Слайд 1Композиция архитектурных сооружений. Часть2.
Урок 8
10-11 лет
УМК любой
Березина Ирина Викторовна
Преподаватель теоретических
дисциплин
МАУДО г. Нижневартовска ДШИ № 2
Слайд 2Композиционными средствами в архитектуре могут быть названы:
— форма, масса,
силуэт,
— план,
— симметрия — асимметрия,
— контрастное сопоставление частей,
— выявление композиционного
центра,
— архитектоника,
— пропорции,
— ритм,
— масштабность,
— связь здания и природной среды.
Слайд 37. Пропорции
Латинское слово «пропорция» означает соразмерность. Чтобы понять, что такое
пропорции, рассмотрим детскую игрушку, например медвежонка с большой головой. Мы
четко видим, что соразмерность нарушена — голова больше остальных частей тела зверушки. Это вызывает у человека умиление, потому что в его восприятии большая голова связана с детскостью, ведь детеныши многих зверей и птиц рождаются с большой головой.
К слову сказать, многие игрушки, особенно пришедшие к нам из кинематографа, обладают диспропорцией — у Шрека огромная грудная клетка и сутулая спина, у мистера Исключительного — широкие плечи. Это оправданно — Шрек должен быть показан уродливым снаружи и прекрасным внутри, плечи мистера Исключительного — знак его силы и непобедимости. Это, с одной стороны, дает возможность запомнить героев, а с другой — приучает глаз к непропорциональности. В архитектуре пропорции должны быть непременно соблюдены.
Слайд 4Пропорция
(от латинского - «соразмерность»)
Слайд 6Рассмотрим понятие «пропорции» на примере греческого ордера.
— Дорическая колонна олицетворяет,
как мы уже говорили, мужское начало, она мощнее ионической и
заканчивается эхином и абакой. Архитрав — главная балка, которую держит колонна, также очень мощная. На фризе в дорическом ордере триглиф (плита с тремя выступами) чередуется с метопами (рельефное изображение).
— Ионическая колонна, олицетворяющая женское начало, более изящна, ее капитель состоит из завитков — волют, архитрав и фриз менее мощные, на фризе нет метоп и триглифов, он весь украшен.
Слайд 8 А теперь давайте мысленно представим, что у дорической колонны появилась
ионическая капитель и фриз без метопы и триглифов, а у
ионической — мощные архитрав и фриз. Что мы получим? Ионическая колонна будет изнывать под тяжестью мощного навершия, а дорическая — «бездельничать» под легким ионическим архитравом и фризом. Это и есть нарушение пропорций. Каждому образу должны соответствовать свои архитектурные формы, которые наиболее точно подчеркивают характер образа.
Мощному, кряжистому(плотному, крепкому) Дмитриевскому собору соответствует мощный барабан, а у облегченного храма Покрова на Нерли — он меньше и выше.
Если пропорции правильно рассчитаны, то при взгляде на здание у зрителя создается ощущение ясности и уравновешенности.
Слайд 9Дмитриевский собор во Владимире
Покрова на Нерли
Слайд 10
Древние греки говорили: «Человек есть мера всех вещей». В своих
постройках они искали те же соотношения, что и в человеческом
теле. Если мы «подрежем» колонны Парфенона, то он будет выглядеть как человек с огромной головой на ногах-обрубках. Если же мы «удлинним» колонны, то храм будет похож на жирафа с маленькой головой.
Слайд 12 Иногда здание специально утяжеляют — так поступил Монферран, утяжелив объем
несомой части над колоннами Исаакиевского собора. Собор стал похож на
купца с надвинутой на глаза золоченой шапкой.
Слайд 138.Ритм
от греческого слова «ритмос» — равномерное чередование. Ритм начинает существовать,
когда есть три элемента или более. В архитектуре — это
сочетание и чередование цветовых пятен, объемов — пауз, фигур — пустот, света — тени. Ритм в архитектуре можно проследить:
— в организации частей конструкции,
— в убранстве здания,
— в соответствии здания окружающей среде.
Слайд 14Ритм
Например, внутри древнерусского храма столбы чередуются с пустотами.
Ритм виден
и в убранстве стен: по горизонтали — три прясла, над
каждым своя закомара, окно; по вертикали — декор стены, наверху резной камень, аркатурно-колончатый пояс, гладкий камень. Свой ритм чередования окон и декора имеет барабан.
Слайд 15В одних случаях ритм создает бодрое, приподнятое настроение, в других
— становится более торжественным и монументальным. Это зависит от размера
чередующихся элементов и расстояния между ними. Если элементы большие и расстояния между ними значительные, то и ритм будет тягучий, медленный, степенный. Если элементы невелики по размеру и находятся друг от друга на близком расстоянии, то ритм будет более частым и дробным.
Сравните уже рассматриваемый нами пример: фасады Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Успенского собора в Кремле.
Слайд 16Зимний дворец В Санкт- Петербурге
Успенский собор Московского Кремля
Слайд 179.Масштабность
Масштабность — это отношение сооружения к пропорциям и размерам человеческого
тела. Рядом с одними зданиями чувствуешь себя муравьем, рядом с
другими — легко и приятно. Если здания не соотносятся с пропорциями человеческого тела, то они или не предназначены для людей (пирамиды) или выражают какую-то космическую идею (готический собор).
Слайд 19Масштабность
Например, колонны храма Амона в Луксоре несоотносимы с человеческим телом
— они огромны, излишне высоко поднимают архитрав и очень близко
стоят друг к другу, что создает ощущение зажатости.
Слайд 20А вот Версальский дворец и Палаццо Питти соответствуют пропорциям человеческого
тела: можно сказать, что у них есть «голова», «туловище» и
«ноги». Это снимает ощущение сдавленности, создает чувство легкости.
Слайд 2110. Связь здания
и природной среды
Нередко здания располагаются в природном
окружении. Сооружение следует так включить в природный ландшафт, чтобы оно
казалось как бы естественно возникающим из него и его дополняющим. Непревзойденным образцом является знаменитый ансамбль афинского Акрополя, состоящий из расположенных на скале храмов и общественных сооружений, сливающихся с далекими горами и лазурным сверкающим морем.
Слайд 22Ансамбль афинского Акрополя
Связь здания и природной среды
Слайд 23Связь здания и природной среды
Для целостного восприятия произведения архитектуры важна
организация пространства вокруг него. Здание, стоящее одиноко в окружении природной
среды, как, например, церковь Покрова на Нерли, будет смотреться совсем иначе, нежели здание, пусть стоящее особняком, но посреди городской застройки, как храм Василия Блаженного. Положение храма, его связь с другими зданиями, даже находящимися далеко, все равно надо учитывать. Что же касается здания, стоящего на улице в ряду с другими домами, то и говорить нечего — все они должны быть выдержаны в одном стиле.
Слайд 24Церковь Покрова на Нерли
Храм Василия Блаженного
Слайд 25Архитектурный ансамбль
Архитектурный ансамбль — это композиционно и функционально завершенный архитектурно-ландшафтный
объект.
Самое главное в ансамбле — выделение его композиционного центра
и подчинение этому центру остальных элементов.
Обычно ансамбль создается сразу, но бывают и исключения. Например, ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге складывался постепенно: Зимний дворец Растрелли был построен в середине XVIII в., а здание Главного штаба Росси — в 20-е гг. XIX в.
Слайд 26Ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Слайд 27Ансамбли бывают:
— городские,
— загородные,
— парковые.
Слайд 28Загородные ансамбли
чаще всего представляют собой усадьбу или крепость. Усадьба соединяет
в себе архитектурные сооружения и парковую планировку.
Слайд 30Парковая планировка
Существует три основных системы парковой планировки:
— Итальянский парк. Размещение
парка по склону горы с организацией на ней многочисленных лестниц,
пандусов, гротов, террас, каскадов воды (вилла д’Эсте). Эти парки создавались в эпоху Возрождения, в них была заложена идея созерцания мира с высоты, когда человек ощущал себя властелином и мог наблюдать законы линейной перспективы.
Слайд 32Парковая планировка
— Французский парк. Строго симметричная планировка на плоской местности.
Типична геометрическая сетка аллей, широкое применение подстриженной зелени, фонтанов, водоемов
(Версальский парк близ Парижа). Эти парки создавались в эпоху классицизма, строгой планировкой они подчеркивали идею превосходства разума над чувствами.
Слайд 34Парковая планировка
— Английский или пейзажный парк. Асимметричен по композиции; изгибы
дорожек, расположение групп деревьев искусно имитируют обычную природную обстановку. Эти
парки создавались в эпоху Просвещения, когда умами владели мысли энциклопедистов Дидро, Вольтера, Руссо о красоте всего естественного, о возвращении к природе.
Как видно, парковые ансамбли отражали философские веяния своего времени.
Слайд 3611.Стили
Запишите стили в порядке следования:
Египет
Греция
Рим
Романский
Готика
Возрождение
Барокко
Классицизм
Эклектика
Модерн
Слайд 37Стиль
Стиль — это общность, единство. Стиль предполагает внешнюю и внутреннюю
общность, схожесть.
Что же в архитектуре считать внешним и что
— внутренним? Внешнее конечно же форма, которая проявляется не только в декоративных элементах, но и в наборе определенных деталей, и в плане, и в конструкции, и в композиции, и в материалах. А внутреннее — то мировоззрение, та философия, которые существовали в каждую эпоху. Философия, в свою очередь, основывается на достижениях науки, на мирочувствовании, которое принято в том или ином обществе. Архитектура отражает эти настроения, транслируя их в будущее.
Слайд 38Домашнее задание
Составь кроссворд по теме: «Композиция архитектурных сооружений»
(Презентации № 7, 8 по теме «Архитектура»)
Подбери иллюстрации к разным
типам парка и к разным архитектурным стилям (с названием, автором, временем создания, месторасположением).
Подготовься к проверочной работе.
Слайд 39Источники:
А. М. Вачьянц. Введение в мировую художественную культуру. 3-е изд.
– М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. (Мировая художественная культура).
– (Вариации прекрасного)
http://art.1september.ru/article.php?ID=200701113
Локтева О. Язык искусства: как раскрыть детям тайну архитектуры. // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 11
http://ooomaksim.umi.ru/images/cms/data/olimpijskij_mishka.jpg –(сл.4)
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=cbe88ca80659317aa7b2af020303489e&n=33&h=170 –(сл.4)
http://media.steampowered.com/steamcommunity/public/images/avatars/30/30647024b4894fe1aa152c7e9371ad59adf171f1_full.jpg –(сл5)
http://www.tudoorna.com/wp-content/uploads/2013/06/Cineorna_post_especial_namorados_09.png - (cл.5)
http://player.myshared.ru/686935/data/images/img4.jpg –(сл.7)
http://photos.fotki.lv/photos/3/W0001588/000158701/000015870066_%23_2_%23_elena_z.jpg?1185628504 –(сл9)
http://stat2.excursor.ru/images/resize_cache/excursions/ru/vladimirskaya_obl/vladimir/12382_621x414.jpg -(9сл.)
http://www.alluwant.eu/new/img/photos/f_1852_atena5.jpg –(сл.11)
http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_118/9/d-8858/7z-docs/1_html_m4aedafe9.jpg –(сл12)
http://data1.gallery.ru/albums/gallery/20543-5e357-2290792-m750x740.jpg –(сл.16)
http://www.spbdnevnik.ru/icon/news2/486x321/17221_1352036700.jpg –(сл.16)
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/646/74646931_large_post1585531288163586.jpg –(сл.18)
http://player.myshared.ru/840260/data/images/img5.png –(сл18)
Слайд 40
http://bigslide.ru/images/1/689/960/img13.jpg –(сл 19)
http://4.bp.blogspot.com/-shxih9oYgTs/UyeNcjnVeZI/AAAAAAAAAeY/ineheMLiw2w/s1600/versailles.jpg –(сл20)
http://great-travel.ru/uploads/posts/2014-07/1404499636_acropolis.jpg –(сл22)
http://2.bp.blogspot.com/-IA8pyuRpiQ4/UsvWjE_hI-I/AAAAAAAAAhE/SHm39tlvmMQ/s1600/86413312_parfenon.jpg –(сл22)
http://i.ytimg.com/vi/isIb1Z1qnM0/sddefault.jpg –(сл 24)
http://foto.spbland.ru/data/media/12/lrg_42507_DSCN0013.jpg –(сл 24)
http://armycarus.do.am/Statyi/Restavraciya/rest24.jpg
-(сл 26)
http://samlib.ru/img/i/iwanowa_julija_nikolaewna/petergof/14shemaparka.jpg -(сл.29)
http://images.vfl.ru/ii/1392232918/2749a154/4230781.jpg –(сл.31)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/010609_28_villadesteacque.JPG –(сл 31)
http://summergarden.ru/wp-content/uploads/2010/08/deste2.jpg –( сл 31)
http://lh6.googleusercontent.com/-hA_b8qOL3Sw/TrczdQyNfJI/AAAAAAAADS4/KcvVkbhco6Q/s800/SDIM7140.jpg –(сл.
31)
http://arivik-reisen.ru/images/italia/ex/tivoli/thumb/photo5.jpg –(сл.31)
http://www.onlinecultus.com/wp-content/uploads/2013/09/versailles.jpg –(сл.33)
http://www.zao-astor.ru/images/landscapestyle_regular_1.jpg –(сл.33)
http://www.fotoprizer.ru/img/2677_orig.jpg –(сл.33)
http://i2.otzovik.com/2011/02/49610/img/12643294.jpg –(сл 33)
http://www.cult-turist.ru/img/9662_orig.jpg – (сл 33)
http://tourweek.ru/upload/iblock/28a/1572645228_2630dcc11b_o.jpg –(сл 33)
http://www.travelstyle.gr/portal/photos/articles/thumbs_large/12438_timthumb.jpg –(сл 33)
http://travellingdreams.ru/wp-content/uploads/2013/04/Stow080311-42.gif –(сл 35)
http://www.gardener.ru/gallery/parki/drottningholm/25.jpg –(сл 35)
http://s59.radikal.ru/i164/0906/36/60d01dfd90d0.jpg –(сл.35)
http://www.perestroika.com.ua/images/stories/0099Glw/sadikitaya.jpg –(сл 35)
http://www.inyourpocket.com/gallery/36163.jpg –(сл 35)
http://img-fotki.yandex.ru/get/6418/4163429.d5/0_74a2d_19f50a19_XL.jpg –(сл.35)