах АД и прочих физиологических характеристик, не влияющие на функциональную деятельность организма) (Д-I);
II - практически здоровые - лица, имеющие в анамнезе острое или хроническое заболевание, но не имеющие обострений в течение нескольких лет (Д-II);
III - больные, нуждающиеся в лечении, - лица с компенсированным течением заболевания, редкими обострениями, непродолжительными потерями трудоспособности; лица с субкомпенсированным течением заболевания, частыми и продолжительными потерями трудоспособности; с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности (Д-III).
Слайд 292. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
Кабинет
медицинской статистики (информационно-статистическая служба) осуществляет:
1. организацию статистического учета и
документооборота ЛПУ в соответствии с приказом МЗ РФ и инструктивно-методическими указаниями
2. сбор, систематизацию, статистическую обработку учетно-отчетных данных.
3. участие в шифровке информации в соответствии МКБ 10.
4. контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации, достоверностью данных годового отчета подразделений
5. расчет статистических показателей оценки деятельности ЛПУ
6. составление итогового годового статистического отчета ЛПУ
7. участие в проведении и организации инструктивно-методических семинаров по медицинской статистике в структурных подразделениях ЛПУ.
Слайд 302. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
В деятельности поликлиники большую
роль играет заведующий отделением.
Он назначается не менее чем при
9 врачебных должностях в терапевтическом и 8 – в хирургическом отделении.
Если врачей меньше, функции зав. отделением выполняет один из специалистов.
Зав. отделением поликлиники не может заниматься только организаторской работой, он должен периодически участвовать в приемах больных в отделении и посещать больных на дому.
Слайд 312. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
В
поликлинике имеется следующая учетно-отчетная документация.
- медицинская карта амбулаторного больного
- статистический
талон для регистрации заключительного диагноза
- экстренное извещение об инфекционном заболевании
- талон на прием к врачу
- книга записи вызовов врача на дом
- дневник работы врача
- контрольная карта диспансерного наблюдения
- список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру
- сводная ведомость заболеваний, подлежащих «Д» наблюдению
- листок нетрудоспособности
- талон направления на госпитализацию и на консультацию
- врачебное свидетельство о смерти
- журнал учета инфекционных заболеваний
- журнал для записи заключений ВКК
- книга регистрации листка нетрудоспособности
- рецепты (взрослый, детский)
- рецепты на наркотические вещества
- рецепты на получение лекарств бесплатно и по льготам.
Слайд 322. Принципы медицинской помощи в поликлиническом звене.
Функционирование
современной городской поликлиники в системе ОМС невозможно без информационных систем
и технологий на базе персональных компьютеров.
Работа с информационной системой в поликлинике предполагает документальный обмен между специалистами.
Выделяют несколько производственных уровней взаимодействующих между собой:
- врачебный (лечебно-профилактический)
- статистический (информационно-аналитический)
- экспертный (контроль, программирование)
- экономический (расчет тарифов, стоимости труда и его оплаты).
Слайд 33
3. Стационар, организация работы. Основные показатели деятельности.
Стационарная (больничная) медицинская помощь
является врачебной и осуществляется в учреждениях, специально предназначенных для этой
цели.
Стационарная медицинская помощь оказывается в основном при заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения сложных методов обследования, лечения с использованием современной медицинской техники, оперативных вмешательств, постоянного врачебного наблюдения и интенсивного ухода.
Слайд 34
3. Стационар, организация работы. Основные показатели деятельности.
Больничные учреждения в России
дифференцируются по различным признакам:
1. По административно-территориальному положению: областные, краевые, окружные,
республиканские, городские, районные, сельские, участковые.
2. По ведомственной принадлежности: МЗ, министерства путей сообщения, министерства обороны и т.д.
3. По профильности: многопрофильные и специализированные
4. По порядку госпитализации: больницы скорой медицинской помощи, для плановой госпитализации, для общей (смешанной) госпитализации.
5. По степени интенсивного наблюдения и ухода: интенсивного лечения, восстановительного лечения, долечивания, сестринского ухода, медико-социальной помощи.
6. По регламенту организации работы: детские и для взрослых, объединенные с ССП, объединенные с п/к.
7. По виду собственности: государственные, муниципальные, унитарные предприятия, частные организации и др.
Слайд 35
3. Стационар, организация работы. Основные показатели деятельности.
Специализированная больничная помощь оказывается
также
в стационарах диспансеров: кардиологических, кожновенерологических, наркологических, онкологических, психоневрологических, противотуберкулезных,
трахоматозных, эндокринологических;
в учреждениях здравоохранения особого типа: лепрозориях, хосписах, в центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями.
Слайд 36
3. Стационар, организация работы. Основные показатели деятельности.
Больницы, используемые не менее
чем на 50% с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями
или в научных целях, являются клиническими учреждениями.
Любая больница (без поликлиники) по функциональному назначению имеет 4 сектора:
- управление
- клинический
- лечебно-диагностический
- хозяйственный.
Слайд 383. Стационар, организация работы. Основные показатели деятельности.
Главный врач руководит больницей
на правах единоначалия. Имеет заместителей по медицинской части, клинико-экспертной работе,
оргметод работе, по АХЧ, экономике, по ГО и ЧС, по кадрам, главную медицинскую сестру.
В соответствии с международным стандартом больница общего типа должна располагать 600-800 койками или меньше, но не менее 300-400 коек. Это позволяет организовать лечение больных по 5-7 профилям.
Слайд 39Организация работы приемного отделения
Особенно ответственна роль приемных отделений многопрофильных больниц,
обеспечивающих круглосуточное дежурство по экстренной помощи. Приемное отделение БСМП имеет
теплый тамбур гараж, регистратуру, ряд кабинетов врачей специалистов, процедурные, перевязочные, комнаты санитарной обработки, справочную и помещение для родственников. Могут быть экспресс-лаборатории, Rg - кабинет, кабинет УЗИ и др.
Больные и пострадавшие, находящиеся в угрожающем жизни состоянии, минуя общебольничное приемное отделение, поступают прямо в реанимационное отделение или в специализированное отделение с ПИТ.
Все остальные больные поступают через приемное отделение, которое должно быть рассчитано на два потока как минимум: поток больных, доставляемых бригадой СМП и поток, направленных поликлиникой и поступающих самотеком.
Когда больница дежурит по экстренной помощи, в приемном отделении работает бригада врачей: хирург, травматолог, терапевт, рентгенолог. Врачи других специальностей дежурят в профильных отделениях.
Слайд 40Организация работы приемного отделения
Основными показателями, характеризующими уровень работы приемного отделения
должны быть:
- % совпадения диагнозов приемного отделения с клиническими
- профильность
госпитализации больных
- показатель обоснованности госпитализации
- средняя длительность пребывания больного в приемном отделении.
Слайд 413. Стационар, организация работы. Основные показатели деятельности.
Медико-социальная помощь -
вид профессиональной деятельности междисциплинарного характера, направленной на оказание медико-реабилитационной, правовой,
психологической, педагогической и социально-бытовой помощи определенному контингенту населения: пожилым, инвалидам, больным, страдающим социально значимой патологией, включая онкологические, психические болезни, наркоманию и др.
Приказом МЗ РФ от 7.09. 2005 г. № 627 «О номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» определена сеть учреждений по оказанию медико-социальной помощи в системе здравоохранения.
Слайд 42Медико-социальная помощь
К ним относятся:
1. Гериатрические больницы и центры, предназначенные для
оказания специализированной стационарной и консультативно-диагностической помощи населению пожилого и старческого
возраста.
2. Госпитали ветеранов войны.
3. Дома (отделения) сестринского ухода – создаются для улучшения медицинской и социальной помощи больным пожилого, старческого возраста, одиноким, инвалидам и другим, страдающим хроническими заболеваниями и нуждающимся в поддерживающем лечении (средняя длительность пребывания 50-100 дней).
4. Хоспис – учреждение особого типа, преимущественно предназначенное для инкурабельных онкологических больных с целью обеспечения им поллиативного лечения, ухода, психосоциальной реабилитации, психологической поддержки.
Медицинская помощь и квалифицированный уход за больными в хосписе осуществляется бесплатно. Дотации (оплата) со стороны родственников или больных запрещаются. Не запрещаются благотворительные пожертвования. Хоспис является бюджетным учреждением, не занимается коммерческой и хозрасчетной деятельностью.
Слайд 434. Вопросы реформирования в организации медицинской помощи населению.
Расширение самостоятельности хозяйственных
субъектов, формирование элементов рыночной инфраструктуры, договорных отношений в отрасли, сужение
сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требует новых подходов к использованию правового и финансового механизма управления здравоохранением.
Это в свою очередь определяет необходимость поиска новых подходов к понятиям «ЛПУ».
Слайд 44
4. Вопросы реформирования в организации медицинской помощи населению.
Отличительной особенностью проводимых
реформ в системе здравоохранения является:
- перенос внимания на отдачу от
имеющегося кадрового материально-технического потенциала (эффективность ЛПУ)
- перевод системы на интенсивный путь развития
- совершенствование внутриотраслевых и межучережденческих связей.
Слайд 454. Вопросы реформирования в организации медицинской помощи населению.
Основные направления реформы
ПМСП:
1. Законодательное закрепление за государственными, муниципальными, амбулаторно-поликлиническими учреждениями статуса самостоятельного
юридического лица с сохранением приоритета некоммерческой деятельности
2. Разработка и внедрение системы мониторинга за состоянием здоровья населения на догоспитальном этапе
3. Увеличение ресурсного обеспечения поликлиники в т. ч.
- переход на принцип подушевого финансирования с элементами гонорарного метода оплаты отдельных видов услуг
- разработка и внедрение взаиморасчетов за оказанные медицинские услуги.
4. Разработка и внедрение в практику стандартов оказания МП
5. Поэтапный переход к оказанию ПСМП по принципу ВОП
Слайд 464. Вопросы реформирования в организации медицинской помощи населению.
Чрезмерное
развитие специализированной МП на догоспитальном этапе привело к тому, что
участковый врач не стал лечащим врачом пациента и фактически не несёт ответственности за объём и качество МП.
Пациент не рассматривается врачом с точки зрения социального статуса, семейного положения, трудовой деятельности и др. аспектов, оказывающих влияние на его здоровье.
ВОП должен обладать суммой знаний, достаточной для того, чтобы обеспечить своевременную диагностику, лечение и профилактику более широкого круга заболеваний, чем участковый терапевт.
Консультант-специалист должен консультировать сложные случаи заболеваний и лишь некоторых больных брать под постоянное наблюдение.
Слайд 474. Вопросы реформирования в организации медицинской помощи населению.
Дневной стационар поликлиники.
Одним
из положительных аспектов реформирования является развитие стационар замещающих технологий.
При
сравнении общих затрат на лечение одного больного в стационаре и в условиях дневного пребывания в поликлинике выявлено, что экономия средств на одного больного составляет 50-70%.
Обычно в городских поликлиниках развернуто от 4 до 30 коек. Определяются перечень заболеваний соответственно медико-экономическим стандартом и тарифы на лечение.
В дневном стационаре работают врач-терапевт и медицинская сестра. Тарифы на лечение больного по терапевтическому профилю в дневном стационаре выше на 15-35%, по неврологическому профилю на 25-40%, чем при амбулаторном лечении.
Таким образом, доходы поликлиники при лечении в дневном стационаре за один месяц увеличиваются на 10-13%.
Слайд 484. Вопросы реформирования в организации медицинской помощи населению.
По организации стационарной
помощи основное направление в реформировании – это реструктуризация коечного фонда
больниц и обеспечение преемственности между поликлиникой и стационаром.
Направления реструктуризации коечного фонда больницы:
1) Организация больниц (отделений) интенсивного лечебно-диагностического процесса – 25-30% от общей коечной мощности, средние сроки пребывания в них больных небольшие (3-5 дней),
2) Больницы (отделения) среднесрочного пребывания (в основном плановые больные), где проводится восстановительное лечение и долечивание - 40% от общей коечной мощности,
3) Медико-социальные больницы (отделения) долгосрочного пребывания (до 30% от общей коечной мощности) – это хосписы, отделения сестринского ухода, поллиативной терапии, с психическими заболеваниями, требующими ухода и наблюдения и т.д.
Слайд 494. Вопросы реформирования в организации медицинской помощи населению.
Современные тенденции в
совершенствовании организации медицинской помощи:
1) Организация выделенных из структуры стационара диагностических,
амбулаторных, хирургических и реабилитационных центров,
2) Внедрение системы стандартов качества медицинских организаций (стандарты аккредитации)
3) Долгосрочное планирование численности и структуры коечного фонда
4) Рационализация МП с учётом стандартов и планов ведения больных
5) Внедрение системы непрерывного медицинского образования для медработников
6) Внедрение специальных программ по управлению хроническими заболеваниями.