Слайд 2ОБЩЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ОКС)
Определенным образом упорядоченная совокупность:
коммуникантов
реципиентов
смысловых сообщений
коммуникационных
каналов
посредников (медиаслужб), профессионально занятых коммуникационной деятельностью
Слайд 3КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ
КОММУНИКАЦИОННЫЙ КАНАЛ – это реальная или воображаемая линия связи, по которой
сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.
Коммуникационные каналы обеспечивают движение не
смыслов, а только материального воплощения сообщений, которое выражает смысловое содержание.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ – МАТЕРИАЛЬНАЯ СТОРОНА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Слайд 4
СМЕНА ОКС СВЯЗАНА С КРИЗИСОМ КОММУНИКАЦИОННЫХ КАНАЛОВ
Слайд 5ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО КАНАЛА
Предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и
восприятия сообщения:
материальные носители сообщений
технические устройства для осуществления коммуникации
знаки, языки, коды,
обеспечивающие движение смыслов.
Слайд 6ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ КАНАЛОВ
Закон кумуляции коммуникационных каналов (закон ККК)
Закон симметрии
коммуникационных каналов (закон СКК)
Закон ускорения бифуркаций (закон УБ)
Слайд 7КОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ (эволюция средств коммуникации)
Появление речи
Изобретение письменности
Изобретение книгопечатания
Изобретение электронных средств
коммуникации (телефон, телеграф, радио, телевидение)
Изобретение персонального компрьютера
Слайд 8ПЕРВАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ – ПОЯВЛЕНИЕ РЕЧИ
В первобытном обществе усложнялась
техника ведения хозяйства.
Усложнение коллективных действий и общественных взаимоотношений повлекло за собой появление новых средств общения – РЕЧИ.
Слайд 9Речь становилась ведущим средством:
познания окружающего мира, инструментом мышления;
передачи накопленного
знания
и опыта;
регуляции взаимодействия;
информирования о чем-то;
внутренней самоорганизации и самоуправления
человека.
ПОЯВЛЕНИЕ РЕЧИ
Слайд 10ВТОРАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ
«Человек исчезает, тело его становится
прахом, все близкие его исчезают с поверхности земли, но писания
заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме»
Безвестный египетский писец (4000 лет назад)
Слайд 11ПИСЬМЕННОСТЬ
Графическая система записи информации. Одна из форм существования человеческого языка.
Всегда ассоциируется с определенным языком и устной речью на этом
языке
Слайд 12ВТОРАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ
Коммуникативные возможности письма:
Возможность накапливать, хранить
и передавать знания не только от человека к человеку, но
и от поколения к поколению.
Решается проблема объема и точности передаваемой информации.
Быстрее развиваются наука и образование, меняется само общество.
Меняется информационная среда общества
Зарождаются элементы информационной культуры
Фиксация производственного опыта в виде рукописных документов, чертежей и рисунков представляла собой процесс зарождения «технологии».
Слайд 13ТРЕТЬЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Промышленное производство книг привело к:
1.
Быстрому росту научной и образовательной сферы общества, увеличению доли грамотного
населения.
2. Развитию библиотечного дела.
3. Возникновению целой отрасли производства — бумажной промышленности.
Слайд 15ЧЕТВЕРТАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ
Социальные коммуникации стали
осуществляться с более высокой оперативностью
Слайд 16ПЯТАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ИЗОБРЕТЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
Произвела переворот в информационной
сфере общества, изменила психологию и практику научной, педагогической и производственной
деятельности людей.
Впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности.
Слайд 17ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
Инструментальный
Интеллектуальный
Универсальный
Слайд 18ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА
Тип культуры, основным материальным носителем текстов в которой является
не письменность, а «экранность».
Основана на временнòм потоке экранных изображений, который
вмещает в себя поведение персонажа, устную речь, письменные тексты, анимацию и многое другое.
Слайд 19ПРИЗНАКИ ЭРАННОЙ КУЛЬТУРЫ
Динамичный, ежесекундно меняющийся диалоговый характер взаимоотношений экранного текста
с партнером.
Передача информации от человека-коммуниканта к человеку-реципиенту
Слайд 20ВЫВОД
Коммуникационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после
которых начинались новые этапы развития цивилизации.
Слайд 21ИСКУССТВЕННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ
возникает тогда, когда коммуникант и реципиент лишены непосредственного
контакта
Первоначально возникшие искусственные каналы:
Канал иконических документов
Канал символьных документов
Слайд 22ВИДЫ КОММУНИКАЦИОННЫХ КАНАЛОВ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ (вербальный и невербальный)
ИСКУССТВЕННЫЕ
Слайд 23Вербальные и невербальный каналы
Устная коммуникация
Иконический и символьный каналы
Документальная коммуникация
Слайд 24ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ
Музыка и танец – производные невербального канала
Поэзия и
риторика — производные вербального канала;
• Театр — синтетический вид искусства,
объединяющий вербальные и невербальные средства;
• Графика и живопись — производные иконического канала;
• Скульптура и архитектура — производные канала символьных документов.
