Слайд 1Комплексный подход к компенсации темповых задержек речевого развития (ЗРР) у
детей раннего возраста
О.В. Елецкая, канд. пед н., доцент
О.В. Елецкая: логопедам:
https://vk.com/eletskaya_olga
olga_eletskaya@mail.ru
Слайд 2До трехлетнего возраста речевые нарушения у детей обозначают термином «задержка
речевого развития» (Ляпидевский С.С., 1969; Степаненко Д.Г., 2002; Корнев А.Н.,
1999; Корнев А.Н., 2005).
После трехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.
Слайд 3 понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми
на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.
Логопедическое заключение «задержка
речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи
Задержка речевого развития (ЗРР) -
Слайд 4 Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в
4 раза чаще, чем у девочек.
Задержка речевого развития негативно отражается
на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психоречевого развития (ЗПРР).
распространенность
Слайд 5 Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.
Причины
задержки речевого развития
Слайд 6 Крик являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством
участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления
крика (в норме на первой минуте).
Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).
Проявления задержки речевого развития
Слайд 7 в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из
повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.);
в пассивном
словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий).
До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).
Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас.
1 год
Слайд 8 Переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка
имеется не менее 40 – 60 слов.
К 1г. 6
мес. в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения.
К 2-м годам а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.
В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
2 год
Слайд 9 отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца
у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить,
является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист, имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Допускается
Слайд 10аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность,
однотипные вокализации)
отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте
1 года
неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
Слайд 11 Логопедическое обследование ребенка с ЗРР включает в себя изучение анамнестических
данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого
аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Диагностика задержки речевого развития
Слайд 12Темповую задержку речевого развития характеризуют:
Слайд 13Хорошее понимание обращенной речи
В 2 года ребенок хорошо понимает простые
инструкции и задания:
- Иди ко мне на ручки.
- Дай мне
мячик.
- Принеси мне мишку.
- Возьми мишку и посади его на стульчик.
- Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу. (и т.п.)
Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из – за спины, закрывая губы листком бумаги. В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
- Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом.
- Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.
- Принеси маме папину рубашку.
- Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.
Слайд 14 Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение
птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление
источника звучания. Ребенок различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет.
Хорошее слуховое внимание
Слайд 15 Причинами темповой задержки речевого развития чаще всего бывают соматические заболевания
и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.
Отсутствие
тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка
Слайд 16 Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего
мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию
с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами:
- подводит взрослого к интересующему его предмету;
- показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность;
Хорошее познавательное развитие
Слайд 17 Ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него
способы общения и привлечения внимания к себе:
- тянет взрослых за
одежду;
- поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету;
- использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.
Использование других способов общения
Слайд 18Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют.
В разговоре ребенок
слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки.
Он свободно разговаривает с
близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами.
С интересом повторяет слов за взрослым.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи.
Показывает предметы, которые ему называют.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький».
Признаки благополучного развития речи
Слайд 19Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В
анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
Не стремится
повторять речь родителей.
Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Признаки неблагополучного развития речи
Слайд 20Логопедический массаж
Артикуляционная гимнастика
Развитие зрительного восприятия
Развитие слухового восприятия
Развитие движений рук
Дыхательные упражнения
Стимуляция
эмоциональных реакций
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
Формирование представлений
о цвете, форме и величине
Стимуляция речевой активности
Коррекционно-логопедическая работа
при задержке речевого развития
Слайд 21 Цель: нормализация мышечного тонуса и выработка положительных кинестезий.
Логопедическое занятие начинается
с приемов общего расслабления, затем проводится дифференцированный массаж артикуляционной мускулатуры.
При асимметрии, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводят с гиперкоррекцией соответствующей стороны - на пораженной стороне большее число движений (10-12). Кроме приемов ручного массажа, используется специальный аппарат - вибромассажер, применяются насадки соответственно инструкции, ИЛГ. Логопедический массаж проводится ежедневно по 3-4 мин.
Стимуляция эмоциональных реакций
Слайд 22Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие подвижности и увеличение объема движений губ и
языка.
