Разделы презентаций


КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД

Содержание

ВВЕДЕНИЕКонцептуальное проектирование является основой всего процесса проектирования БД. Для того чтобы БД адекватно отражала предметную область, проектировщик БД должен хорошо представлять себе все особенности, присущие данной предметной области, и уметь отображать

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД
НЕОБХОДИМОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬ-НОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ БД.
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ И ИХ

СВОЙСТВ.
ОПИСАНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪ-ЕКТАМИ.


КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БДНЕОБХОДИМОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬ-НОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ БД. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ И ИХ СВОЙСТВ.ОПИСАНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪ-ЕКТАМИ.

Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Концептуальное проектирование является основой всего процесса проектирования БД. Для того

чтобы БД адекватно отражала предметную область, проектировщик БД должен хорошо

представлять себе все особенности, присущие данной предметной области, и уметь отображать их в БД. Поэтому перед началом проектирования БД
ВВЕДЕНИЕКонцептуальное проектирование является основой всего процесса проектирования БД. Для того чтобы БД адекватно отражала предметную область, проектировщик

Слайд 3необходимо детально разобраться, как функ-ционирует предметная область, для отображе-ния которой

создаётся БД. На этом этапе важ-ным является участие заказчика, например,

менеджера или экономиста.
Целью концептуального проектирования является создание инфологической модели (ИЛМ) предметной области (ПО), которая представляет собой описание ПО, выпол-ненное с помощью специальных языковых средств, не зависящих от используемых в дальнейшем программных средств.
необходимо детально разобраться, как функ-ционирует предметная область, для отображе-ния которой создаётся БД. На этом этапе важ-ным является

Слайд 4 1. НЕОБХОДИМОСТЬ КОНЦЕПТУ-АЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ БД
Желательно, чтобы язык спецификации ИЛМ был

одинаково применим как при ручном, так и при автоматизированном проектировании

БД. Для этого он должен:
быть вычисляемым, т.е. воспринима-ться и обрабатываться компьютером;
использовать удобный пользователю интерфейс, в частности, графический;

1. НЕОБХОДИМОСТЬ КОНЦЕПТУ-АЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ БД Желательно, чтобы язык спецификации ИЛМ был одинаково применим как при ручном,

Слайд 53) быть независимым от оборудования и дру-гих ресурсов, подверженных частным

измене-ниям;
4) использовать средства тестирования ИЛМ, а также иметь аппарат для

генерации структуры БД после завершения спецификации ИЛМ.
ИЛМ должна легко восприниматься разными категориями специалистов, участвующих в создании информационной системы. Она должна содержать необходимую и достаточную информацию для проектирования базы данных.
3) быть независимым от оборудования и дру-гих ресурсов, подверженных частным измене-ниям;4) использовать средства тестирования ИЛМ, а также

Слайд 6ИЛМ включает в себя ряд компонентов, изображённых на рисунке 1.









Рисунок

1 – Компоненты ИЛМ
О


ИЛМ
Описание объектов и связей между ними
Алгоритмические
связи

показателей

Ограничения целостности

Лингвистические
отношения

Описание инфор-мационных
потребностей пользователя


ИЛМ включает в себя ряд компонентов, изображённых на рисунке 1.Рисунок 1 – Компоненты ИЛМОИЛМОписание объектов и связей

Слайд 7Основным компонентом является описание объектов предметной области и связей между

ними. Описание предметной области всегда представляется с помощью какой-либо знаковой

системы. Поэтому в ИЛМ отража-ются не только отношения, присущие пред-метной области, но и лингвистические отно-шения, обусловленные особенностями ото-бражения ПО в языковой среде. Поэтому ну-жно учитывать такие лингвистические кате-гории как «синонимия», «омонимия» и др.
Основным компонентом является описание объектов предметной области и связей между ними. Описание предметной области всегда представляется с

Слайд 9Следующим компонентом является описа-ние информационных потребностей поль-зователей. Это описание должно

отобра-жать типы запросов к БД, режим исполь-зования данных и т.д.
Важными

характеристиками предметной области являются ограничения целост-ности, то есть условия, при которых име-ют смысл значения атрибутов, хранящих-ся в БД, или условия, при которых эти зна-чения могут оказаться записанными в БД.
Следующим компонентом является описа-ние информационных потребностей поль-зователей. Это описание должно отобра-жать типы запросов к БД, режим исполь-зования

