Слайд 1Комплексный учебный курс
ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Слайд 2 Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную
модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Слайд 3 Традиционными источниками нравствен-ности являются:
Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское
общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам
нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений).
Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Слайд 4Современный национальный воспитательный идеал —
это высоконравственный, творческий, компе-тентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Рос-сийской Федерации.
Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Слайд 5 Закон Российской Федерации
«Об образовании», статья 7
«В Российской Федерации
устанав-ливаются федеральные государственные обра-зовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных
при реализации основных образовательных про-грамм начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
Слайд 6Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования
утверждён приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г.
№ 373
Слайд 7 «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения
(в 2010 г. в 19 субъектах Российской Федерации, а с
2012 года - во всех субъектах Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики – для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)».
Президент Российской Федерации
Д. А. Медведев
2 августа 2009 г.
Слайд 8Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1578-р
от 29 октября 2009
г.
«Утвердить перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в
2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики…»
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
Слайд 9Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в 2010-2011 гг.
1. Республика
Калмыкия
2. Карачаево-Черкесская Республика
3. Удмуртская Республика
4. Чеченская Республика
5. Чувашская Республика
6. Камчатский край
7. Красноярский край
8. Ставропольский край
9. Вологодская область
10. Калининградская область
11. Костромская область
12. Курганская область
13. Новосибирская область
14. Пензенская область
15. Свердловская область
16. Тамбовская область
17. Тверская область
18. Томская область
19. Еврейская автономная область
Утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации
№ 1578-р от 29 октября 2009 г.
Слайд 10Приказ Министерства образования и науки РФ № 74 от 1
февраля 2012 г.
«О внесении изменений в Федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 9 марта 2004 г.»
Слайд 11Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-1032 от 21
мая 2010 г.
СВОБОДА ВЫБОРА
обеспечивается невмешательством со стороны кого бы
то ни было (в том числе и со стороны администраций образовательных учреждений) с целью склонения родителей к выбору в пользу какого-либо из модулей.
ОСОЗНАННОСТЬ ВЫБОРА
заключается в степени и качестве осведомленности родителей и учителей о целях, задачах, содержании, методическом оснащении, сильных и слабых сторонах каждого из модулей ОРКСЭ.
Слайд 12МОНИТОРИНГ ПЕРВОГО ЭТАПА АПРОБАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
в общеобразовательных учреждениях
Калининградской области
(Калининградский областной институт развития образования)
64% -
выбирали модуль,
опираясь на собственные взгляды
21% -
указали, что на их выбор повлияло
мнение большинства родителей класса
14% -
руководствовались
рекомендациями администраций школ и педагога
1% -
указали иные причины выбора
Слайд 13Цель курса
Духовно-нравственное воспитание учащихся,
формирование поликультурной компетентности:
знание и принятие
человеком
культурного и религиозного разнообразия мира,
доброжелательное отношение
к носителям той
или иной культуры.
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 14Основные задачи курса
формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры;
развитие способностей общения в поли-культурной среде.
Комплексный учебный
курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 15Основы
культурологического подхода:
направленность на формирование культуро-логической компетентности учащихся;
отсутствие позиции религиозного образования
(катехизации);
отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими;
воспитательный характер;
минимизация конфликтных факторов.
Комплексный
учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 16Структура курса
Курс включает в себя 6 модулей:
Основы православной культуры;
Основы
исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской
этики.
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 17Структура курса
Блок 1 (общий для всех модулей)
Введение. Духовные ценности и
нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2
Основы
религиозных культур и светской этики (28 часов)
Блок 3 (общий для всех модулей)
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 18Книга для родителей
Глава 1. Мифы, которые сопровождают внедрение курса
Глава 2.
Ваш ребенок – младший подросток. С какими трудностями он столкнется
при переходе из младшей в основную школу?
Глава 3. Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?
Глава 4. Как будет организовано преподавание нового предмета и взаимодействие школы с семьей?
Глава 5. Что будут изучать Ваши дети?
Глава 6. Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 19 «Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не
воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет
«Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни.
Всячески поддерживайте это в ребенке.»
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
(Книга для родителей)
Слайд 20Конфессиональные модули
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры.
Комплексный
учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 21Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Религиозные конфессии России
Слайд 22«…Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны... Культура имеет религиозные
основы».
Н. А. Бердяев
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Культурообразующая
религия
Слайд 23 Религия является основным культурообразующим фактором. Она воспитывает сознание, менталитет народа,
из которого впоследствии складывается все, включая даже экономический уклад.
Комплексный
учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Культурообразующая религия
Слайд 24 Курс знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся
узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама
и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы учебника подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы исламской культуры
Слайд 25 Курс в доступной для учащихся 4-х классов форме знакомит
с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями,
священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы буддийской культуры
Слайд 26 Курс знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её
значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной
жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы иудейской
культуры
Слайд 27 Курс знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение
в формировании российского государства и общества, а также ее роль
в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы православной
культуры
Слайд 28Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы православной
культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности
восточного христианства. Культура и религия.
Священное Писание и Священное Предание.
Во что верят православные христиане.
Что говорит о Боге и мире православная культура.
Что говорит о человеке православная культура.
Христианское учение о спасении.
Слайд 29Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы православной
культуры
Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Православие в России.
Православный храм и другие святыни.
Православные Таинства.
Слайд 30Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы православной
культуры
Символический язык православной культуры.
Христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство).
Православный календарь, его символическое значение.
Почитание святых.
Праздники.
Христианская семья и ее ценности.
Слайд 31Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы православной
культуры
Любовь
и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Слайд 32Альтернативные модули
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных
культур и светской этики»
Слайд 33 Курс знакомит с вопросами возникновения и истории важнейших религий
мира, с их взаимо-отношением с культурой и этикой, воздействием на
искусство, ролью в жизни людей.
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы мировых религиозных культур
Слайд 34Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы светской этики
Этика
Этикет
(греч.
ethika - от ethos - обычай,
нрав, характер)
философская дисциплина,
изучающая мораль,
нравственность.
Термин впервые
употребляется Аристотелем.
Центральной для этики
продолжает оставаться
проблема добра и зла.
термин «этикет»
(от французского etiquette)
означает форму,
манеру поведения,
правила учтивости и вежливости,
принятые в том или
ином обществе.
Этикет — это сочетание
формальных правил
поведения в заранее
определенных ситуациях .
Слайд 35Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы светской этики
Россия
– наша Родина.
Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности
морали.
Добро и зло. Добродетели и пороки
Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость
Альтруизм и эгоизм. Дружба.
Что значит быть моральным?
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Слайд 36Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы светской этики
Нравственный
поступок. Золотое правило нрав-ственности.
Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство.
Совесть.
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Джентльмен и леди. Этикет.
Слайд 37Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Основы светской этики
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.
Слайд 38
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы
мировых религиозных культур
Основы светской этики
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и
светской этики»
А М И ,
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!