Слайд 1
Конфликт в системе
«врач - пациент»
Слайд 2Рассмотрим две стороны конфликта в медицинской практике
Слайд 3 Сторона первая: пациент как участник конфликта
Слайд 4 Сторона первая: пациент как участник конфликта
боится
-страх тяжелой болезни
или смерти
-страх потерять работу
-страх инвалидизации или физической ущербности
-боязнь ограничений лечебным режимом или диетой
-страх перед вероятными болезненными или эмоционально некомфортными лечебными или диагностическими манипуляциями
-опасения по поводу непредвиденных и возможно немалых расходов, связанных с лечением
Слайд 5Сторона первая: пациент как участник конфликта
не доверяет врачу
-общественное мнение (стереотипы)
-недостаток
знаний о болезни (о своем здоровье)
-неудовлетворенность действиями, манерами, поведением врача
-опасается
зависимости (в силу складывающихся обстоятельств).
Слайд 6Сторона первая: пациент как участник конфликта
испытывает физический дискомфорт
(болевые ощущения,
одышка, длительное ожидание приема в некомфортных условиях, например, стоя в
душном коридоре)
испытывает душевный дискомфорт
(тревога, страх, фрустрация)
Всё это, так или иначе, искажает восприятие ситуации, ухудшает процессы торможения, повышает беспокойство и агрессивность.
Слайд 7Сторона первая: пациент как участник конфликта
находится под влиянием эндогенных
факторов
-пациенты с заболеваниями дыхательной системы, хроническими анемиями, сосудистыми патологиями испытывают
хроническую гипоксию головного мозга. Это ведет к ухудшению интеллектуальных фунций и не исключает неадекватность реакций на происходящее, особенно во время обострений. Также причиной повышенной раздражительности может являться обычная гипогликемия, нередкая в случаях, когда пациент пришел натощак сдавать анализы или обследоваться. Эндокринный статус также влияет на настроение и самочувствие.
Слайд 8Сторона первая: пациент как участник конфликта
проявляет свои личностные особенности
-есть люди,
которые целенаправленно приходят в поликлинику или больницу, чтобы устроить скандал
-есть больные, находящие удовольствие в написании различного рода жалоб
-есть пожилые или одинокие люди, испытывающие дефицит общения
-есть желающие «разбогатеть» путем получения компенсаций через суд
Слайд 9 Сторона вторая: врач как участник конфликта
Слайд 10 Сторона вторая: врач как участник конфликта
провоцирует пациента мелочами
опоздание на
работу, расстегнутый или несвежий халат, приглашение в кабинет в
грубой форме, разговор по телефону во время приема — каждая, казалось бы, мелочь может послужить если не причиной, то поводом излить весь накопившийся негатив
Слайд 11 Сторона вторая: врач как участник конфликта
недостаточно общается с пациентом
-недостаточность
информирования пациентов — это серьезная проблема, особенно если вспомнить, что
получение в доступной форме полной объективной информации о состоянии своего здоровья и информированное согласие на лечение — законодательно установленное право пациента
Слайд 12 Сторона вторая: врач как участник конфликта
затягивает очередь или уделяет
мало времени
-из-за нехватки времени врач порой вынужден либо затягивать прием,
уменьшая количество принимаемых пациентов и заставляя их ждать, либо подходить к осмотру упрощенно и формально, создавая у пациентов совершенно справедливое ощущение, что к ним «плохое отношение», их «плохо лечат»
Слайд 13 Сторона вторая: врач как участник конфликта
проявляет свои личностные особенности
-затруднения
в процессе лечения совершенно естественно включают у врача механизмы
психологической защиты, вплоть до ответной агрессии, направленной на пациента. Редкий доктор не находится под влиянием длительных переработок, ночных дежурств и прочих эмоциональных перегрузок. Всё это также истощает психику и постепенно формирует синдром профессионального выгорания
Слайд 14столкновение сторон ведет к инциденту
Инцидент – присутствие столкновения.
Недовольство
Разногласие
Противодействие
Слайд 15и конфликту
то есть резкому обострению противоречий (конфликтная
ситуация) и противодействию двух или более участников (субъектов) в процессе
решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон
Слайд 16Модели поведения врача в конфликте
.
Конструктивная (контролировать эмоции, уважать
личность больного, соблюдать этику общения).
Деструктивная (эмоциональность, негативная оценка больного, нарушение
этики общения).
Конформистская (пассивность, непоследовательность).
Слайд 17КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ ПАЦИЕНТОМ?
необходимо помнить, что у
больного имеются скрытые нужды и проблемы, которые его беспокоят
следует взять
под контроль ситуацию: дать выход эмоциям этого человека чтобы вывести его из аффективного состояния
не принимать на свой счет слова и поведение больного
Слайд 18КАК ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ ВРАЧ С КОНФЛИКТНЫМ ПАЦИЕНТОМ?
Контролировать свои эмоции.
Осознавать
значимость разрешения конфликта не только для себя.
Придерживаться многоальтернативного подхода (учитывать
ситуацию).
Ориентироваться на положительное, лучшее в человеке.
Попробовать поставить себя на место больного (индентификация).
Не обвинять и не приписывать только больному ответственность за возникшую ситуацию
Стараться сохранять контакт.
Слайд 19ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ во врачебной деятельности
Отношения между врачом и
пациентом являются основной любого вида врачебной деятельности.
Целью контактов между пациентом и медицинским работником является оказываемая последним медицинская помощь.
Интерес в таком взаимодействии существует не только со стороны пациента. Медицинский работник в не меньшей степени должен быть заинтересован в оказании помощи больному, так как эта деятельность является его профессией, выбор которой обусловлен его собственными мотивами и интересами. За ее результаты врач несет ответственность.
Слайд 20ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
Для результативного и бесконфликтного взаимодействия пациента с
медицинским работником необходима коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с людьми, которая может рассматриваться как система внутренних ресурсов (мотивов и знаний), необходимых для построения эффективного общения в определенном разрезе ситуаций межличностного взаимодействия.
Главная проблема в том, что некомпетентность в общении хотя бы одной стороны способна сорвать диагностический и лечебный процесс.
Слайд 21 Тактические действия врача
ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТОМ -
важнейший элемент процесса лечения - является составной частью профессионализма
врача
При попадании в больничную среду изменяется жизненный стереотип человека:
Пациента часто охватывают чувства тоски, одиночества, страха, обусловленные не только самой болезнью, но и оторванностью от дома, семьи, коллег, от всего того, что до сих пор было привычным.
Если в стационаре (поликлинике) чисто, уютно и аккуратно, опрятно выглядит медработник, то это уже располагает пациента, настраивая на позитивный лад и оказывая тем самым благоприятное терапевтическое воздействие.
действия врача
Коммуникативная компетентность помогает также диагностировать заболевание и оказывает благоприятное
действие на установление психологического контакта между медработником и пациентом.
Важно знать! В терапевтических отделениях находятся пациенты с заболеваниями различных органов и систем: с заболеваниями сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек и др. Часто их заболевания имеют характер хронических и требуют длительного лечения, соответственно, они продолжительное время находится в стационаре, что влияет и на процесс взаимоотношений медицинского работника и больного.
Изоляция от семьи и привычной жизнедеятельности, беспокойство за состояние своего здоровья вызывают у пациента различные психогенные реакции.
Тактические действия врача
Для
возникновения доверия к медицинскому работнику важно первое впечатление пациента от встречи с ним. Мимика врача, его жестикуляция, тон голоса, выражение лица, манера разговора, а также его внешний вид: одежда, выражение лица, манера держать себя - отражают важные стороны профессионального имиджа врача.
Важно поддерживать стремление больного рассказать о себе.
Врач может заслуживать доверие больного в том случае, если он гармоничен, спокоен, уверен, но не надменен, его манера поведения настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Только после установления контакта с больным можно переходить к оценке результатов анализов и других вспомогательных методов обследования. Необходимо дать понять пациенту, что медицинских работников, к которым он обратился за помощью, интересует не только вопросы диагностики, но и обратившийся к ним человек
Слайд 24К основным чертам личности врача, важным для КД относят:
МОРАЛЬНЫЕ
– (доброжелательность, оптимизм, решительность, скромность, принципиальность, ответственность, чувство собственного достоинства,
сострадательность, забота, нежность, честность);
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ (аккуратность, опрятность);
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ – (логичность, наблюдательность, стремление понять партнера по общению).
Слайд 25 Не всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач
и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом. Это
ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.
Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников.
Особенности личности медицинского работника
Выводы
Как обычная жизнь, так
профессиональная (лечебная) деятельность врача осуществляются через общение.
В лечебной деятельности, как мы отметили, различают несколько видов общения между врачом и больным.
Но, какой бы стратегию общения не выбрал врач – он должен обладать коммуникативной компетентностью, чтобы заслужить доверие пациента к себе и обеспечить психологический контакт.
Без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между врачом и больным.