Слайд 10Проблема целостности данных со-стоит в обеспечении правильности данных в БД

в любой момент времени. Целост-ность данных обеспечивается набором спе-циальных условий

или утверждений, назы-ваемых ограничениями целостности. Ряд этих ограничений нами были рассмотрены ранее при изучении основных понятий БД, в частности, этой проблеме был посвящён вопрос «Целостность сущности и ссылок».
Проблема целостности данных со-стоит в обеспечении правильности данных в БД в любой момент времени. Целост-ность данных обеспечивается

Слайд 11Мы ограничимся рядом дополнений и замеча-ний, относящихся к проблеме целостности

данных. Ограничения целостности могут от-носиться к разным информационным едини-цам: атрибутам,

кортежам, отношениям, свя-зям между отношениями и т.п. Эти ограниче-ния определяются чаще всего особенностями предметной области, хотя могут отображать и чисто информационные характеристики.
Для атрибутов в большинстве случаев исполь-зуются следующие виды ограничений:
Мы ограничимся рядом дополнений и замеча-ний, относящихся к проблеме целостности данных. Ограничения целостности могут от-носиться к разным

Слайд 12Тип и формат атрибута.
Задание диапазона значений атрибута.
Признак непустого значения атрибута.
Задание

домена.
Специфическим ограничением на значе-ние атрибута является признак его уни-кальности. Этот

признак тесно связан с понятием первичного ключа, который, как мы знаем, может быть представлен не только одним атрибутом, но может быть и составным.
Тип и формат атрибута.Задание диапазона значений атрибута.Признак непустого значения атрибута.Задание домена.Специфическим ограничением на значе-ние атрибута является признак

Слайд 13

Когда речь идёт об ограничениях целост-ности, относящихся к кортежу, то

имеется в виду либо ограничение на значения всей строки, рассматриваемой

как единое целое, либо ограничения на соотношения значе-ний отдельных полей в пределах одной строки. Часто используются ограничения, затрагивающие несколько взаимосвязан-ных отношений. Наиболее часто встречаю-щееся из этих ограничений – ограничение целостности связи отношений.
Когда речь идёт об ограничениях целост-ности, относящихся к кортежу, то имеется в виду либо ограничение на значения

Слайд 14Оно выражается в том, что значение атрибута, отражающего связи между

объектами и явля-ющегося внешним (вторичным) ключом отно-шения, обязательно должно совпадать

с од-ним из значений атрибута, являющегося первичным ключом отношения, описываю-щего соответствующий объект. Кроме того, ограничения, отражающие связь отношений, могут представлять собой условия, проверяю-щие отсутствие логических противоречий между данными взаимосвязанных отношений.
Оно выражается в том, что значение атрибута, отражающего связи между объектами и явля-ющегося внешним (вторичным) ключом отно-шения,

Слайд 15
Очень важным видом ограничений целост-ности являются функциональные зависи-мости. Информация об

имеющихся в дан-ной ПО функциональных зависимостях фиксируется в ИЛМ и

используется при проектировании БД и для контроля целост-ности при функционировании БД. Для соответствующих полей в БД желательно задать запрет на обновление, который мо-жет относиться не только к отдельному по-лю, но и ко всей строке или отношению.
Очень важным видом ограничений целост-ности являются функциональные зависи-мости. Информация об имеющихся в дан-ной ПО функциональных зависимостях фиксируется

Слайд 16
Разные СУБД обладают набором средств для обеспечения целостности данных. Так,

некоторые реляционные СУБД под-держивают концепцию первичного клю-ча, домена и внешнего

ключа. При этом соответствующие проверки ограничений целостности выполняются автоматичес-ки. В некоторых системах при описании структуры БД для поля можно задать запрет содержать пустое значение (NOT NULL), диапазон значений поля и т.д.
Разные СУБД обладают набором средств для обеспечения целостности данных. Так, некоторые реляционные СУБД под-держивают концепцию первичного клю-ча,

Слайд 17
Нарушение целостности данных может воз-никнуть в результате ошибок при вводе

дан-ных или выполнении иных корректировок, а также в результате сбоев

в работе вычис-лительной системы. Наличие в БД главных и подчинённых таблиц приводит к дублированию данных, а любое явное или неявное дублиро-вание требует специальных мер по обеспече-нию целостности данных. Реализация контроля за соблюдением ограничений целостности тре-бует в некоторых случаях больших затрат.
Нарушение целостности данных может воз-никнуть в результате ошибок при вводе дан-ных или выполнении иных корректировок, а также

Слайд 182. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ И ИХ СВОЙСТВ
Инфологическая модель предметной области может

описываться как аналитическими, так и графическими средствами. Графическое пред-ставление является

наиболее наглядным и простым для восприятия и анализа. Кроме то-го, графическое представление поддержива-ется системами автоматизации проектирова-ния БД.
2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ И ИХ СВОЙСТВИнфологическая модель предметной области может описываться как аналитическими, так и графическими средствами.

Слайд 19Для описания объектов и их связей мы вос-пользуемся графическим способом

отображе-ния, позволяющим построить модель, условно называемую «объект-свойство-связь» или модель «сущность-связь».
При

исследовании и анализе предметной области заказчик или разработчик выделяет классы объектов.
Классом объектов называют совокупность объектов, обладающих одинаковым набором свойств.
Для описания объектов и их связей мы вос-пользуемся графическим способом отображе-ния, позволяющим построить модель, условно называемую «объект-свойство-связь»

Слайд 20Например, если в качестве предметной облас-ти рассмотреть работу приёмной комиссии

по приёму ЕГЭ в школе, то в ней можно выде-лить

следующие классы объектов: учащиеся, экзаменаторы, аудитории и т.д. Объекты могут быть материальными, как перечис-ленные выше, или абстрактными, например, предметы, по которым учащиеся сдают экзамены. Каждый объект представляется своим уникальным идентификатором, по значению которого один объект класса отличается от другого объекта этого же класса.
Например, если в качестве предметной облас-ти рассмотреть работу приёмной комиссии по приёму ЕГЭ в школе, то в

Слайд 21
Так, для объектов класса, именуемого «ПРЕДМЕТ», уникальным идентификатором каждого объекта

будет название предмета (например, математика). Каждый объект обладает определённым набором

свойств. Для объектов одного класса набор этих свойств одинаков, а значения свойств могут отличаться. Например, все объекты класса «УЧАЩИЙСЯ» имеют такие свойства как «Номер паспорта», «ФИО», «Пол», «Год рождения», «Номер школы» и др.
Так, для объектов класса, именуемого «ПРЕДМЕТ», уникальным идентификатором каждого объекта будет название предмета (например, математика). Каждый объект

Слайд 22При описании предметной области надо изобразить каждый существенный класс объектов

и набор свойств, фиксируемый для объекта данного класса. Абстрактный объект,

являющийся обобщённым предста-вителем класса, изображается прямо-угольником, в котором записывается имя класса (например, УЧАЩИЙСЯ). Свойство объекта изображается пунктирным прямо-угольником, в котором записано свойство (например, номер паспорта).
При описании предметной области надо изобразить каждый существенный класс объектов и набор свойств, фиксируемый для объекта данного

Слайд 23Каждому классу объектов в ИЛМ присваива-ется уникальное имя. Именем класса

объектов является грамматический оборот существи-тельного, у которого могут быть прилагатель-ные

и предлоги. Если имя состоит из несколь-ких слов, то первым должно стоять существи-тельное, употребляемое в единственном числе. Например, правильным именем класса объек-тов будет «ТОВАР ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ», а не «ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ».
Каждому классу объектов в ИЛМ присваива-ется уникальное имя. Именем класса объектов является грамматический оборот существи-тельного, у которого

Слайд 24
Если в предметной области традиционно ис-пользуются разные имена для обозначения

какого-либо класса объектов или различные названия свойств объектов (т.е. имеет

место синонимия), то все они должны быть зафиксированы В ИЛМ в виде лингвистических отношений. Затем одно из этих имён или названий выбирается за основное, и только это имя должно в дальнейшем исполь-зоваться в ИЛМ. При описании ПО надо отразить связи между объектом и характеризующими его свойствами в виде линий, соединяющих обозна-чение объекта и его свойств (рис.3).
Если в предметной области традиционно ис-пользуются разные имена для обозначения какого-либо класса объектов или различные названия свойств

Слайд 25Номер паспорта
Пол
ФИО
Год рождения
Иностранный язык
Адрес
Грант
Страна
Город
Улица
Дом
Квартира
СТУДЕНТ
S
S
S
D
D
D
D
Рисунок 3 – Изображение связи «объект-свойство»

Номер паспортаПолФИОГод рожденияИностранный языкАдресГрантСтранаГородУлицаДомКвартираСТУДЕНТSSSDDDDРисунок 3 – Изображение связи «объект-свойство»

Слайд 26
Изображение связи между объектом и его свойством учитывает специфику этого

свойства. Так, объект может обладать толь-ко одним значением какого-то свойства

(например, дата рождения). Такие свой-ства называют единичными. Для других объектов возможно одновременное суще-ствование нескольких значений у одного и того же свойства (например, студент может изучать несколько иностранных языков). Такое свойство называют множествен-ным.
Изображение связи между объектом и его свойством учитывает специфику этого свойства. Так, объект может обладать толь-ко одним

Слайд 27
Связь объекта и единичного свойства обо-значается одинарной стрелкой, а связь

объекта и множественного свойства – двойной стрелкой. Кроме того, некоторые

свойства являются постоянными, их значение не может измениться с течением времени (например, год рождения). Такие свойства называются статическими. Свойства, значения которых могут изменяться со временем (например, адрес), называются динамическими. Обозначены они на рис.3 соответственно буквами S и D.
Связь объекта и единичного свойства обо-значается одинарной стрелкой, а связь объекта и множественного свойства – двойной стрелкой.

Слайд 28Другой особенностью свойства является при-сутствие этого свойства у всех объектов

дан-ного класса либо отсутствие у некоторых объ-ектов. Напр., отдельным студентам

могут пре-доставляться один или несколько грантов раз-ными организациями, а другие студенты гран-тов не имеют. Такое свойство называется ус-ловным. Связь условного свойства с объектом изображается пунктирной линией. Составное свойство (напр., адрес) в ИЛМ обозначается квадратом, из которого выходят линии, соеди-няющие его с элементами составного свойства.
Другой особенностью свойства является при-сутствие этого свойства у всех объектов дан-ного класса либо отсутствие у некоторых объ-ектов.

Слайд 293. ОПИСАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ
Помимо связи между объектом и его

свой-ствами в ИЛМ фиксируются связи между объектами разных классов. Как

известно, различают типы связей 1:1, 1:М, М:1 и М:М. Тип связи называют также степенью связи. Кроме степени связи в ИЛМ для ха-рактеристики связи между объектами раз-ных классов надо указывать так называе-мый класс принадлежности.
3. ОПИСАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИПомимо связи между объектом и его свой-ствами в ИЛМ фиксируются связи между объектами

Слайд 30
Класс принадлежности показывает, дол-жен или не должен объект одного класса

участвовать в связи с каким-либо объектом другого класса. Класс принадлежности

объекта может быть обязательным или необязательным. Если все объекты данно-го класса должны участвовать в связи, то класс принадлежности называется обяза-тельным. Если некоторые объекты дан-ного класса могут не участвовать в связи, то класс называется необязательным.
Класс принадлежности показывает, дол-жен или не должен объект одного класса участвовать в связи с каким-либо объектом другого

Слайд 31
В ИЛМ связи между объектами с учётом степени связи и

класса принадлежности описываются в большинстве случаев с по-мощью так называемых

ER-диаграмм (ER – первые буквы английских слов Entity (сущность, объект) и Relationship (связь)). Эти диаграммы впервые были предложены Ченом (Chen P.P.S.) в 1979 г. Они называются диаграммами «сущ-ность-связь» или «объект-связь». Рассмотрим пример.
В ИЛМ связи между объектами с учётом степени связи и класса принадлежности описываются в большинстве случаев с

Слайд 32
Предположим, что предметной областью является кафедра университета, препода-ватели которой читают

дисциплины, име-ющиеся в учебном плане. Двумя главными классами объектов, или

сущностями, представляющими интерес, являются ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КУРС. Эти две сущности соотносятся с помощью связи ЧИТАЕТ, что позволяет записать:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЧИТАЕТ КУРС
Связь ЧИТАЕТ может быть представлена двумя способами (рисунки 4 и 5).
Предположим, что предметной областью является кафедра университета, препода-ватели которой читают дисциплины, име-ющиеся в учебном плане. Двумя главными

