Слайд 2 Межличностные коммуникации — коммуникации, осуществляемые между
людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с
помощью слов и несловесных средств общения.
По субъекту и средствам коммуникаций:
Коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий
Слайд 3По форме общения:
Вербальные коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной
речи как системы кодирования.
Невербальные коммуникации — сообщения, посланные отправителем без
использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер и т.д.
По каналам общения:
Формальные коммуникации — позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки; определяются существующими регламентами.
Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления.
Неформальные коммуникации — социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Информация в ней часто распространяется с помощью слухов.
Слайд 4Способы формальной коммуникации
Исполнители и менеджер проекта образуют сеть каналов взаимодействия
типа «каждый с каждым» . Сеть позволят быстро делиться информацией
и принимать оперативные решения.
Руководитель портфеля проектов и менеджеры проектов образуют сеть каналов взаимодействия типа «колесо»
Слайд 5Способы формальной коммуникации (продолжение)
Взаимодействие менеджера проекта с заказчиком происходят напрямую,
с привлечением руководителя портфеля проектов при необходимости решения конфликтных ситуаций
и принятии решений
Взаимодействие по проектам с руководством компании происходит только через руководителя портфеля проектов
Слайд 6Способы неформальной коммуникации:
а) однонаправленная цепочка; б) вероятностная цепочка;
Слайд 7в) гвоздевая цепочка,
когда слухи передаются
отдельными сотрудниками;
г) сплетня
Слайд 8Факторы, влияющие на межличностные коммуникации
Слайд 9Тема 5. Коммуникационные барьеры
Слайд 10Языковый барьер, т.е. использование при обмене информацией языка, непонятного получателю.
Компетенция участников обмена информацией, которая проявляется: через предвзятость, т.е. неприятие
работниками фактов, не соответствующих сделанной ранее оценке ситуации и уже выработанному решению; специализацию работников, которая часто делает их кругозор узким.
Различие статуса работников и самозащита инициатора информации. Различия работников по статусу препятствуют обмену информации как снизу вверх, так и сверху вниз.
Слайд 11При передаче информации по горизонтали внутриорганизационные барьеры возникают вследствие конкуренции
между подразделениями за ресурсы.
Географическое расстояние между участниками обмена.
Влияние другой
работы. В обычной рабочей ситуации работнику не хватает времени и он устанавливает приоритеты в отношении предъявляемых к нему требований. Он чаще уделяет времени рабочим ситуациям, требующим немедленного вмешательства, чем составлению отчетов.
Специальные ограничения в распространении информации
Слайд 13Линия, связывающая две организационные единицы, называется каналом.
Если канал в момент
передачи обмена информацией связывает более двух организационных единиц, он образует
информационную сеть. Сети могут быть открытыми и закрытыми.
Открытой считается сеть, в которой в точках выхода каналов поток информации может остановиться, так как дальше пути нет. Вернуться он может только тем же путем, каким пришел.
В замкнутой (закрытой) информационной сети информация может вернуться к отправителю по другому каналу, отличному от того, по которому была послана.
Слайд 14Характеристики коммуникационных сетей
Слайд 15 Вся информация стекается к сотруднику, занимающему центральное положение.
Силовые линии исходят из центра.
В сетях веерного
типа представлена формальная централизованная иерархия власти, при которой подчиненные осуществляют коммуникации друг с другом через своего начальника.
Веерная сеть
Слайд 16«Цепочка» — линейная связь. Поток информации идет по прямой от
А к Б, В, Г, Д и наоборот.
«Цепочка» эффективна
при выполнении повторяющихся, стандартных, рутинных операций, но плохо подходит для работы в постоянно изменяющихся условиях.
Последовательная сеть или «Цепочка»
Слайд 17Коммуникации осуществляются между людьми, расположенными рядом друг с другом. В
«круге» более благоприятный климат, он менее устойчив, чем в веерной
сети
Здесь возможен обмен мнениями, хотя есть опасность искажения информации при ее интерпретации.
«Круг»
Слайд 18Факторы, влияющие на эффективность коммуникационных процессов:
Необходимо определить потребность в информации.
При этом следует обеспечить понимание работниками, как будет использоваться информация,
и правильное направление информационных запросов.
Существует два основных подхода к поиску информации:
активный, когда определенный набор данных ищется либо непосредственно, либо опосредованно, например с помощью сотрудника библиотеки. Этот подход на языке носителей информационных технологий называется «pull» — «вытягивание»;
пассивный, когда сотрудник оповещает свое подразделение или организацию в целом, какая ему требуется информация ( «push» — «выталкивание»).
Слайд 192. Персонал должен быть осведомлен о наличии информации, т.е. должны
быть указатели, каталоги, телефонные справочники, навигаторы и т.д., а также
возможность обращения к профессионалам для получения сведений о накопленных в организации знаниях.
3. Обеспечение доступа к информации. Для получения информации методами «pull» и «push» необходимо обеспечить пользователю наиболее удобные средства и поддерживать баланс между этими методами
4. Система коммуникаций в организации должна характеризоваться завершенностью и полнотой, что означает, что обеспечен доступ как к централизованно управляемой, так и индивидуально создаваемой информации. Создаются структуры и методы повторного использования данных.
Слайд 20Для успешного осуществления коммуникации менеджеры должны руководствоваться следующими правилами:
Перед коммуникацией
четко определить идеи, вкладываемые в послания. Необходимо учитывать цели и
установки тех, кому направлено послание, и тех, кого оно касается.
2) Проанализировать истинную цель каждой коммуникации. Следует определить самую важную цель, а затем адаптировать язык, интонацию и подход в целом с тем, чтобы все они способствовали достижению поставленной цели. Не следует добиваться слишком многого одной коммуникацией.
Слайд 213) Проанализировать все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
Большое значение имеют: выбор времени коммуникации, личная или иная форма
коммуникации, социальный климат в организации, в подразделении и т.д. Коммуникация должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
4) При планировании коммуникации необходимо консультироваться с другими сотрудниками; часто важно добиваться участия других сотрудников. Это может придать дополнительную убедительность и объективность сообщению.
Слайд 225) Следует обратить самое пристальное внимание на интонацию и основное
содержание сообщения. Это сказывается на позиции людей, которым направлено сообщение.
6)
Необходимо устанавливать коммуникацию не только на сегодняшний день, но и на будущее.
Хотя коммуникация направлена на решение в первую очередь непосредственных задач, она должна быть организована с учетом прошлого опыта и соответствовать долговременным интересам и целям организации.
Слайд 23Мы должны уметь управлять информацией и улучшать свое дело с
помощью правильного её использования для повышения эффективности работы, производства товаров
или услуг.
Менеджеру надо хорошо знать средства коммуникации, уметь правильно ими пользоваться в процессе общения, преодолевать коммуникативные барьеры непонимания.
Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации.