Разделы презентаций


Компьютер изнутри

Содержание

Компьютер изнутриТема 1. Основные принципы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Компьютер изнутри
Основные принципы
Персональный компьютер
Хранение целых чисел
Битовые операции
Вещественные числа

Компьютер изнутриОсновные принципыПерсональный компьютерХранение целых чиселБитовые операцииВещественные числа

Слайд 2Компьютер изнутри
Тема 1. Основные принципы

Компьютер изнутриТема 1. Основные принципы

Слайд 3Определения
Компьютер (computer) – это программируемое электронное устройство для обработки данных.
аналоговые

компьютеры – складывают и умножают аналоговые (непрерывные) сигналы
цифровые компьютеры –

работают с цифровыми (дискретными) данными.
Hardware – аппаратное обеспечение, «железо».
Software – программное обеспечение, «софт».

Программа – это последовательность команд, которые должен выполнить компьютер.
Команда – это описание операции:
код операции
операнды – исходные данные (числа) или их адреса
результат (куда записать).

ОпределенияКомпьютер (computer) – это программируемое электронное устройство для обработки данных.аналоговые компьютеры – складывают и умножают аналоговые (непрерывные)

Слайд 4Процессор
Регистр – ячейка быстродействующей оперативной памяти, расположенная внутри процессора.
Процессор –

микросхема, которая обрабатывает информацию и управляет всеми устройствами компьютера.
АЛУ –

арифметико-логическое устройство
УУ – устройство управления
ПроцессорРегистр – ячейка быстродействующей оперативной памяти, расположенная внутри процессора.Процессор – микросхема, которая обрабатывает информацию и управляет всеми

Слайд 5Структура памяти
Память состоит из нумерованных ячеек.
Линейная структура (адрес ячейки –

одно число).
Байт – это наименьшая ячейка памяти, имеющая

собственный адрес (4, 6, 7, 8, 12 бит).
На современных компьютерах 1 байт = 8 бит.

Слово = 2 байта

Двойное слово = 4 байта

Структура памятиПамять состоит из нумерованных ячеек.Линейная структура (адрес ячейки – одно число).Байт – это наименьшая ячейка памяти,

Слайд 6Архитектура компьютера
Архитектура – принципы действия и взаимосвязи основных устройств компьютера

(процессора, ОЗУ, внешних устройств).
Принстонская архитектура (фон Неймана):
процессор
ОЗУ (программа и данные)
устройства вывода
устройства

ввода

прямой доступ к памяти

Гарвардская архитектура – программы и данные хранятся в разных областях памяти.

прямой доступ к памяти

скорость (одновременно читаем команду и данные)

нужно больше контактов у процессора

Архитектура компьютераАрхитектура – принципы действия и взаимосвязи основных устройств компьютера (процессора, ОЗУ, внешних устройств).Принстонская архитектура (фон Неймана):процессорОЗУ

Слайд 7Принципы фон Неймана
А. Беркс, Х. Голдстайн, Д. Нейман «Предварительный доклад

о машине EDVAC» (1945)
Принцип двоичного кодирования: вся информация кодируется в двоичном

виде.
Принцип программного управления: программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.
Принцип однородности памяти: программы и данные хранятся в одной и той же памяти.
Принцип адресности: память состоит из пронумерованных ячеек; процессору в любой момент времени доступна любая ячейка.
Принципы фон НейманаА. Беркс, Х. Голдстайн, Д. Нейман «Предварительный доклад о машине EDVAC» (1945)Принцип двоичного кодирования: вся

Слайд 8Выполнение программы
Счетчик команд (IP = Instruction Pointer) – регистр, в

котором хранится адрес следующей команды.
IP
Команда, расположенная по этому

адресу, передается в УУ. Если это не команда перехода, регистр IP увеличивается на длину команды.
УУ расшифровывает адреса операндов.
Операнды загружаются в АЛУ.
УУ дает команду АЛУ на выполнение операции.
Результат записывается по нужному адресу.
Шаги 1-5 повторяются до получения команды «стоп».

AB3D16

по адресу AB3D16

Выполнение программыСчетчик команд (IP = Instruction Pointer) – регистр, в котором хранится адрес следующей команды.		  IPКоманда,

Слайд 9Архитектуры компьютеров
фон Неймана
многомашинная (независимые задачи)
многопроцессорная (части одной задачи, по разным программам)
параллельные процессоры (части

одной задачи, по одной программе)

Архитектуры компьютеровфон Нейманамногомашинная (независимые задачи)многопроцессорная (части одной задачи,  по разным программам)параллельные процессоры (части одной задачи,

Слайд 10Компьютер изнутри
Тема 2. Персональный компьютер

Компьютер изнутриТема 2. Персональный      компьютер

Слайд 11Персональный компьютер (ПК)
ПК – это компьютер, предназначенный для личного использования

(доступная цена, размеры, характеристики).
1977 Apple-II
1981 IBM PC
(personal computer)
ЕС-1841

Персональный компьютер (ПК)ПК – это компьютер, предназначенный для личного использования (доступная цена, размеры, характеристики).1977 Apple-II1981 IBM PC

Слайд 12Принцип открытой архитектуры (IBM)
на материнской плате расположены только узлы, которые

обрабатывают информацию (процессор и вспомогательные микросхемы, память)
схемы, управляющие другими устройствами

(монитором и т.д.) – это отдельные платы, которые вставляются в слоты расширения
схема стыковки новых устройств с компьютером общедоступна (стандарт)

конкуренция, удешевление устройств
производители могут изготавливать новые совместимые устройства
пользователь может собирать ПК «из кубиков»

Принцип открытой архитектуры (IBM)на материнской плате расположены только узлы, которые обрабатывают информацию (процессор и вспомогательные микросхемы, память)схемы,

Слайд 13Взаимосвязь блоков ПК
процессор
память
видеокарта
сетевая карта
контроллеры дисководов
Шина – многожильная линия связи, доступ к которой

имеют несколько устройств.
Контроллер – электронная схема, управляющая внешним устройством по

сигналам процессора.

контроллеры

Взаимосвязь блоков ПКпроцессорпамятьвидеокартасетевая картаконтроллеры дисководовШина – многожильная линия связи, доступ к которой имеют несколько устройств.Контроллер – электронная

Слайд 14Компьютер изнутри
Тема 3. Хранение целых чисел

Компьютер изнутриТема 3. Хранение целых чисел

Слайд 15Целые беззнаковые числа
Беззнаковые данные – не могут быть отрицательными.
Байт (символ)
память:

1 байт = 8 бит
диапазон значений 0…255,

0…FF16 = 28 - 1
Си: unsigned char Паскаль: byte

биты

младший

старший

старший полубайт
старшая цифра

младший полубайт
младшая цифра

416

E16

10011102 = 4E16 = ‘N’

Целые беззнаковые числаБеззнаковые данные – не могут быть отрицательными.Байт (символ)	память: 1 байт = 8 бит диапазон значений

Слайд 16Примеры
78 =
115 =

Примеры78 = 115 =

Слайд 17Целые беззнаковые числа
Целое без знака
память: 2 байта = 16 бит

диапазон значений 0…65535, 0…FFFF16 = 216-1
Си: unsigned short int Паскаль:

word

биты

старший байт

младший байт

4D16

7A16

1001101011110102 = 4D7A16

Длинное целое без знака
память: 4 байта = 32 бита диапазон значений 0…FFFFFFFF16 = 232-1
Си: unsigned int Паскаль: dword, longword

Целые беззнаковые числаЦелое без знака	память: 2 байта = 16 бит  диапазон значений 0…65535,  0…FFFF16 =

Слайд 18«-1» – это такое число, которое при сложении с 1

даст 0.
1 байт: FF16 + 1 = 1

0 0 16
2 байта: FFFF16 + 1 = 1 0 0 0 0 16
4 байта: FFFFFFFF16 + 1 = 1 0 0 0 0 0 0 0 0 16

Целые числа со знаком

Старший (знаковый) бит числа определяет его знак. Если он равен 0, число положительное, если 1, то отрицательное.

не помещается в 1 байт!

-1

-1

«-1» – это такое число, которое при сложении с 1 даст 0.  1 байт:  		FF16

Слайд 19Двоичный дополнительный код
Задача: представить отрицательное число (–a) в двоичном дополнительном

коде.
Решение:
Перевести число a–1 в двоичную систему.
Записать результат в разрядную сетку

с нужным числом разрядов.
Заменить все «0» на «1» и наоборот (инверсия).
Пример: (– a) = – 78, сетка 8 бит
a – 1 = 77 = 10011012


= – 78

знаковый бит

Двоичный дополнительный кодЗадача: представить отрицательное число (–a) в двоичном дополнительном коде.Решение:Перевести число a–1 в двоичную систему.Записать результат

Слайд 20Двоичный дополнительный код
Проверка: 78 + (– 78) = ?

78 =
78 =
+

Двоичный дополнительный кодПроверка: 78 + (– 78) = ? – 78 =78 =+

Слайд 21Пример
(– a) = – 123, сетка 8 бит
– 123 =

Пример(– a) = – 123, сетка 8 бит– 123 =

Слайд 22Целые числа со знаком
Байт (символ) со знаком
память: 1 байт =

8 бит диапазон значений:
max
min

– 128 = – 27 … 127 = 28 – 1
Си: char Паскаль: shortint

можно работать с отрицательными числами

уменьшился диапазон положительных чисел

127

– 128

Целые числа со знакомБайт (символ) со знаком	память: 1 байт = 8 бит диапазон значений:  max

Слайд 23Целые числа со знаком
Слово со знаком
память: 2 байта = 16

бит
диапазон значений
– 32768 … 32767



Си: short

int Паскаль: smallint
Двойное слово со знаком
память – 4 байта диапазон значений
– 231 … 231-1
Си: int Паскаль: integer
Целые числа со знакомСлово со знаком	память: 2 байта = 16 бит диапазон значений 			 – 32768 …

Слайд 24Ошибки
Переполнение разрядной сетки: в результате сложения больших положительных чисел получается

отрицательное (перенос в знаковый бит).
+
64
64
– 128

ОшибкиПереполнение разрядной сетки: в результате сложения больших положительных чисел получается отрицательное (перенос в знаковый бит).+6464– 128

Слайд 25Ошибки
Перенос: при сложении больших (по модулю) отрицательных чисел получается положительное

(перенос за границы разрядной сетки).
+
– 128
0
– 128
1
в специальный бит

переноса
ОшибкиПеренос: при сложении больших (по модулю) отрицательных чисел получается положительное (перенос за границы разрядной сетки).+– 1280 –

Слайд 26Компьютер изнутри
Тема 4. Битовые операции

Компьютер изнутриТема 4. Битовые операции

Слайд 27Инверсия (операция НЕ)
Инверсия – это замена всех «0» на «1»

и наоборот.
Си:
Паскаль:
int n;
n = ~n;
var n: integer;
n := not n;

Инверсия (операция НЕ)Инверсия – это замена всех «0» на «1» и наоборот.Си:Паскаль:int n;n = ~n;var n: integer;n

Слайд 28Операция И
Обозначения: И, , & (Си), and (Паскаль)
&
маска
5B16

& CC16 = 4816
x & 0 =
x &

1 =

0

x

Операция ИОбозначения:    И, , & (Си), and (Паскаль)&маска5B16 & CC16 = 4816x & 0

Слайд 29Операция И – обнуление битов
Маска: обнуляются все биты, которые в

маске равны «0».
Задача: обнулить 1, 3 и 5 биты числа,

оставив остальные без изменения.

маска

D16

516

Си:

Паскаль:

int n;
n = n & 0xD5;

var n: integer;
n := n and $D5;

Операция И – обнуление битовМаска: обнуляются все биты, которые в маске равны «0».Задача: обнулить 1, 3 и

Слайд 30Операция И – проверка битов
Задача: проверить, верно ли, что все

биты 2…5 – нулевые.
маска
316
С16
Си:
Паскаль:
if ( n & 0x3C == 0

)
printf ("Биты 2-5 нулевые.");
else printf ("В битах 2-5 есть ненулевые.");

if (n and $3C) = 0
writeln ('Биты 2-5 нулевые.')
else writeln ('В битах 2-5 есть ненулевые.');

Операция И – проверка битовЗадача: проверить, верно ли, что все биты 2…5 – нулевые.маска316С16Си:Паскаль:if ( n &

Слайд 31Операция ИЛИ
Обозначения: ИЛИ, , | (Си), or (Паскаль)
ИЛИ
маска
5B16 | CC16

= DF16
x ИЛИ 0 =
x ИЛИ 1 =


1

x

Операция ИЛИОбозначения:  ИЛИ, , | (Си), or (Паскаль)ИЛИмаска5B16 | CC16 = DF16x ИЛИ 0 =

Слайд 32Операция ИЛИ – установка битов в 1
Задача: установить все биты

2…5 равными 1, не меняя остальные.
маска
316
С16
Си:
Паскаль:
n = n | 0x3C;
n

:= n or $3C;
Операция ИЛИ – установка битов в 1Задача: установить все биты 2…5 равными 1, не меняя остальные.маска316С16Си:Паскаль:n =

Слайд 33Операция «исключающее ИЛИ»
Обозначения: , ^ (Си), xor (Паскаль)
XOR
маска
5B16

^ CC16 = 9716
x XOR 0 =


x XOR 1 =

НЕ x

x

Операция «исключающее ИЛИ»Обозначения:    , ^ (Си), xor (Паскаль)XORмаска5B16 ^ CC16 = 9716x XOR 0

Слайд 34«Исключающее ИЛИ» – инверсия битов
Задача: выполнить инверсию для битов 2…5,

не меняя остальные.
маска
316
С16
Си:
Паскаль:
n = n ^ 0x3C;
n := n xor

$3C;
«Исключающее ИЛИ» – инверсия битовЗадача: выполнить инверсию для битов 2…5, не меняя остальные.маска316С16Си:Паскаль:n = n ^ 0x3C;n

Слайд 35«Исключающее ИЛИ» – шифровка
(0 xor 0) xor 0 =
(1 xor

0) xor 0 =
0
1
(0 xor 1) xor 1 =
(1 xor

1) xor 1 =

0

1

(X xor Y) xor Y = X

код (шифр)

Шифровка: выполнить для каждого байта текста операцию XOR с байтом-шифром.
Расшифровка: сделать то же самое с тем же шифром.

«Исключающее ИЛИ» – шифровка(0 xor 0) xor 0 =(1 xor 0) xor 0 =01(0 xor 1) xor

Слайд 36Логический сдвиг
1
Влево:
0
0
1
Вправо:
0
в бит
переноса
Си:
Паскаль:
n = n

n >> 1;
n := n shl 1;
n := n shr

1;

в бит
переноса

shift left

shift right

Логический сдвиг1Влево: 001Вправо: 0в битпереносаСи:Паскаль:n = n > 1;n := n shl 1;n := n shr 1;в

Слайд 37Логический сдвиг
Логический сдвиг влево (вправо) – это быстрый способ умножения

(деления без остатка) на 2.
1011012
10110102
сдвиг влево
сдвиг вправо
45
90

Логический сдвигЛогический сдвиг влево (вправо) – это быстрый способ умножения (деления без остатка) на 2.101101210110102сдвиг влевосдвиг вправо4590

Слайд 38Циклический сдвиг
Влево:
Вправо:
Си, Паскаль: –
только через Ассемблер

Циклический сдвигВлево: Вправо: Си, Паскаль: –только через Ассемблер

Слайд 39Арифметический сдвиг
1
Влево (= логическому):
0
0
0
Вправо (знаковый бит не меняется!):
Си:
Паскаль:


n = -6;
n = n >> 1;
– 6
– 3

Арифметический сдвиг1Влево (= логическому): 000Вправо (знаковый бит не меняется!): Си:Паскаль: –n = -6;n = n >> 1;–

Слайд 40Пример
Задача: в целой переменной n (32 бита) закодирована информация о

цвете пикселя в RGB:
Выделить в переменные R, G, B составляющие

цвета.
Вариант 1:
Обнулить все биты, кроме G. Маска для выделения G: 0000FF0016
Сдвинуть вправо так, чтобы число G передвинулось в младший байт.

Си:

G = (n & 0xFF00) >> 8;

Паскаль:

G := (n and $FF00) shr 8;

ПримерЗадача: в целой переменной n (32 бита) закодирована  	информация о цвете пикселя в RGB:

Слайд 41Пример


Вариант 2:
Сдвинуть вправо так, чтобы число G передвинулось в младший

байт.
Обнулить все биты, кроме G. Маска для выделения G: 000000FF16
Си:
G

= (n >> 8) & 0xFF;

Паскаль:

G := (n shr 8) and $FF;

ПримерВариант 2:Сдвинуть вправо так, чтобы число G передвинулось в младший байт.Обнулить все биты, кроме G.  Маска

Слайд 42Пример
Си:
R =
B =
Паскаль:
R :=
B :=

ПримерСи:R =B = Паскаль:R :=B :=

Слайд 43Компьютер изнутри
Тема 5. Вещественные числа

Компьютер изнутриТема 5. Вещественные числа

Слайд 44Перевод дробных чисел
10  2
2  10
0,375 =

2
101,0112
2 1 0 -1 -2 -3
разряды
= 1·22 +

1·20 + 1·2-2 + 1·2-3
= 4 + 1 + 0,25 + 0,125 = 5,375

,750

0

0,75
 2

,50

1

0,5
 2

,0

1

0,7 = ?

0,7 = 0,101100110…
= 0,1(0110)2

Многие дробные числа нельзя представить в виде конечных двоичных дробей.

Для их точного хранения требуется бесконечное число разрядов.

Большинство дробных чисел хранится в памяти с ошибкой.

0,0112

Перевод дробных чисел10  22  10 0,375 =    2101,01122 1 0 -1 -2

Слайд 45Примеры:
0,625 =
3,875 =

Примеры:0,625 =3,875 =

Слайд 46Нормализация двоичных чисел
X = s  M  2e
s –

знак (1 или -1)
M – мантисса,
e – порядок
M = 0

или 1  M < 2

15,625 =

1111,1012 =

11,1111012 23

знак

порядок

мантисса

3,375 =

Пример:

Нормализация двоичных чиселX = s  M  2es – знак (1 или -1)M – мантисса,e –

Слайд 47Нормализованные числа в памяти
IEEE Standard for Binary Floating-Point Arithmetic (IEEE

754)
15,625 = 11,1111012 23
s = 1 e

= 3 M = 1,1111012

Знаковый бит:
0, если s = 1
1, если s = – 1

Порядок со сдвигом:
p = e + E (сдвиг)

Дробная часть мантиссы:
m = M – 1

Нормализованные числа в памятиIEEE Standard for Binary Floating-Point Arithmetic (IEEE 754) 15,625 = 11,1111012 23s = 1

Слайд 48Нормализованные числа в памяти
Типы данных для языков: Си
Паскаль

Нормализованные числа в памятиТипы данных для языков: Си				 Паскаль

Слайд 49Вещественные числа в памяти
15,625 = 1,1111012 23
4 байта = 32

бита
p = e+127 = 130
=100000102
m = M

– 1 = 0,1111012

3,375 =

Вещественные числа в памяти15,625 = 1,1111012 234 байта = 32 битаp = e+127 = 130

Слайд 50Арифметические операции
сложение
Порядок выравнивается до большего
5,5 = 1,011222
3 =

1,12 21 = 0,112 22
Мантиссы складываются

1,0112 + 0,1102
10,0012
Результат нормализуется (с учетом порядка)
10,0012 22 = 1,00012 23 = 1000,12 = 8,5

5,5 + 3 = 101,12 + 112 = 8,5 = 1000,12

Арифметические операциисложениеПорядок выравнивается до большего5,5 = 1,011222  3 = 1,12 21 = 0,112 22 Мантиссы складываются

Слайд 51Арифметические операции
вычитание
Порядок выравнивается до большего
10,75 = 1,01011223
5,25 = 1,01012

22 = 0,101012 23
Мантиссы вычитаются
1,010112

0,101012
0,101102
Результат нормализуется (с учетом порядка)
0,10112 23 = 1,0112 22 = 101,12 = 5,5

10,75 – 5,25 = 1010,112 – 101,012 = 101,12 = 5,5

Арифметические операциивычитаниеПорядок выравнивается до большего10,75 = 1,01011223 5,25 = 1,01012 22 = 0,101012 23 Мантиссы вычитаются

Слайд 52Арифметические операции
умножение
Мантиссы умножаются
7 = 1,112  22

1,1

12
3 = 1,12  21  1,12
1 1 12
1 1 12
1 0 ,1 0 12
Порядки складываются: 2 + 1 = 3
Результат нормализуется (с учетом порядка)
10,1012 23 = 1,01012 24 = 101012 = 21

7  3 = 1112  112 = 21 = 101012

Арифметические операцииумножениеМантиссы умножаются  7 = 1,112  22

Слайд 53Арифметические операции
деление
Мантиссы делятся
17,25 = 1,0001012  24

3 = 1,12  21
1,0001012 :

1,12 = 0,101112
Порядки вычитаются: 4 – 1 = 3
Результат нормализуется (с учетом порядка)
0,101112 23 = 1,01112 22 = 101,112 = 5,75

17,25 : 3 = 10001,012 : 112 = 5,75 = 101,112

Арифметические операцииделениеМантиссы делятся 17,25 = 1,0001012  24     3 = 1,12  21

Слайд 54Конец фильма

Конец фильма

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика