Слайд 1Конфуцианство
Подготовил – Киселевич Никита
СДП-ИСТ-191
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· ознакомиться с
основными биографическими сведениями о жизни Конфуция;
· изучить главные идеи философских
воззрений мыслителя;
· определить место конфуцианства в многовековой истории Китайской Народной Республики.
· изучить и повествовать про НЕОКОНФУЦИАНСТВО
- Цель данной работы - раскрыть основные аспекты конфуцианского учения и выявить влияние данной философии на мировоззрение китайского общества.
Слайд 3Глава 1. Жизнь Конфуция и его учения
1.1 Конфуций
1.2 Дальнейшая судьба
Конфуция
Слайд 4Конфуций
Родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений,
когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса.
Конфуций
родился в царстве Лу, ныне провинция Шаньдун. Он рано потерял отца, т.ч. у семьи не было достаточно средств, чтобы дать ему образование. Но, как можно лишь догадываться, довольно рано он сумел заняться самообразованием, либо всё же получить его, поскольку в дальнейшем он назначается на государственную службу и к тому же учит ритуалу и общественным приличиям.
О самой жизни Конфуция известно крайне мало. Считается, что он занимал крупный гражданский пост в Лу и, возможно, исполнял ещё важную судебную должность. Учение Конфуция имело отношение не столько к религии в обычном нашем понимании, сколько к тому, как, по его разумению, люди должны вести себя в своей повседневной жизни и как им следует строить свои отношения с ближними. Ему хотелось, чтобы люди были доброжелательны друг к другу и обходительны.
Слайд 5Конфуций
Конфуций странствовал, ведя жизнь философского и религиозного наставника, пытаясь
между тем отыскать сочувствующего его взглядам правителя. Похоже, ему не
удалось найти такого человека, и в возрасте 65 лет или чуть старше Конфуций возвращается в Лу, где свои последние годы посвящает распространению нравственного учения.
Конфуций не дождался торжества своих идей, того времени, когда политические власти стали претворять их в жизнь. Несомненно, отстаиваемый Конфуцием демократический подход к получению образования возымел своё действие. Через некоторое время в Китае сложилась обновлённая система государственной службы, открывшей свои двери талантам и представителям всех сословий.
Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия -- в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности.
Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее»
Слайд 6Дальнейшая судьба Конфуция
Философия Конфуция после его смерти стала постепенно
приобретать сторонников, а последующие мыслители развивали и приспосабливали его идеи.
Среди них следует выделить Мэн-цзы (Мэн-кэ), жившего примерно с 372 по 289 год до н.э.
Однако позднее, при династии Сунн (XI век) несколько мыслителей видоизменили конфуцианство, акцентируя внимание на созерцании. Задача созерцания состояла в том, чтобы дать возможность последователям конфуцианства развить у себя благородные качества и дать им появиться в общественном поведении.
Принципов конфуцианства, касающихся общественного и политического устройства, придерживались на протяжении более двух тысячелетий. Однако хотя конфуцианство и оказало огромное воздействие на китайское мышление и образ жизни, в XX веке наблюдается отход от конфуцианских начал. Тем не менее само учение продолжает существовать в китайском обществе в виде духовных и нравственных заповедей.
Слайд 7Философские воззрения Конфуция
1 Пять главных добродетелей
2 Что такое Конфуцианство. Его
письменные источники.
3 Социальный идеал Конфуция
4 Отношение к религии и предкам
5
Социально-политический идеал
6 Трансформация конфуцианства
7 Учения об исправлении имен
Слайд 8Пять главных добродетелей
Учение Конфуция охватывает все области человеческой
жизни, включая религию. Он обращается к вопросам семьи, общества, государства
и человека. Философ знал, что люди способны не только на добро, но и на зло, но несмотря на это был убеждён, что с помощью должного воспитания и доброго примера можно искоренить зло из жизни людей.
«Времена Конфуция были временами междоусобных войн и смут. Поэтому свою главную задачу философ видел в том, чтобы установить мир и внести гармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главным добродетелям
Для пояснения роли каждой из добродетелей Конфуций берет в пример плодовое дерево. «жэнь» (человечность) -- это его корни, «ий» (справедливость) -- ствол, «ли» (идеальное поведение) -- ветви, «жи» (мудрость) -- цветы и, наконец, «хсинь» (верность) -- это плоды дерева добродетели. Добродетель -- «ли» (идеальное поведение), по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль в воспитании нравственности правителя и его народа.