Пассивная гимнастика
Пассивная гимнастика включает упражнения, описанные на I этапе. С
целью улучшения кинестетических восприятий в артикуляционной мускулатуре логопедические занятия шире включают мероприятия по созданию определенных поз для губ и языка.
Активная гимнастика
Особое внимание уделяется активным движениям языка и которые необходимы для развития четких артикуляционных кинестезий и кинестетического следового образа движений артикуляционных мышц.
На этом этапе ребенка очень настойчиво обучают жеванию, кусанию. Для этого проводят предварительно массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно-активно вызывают жевательные движения. «Схему жевания» вначале отрабатывают пассивно: ребенку в рот помещают хлеб и подталкивают челюсти вверх-вниз в ритме собственных жевательных движений ребенка.
Ребенок обучается таким произвольным движениям, как: «поцелуй», «подуй», «плюнь», «покашляй», «закрой глаза», «покажи язык», «улыбнись», «покажи зубы», «пощелкай языком», «закрой или открой рот». Ребенка учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из уголков рта, для этого используется сироп шиповника, варенье. Упражнения про-водятся ежедневно по 2 минуты.
Слайд 23 Цель: увеличение силы и длительности выдоха.
Упражнения, вызывающие активные дыхательные движения
с включением элемента подражательности:
учат ребенка дуть на ватные шарики -
игра «футбол», дуть на «султанчик», дуть в дудочку, дуть на разноцветных бумажных бабочек и т.д. При этом пассивно удерживают определенную позу губ «хоботок»;
учат игре на губах. При выдохе ребенка вызывают вибрацию губ, возникающий звук «б-б-б» или «ф-ф-ф» радует ребенка и он неоднократно пытается повторить это звучание, стараясь его удлинить.
Упражнение выполняется через день по 3 минуты.
Дыхательная гимнастика
Слайд 24Стимуляция речевой активности
Цель: вызов физиологических эхолалий и лепетных слов, простого
предложения.
Развивая возможность произнесения звуков и звукокомплексов по подражанию, то есть
способствуя развитию физиологических эхолалий, используют три вида упражнений:
а) вызывают ответные звуки и звукокомплексы, имеющиеся у ребенка в произношении. Это активизирует эхолалии;
б) произносят звуки, отсутствующие у ребенка в произвольном голо-сообразовании. В этом случае эхолалии могут быть нулевыми, но значительно стимулируется голосовая активность ребенка;
в) произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка в активе и доступные для уровня его артикуляционной моторики. Это способствует обогащению лепетной активности ребенка, так как стараясь повторить звук, ребенок стремится приблизить звучание к эталону, к совпадению звуков по акустико-артикуляционным признакам. В этот момент логопед помогает ребенку, пассивно создает определенные уклады губ и языка, например, удерживает губы при произнесении звуков «о», «и», «у».
Слайд 25гласные «а», «у», «и», сонорные (носовые) и шумные согласные и
их противопоставления «м-п, б», «н-т, д», звонкие и глухие «п-
б», «т-д».
Усвоение конкретного звука проходит путем постепенного перехода от более легкого артикуляционного уклада к более трудному.
Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают предметы, действия, явления и чувства ребенка («у» - машина, «а» - плач, «о» - ревет медведь, «и» - смех, улыбка, «ко-ко» - курочка, «га-га» - утка, «му» - ко-рова и т.п.).
Упражнение проводится ежедневно в течение 5-8 минут.
Последовательность появления звуков
Слайд 26Цель: развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.
для
расслабления кистей рук используют приемы щеточного массажа, потряхивания кисти и
др.;
затем побуждают ребенка правильно взять игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть ее, ощупать, взять в рот, поманипулировать ею;
вслед за этим развивают простые действия. Вначале они выполняются пассивно, то есть логопед выполняет их рукой ребенка.
Развитие действий с предметами
Слайд 27- произвольное опускание игрушки из руки (по слову «дай»);
- произвольное
опускание игрушки при складывании ее в коробку;
- вынуть - вложить,
пассивно - активно;
- покатать машину, мяч;
- открыть - закрыть коробку, крышку;
- снять - надеть колечки пирамидки;
- наложить - снять 2-3 кубика;
- покачать куклу;
- подражательные действия - «ладушки», «до свидания»;
- собирать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя их вес, форму, величину;
- брать всей кистью крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки;
- брать предметы сразу двумя руками (менять фактуру, объем, вес этих предметов). Упражнение проводится ежедневно в течение 5-8 минут.
Отрабатываются следующие действия:
Слайд 28Развитие понимания речи
Цель: вырабатывать понимание речевых инструкций в конкретной ситуации.
Расширение пассивного словаря.
1) при обучающих занятиях одномоментно с предъявлением игрушки
произносят слово, обозначающее ее название;
2) слово произносят в моменты фиксации взора на игрушке, или игрушка пассивно располагается в поле зрения ребенка. Слово - название игрушки произносится во время совместного фиксирования внимания, совместного наблюдения за действиями с предметом;
3) предъявляемое слово произносится мелодично, певуче, на разные интонации с некоторым интервалом;
4) вырабатывая понимание данного слова, включают слуховой, зри-тельный и кожно-мышечный анализаторы, пассивно выполняют рукой ребенка различные манипуляции с игрушкой (ощупывание, поглаживание);
5) игрушка перемещается на расстояние не более двух метров от ее первоначального места расположения и от самого ребенка, так как более удаленный предмет дети часто не могут найти взором;
6) обучая поиску требуемой игрушки с помощью выработки кинестетических ощущений, используют пассивный поворот головы в сторону названного предмета;
7) в момент проверки узнавания предмета по названию произноси-мое слово включается в простую фразу, где значительно выделяется интонацией;
8) узнавание предмета по слову определяется по попытке остановить взор на игрушке или повороту взора или головы в направлении контрольного предмета;
9) выработав узнавание названия одного предмета, переходят к но-вой игрушке, которая занимает место, пространственно отличное от предыдущего.
Слайд 291) названия простых действий;
2) названия окружающих предметов;
3) названия игрушек;
4) понимание
инструкций;
5) название окружающих явлений;
6) формирование обобщающих понятий;
7) узнавание игрушек, предметов,
изображенных на картинке.
отрабатываются следующие моменты в развитии понимания речи
Слайд 30 Ребенку предлагается послушать звуки за окном, во время прогулки на
улице.
Что шумит? (Деревья).
Что гудит? (Машина).
Кто кричит? (Мальчик).
Кто разговаривает? (Люди).
Кто смеется?
(Девочка).
Ребенку предлагается послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
Слайд 31 На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка,
колокольчик, погремушка, детское пианино, металлофон. Взрослый предлагает ребенку послушать и
запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребенок отворачивается. Ребенку нужно только на слух без зрительной опоры определить, что звучит, указать на игрушку. Взрослый называет каждый звучащий предмет. Количество предметов увеличивается постепенно, от двух до пяти и более.
Что звучит?
Слайд 32 Перед ребенком выставляются различные предметы: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый
стаканчик, керамическая кружка, деревянная шкатулка и др. Взрослый карандашом многократно
стучит по каждому предмету, пока ребенок не уловит характер звука. После этого ребенок отворачивается. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний: о металл и о дерево, потом добавляются другие варианты звучания. Затем ребенок поворачивается и указывает, какой предмет звучал.
Что звучит?
Слайд 33 Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка
с водой, пустая чашка, бумага. Взрослый переливает воду из одной
чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. Ребенок повторяет движения и внимательно слушает. После этого ребенок отворачивается. Взрослый повторяет действия. Ребенок называет, какое действие совершает взрослый.
Что звучит?
Слайд 34 Ребенок помогает взрослому помешать в одинаковые металлические баночки (из-под леденцов)
сыпучие продукты с частицами разной величины: манную и гречневую крупу,
горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку предлагается послушать и запомнить звучание каждого продукта о коробочку при ее встряхивании. Взрослый называет содержимое баночки. Так как звуковые различия незначительны, вначале берется не более двух ба-нок, потом их количество медленно увеличивается.
Что внутри?
Слайд 35 Взрослый отхлопывает, отстукивает в бубен, проигрывает на металлофоне определенный ритмический
рисунок (ритм). Ребенок прислушивается. Ему предлагается попробовать повторить. Ритмические рисунки
даются начиная с простых, далее в порядке усложнения. (Например: один длинный - пауза - три коротких.)
Повтори ритм
Слайд 36 Взрослый ударяет палочкой по клавишам металлофона, рождается короткая мелодия. Ребенок
слушает. Взрослый передает ему молоточек и предлагает сочинить свою музыку.
Ребенок может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.
Сочини музыку
Слайд 37Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту
голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья
Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?
«Кто ел из моей чашки?»
«Кто спал в моей постели?»
«Кто же был в нашем доме?» и т.п.
произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех ва-риантах.
Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке.
Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Три медведя
Слайд 38 Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект,
а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Дети
кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).
Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягуш-ка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т.п.
Далеко-близко
Слайд 39 Взрослый произносит один и тот же звук с изменение его
характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести
образец.
- А - плачет, кричит девочка
- А - поет певица
- А - качаем малыша.
повтори
Слайд 40 Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый
предлагает ребенку сказать, например, МЯУ громко (кот рядом и просит
поесть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький коте-нок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.
Кто сказал «мяу»?
Слайд 41 На столе расставляется набор предметов или игрушек. Ребенку предлагается предмет
и даётся инструкция: «Найди точно такую же чашку (куклу, машинку
и т.д.)». Количество предметов в наборе постепенно увеличивается от 3 до 6. Закрепляются представления о тождестве: такой - другой, одинаковые - разные.
Формирование представлений о цвете и форме
Слайд 42 Берутся 4 набора кубиков разного цвета. Ребенку предлагается построить башню
вместе с взрослым. Взрослый начинает строить и комментирует свои действия:
«Первый этаж мы построим из таких кубиков» (например, красных), ребенок подбирает нужные кубики и завершает этаж. Взрослый подводит итог совместной работы: «Первый этаж мы построили из красных кубиков». Таким образом строится каждый последующий этаж.
башня
Слайд 43 Ребенку предъявляется карта с наклеенными разноцветными домиками, в которых вырезаны
окошки. Затем ребенку дается комплект разноцветных квадратиков и предлагается закрыть
ими окошки в домиках. Взрослый комментирует действия ребёнка, называя цвет квадратиков и домиков, обращает внимание на то, что они подходят по цвету.
домики
Слайд 44 Ребенку предъявляется карта, на которой нарисованы разноцветные колобки. Ребенок должен
подобрать дорожку, по которой покатится каждый колобок. Если ребенок уже
ориентируется в цветах, взрослый говорит: «Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета».
колобки
Слайд 45 Ребенку выдаются шарики, одинаковые по размеру, но разные по цвету.
Ребенок должен разложить шарики в разные коробки в зависимости от
цвета.
Разложи шарики
Слайд 46 На столе раскладываются пластмассовые зайчики четырех основных цветов, по три
каждого цвета, и волк - мягкая игрушка. Ребенку предлагаются четыре
коробочки-домика, по одной каждого цвета. Надо помочь зайчикам спрятаться от волка. Одинаковые зайчики должны быть спрятаны в домики такого же цвета.
Помоги зайчатам
Слайд 47 Ребенку предлагают разложить предметы одного цвета и формы, но разные
по величине, в три коробки в зависимости от размера.
Формирование представлений
о величине
Слайд 48 Предлагаются три шнурка и бусины разной величины, но одного цвета
и формы. Нанизывать на каждый шнурок бусины одинаковой величины.
Шнурок и
бусинки
Слайд 49 На столе выкладываются комплекты матрешек и коробочки-домики для них. Ребенок
выбирает себе матрешку и сажает ее в подходящий по вели-чине
домик.
матрешки
Слайд 50 На столе раскладываются куклы разной величины и коробка с кукольной
одеждой. Ребенку нужно выбрать одежду, подходящую кукле по размеру. Взрослый
сопровождает действия ребенка фразами: «Это пальто большое, а это поменьше» и т.д.
Наряди куклу
Слайд 51Взрослый читает сокращенный вариант потешки:
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой
носик,
Умой ушки! (совершает воображаемые действия - «умывается»).
При повторном чтении он
побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.
Упражнения по формированию представлений
о схеме тела и лица
Слайд 52Взрослый читает потешку: Водичка, водичка!
Умой кукле личико,
Умой кукле глазки,
Умой кукле
ротик,
Умой кукле носик,
Умой кукле ушки! (совершает воображаемые действия -«умывает куклу»).
При
повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий с игрушкой. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.
Покажи у куклы (мишки, зайки)
Слайд 53 Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят «Посмотри, потрогай глаза,
лоб, нос, колено...» Затем эти действия переносятся на взрослого: «Покажи,
где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши».
Упражнения на расширение пространственных представлений
Слайд 54 Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят «Посмотри, потрогай глаза,
лоб, нос, колено...» Затем эти действия переносятся на взрослого: «Покажи,
где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши».
Покажи нос
Слайд 55 По инструкции взрослого ребенок кладет игрушки в коробочку, на коробочку,
под коробочку, около коробочки, между коробочкой и каким-либо еще предметом.
Слайд 56 У ребенка спрашивают по картинке:
«Кто летит по небу?
Кто под деревом?
Кто
на дереве?
Кто рядом с деревом?» и т.д.
Слайд 57 Ребенка просят выполнить ряд действий: «Сядь на стул». «Встань рядом
со столом». «Залезь под стол». «Встань между стулом и кроватью»
и т.д.
Слайд 58 Скамья из двух кубиков и планки
Цель: учить детей делать скамью
из двух кубиков и положенной поверх них планки; понимать назначение
постройки. Описание: «Матрешки гуляли долго-долго и нужно построить скамеечки, чтобы матрешки сели отдохнуть».
Упражнения на развитие конструктивного праксиса
Слайд 59 Цель: учить детей ставить кирпичики вертикально и накладывать на них
сверху осторожно планку; понимать, что это ворота, играть с ними,
используя дополнительные игрушки. Описание: «Куколка проходит через ворота и идет гулять. Автомобиль проезжает в ворота и едет дальше вместе с другими автомобилями».
Ворота из двух кирпичиков и планки
Слайд 60 Цель: учить приставлять друг к другу вертикально поставленные кирпичики, играть
с постройкой. Описание: «Цыплята убегают. Их может съесть лиса. Надо
построить заборчик, чтобы они не попались лисе».
Заборчик из кирпичиков или планок
Слайд 61 Цель: научить сооружать диванчик, приставляя два стоящих вертикально кирпичика к
кирпичику, положенному плашмя; играть с постройкой.
Описание: «Встретились две матрешки-подружки, решили
посидеть, поговорить. Где им сесть? Надо для подружек сделать диванчик».
Диванчик из трех кирпичиков
Слайд 62 Цель: научить делать кроватку из лежащего плашмя кирпичика и двух
других кирпичиков, приставленных вертикально к нему по краям. Описание: «Долго
гуляли и устали мальчики и девочки, пришли домой и легли спать в свои кроватки, которые им сделали дети».
Кроватка из трех кирпичиков
Слайд 63 Цель: учить детей строить и объединять по смыслу сюжета две
постройки, изображающие мебель.
Описание: «Матрешка сидит за столом, пьет молоко».
Стол и
стул
Слайд 64 Цель: учить детей строить и объединять по смыслу сюжета две
постройки, изображающие мебель.
Описание: «Матрешки-подружки сели за стол на диван, пьют
чай».
Диван и стол
Слайд 65 Цель: учить детей строить и объединять по смыслу сюжета две
постройки, изображающие мебель.
Описание: «Кукла устала и легла. На стуле
сидит матрешка и поет ей колыбельную песню».
Кровать и стул
Слайд 66 Цель: научить сооружать постройку из многих деталей, играть с этой
постройкой.
Описание: «Зайчики и матрешки прыгают по лесенке».
Лесенка из кубиков или
кирпичиков
Слайд 67 Цель: научить строить из двух вертикально стоящих и двух лежащих
на длинном ребре кирпичиков и призмы домик, играть с ним.
Описание:
«Матрешкам негде жить. Дети строят для них домики, они входят и смотрят в окна на детей».
Домик из четырех кирпичиков и трехгранной призмы
Слайд 68 Цель: обратить внимание на взаимное расположение предметов, находящихся «за» и
«перед», объяснить - если меньший предмет находится за большим, его
не видно. Для упражнения необходимы игрушки разных размеров. Игрушки «грают в прятки: меньшую игрушку прячем за большую, обращая внимание ребенка на то, что меньшая игрушка спряталась за большую. Она меньше, поэтому ее не видно, большая заслоняет меньшую, стоит перед ней.
«Прятки»
Слайд 69 Цель: учить ребенка ориентироваться в пространстве комнаты, квартиры, последовательно ее
осматривать.
Взрослый берет игрушку. Говорит ребенку, что спрячет ее, а потом
вместе будут искать. Обходит комнату, обсуждая все, что видит: «Вот стол, за которым мы рисуем. Вот полка, здесь можно спрятать нашу игрушку». Потом ребенка отвлекают игрой. Через некоторое время предлагают поискать игрушку. Когда игрушка найдена, фиксируется результат: «Игрушка была на полке». Обходя комнату, взрослый называет направление, в котором двигается: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх - наверху нет. Посмотрю вниз - внизу нет» и т.д.
прятки
Слайд 70 Берут любую картинку размером не меньше чем 10 х 10
см, разрезают ее пополам, показывают ребенку, как надо складывать. Затем
он делает это самостоятельно.
Складывание разрезной картинки из двух частей
Слайд 71 Берут отрезок веревки или толстой шерстяной нитки длиной 15-20 см.
Показывают ребенку, как из веревки можно получить разные изображения: круг
(мяч или солнце), квадрат (окошечко), волны, треугольник (шапочка для мишки), горку (как буква) и т.д. Затем ребенок выполняет задание самостоятельно. Аналогично можно использовать и две палочки, складывая из них разные комбинации.
Выкладывание различных фигур из веревки на столе
Слайд 72 Берут несколько цветных картинок с изображением знакомых ребенку предметов (мяч,
пирамида, домик, кукла и т.д.) и идентичных закрашенных черным цветом
копий (тени предметов). Ребенку предлагается положить цветные изображения на черные - «найти тень».
«Найди: где чья тень?»
Слайд 73Стимуляция речевой активности
С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки,
из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка).
Взрослые
совершают игровые действия с мишкой, со-провождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с то-бой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).
Если ребенок охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к ребенку пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).
Слайд 74 С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать,
нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые
действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает ребенка сделать то же самое.
В гости пришла кукла
Слайд 75Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку
игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
• У зайки болят зубы. Зайка плачет:
«А-а-а!»
• Как плачет зайка?
• У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Ребенок произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».
Айболит
Слайд 76 Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного
домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана),
взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).
Как плачет малыш?
Слайд 77 Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик,
волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно
(по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Ребенок соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
узнавание предмета в контурном изображении
Слайд 78Взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя
звукоподражание.
Вопросы:
• Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)
• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)
• Кто
убежал?(волк: «У-у-у»)
Игра «Что пропало?»:
Слайд 79Различение звуков «му» и мяу»
Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка»)
и дает образец звукоподражания («мяу»).
• Покажи, где кошка (корова). Как
говорит кошка, корова ?
• (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
• Кто кричит: «Му» («Мяу») ?
• Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).
• Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
• Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
• Кто позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
Му-му!
Молока кому?
Мяу-мяу! - кто пищит?
У меня живот болит.
Слайд 81Использование языковых моделей для формирования речевых навыков
На первом этапе основное
внимание сосредотачивается на отработке основной глагольной модели предложения:
а) подлежащее +
сказуемое, с использованием лепетных слов (звукоподражаний)
Ав-ав бай. (Собака спит.)
Пи-пи ам. (Мышка кушает)
Би-би ту-ту. (Машина поехала.)
Киса, на. (Кошка, возьми.)
б) + сказуемое + подлежащее, выраженное глаголом
Дай ам. (Дай кушать.)
Ди буа. (Иди гулять.)
Слайд 82На втором этапе расширяем структуру модели предложения за счет введения
определения:
(определение) + существительное + сказуемое
О-о-о ав-ав бай. (Большая собака спит.)
И-и-и
пи-пи ам. (Маленькая мышка кушает.)
Примечание.
1. Составляются и отрабатываются предложения в игровой форме, с использованием игрушек и картинок.
2. На втором этапе некоторые слова могут временно заменяться движением рук (показом). Например, большой и маленький.