Слайд 25Технические каналы
Каналы, повышающие эффективность социальной коммуникации
Слайд 26УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КОММУНИКАНТ
ВЕРБАЛЬНЫЙ КАНАЛ
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КАНАЛ
РЕЦИПИЕНТ
Слайд 27ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КОММУНИКАНТ
ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫЙ КАНАЛ
РЕЦИПИЕНТ
Слайд 28ОСНОВНЫЕ ПОСРЕДНИКИ В ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
• архивы,
библиотеки
• библиографические службы,
• издательства,
• книжная
торговля,
• информационные и реферативные службы.
Слайд 30КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Слайд 31КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ
Препятствия, мешающие осуществлению эффективной коммуникации.
БАРЬЕРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ
КОММУНИКАЦИИИ. ИХ НЕЛЬЗЯ УДАЛИТЬ, НО МОЖНО ПРЕОДОЛЕВАТЬ
Слайд 32ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ
информационный шум,
блокирование и искажение информации,
свойства
информации (рассеяние, старение, кумуляция и т. д.),
особенности коммуникативной компетентности
участников коммуникации,
неоднозначность языка и прочее.
Слайд 34Межъязыковой барьер
возникает при несоответствии знаковых систем коммуниканта и реципиента.
Межъязыковые
барьеры разделяют род человеческий на чуждые друг другу этносы, народы,
нации.
Слайд 35Социальный барьер
возникает между людьми, говорящими на одном и том же
естественном языке, но принадлежащими к различным социальным группам.
Источник социального
барьера — различие ценностных ориентаций, личного и житейского опыта коммуниканта и реципиента.
Слайд 36Психологические барьеры
Связаны с личностными особенностями участников коммуникации (уровень интеллекта, квалификация,
коммуникационная компетентность участников коммуникации, умение слушать и воспринимать информацию)
Слайд 37Физические барьеры
Барьеры, связанные с блокированием или ограничением использования коммуникационных каналов,
а также связанные со свойствами информации, особенно – рассеянием.
Слайд 38ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ МОГУТ БЫТЬ:
ПРОСТРАНСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ
Слайд 39Пространственно-географический физический барьер
Нахождение информационного сообщения в определенном географическом месте, удаленном
от места нахождения получателя
Слайд 40Институциональный физический барьер
ограничение распространения определенных видов информации при помощи законов
и цензуры
Слайд 41ЦЕНЗУРА КАК КОММУНИКАЦИОННЫЙ БАРЬЕР
ЦЕНЗУРА - всякое ограничение распространения по коммуникационным
каналам каких-либо знаний, стимулов (призывов, волевых воздействий), эмоциональных настроений (возмущение,
одобрение, скорбь и пр.).
Слайд 42ЦЕНЗУРА
Контроль власти за содержанием и распространением ИНФОРМАЦИИ с целью ограничения
либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными
или нежелательными.
Слайд 43ВИДЫ ЦЕНЗУРЫ
По характеру регулируемой информации
военная
государственная
экономическая
коммерческая
политическая
идеологическая
нравственная
духовная.
Слайд 44ВИДЫ ЦЕНЗУРЫ
II. По способам осуществления:
Запретительная (предварительная)
Карательная (библиоцид, спецхран)
Корпоративная
Самоцензура
Слайд 45МЕРЫ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗУРЫ
Сосредоточение в руках государства управления сетевыми коммуникациями
Предоставление возможности
доступа к интернет-ресурсам контролируемым компаниями
Контроль содержания интернет-ресурсов через подставные фирмы,
«неправительственные организации» или частных лиц
Слайд 46НОВЫЕ ФОРМЫ ЦЕНЗУРЫ
В ХХI ВЕКЕ
1. Глушение радио- и телесигнала
2.
Тотальный контроль за информацией, проходящей через стык национальных интернет-сетей с
мировыми (Китай, Северная Корея)
3. Анализ траффика.
4. Организация лже-ресурсов
3. Блокирование информационных ресурсов
4. Закрытие доступа к социальным сетям
Слайд 47МЕТОДЫ ОБХОДА ЦЕНЗУРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
эзопов язык — иносказание, намеренно маскирующее
мысль автора
публикация и распространение информации нелегально или за границей.
использование
разрешенных ресурсов для преодоления технических фильтров в сети Интернет (например, прокси-серверы).