Слайд 1Конспект
Абдусалямов А.А.
Учебно-методическое электронное презентационное пособие
Внедрено в учебный процесс отделения СПО
медицинского института БФУ имени Иммануила Канта в 2014 году в
качестве вводного инструктажа в День знаний
(последнее обновление 5.09.2015)
Слайд 2Критерии грамотности
Человек, умеющий читать и писать, обладал превосходством перед человеком,
умеющим читать, и казался каждому неграмотному недосягаемым
Теперь грамотным принято
считать человека с хорошей памятью, умением прогнозировать, применять знания, умеющего обучать и анализировать и конспектировать
Слайд 3Цели обучения
Научиться говорить так, чтобы Вас услышали = правильно доносить
до людей свои мысли и идеи.
А так же уметь
слушать и понимать людей.
Избавиться от излишней эмоциональности.
Говорить четко и конкретно.
Правильно и грамотно строить речь, найти подход к людям.
Разбираться в ошибках общения.
Взаимопонимание с членами семьи и с коллегами, с окружающими и (!) пациентами
Слайд 4Определение
Конспект это
Краткое, алгоритмизированное изложение содержания, оформленное таким образом, чтобы в
нужное время можно было быстро извлечь из него нужную информацию.
Объективно
ориентированный алгоритм действий, знаний, а не тетрадка «на растерзание»
Слайд 5Цель презентации:
Внести в арсенал студента один из сильнейших элементов улучшения
качества учебного процесса – умение правильно и оптимально составлять конспект
Привить
убеждение, что конспект это алгоритм действий для его автора и он индивидуален
Nulla dies sine linea!
Обучение студента умению учится
Довести студента до умения и желания разрабатывать собственный алгоритм действий
Слайд 6О лекционной форме обучения
В вузе, в отличие от средней школы
-одна из главных форм теоретического обучения, это лекции
Развивает студента по
особенному в плане творчества
Не заменяет учебное пособие
Многофункциональная
Творческая
Мобилизующая
Слайд 7Функции лекционной формы обучения
Информативная
Контакт сознания, воли, чувст, убежденности
Раскрывание богатства общения
преподавателя и ученика
Приобщение к «тайнам» научного мышления
Введение в лабораторию современного
творческого мышления
Слайд 8Конспект ≠диктант ≠ стенограмма
То, что обычно называют конспектом, чаще всего
представляет собой диктант или стенографическую запись лекции.
Наиболее близка к конспекту
шпаргалка, от которой конспект отличается дизайном.
Реферат это краткий конспект какого-то не лекционного материала
Переписанный у кого-то конспект лекции становится рефератом (чужой конспект как чужое белье!)
Слайд 9Отличия конспекта (80/20)
Отсутствие избыточности (80%)
Разбивка текста на части по смыслу
Наличие
ключевых фраз или слов(а)
Почерк должен быть понятным, хотя бы только
для самого автора
Конспект должен иметь шапку
Слайд 10Пример избыточности текста на русском языке
Возраст находившихся под нашим наблюдением
женщин выглядит следующим образом: в возрасте 30 лет обратились 2
больных (2.2%), от 31 до 40 лет -37 (38,5%) больных, от 41 до 50 лет 52 (54,1%) больных, от 51 до 59 лет – 5 (5,2%) больных. По возрасту преобладают женщины от 41-50 лет, что составляет 54,1%. (Из редакционной сумки журнала «Вестник врача»)
В возрасте 30 лет обратились 2 больных (2.2%), от 31 до 40 лет -37 (38,5%), от 41 до 50 лет 52 (54,1%), от 51 до 59 лет – 5 (5,2%).
Слайд 11Как это выглядело бы в виде текста в конспекте (80/20):
В
возрасте 30 лет обратились 2 больных (2.2%), от 31 до
40 лет -37 (38,5%), от 41 до 50 лет 52 (54,1%), от 51 до 59 лет – 5 (5,2%).
Возрастная структура обращений
Возраст n
30 лет - 2 (2,2%)
31–40 - 37 (38,5%)
41–50 - 52 (54,1%)
51-59 – 5 (5,2%)
Слайд 12Как это выглядело бы графически в конспекте:
Возраст
n
30 лет - 2 (2,2%)
31–40 - 37 (38,5%)
41–50 - 52
(54,1%)
51-59 – 5 (5,2%)
Слайд 13Другие графические представления этой же информации:
Кривая распределения…
Слайд 14Отдача от конспекта
Конспекты, написанные девушками отличаются аккуратностью почерка
Линейное (сплошное) конспектирование
– это еще не гарантия того, что что-то останется в
памяти
Творческая переработка информации происходит при составлении конспекта и в меньшей степени – при автоматическом, механическом записывании лекции
Слайд 15Последствия ведения конспекта
Четкость мышления
Укрепление памяти
Удовольствие от обучения
Удовлетворения от обучения
Отход от
шаблонного мышления
Уникальность и индивидуальность
Неординарность
Самовыражение личности
Умение убеждать ссылаясь на источники
Слайд 16Преподавать /обучать?
Ведущим звеном в подготовке медицинской сестры является совершенствование знаний
и практических навыков в такой степени, чтобы владеть ими в
равной степени
Что важнее: теоретические знания или практические навыки?
Слайд 17Бернард Шоу:
А что важнее в велосипеде: переднее колесо или заднее?
Слайд 18Кто из студентов будет востребован?
Практическая подготовленность выпускника медицинского образовательного учреждения
-основной фактор качества специалиста и его конкурентоспособности на перенасыщенном рынке
труда
Слайд 19Установки
Умение самостоятельно получать новые знания
Осмысление, критический анализ информации в сравнении
Не
только для того, чтобы ответить, но и для того, чтобы
применить в будущем
Развивающая роль, вовлечение творческого потенциала
Конспектируют не для запоминания, а для сохранения, но он и запоминается
Слайд 20Когда конспект мог бы пригодиться:
Тестирование
Опрос
Проверка конспекта преподавателем
Отчет по заданию
Контрольная работа
Доклад
(сообщение)
На практике, в жизни, при курации больного
Слайд 21Для чего конспект?
Домашнее задание
Познавательная активность
Навыки самостоятельной работы
Становление профессиональной компетентности
Усиление личной
ответственности студента за свое образование
Инновация в учебном процессе
Систематизация знаний
Слайд 22Ценность конспекта
Сохраняет высоким уровень остаточных знаний и навыков
Конспект – это
собственная информационная среда в отличие от локальной сети, электронной библиотеки,
читального зала, дистанционного обучения, Интранета, Интернета, библиотеки
Укрепляет межпредметные связи
Слайд 23Ведение конспекта
Дополнение (заплатка всегда упрочняет изделие – одежду, обувь и
конспект…)
Обновление (оставил место и обновил)
Дискретность, Вопросы и комментарии
Поля для пометок,
ссылок, примечаний
Разноцветные записи или подчеркивания (цвета тоже имеют смысл, однако красный и зеленый шрифты усваиваются нашим мозгом хуже!) + Разноцветная бумага
Слайд 24Методологические подходы
Раскрепощенность при работе с информацией
Записывать надо только то, что
считаешь нужным записать (как правило, это то, что должно пригодиться)
Конспект,
полностью дублирующий речь преподавателя, может быть и заслуживает похвалы (со стороны преподавателя), но нет гарантии в его качественности
Слайд 25Классификация преподавателей
Интеллигент
Узкий специалист
Администраторы
Неудачники
Шизо
Начинающий
Защищающийся
Защитившийся
Подкупаемые
Непродажные
Уступчивые
Принципиальные
Имеющие слабые точки
Слайд 26А что и как писать в конспекте?
Чем писать «словесную воду»,
или то, то уже известно, лучше писать свои комментарии, отразить
свои эмоции и мысли по поводу (80/20)
Смело используйте графические изображения, не стесняйтесь рисовать
Создайте свою, индивидуальную личную символику, систему сокращений и цветовую гамму
Писать надо то, что надо, а не все, что надо и не надо.
Слайд 27Как отбирать, что нужно записывать?
Анализ с точки зрения полезности в
будущем
Интуитивный отбор
Не будет записано то, что не понадобится
Однако, не всегда
наперед нам известно, понадобится или нет
Есть основания в этом положиться на лектора
Слайд 28Фактор, влияющий на записи
Трудно успевать записывать за лектором, особенно это
касается громоздких таблиц
Не удобно и не принято просить его
Повторить
Переспрашивать
Вернуться на
предыдущий слайд
Словом, превращать лекцию в диктант
Слайд 29Как выйти из положения?
Воспользоваться раздаточным материалом (email)
Фотографировать слайды
Переписать электронную версию
лекции, ее презентацию
Как правило, лектор с удовольствием идет навстречу таким
просьбам
Кстати, это еще и шанс установить с ним творческие контакты…
Слайд 30Обучаемость
Важный элемент обучения – поиск и умение находить точки приложения
приобретаемых знаний
Слайд 31Качества лекции
Оперативность 125 слов/мин
Концентрация новейшей информации
Дифференцированность под аудиторию
Ориентационное
Стимулирующее, методологическое
Развивающее и
воспитывающее
Возможна обратная связь
Интерактивность 50-70 слов/мин /= v записи
Слайд 32Работа студента при конспектировании
Предварительная подготовленность
Умение эффективно слушать
Внимание
Устойчивое
Сконцентрированное
Объемное
Распределенное
Переключаемое
Осмысливание + размышление (не
вслух)
Слайд 33Процесс конспектирования
Слушание + просматривание
Анализ сопоставительный
Отбор/отсеивание информации и
Сортировка, систематизация её
Фиксация
Прогнозирование ~
способ и глубину фиксации с учетом применимости в будущем
Графическое преобразование
Слайд 34Слышание или слушание?
Слышание – процесс непроизвольный
Слушание – процесс творческий
Слушание и
понимание требует умственного напряжения
Мы думаем в 4 раза быстрее, чем
говорим, поэтому часто можем отвлекаться
Избирательность внимания затрудняет его фиксирование
Где сидеть на лекции? Имеет значение!
Слайд 35Проблемы при слушании лекции
«Антипатия» к мыслям лектора
Потребность реплики уводит наше
внимание на формулирование комментариев
Дурная привычка – придираться к недостаткам в
наружности лектора
Слушать не глядя на лектора
Раздражение из-за каких-то привычек лектора
Слайд 36Возможные негативы:
Антипатия к лектору ≥ антипатия к лекции!
Неэффективность слушания
Прерывистость внимания
Посторонние
мысли
Неумение управлять собственным состоянием
Игнорирование обработки конспекта
Отсутствие цели и микроцелей
Слайд 37Оптимизация процесса слушания
Выделение основных положений
Поэтапный анализ и обобщение
Опережение речи выступающего
Осмысливание
и первичное запоминание
Настроить себя на слушание до конца
Слайд 38Конспектирование
Работа по составлению конспекта – один из видов самостоятельной работы
студентов, направленный на освоение (не усвоение) материалов изучаемых дисциплин, творческий
поиск, углубление и расширение знаний, умений, совершенствование навыков
Слайд 39О важности просмотра конспекта
Лекция – это как процесс покупки новой
техники в магазине:
Вам все показывают, объясняют, упаковывают и вы
уносите с собой
Не просмотреть конспекты после лекции – это все равно, что не распаковать дома новую купленную вещь
А не просматривать конспекты потом – это все равно, что не пользоваться новой купленной вещью
Слайд 40Оглавление
Самый ключевой элемент в конспекте, позволяющим сделать его доступным для
использования. Оно может быть:
Традиционным (постраничным)
Алфавитным (указатель)
Возможно использование двух оглавлений параллельно
Иерархическое
(ступенчатое)
Слайд 42Пример иерархического оглавления
Дежурство
Учебное пособие
Резидентам магистратуры
Клиническим ординаторам
Практикующим акушерам-гинекологам
Неонатологам
Педиатрам
ВОП
Медицинским сестрам
Для студентов
Слайд 43Еще один пример иерархического оглавления
Слайд 44Нумерацию страниц оживляет оглавление
Нумерация страниц
Сплошная (1,2,3…) [тетрадь]
Блочная(1-1, 1-2, 1-3) [цветная]
Многоуровневая
(1; 1.1; 1.1.1)
Краевой указатель (телефонная книжка)
Скоросшиватель, пружинный переплет
Логическая структура
Формат
(А4; А5)
Мобильный переплет (степлерный)
Слайд 45Нумерация блоков
А (application)
C (care)
C – 1 Реанимация новорожденных
С – 2
ИВЛ
С – 3 Фототерапия …
F -
Слайд 46Конспектирование
Записывать обязательно
Краткость
Самостоятельная проработка материала лекции
Восстановление по памяти
Оставлять интервал между строчками
Для дополнения
Для подчеркивания
Слайд 47Как конспектировать?
120 - 125 знаков в минуту
От 50-70 до 150
знаков/мин
Все, что на доске, конспектируется
Записывание мобилизует слух, зрение, центр письма,
сосредоточение
Система условных сокращений
Аббревиатура
Латинские сокращения (t, v, s)
Слайд 48Три формы конспектирования источника
дословная выписка (цитата) + (источник: фамилия и
инициалы автора, название книги или статьи, название издательства, год издания,
страница - эта информация в последующем может пригодиться для реферата, курсовой или диплома…
тезисная форма записи, когда выписываются кратко сформулированные основные мысли автора.
конспективная выписка. В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста.
Слайд 49Вариации при конспектировании
Плагиат
Парафраз
Заимствование
Выдавание чужих мыслей как собственных
Компиляция
Скачивание
Слайд 50Сокращения
Можно пропускать гласные (арабский подход или стенографический)
Но не «досокращаться» до
такой степени, чтобы потом не было не понятно
Сокращать, но не
потерять при этом структуру фразы
Использование логических схем
Предварительная подготовка к каждой предстоящей лекции
Слайд 51Аббревиатура
ЦНС
ВНС
ВСД
ККС
МТС
АКДС
БЦЖ
УК
РКК
{ …. } фигурные скобки
~ тильда
‚ нижняя кавычка
„ открывающая «лапка»
… многоточие
†
крестик (dagger)
‡ (double dagger)
€ евро
‰ промилле (1:1000)
Слайд 52Знаки и символы
®
° символ градуса
±
µ
¶
· точка по центру
№
» закрывающая «ёлочка»
Слайд 53Математические знаки
">" значит "больше";
"" значит "далее"
(очень удобный знак, когда записываешь последовательность действий);
"ЧТД" значит "что
и требовалось доказать";
стрелочка вверх -"повышение", а вниз - "понижение" и т.п.
Слайд 54Другие знаки
Стенографические
Алфавита
Препинания
Дорожные
Шахматные
Компьютерные
Лингвистические
Математические формулы
Принадлежавшие знаменитостям
Слайд 55Секреты подготовки и сдачи на «5»
Систематический труд = повторение
Вспоминание
Лучше «подглядывание»,
чем штудирование
Виды памяти
Зрительная, ситуационная, топографическая
Слуховая, речевая, рифмовая, мелодия
Двигательная, жестовая, навыковая
Письменная
Слайд 56Приемы запоминания
Мотив
Рифма
Афоризм
Накануне экзаменов рано ложиться спать
Повторное просматривание
Размышление (только не на
самой лекции, если вслух)
Слайд 57Чего надо избегать?
Зубрежки в пользу воображения и изобретательности
Все жалуются на
свою память, но никто не жаловался на свой ум. Ларошфуко,
XVII век
Слайд 58Требования к тетради для записи
Долговечность
Прочность
Эстетичность
Дизайн
Двух или трехблочный (теория, словарь, рецепты,
например)
Объемная, чтобы не заводить 2-ю, но не громоздкая
Слайд 59Переплет тетради
Не должен мешать записывать
Не должен мешать открывать тетрадь
Не должен
рассыпаться (Клеенный)
Полупружинный, не толстый
Лучше полнопружинный (360◦)
Слайд 60Внешний вид конспектной тетради
Конспект похож на своего хозяина!
Сбор, компоновка листов
конспекта и сдача их на переплет со вставками сделает его
удобнее = конспект-картотека
Формат: А5, А4, тетрадный, но не в формате карманного блокнота!)
Все конспекты одного формата!
Слайд 61Возможно ведение конспектов
На отдельных карточках, но тогда и информация должна
быть
Дискретной
Маркированной
Легко отыскиваемой, как нужная карта из колоды!
Дарвин Ч.
Менделеев Д.И.
Вернадский
В.И.
Были мастерами систематики
Слайд 62Хранение конспектов
Листы в папках: в переплете или без
В скоросшивателе
Под степлером
В
файловых пакетиках
Карточки в ящиках (цветные, пронумерованные)
Материалы, хранящиеся без системы, похожи
на хлам в корзинке для мусора
Слайд 63Разлиновка бумаги:
Необходимый элемент для
условно-позиционной записи
Рисования таблиц и графиков
Создания рамок
Деления
страниц на колонки
Маркировки текста
Нанесения знаков
Нужны также и поля, чтобы они
были уже расчерченными
Слайд 64Как использовать место на странице?
Не экономьте, за счет полей с
обеих сторон (!) и межстрочного интервала!
Оставляйте строчку сверху и снизу
Оставляйте
по строчке между интервалами, пригодится
Можно вести записи в 2 колонки
Можно «текстом по тексту»
Система ссылок
Подстрочное примечание
Слайд 65Дизайн конспекта
Верстка конспекта
Прием подчеркивания
Цветное подчеркивание
Использование рамок
Всегда ли от руки
Чем писать?
Ручкой,
карандашом, в цвете…
Цветные вклейки
Правка во втором чтении