С помощью «ли» Конфуций считал возможным достичь общественную и политическую гармонию что, в свою очередь, должно привести к осуществлению высшей гармонии -- между небом и землей Конфуций не отвергал принципы инь и ян. Однако центральная идея учения даосизма -- дао не отразилась в учении Конфуция. В его философской системе дао является не всеобщим, а лишь моральным принципом Вселенной.
Слайд 9Что такое Конфуцианство. Его письменные источники.
Конфуцианство явилось прагматичным ответом
на запросы окружающего мира. Оно пытается выработать ряд форм нравственного
поведения, позволяющих людям достойно приспособиться к тому положению, в котором они оказываются. Посредством такого рода нравственного поведения человек затем пытается обрести понимание духовной природы самого окружающего мира.
Слайд 10Социальный идеал Конфуция
Жень – это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность
совершенств, которыми обладали лишь древние, по мнению философа. Однако и
одной гуманности недостаточно для настоящего цзюнь-цзы. Он должен был обладать чувством долга (и), продиктованным внутренней убеждённостью, что следует поступать так, а не иначе.
Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Обусловлено чувство долга никак не может быть расчётом. Здесь очень важны знания, и потому в понятие «и» включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).
В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу и назначения на службу – всегда и во всём существовали фиксированные и обязательные для всех правила поведения.
Слайд 11Отношение к религии и предкам
Конфуций не отвергал религию. «Он
исполнял принятые ритуалы и приносил жертвы духам предков. Однако все
его внимание было направлено на то, чтобы быть полезным обществу. То, что приносило пользу обществу, Конфуций считал важным. Однажды кто-то его спросил, следует ли людям исполнять обязанности по отношению к предкам.
«Конфуций учил, что лучше всех добродетель «ли» соблюдали предки, которые искали добра для общества и следовали благородным правилам поведения. Он приводил в пример легендарных древних вождей, правление которых не омрачено насилием. Личные моральные качества, руководившие ими, стремление к добродетельной жизни -- вот что создавало им авторитет у народа. Конфуций считал важным знание истории, говорил о необходимости ее преподавания.
Китайский философ верил, что идеальные правила существовали только в древности, и что истинной цивилизации можно достичь только путем морально-нравственных улучшений природы человека. Для того, чтобы человек смог занять достойное положение в обществе, он, по Конфуцию, должен полагаться не на рождение в благородной семье, а на самосовершенствование»
Слайд 12Социально-политический идеал
«На основе учения о совершенном человеке Конфуций создает
модель идеального социально-политического устройства. Высшей целью социального порядка является благо
народа. Именно оно стоит на первом месте, а после него Конфуций помещает божество и лишь после этого - монарха.
Другой важной составляющей социального порядка является строгое повиновение старшим, почтительное к ним отношение. Государство - это большая семья, а семья - это малое государство.
Государство должно иметь чёткую структуру, где каждому отведено своё место: один повинуется, другой управляет. Критерий принадлежности к сословию управляющих - не знатность происхождения, а образованность»
Слайд 13Трансформация конфуцианства
Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом как
в истории этого учения, так и в истории Китая. Придя
на службу, став чиновниками, взяв в свои руки управление страной с её сложившейся социальной структурой и мощным централизованным бюрократическим аппаратом, конфуцианские учёные стали по-иному относиться к собственной доктрине. В центре их внимания оказались теперь интересы сохранения и упрочения той системы, с которой они себя идентифицировали и которую считали реализацией заветов Конфуция. Это означало, что на первый план в трансформированном в Хань конфуцианстве должны были выйти те положения учения и в таких формах, какие способствовали бы сохранению и неизменности принятых всеми порядков.
Если раннее конфуцианство, призывая учиться у древних, предполагало за каждым право самому размышлять. То теперь входила в силу доктрина абсолютной святости и непреложности древних канонов и мудрецов, каждого их слова.
Такая жёсткая консервативная схема, в которую превратилось конфуцианство, была удобна для управления огромной империей.
Слайд 14Учения об исправлении имен
«Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн
мин, которое призывало ставить всех в обществе на свои места,
строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". К. призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счёте сложностью социально-политических условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений, острой классовой борьбой и распрями между существовавшими тогда в Китае царствами»
Слайд 15Роль конфуцианства в истории Китая
3.1 Влияние на культуру
3.2 Влияние на
деловую этику
Слайд 16Влияние на культуру
Влияние конфуцианства на культуру Китая и доселе
остаётся значительным. По различным оценкам, в настоящее время численность приверженцев
традиций конфуцианства насчитывает около 300 миллионов человек.
«В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и общество не только просуществовало свыше двух тысяч лет в почти не менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной инерции, что революционный XX век, вроде бы покончивший с конфуцианством как официальной идеологией и активно развенчавший эту доктрину, пока еще далеко не вправе считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и питающиеся его соками консервативные традиции. Более того, в свете современных процессов трансформации и вестернизации Востока многое в этом смысле выглядит как раз наоборот.
Слайд 17В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы
и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление,
речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Оно сумело стать незаменимым, причем эта его незаменимость отнюдь не осталась в прошлом. Дело в том, что многие воспитанные конфуцианством черты национального характера (и не только самих китайцев, но и всех тех, кто так или иначе исторически был причастен к конфуцианской цивилизации) - социальная дисциплина в сочетании с умением в случае нужды довольствоваться малым и не роптать; трудолюбие и любовь к знаниям, к постижению нового и умению использовать это новое во имя упрочения устоявшегося старого; постоянный импульс к самоусовершенствованию и соревновательности в стремлении занять более высокое по сравнению с другими положение; крепость социально-семейных связей, перерастающая в прочность связей деловых в современном мире, да и многое другое - активно способствовали тому феномену, который проявил себя сперва в начале века (феномен Японии), а затем в послевоенное время, когда конфуциански ориентированные страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии стали одна за другой поражать мир своими успехами»
Слайд 18Влияние на деловую этику
Традиции конфуцианства не обошли стороной и современную
деловую этику Китая.
«Сегодня в Китае возник даже особый тип «конфуцианских
бизнесменов» (жу шан) - людей, которые ведут свои дела строго на основе принципов Конфуция, проявляя при этом себя как интеллектуалы, знатоки культуры и истории. Это значит, что они не только не обманывают ни своих соотечественников, ни иностранцев, но и устанавливают справедливые цены, финансируют социально значимые мероприятия, помогают школам, ведут особый, «правильный» образ жизни и поддерживают государство. Такое течение «конфуцианских бизнесменов» стало особенно популярным на юге Китая, в том числе и в Гонконге. Но далеко не каждый предприниматель может объявить себя «конфуцианским бизнесменом», необходимо, чтобы само общество признало его статус. Однако, если вы в беседе назовете своего китайского партнера настоящим «конфуцианским бизнесменом», да к тому же «человеком Культуры» - «вэньжэнь», это будет расценено как тонкая и умелая похвала»
Слайд 19Поскольку людям свойственно соотносить себя с той или иной социальной
группой, в рамках именно такой семьи китаец видит возможность для
своего личностного и материального развития. Он выполняет все предписания этой группы и вносит в нее свое поведение в рамках тех базовых ценностей, которые были заложены в него с детства. Эта четкая дифференциация существует в китайском обществе еще с тех пор, когда основой общества было только сельское хозяйство, соответственно человек мог выжить лишь только в рамках той или иной хозяйственной группы.
Такие социальные ячейки-группы, как правило, не признают друг за другом превосходства на том простом основании, что считают своих оппонентов не обладающими необходимым моральным капиталом. В древности Император считался Патриархом расширенной семьи -- государства. Его легитимность основывалась на так называемом Мандате Неба, который оспаривали друг у друга разные династии на протяжении всей китайской истории. Этот Мандат Неба и был свидетельством моральной чистоты его держателя, что давало возможность управлять государством, следуя воле Неба, и обеспечивать тем самым своему народу благоденствие и процветание.
В Китае считается, что подписание контракта это только начало обсуждения условий группами, а в римском праве, которое используют на Западе -- это окончательное решение, которое определяет права индивидуумов. При заключении контракта группы сближаются и у них есть шанс на развитие отношений как единого целого, если каждый из партнеров, прежде всего, заботится не о своих, а об общих интересах. Следовательно, кто больше вкладывает, у того и более выгодные условия, и никакой контракт не переубедит китайцев в обратном»
Слайд 20Неоконфуцианство
В период укрепления имперской государственности, при династии ТАН ( 618—907 годы)
в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее
влияние в государстве приобретало новое — буддийское течение , ставшее важным фактором в политической и экономической жизни.
В числе представителей первого поколения современного неоконфуцианства включаются следующие мыслители: Чжан Цзюньмай (1886—1969), Сюн Шили (1885—1968) и Лян Шумин. Двое последних мыслителей после 1949 года остались в КНР, и на долгие годы исчезли для западных коллег. В философском отношении они пытались осмыслить и модернизировать духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии.
Слайд 21Второе поколение современных неоконфуцианцев выросло на Тайване и в Гонконге
после Второй мировой войны, все они — ученики Сюн Ши-ли.
Представители: Тан Цзюньи (1909—1978), Моу Цзунсань (1909—1995), Сюй Фугуань (1903—1982). Особенностью метода данных мыслителей было то, что они пытались наладить диалог традиционной китайской и современной западной культуры и философии. Результатом их деятельности стал опубликованный в 1958 году «Манифест китайской культуры людям мира»
Слайд 22Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в
США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из
Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство» Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (род. 1940), работающий одновременно в Китае, США и на Тайване. Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл (род. 1939) даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство» (Boston Confucianism). Это указывает на то, что в Китае в XX в. произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.
Слайд 23ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крушение древних устоев семейно-классового быта, междоусобные распри, продажность и алчность
чиновников, бедствия и страдания простого народа – всё это вызывало
резкую критику ревнителей старины. Объективная обстановка побуждала их выступать с новыми идеями, которые можно было бы противопоставить царившему хаосу. Однако для того, чтобы это отрицание современности имело моральное право на существование и приобрело необходимую социальную силу, оно должно было опираться на признанный авторитет. Конфуций нашёл такой авторитет в полулегендарных образцах глубокой древности.
В ходе данной работы мною были достигнуты следующие задачи:
§ ознакомление с биографическими вехами Конфуция;
§ изучение основных идей философских воззрений китайского мыслителя;
§ выявление роли конфуцианства в истории Китайского государства.
§ ознакомились с понятием Неоконфуцианство и его историографией.
Слайд 24 Философские идеи Конфуция стали нравственным ориентиром для всей
китайской культуры. Подлинное влияние конфуцианства прослеживается в философии трудолюбия, в
стремлении к выполнению своих обязанностей должным образом, в служении общей цели. Конфуцианские добродетели «благородного мужа», такие как вежливость, справедливость и человечность и по сей день могут сделать «людей между четырьмя морями братьями». Уважение и человеколюбие, ставшие основой философии управления, привили «семейные ценности» к самому процессу социальной организации.
Всё это вместе взятое, при неуклонном следовании традициям, делает Китай сегодня одной из великих держав мира.
Слайд 25Литература:
1.Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. — М.: Издательская
фирма «Восточная литература» РАН, 2002. — 606
с. — (История восточной философии).
2. Конфуцианство / А. И. Кобзев // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
3. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики / Отв. ред. Л. П. Делюсин. — М.: Наука, 1982. — 264 с.
4.Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.). — М.: Стилсервис, Институт Дальнего Востока РАН, 2009. — 704 с.
5. Экономические воззрения древнего конфуцианства // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 94-99. — 606 с.
6. Го Циюн. Исследование конфуцианской культуры. М. 2007.463 с.
7. Алексеев В.М. Китайская литература. М. 2008.
8. Васильев Л.С. История религии востока. – 105 c.
9. Гриненко Г.В. История философии. - М.:Юрайт,2004. -- 688 С.
10. Светлов Э. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. В поисках Пути, Истины и Жизни. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1973. - Кн.3.670 С.