Слайд 33







ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ЧИТАЕТ
КУРС
П1
П2
П3
П4
К1
К2
К3
К4
Рисунок 4 – Пример диаграммы ER-экземпляра
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КУРС
ЧИТАЕТ

ЧИТАЕТ


Рисунок 5 – Пример диаграммы

ER-типа
НП…
НК…
1
1

ПРЕПОДАВАТЕЛЬЧИТАЕТКУРСП1П2П3П4К1К2К3К4Рисунок 4 – Пример диаграммы ER-экземпляраПРЕПОДАВАТЕЛЬКУРСЧИТАЕТЧИТАЕТРисунок 5 – Пример диаграммы ER-типаНП…НК…11

Слайд 34
На рис.4 связь сущностей представлена с помощью диаграммы ER-экземпляров. На

этой диаграмме показано, какой конкретно курс читает каждый преподаватель. На

диаграмме ER-экземпляров названия всех сущностей помещены над экземплярами этих сущностей и в этих названиях использованы прописные буквы, в то время как каждый экземпляр сущности идентифицируется значением атрибута. Так, КУРС является сущностью, а К1 – конкретным экземпляром сущности.
На рис.4 связь сущностей представлена с помощью диаграммы ER-экземпляров. На этой диаграмме показано, какой конкретно курс читает

Слайд 35
Связь также должна иметь имя, и это имя, сос-тавленное из

прописных букв, размещается над экземплярами связи, при этом экземпляр каждой

отдельной связи задаётся линией между теми двумя экземплярами сущностей, которые эта связь соединяет. Например, экзем-пляр связи между К1 и П3 означает, что препо-даватель с номером П3 читает курс с номером К1. Атрибут или набор атрибутов, используе-мый для идентификации экземпляра сущности, называется ключом сущности.
Связь также должна иметь имя, и это имя, сос-тавленное из прописных букв, размещается над экземплярами связи, при

Слайд 36
На диаграмме ER-типа (рис.5) сущности представляются в виде прямоугольников, а

связи – в виде ромбов. Ниже каждой сущности размещается подчёркнутый

атрибут или набор атрибутов, являющийся ключом сущности для этой сущности. Цифры «1» рядом с сущно-стями указывают степень связи 1:1, а кружочки на линиях, соединяющих ромб с прямоуголь-никами, обозначают необязательный класс принадлежности. Иногда используют упро-щённый способ изображения связи на диа-грамме ER-типа (рис.6):
На диаграмме ER-типа (рис.5) сущности представляются в виде прямоугольников, а связи – в виде ромбов. Ниже каждой

Слайд 371:1
1:М
М:1
М:М
Диаграммы, изобра-жённые на рисун-ках 4 и 5 соответ-ствуют случаю,

ко-гда каждый препо-даватель читает не более одного курса, и каждый

курс чи-тается не более чем одним преподава-телем. Возможные варианты представ-лены на рисунке 7.

Рисунок 6 – Альтернативные
способы изображения связей
сущностей с учётом степеней
связи

1:11:ММ:1М:М Диаграммы, изобра-жённые на рисун-ках 4 и 5 соответ-ствуют случаю, ко-гда каждый препо-даватель читает не более одного

Слайд 38ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

КУРС
НП…
НК…
ЧИТАЕТ
а)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КУРС
ЧИТАЕТ

НП…
НК…
б)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

КУРС

ЧИТАЕТ
НП…
НК…
в)
Рисунок 7 – Диаграммы ER-типа для случая степени связи

1:1 и различных классов принадлежности
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ    КУРСНП…НК…ЧИТАЕТа)ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСЧИТАЕТНП…НК…б)ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСЧИТАЕТНП…НК…в)Рисунок 7 – Диаграммы ER-типа для случая

Слайд 39Диаграмма ER-типа, изображённая на рис.7 а), соответствует случаю, когда каж-дый

преподаватель читает только один курс, а каждый курс читается не

более, чем одним преподавателем. Поскольку все преподаватели участвуют в чтении какого-либо курса, то класс принадлежности сущ-ности ПРЕПОДАВАТЕЛЬ является обяза-тельным, и этот факт отмечается точкой в блоке, смежном с прямоугольником сущности.
Диаграмма ER-типа, изображённая на рис.7 а), соответствует случаю, когда каж-дый преподаватель читает только один курс, а каждый

Слайд 40Диаграмма ER-типа, изображённая на рис.7 б), соответствует случаю, когда каж-дый

преподаватель читает не более одного курса (т.е. 1 или 0

курсов), а каждый курс читается только одним преподавателем. Нако-нец, диаграмма ER-типа, изображённая на рис.7 в), соответствует случаю, когда каж-дый преподаватель читает только один курс и каждый курс читается только од-ним преподавателем. Во всех трёх случаях степень связи равна 1:1, а сочетания классов принадлежности сущностей различаются.
Диаграмма ER-типа, изображённая на рис.7 б), соответствует случаю, когда каж-дый преподаватель читает не более одного курса (т.е.

Слайд 41Помимо рассмотренных случаев организа-ции чтения преподавателями курсов воз-можны и другие

варианты, например:
каждый преподаватель может читать в одном семестре несколько курсов,

но каждый курс читается не более чем одним преподавателем;
каждый преподаватель читает не более одного курса в семестре, но каждый курс может читаться сразу несколькими преподавателями;
Помимо рассмотренных случаев организа-ции чтения преподавателями курсов воз-можны и другие варианты, например:каждый преподаватель может читать в одном

Слайд 423) каждый преподаватель может читать в одном семестре несколько курсов

(в част-ности, ни одного курса), и каждый курс может читаться

несколькими преподава-телями (в частности, вообще не читаться).
Этим случаям соответствуют степени связи 1:М, М:1, М:М и различные сочетания классов принадлежности сущностей. На рисунках 8-10 приведены диаграммы ER-типа, отражающие все возможные случаи организации чтения курсов преподавателями.
3) каждый преподаватель может читать в одном семестре несколько курсов (в част-ности, ни одного курса), и каждый

Слайд 43
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КУРС
НП…
НК…
ЧИТАЕТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

КУРС
ЧИТАЕТ
НП…
НК…
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

КУРС

ЧИТАЕТ
НК…
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КУРС

НП…
НП…
НК…

а)
б)
в)
г)
ЧИТАЕТ
Рисунок 8 – Диаграммы ER-типа для случая

связи
степени 1:М
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ    КУРСНП…НК…ЧИТАЕТПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСЧИТАЕТНП…НК…ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСЧИТАЕТНК…ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСНП…НП…НК…а)б)в)г)ЧИТАЕТРисунок 8 – Диаграммы

Слайд 44ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КУРС
НП…
НК…
ЧИТАЕТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

КУРС
ЧИТАЕТ
НП…
НК…
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

КУРС

ЧИТАЕТ
НК…
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КУРС

НП…
НП…
НК…

а)
б)
в)
г)
ЧИТАЕТ
Рисунок 9 – Диаграммы ER-типа для случая

связи
степени М:1
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ    КУРСНП…НК…ЧИТАЕТПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСЧИТАЕТНП…НК…ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСЧИТАЕТНК…ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСНП…НП…НК…а)б)в)г)ЧИТАЕТРисунок 9 – Диаграммы

Слайд 45ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КУРС
НП…
НК…
ЧИТАЕТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

КУРС
ЧИТАЕТ
НП…
НК…
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

КУРС

ЧИТАЕТ
НК…
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КУРС

НП…
НП…
НК…

ЧИТАЕТ
Рисунок 10 – Диаграммы ER-типа для случая

связи
степени М:М
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ    КУРСНП…НК…ЧИТАЕТПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСЧИТАЕТНП…НК…ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСЧИТАЕТНК…ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   КУРСНП…НП…НК…ЧИТАЕТРисунок 10 – Диаграммы

Слайд 46По степени сложности объекты могут быть простыми и сложными. Объект

считается простым, если он рассматривается как неде-лимый. Сложный объект представляет

собой объединение других объектов, также выде-ляемых в предметной области. Различают не-сколько разновидностей сложных объектов: составные, обобщённые и агрегированные. Составной объект соответствует отображению «целое-часть», например, УЗЛЫ – ДЕТАЛИ, КЛАСС – УЧЕНИКИ и т.п.
По степени сложности объекты могут быть простыми и сложными. Объект считается простым, если он рассматривается как неде-лимый.

Слайд 47Для представления составных объектов в ИЛМ используются диаграммы ER-типа, например:





Обобщённый

объект отражает наличие связи «род-вид» между объектами предметной обла-сти. На

рисунке 11 показан фрагмент ИЛМ, представляющий обобщённый объект ЛИЧ-НОСТЬ для университета.

УЗЕЛ



СОДЕРЖИТ

ДЕТАЛЬ

М

М

КЛАСС


УЧЕНИК


Для представления составных объектов в ИЛМ используются диаграммы ER-типа, например:Обобщённый объект отражает наличие связи «род-вид» между объектами

Слайд 48Номер пропуска
Пол
ФИО
Год рождения
Категория
Учёная степень
Учёное звание
Год поступления
Ступень обучения
ЛИЧНОСТЬ
S
S
S
D
D
D
D
D
S
СОТРУДНИК
УЧАЩИЙСЯ



СТУДЕНТ
МАГИСТР
АСПИРАНТ
Рисунок 11 – Изображение

обобщённого объекта

Номер пропускаПолФИОГод рожденияКатегорияУчёная степеньУчёное званиеГод поступленияСтупень обученияЛИЧНОСТЬSSSDDDDDSСОТРУДНИКУЧАЩИЙСЯСТУДЕНТМАГИСТРАСПИРАНТРисунок 11 – Изображение обобщённого объекта

Слайд 49Агрегированный объект обычно соответ-ствует какому-либо процессу, в который оказываются вовлечёнными

другие объек-ты. Агрегированный объект именуется от-глагольным существительным (например, поставлять –

поставка, выпускать – выпуск и т.д.). В ИЛМ агрегированный объект изо-бражается ромбом, в котором указано имя объекта. Этот ромб соединяется линиями с условными обозначениями объектов, кото-рые образуют агрегированный объект (см. рис. 12).
Агрегированный объект обычно соответ-ствует какому-либо процессу, в который оказываются вовлечёнными другие объек-ты. Агрегированный объект именуется от-глагольным существительным

Слайд 50ПОСТАВЩИК
ПОТРЕБИТЕЛЬ
ПРОДУКЦИЯ

ПОСТАВКА
Объём поставки
Дата поставки
S
S
Рисунок 12 – Изображение агрегированного объекта
Агрегированный объект ПОСТАВКА

объединяет в себе объекты ПОСТАВЩИК, ПОТРЕБИТЕЛЬ, ПРОДУКЦИЯ. Свойства агрегиро-ванного объекта

изображаются пунктирными прямоугольниками.
ПОСТАВЩИКПОТРЕБИТЕЛЬПРОДУКЦИЯПОСТАВКАОбъём поставкиДата поставкиSSРисунок 12 – Изображение агрегированного объектаАгрегированный объект ПОСТАВКА объединяет в себе объекты ПОСТАВЩИК, ПОТРЕБИТЕЛЬ, ПРОДУКЦИЯ.

Слайд 51ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектирование БД – это всегда отдель-ная творческая задача, не имеющая

полностью формализованного решения. Основная цель семантического модели-рования состоит в том,

чтобы сделать СУБД более «разумными». А более кон-кретная цель заключается в предостав-лении некоторого систематического под-хода к решению проблемы проекти-рования БД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПроектирование БД – это всегда отдель-ная творческая задача, не имеющая полностью формализованного решения. Основная цель семантического модели-рования

Слайд 52На данной лекции мы рассмотрели приме-нение одной из семантических моделей,

предложенной Ченом, для решения ука-занной проблемы, а именно модель «сущ-ность-связь»,

иначе называемой ER-мо-делью. Широкую популярность ER-модели можно объяснить наличием в этой тех-нологии использования диаграмм, а не какой-либо другой причиной. Однако для использования технологии ER-диаграмм не обязательно принимать все идеи этой модели.
На данной лекции мы рассмотрели приме-нение одной из семантических моделей, предложенной Ченом, для решения ука-занной проблемы, а

Слайд 53РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дейт, К., Дж. Ведение в системы баз данных, 7-е

издание: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

– 1072 с.
Илюшечкин, В.М. Основы использования и проектирования баз данных: учеб. посо-бие/В.М. Илюшечкин. – М.: Высшее обра-зование, 2009. -213 с. – (Основы наук).
Мирошниченко, Г.А. Реляционные базы дан-ных: практические приёмы оптимальных ре-шений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 400 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАДейт, К., Дж. Ведение в системы баз данных, 7-е издание: пер. с англ. – М.: Издательский

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика