Разделы презентаций


Тема 2 Система государственного управления России

Содержание

Конституционные основы государственной власти в РФ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 2 Система государственного управления России

Тема 2 Система государственного управления России

Слайд 2Конституционные основы государственной власти в РФ

Конституционные основы государственной власти в РФ

Слайд 3 Конституционные основы государственной власти и государственного управления - это базовые

принципы, на которых основаны государственная власть и государственное управление в

России.

Закрепление этих принципов в Конституции обеспечивает их:

 Конституционные основы государственной власти и государственного управления  - это базовые принципы, на которых основаны государственная власть

Слайд 4Конституционные основы государственного управления в России представляются в виде следующих

принципов:

Конституционные основы государственного управления в России представляются в виде следующих принципов:

Слайд 5Конституционные основы государственного управления в России представляются в виде следующих

принципов:

Конституционные основы государственного управления в России представляются в виде следующих принципов:

Слайд 6Конституционные основы государственного управления в России представляются в виде следующих

принципов:

Конституционные основы государственного управления в России представляются в виде следующих принципов:

Слайд 7Конституционные основы государственного управления в России представляются в виде следующих

принципов:

Конституционные основы государственного управления в России представляются в виде следующих принципов:

Слайд 8Органы государственного управления в России

Органы государственного управления в России

Слайд 9В основе системы государственного управления России положены
два основных принципа:

В основе системы государственного управления России положены два основных принципа:

Слайд 10Статус президента в РФ

Статус президента в РФ

Слайд 11  Институт Президента учрежден в России по результатам всенародного голосования (референдума),

проведенного 17 марта 1991 г. Регулируется главой 4 (ст. 80

- 93) Конституции РФ. Правовой статус Президента – глава государства.

   Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти.

Общественно необходимая роль главы государства определяется ст. 80 Конституции РФ:


  Институт Президента учрежден в России по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г. Регулируется

Слайд 12 Президент наделен обширными конституционными функциями.
определяет основные направления

внутренней и внешней политики;
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной

власти;
формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
обеспечивает охрану суверенитета, независимости и государственной целостности России;
осуществляет руководство внешней политикой РФ;
ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ;
осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ;
решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
осуществляет помилование;
издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;
реализует право законодательной инициативы, вносит проекты законов в Государственную Думу.
Президент наделен обширными конституционными функциями. определяет основные направления внутренней и внешней политики;обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие

Слайд 13Полномочия Президента
  Первая группа полномочий Президента Российской Федерации - его

права и обязанности, связанные с деятельностью представительного законодательного органа РФ

- Федерального Собрания, его палат.

назначает выборы Государственной Думы; может распускать ее в случаях, предусмотренных конституцией;
вносит законопроекты в Государственную Думу;
подписывает и обнародует Федеральные законы;
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Полномочия Президента  Первая группа полномочий Президента Российской Федерации - его права и обязанности, связанные с деятельностью представительного

Слайд 14Полномочия Президента
Вторая группа полномочий Президента РФ - его права и

обязанности, связанные с деятельностью Правительства.

назначает с согласия Государственной Думы Председателя

Правительства РФ;
имеет право председательствовать на заседании правительства;
принимает решение о его отставке;
учреждает положения Председателя Правительства о структуре федеральных органов исполнительной власти;
назначает по предложению Председателя Правительства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
отменяет постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента России;
принимает или отклоняет отставку Правительства.
Полномочия ПрезидентаВторая группа полномочий Президента РФ - его права и обязанности, связанные с деятельностью Правительства.назначает с согласия

Слайд 15Полномочия Президента
    Третья группа полномочий Президента РФ - его права

и обязанности в области обороны и внешних отношений.


возглавляет Вооруженные Силы

Российской Федерации - он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации;
утверждает военную доктрину страны;
формирует и возглавляет Совет Безопасности,
в случае агрессии против Российской Федерации вводит на территории страны военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
осуществляет руководство внешней политикой республики;
ведет переговоры и подписывает ратификационные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Полномочия Президента    Третья группа полномочий Президента РФ - его права и обязанности в области обороны и внешних

Слайд 16Полномочия Президента
    Четвертая группа полномочий Президента РФ - его компетенция,

связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства.

может использовать согласительные

процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ,
передать в случае недостижения согласованного решения разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
вправе приостановить действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России;
призван обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории республики, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Полномочия Президента    Четвертая группа полномочий Президента РФ - его компетенция, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур

Слайд 17Полномочия Президента
    Пятая группа полномочий Президента РФ - в сфере

кадровой политики и назначений высших должностных лиц.

назначает с согласия

Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
принимает решение об отставке Правительства РФ;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
формирует Администрацию Президента РФ;
назначает и освобождает полномочных представителей Президента;
представляет Совету Безопасности кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а такжe кандидатуру Генерального прокурора;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.
Полномочия Президента    Пятая группа полномочий Президента РФ - в сфере кадровой политики и назначений высших должностных лиц.

Слайд 18В Конституции РФ закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату

на пост Президента РФ:

1) гражданство России,
2) постоянное проживание в стране

не менее 10 лет,
3) не моложе 35 лет.

Президент обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции).
Против Президента нельзя возбудить уголовное дело, он не может быть задержан, подвергнут личному досмотру, принудительно доставлен в суд, он не подлежит административной ответственности. Дисциплинарная ответственность исключена, т.к. Президент РФ в иерархии —высшее должностное лицо.

Президент избирается сроком на 6 лет на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

В Конституции РФ закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента РФ:1) гражданство России,2) постоянное

Слайд 19Структура органов государственной власти в РФ: - федеральный, региональный

и местный уровень; - законодательные, исполнительные и судебные органы

Структура органов государственной власти в РФ:    - федеральный, региональный и местный уровень;  -

Слайд 20Государственная власть и управление на федеральном и региональном уровне осуществляется

через органы государственной власти.
Орган государственной власти - относительно самостоятельное,

структурно обособленное звено государственного аппарата*, создаваемое в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующими полномочиями.



Признаки органа государственной власти :

* Государственный аппарат -  система  субъектов и объектов, посредством которых осуществляется государственное управление.

Государственная власть и управление на федеральном и региональном уровне осуществляется через органы государственной власти. Орган государственной власти

Слайд 21Структура органов государственного управления и местного самоуправления в РФ

Структура органов государственного управления и местного самоуправления в РФ

Слайд 22Федеральные органы государственного управления
На федеральном уровне система органов государственной власти

включает в себя:

Федерация осуществляет государственное управление на всей территории

страны, имеет исключительные предметы ведения, в сфере которых управление могут осуществлять только федеральные органы.
Федеральные органы государственного управленияНа федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Федерация осуществляет государственное управление

Слайд 23Статья 71 Конституции РФ устанавливает следующие предметы ведения Российской Федерации:

Статья 71 Конституции РФ устанавливает следующие предметы ведения Российской Федерации:

Слайд 25Законодательная власть
Законодательная власть — это право и возможность принимать от

имени народа или непосредственно народом общеобязательные правила (законы) — нормативные

акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу.






Общее название высшего выборного законодательного органа власти, осуществляющего представительство основных социально и политически активных групп населения – Парламент.

Парламент в Российской Федерации называется Федеральным Собранием, состоящим из двух палат:

верхней — Совета Федерации,
нижней — Государственной Думы.

Законодательная власть Законодательная власть — это право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом общеобязательные

Слайд 26Совет Федерации включает в себя по два представителя от субъекта

Федерации, делегируемые от исполнительной и законодательной власти.


К

ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
назначение выборов Президента РФ;
отрешение Президента РФ от должности;
назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации включает в себя по два представителя от субъекта Федерации, делегируемые от исполнительной и законодательной власти.

Слайд 27Государственная Дума формируется в ходе выборов на основе пропорциональной избирательной

системы — депутаты, избранные гражданами по одномандатным округам (225) и

по партийным спискам (другие 225) сроком на 5 лет.


К ведению Государственной Думы относятся:

• выдача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
• решение вопроса о доверии Правительству РФ;
• назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ;
• назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
• назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
• объявление амнистии;
• выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума формируется в ходе выборов на основе пропорциональной избирательной системы — депутаты, избранные гражданами по одномандатным

Слайд 28Механизм прохождения законопроектов через Федеральное Собрание

Механизм прохождения законопроектов через Федеральное Собрание

Слайд 29Исполнительная власть
Исполнительную власть РФ возглавляет Правительство РФ.

Деятельность Правительства регулируется

Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года

N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Регламентом.



Правительство РФ состоит из:

Председателя Правительства,
заместителей Председателя Правительства,
федеральных министров.

Председатель Правительства РФ (Премьер-министр) назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Исполнительная властьИсполнительную власть РФ возглавляет Правительство РФ. Деятельность Правительства регулируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17

Слайд 30Федеральные органы исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти

Слайд 31Федеральные исполнительные органы

Федеральные исполнительные органы

Слайд 32Основными звеньями органов исполнительной власти являются департаменты, управления, отделы, комиссии.

Работа правительственных ведомств строится по функциональному признаку и охватывает четыре

основных блока.
Основными звеньями органов исполнительной власти являются департаменты, управления, отделы, комиссии.  Работа правительственных ведомств строится по функциональному

Слайд 33Органы государственного управления субъекта РФ

Органы государственного управления субъекта РФ

Слайд 34 В субъектах федерации осуществляется двойное, но разделенное государственное управление.


С

одной стороны, на территории субъекта федерации федеральные органы ведают общегосударственными

вопросами (и в эту сферу органы субъектов федерации не вправе вмешиваться).

С другой стороны, субъект федерации осуществляет государственное управление на своей территории по вопросам, отнесенным федеральной конституцией к его ведению, и по вопросам совместного с федерацией ведения (если только управленческие действия по вопросам совместного ведения не осуществляют органы федерации и федеральные государственные служащие, они имеют приоритет).

Полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ разграничены в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (глава IV.1.).

 В субъектах федерации осуществляется двойное, но разделенное государственное управление. С одной стороны, на территории субъекта федерации федеральные

Слайд 35Согласно статье 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения РФ

и субъектов федерации относятся:

Согласно статье 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации относятся:

Слайд 37органы государственного управления субъекта федерации
В систему органов государственного управления субъекта

входят:

органы государственного управления субъекта федерацииВ систему органов государственного управления субъекта входят:

Слайд 39Законодательные органы власти в субъектах Федерации представляют, как правило, однопалатный

парламент.
Наиболее распространенными наименованиями представительных органов республик являются: Государственный Совет, Государственное Собрание,

Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент.
Наименования законодательных органов краях, областях и других субъектах также различны: Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, Законодательное Собрание и др.



По ст. 73 Конституции РФ, «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Это положение делегирует субъектам Федерации значительные полномочия в сфере законотворчества.

Законодательные органы власти в субъектах Федерации представляют, как правило, однопалатный парламент.Наиболее распространенными наименованиями представительных органов республик являются: Государственный

Слайд 40Внутреннее устройство и органы
Законодательной Думы Томской области V созыва

Внутреннее устройство и органы Законодательной Думы Томской области V созыва

Слайд 41Органы исполнительной власти субъектов
Система органов исполнительной власти устанавливается самими субъектами

РФ, но в соответствии с основами и принципами конституционного строя

РФ и федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов».

В законе субъекта выделяется должность высшего должностного лица субъекта РФ. В национальных республиках - Президент, в других субъектах - Губернатор или глава Администрации субъекта РФ.

Система органов исполнительной власти состоит из :

Высшего должностного лица субъекта РФ (Мэра, Губернатора, Президента, главы Администрации),
Правительства (Администрации),
территориальных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектовСистема органов исполнительной власти устанавливается самими субъектами РФ, но в соответствии с основами и

Слайд 42Структура Администрации Томской области
Департамент международных и региональных связей

Секретариат

Полномочный представитель Губернатора

при Правительстве РФ

Контрольный комитет



Губернатор


Стратегический совет Администрации Томской области

Коллегия Администрация Томской

области

Заместитель Губернатора по экономике

Заместитель Губернатора по финансам

Заместитель Губернатора по промышленности и ТЭК

Экспертный совет

Экспертный совет

Экспертный совет

Департамент экономики

Департамент тарифного регулирования

Департамент финансов

Департамент государственного заказа

Департамент по недропользованию и развитию нефтегазодобывающего комплекса

Кластер традиционной экономики

Заместитель Губернатора по научно-образовательному комплексу и инновационной политике

Экспертный совет

Комитет по информационному развитию

Департамент по науке и инновационной политике

Департамент по высшему профессиональному образованию

Кластер новой экономики

Структура Администрации Томской областиДепартамент международных и региональных связейСекретариатПолномочный представитель Губернатора при Правительстве РФКонтрольный комитетГубернаторСтратегический совет Администрации Томской

Слайд 43Структура Администрации Томской области
Заместитель Губернатора по социальной политике
Заместитель Губернатора по

внутренней экономике
Экспертный совет
Экспертный совет
Департамент общего образования
Департамент среднего профессионального и начального

профессионального образования

Департамент по вопросам семьи и детей

Управление по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования

Департамент социальной защиты населения

Кластер социальной политики

Заместитель Губернатора по вопросам безопасности

Комитет общественной безопасности

Комитет по мобилизационной подготовке

Комитет по вопросам ГО и ЧС

Кластер управления

Департамент здравоохранения

Департамент труда и занятости населения

Комитет по взаимодействию с законодательными и представительными органами власти

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту

Департамент по культуре и туризму

Департамент государственной гражданской службы

Комитет по работе с НКО

Департамент по информационной политике

Управляющий делами

Отдел обеспечения деятельности СБ

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей

Комитет по общим вопросам

Отдел по документальным связям и режимам

Комитет по государственно-правовым вопросам

Комитет организационной работы и протокола

Финансово-хозяйственное управление

Представительство Томской области в Правительстве РФ

Структура Администрации Томской областиЗаместитель Губернатора по социальной политикеЗаместитель Губернатора по внутренней экономикеЭкспертный советЭкспертный советДепартамент общего образованияДепартамент среднего

Слайд 44Структура Администрации Томской области
Заместитель Губернатора по территориальному развитию и взаимодействию

с ОМСУ
Заместитель Губернатора по агропромышленной политике и природопользованию
Экспертный совет
Экспертный совет
Комитет

по взаимодействию с ОМСУ

Комитет по территориальному развитию

Департамент государственных и муниципальных услуг

Кластер развития территорий

Заместитель Губернатора по строительству и инфраструктуре

Департамент дорожной деятельности, транспорта и связи

Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора

Департамент строительства и архитектуре

Кластер инфраструктуры

Комитет ЗАГС по Томской области

Комитет рыбного хозяйства

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды

Департамент по социально-экономическому развитию села

Управление по лицензированию

Управление ветеринарии

Департамент лесного хозяйства

Заместитель Губернатора по инвестиционной политике и имущественным отношениям

Главная инспекция государственного строительного надзора

Инспекции государственного технического надзора

Комитет по инвестиционной политике

Департамент инвестиций

Департамент по управлению государственной собственностью

Департамент потребительского рынка

Экспертный совет

Экспертный совет

Кластер инвестиций

Структура Администрации Томской областиЗаместитель Губернатора по территориальному развитию и взаимодействию с ОМСУЗаместитель Губернатора по агропромышленной политике и

Слайд 45Органы местного самоуправления
Муниципальное управление хотя и является публичным, но не

относится к государственному управлению.

Законы о местном самоуправлении, определяющие в

том числе и его полномочия, принимает субъект федерации (федерация устанавливает только общие принципы : 131-ФЗ).

В состав органов местного самоуправления входят:

Органы местного самоуправленияМуниципальное управление хотя и является публичным, но не относится к государственному управлению. Законы о местном

Слайд 47Согласно главе 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления

Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся следующие:

Согласно главе 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся

Слайд 48И другое в соответствии с главой 3 ФЗ-131

И другое в соответствии с главой 3 ФЗ-131

Слайд 49Судебная власть
Судебная власть - это право, возможность и способность специально

создаваемых государственных учреждений - судов оказывать воздействие на поведение людей

и социальные процессы определенными юридическими мерами, установленными законами.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Судебная властьСудебная власть - это право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений - судов оказывать воздействие

Слайд 51К федеральным судам относятся:

К федеральным судам относятся:

Слайд 52Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган, осуществляющий контроль за

соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции:
1) федеральных

законов и нормативных актов высших федеральных органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства);
2) конституций и уставов, а также иных нормативных актов субъектов Федерации, кроме тех, которые относятся к сфере их исключительного ведения (ст.73 Конституции РФ);
3) договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
4) международных договоров РФ.

Вторая функция Конституционного Суда - разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти ("споры по горизонтали", например, между палатой Федерального Собрания и Правительством РФ), споров между этими органами и органами государственной власти субъектов РФ ("споры по вертикали"); споров между высшими государственными органами двух или нескольких субъектов РФ. 

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей

Слайд 53Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту

или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.


Судом первой

инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.

Суд второй инстанции - кассационной - призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением

Слайд 54ФКЗ установлены основы компетенции Верховного Суда по рассмотрению гражданских дел,

дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел

в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. 

 Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:
Пленума Верховного Суда;
Судебной коллегии по гражданским делам;
Судебной коллегии по уголовным делам;
Судебной коллегии по экономическим спорам;
Судебная коллегия по делам военнослужащих.

 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Апелляционный суд рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

ФКЗ установлены основы компетенции Верховного Суда по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных

Слайд 552.5 Основные направления деятельности в системе государственного управления

2.5 Основные направления деятельности в системе государственного управления

Слайд 56Государственное управление экономикой
Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение

пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах

и т.д.).

В рамках управления экономикой государство отвечает за:

Фискальную политику
Монетарную политику
Внешнюю торговлю
Распределение доходов
Промышленную политику
Аграрную политику
Инновационную политику
и др.

Государственное управление экономикой Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и

Слайд 57Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: 1) через государственный

сектор; 2) посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью

разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

Основными инструментами государственного управления экономикой являются:

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:  1) через государственный сектор; 2) посредством воздействия на

Слайд 58Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются Парламент,

Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления — министерства.


Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются Парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого

Слайд 59Государственное управление социальной сферой
В статье 7 Конституции РФ утверждается, что:

«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание

условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальная сфера – сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, происходит взаимодействие различных общностей людей.

Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений:

уровень и качество жизни (распределение социальной помощи, безработица, миграционная политика, занятость и т. д.);
социальное партнёрство
образование;
здравоохранение;
жилищно-коммунальное хозяйство;
пенсионная система;
работа с молодёжью

Государственное управление социальной сферойВ статье 7 Конституции РФ утверждается, что: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого

Слайд 60Инструменты государственного управления социальной сферы: -система социального страхования; -система пенсионного обеспечения; -

система выплаты пособий и компенсаций; - система социального обслуживания пожилых граждан -

финансовая политика государства; - фискальная политика

    Особенностью сферы социального регулирования является то, что в ней преобладают учреждения (в экономической сфере — предприятия).

Государственное управление в социальной области осуществляется как высшими федеральными органами исполнительной власти, так и субъектами Федерации, а также структурными территориальными подразделениями на межотраслевой и отраслевой основе.
Парламентом принимаются НПА, направленные на регулирование социальных отношений. В частности, об установлении минимального размера оплаты труда, о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании, о порядке разрешения трудовых споров, развитии физкультуры и спорта, об обязательном медицинском страховании и др.
Социальные вопросы находятся в поле деятельности Президента и Правительства РФ. Как и в сфере экономики, в области социальных отношений Президент и Правительство контролируют исполнение принятых законов, своими актами развивают их положения.
Оперативным управлением ведают министерства (ведомства), на местном уровне — их территориальные управления и отделы.

Инструменты государственного управления социальной сферы:   -система социального страхования; -система пенсионного обеспечения; - система выплаты пособий

Слайд 61Государственное управление в административно-политической сфере
 Государственное управление в сфере административно-политической деятельности

распространяется на:
оборону,
государственную безопасность,
иностранные дела,
внутренние дела,
чрезвычайные

ситуации,
юстицию,
надзор за законностью (деятельность прокуратуры).

Многие из полномочий в данной сфере относятся к исключительному ведению Федерации. Поэтому непосредственное управление осуществляется преимущественно или исключительно федеральными органами (министерствами и ведомствами) через свои управления и отделы в субъектах РФ.

Государственное управление в административно-политической сфере  Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на: оборону, государственную безопасность, иностранные

Слайд 63Государственное управление в сфере культуры
Культура имеет не только духовно-интеллектуальное, но

и материальное выражение (музеи, библиотеки, архитектура, архивы и т.д.), и

в это связи она лучше поддается государственному управлению.

Гос. управление сфере культуры сводится к заботе о развитии духовно-интеллектуальной жизни, созданию государством соответствующих условий, поддержке прогрессивных направлений.
Однако государственные органы не вмешиваются в творческий процесс коллективов, внутренний мир человека, его духовная жизнь, его личные взгляды не подлежат государственному воздействию.

Государственные органы вправе принимать меры по запрету псевдокультурных, деструктивных направлений, против пропаганды, направленной на подрыв общечеловеческих ценностей, разрушающих духовный мир, здоровье, нравственность людей, пропаганды терроризма. Конституция РФ запрещает разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Государственное управление в сфере культуры Культура имеет не только духовно-интеллектуальное, но и материальное выражение (музеи, библиотеки, архитектура,

Слайд 64Среди объектов заботы государства : - памятники истории и культуры, -

художественная литература, - кинематография, - музыкальное искусство, - архитектура, -

фотоискусство, - художественные народные промыслы и ремесла, - фольклор и обряды, - художественная самодеятельность, - телевидение и радио в части создания и распространения культурных ценностей, - эстетическое воспитание и др.

Управленческая деятельность осуществляется Министерством культуры, Министерством связи и массовых коммуникаций, Министерством образования и науки и др. Они действуют в сотрудничестве с общественными объединениями творческой интеллигенции — союзами писателей, журналистов, художников и др.

Важнейшую роль в развитии культуры и духовной сферы жизни общества играют средства массовой информации. Законодательство РФ устанавливает свободу информации, запрещает цензуру, не допускает наложения запрета на распространение сообщений.

Среди объектов заботы государства :  - памятники истории и культуры,  - художественная литература,  -

Слайд 652.6 Стратегическое планирование, программирование и прогнозирование

2.6 Стратегическое планирование, программирование и прогнозирование

Слайд 66Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности экономики в современных условиях является наличие

эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Система государственного стратегического управления позволяет

обеспечить:

Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности экономики в современных условиях является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления. Система

Слайд 67Система государственного стратегического планирования – это совокупность:

Система государственного стратегического планирования – это совокупность:

Слайд 68В настоящее время сфера государственного программирования и прогнозирования регулируется 115-ФЗ

от 20 июля 1995 г. "О государственном прогнозировании и программах

социально-экономического развития Российской Федерации". Министерством экономического развития разработан проект нового Федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Основной идеей проекта является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны.
В настоящее время сфера государственного программирования и прогнозирования регулируется 115-ФЗ от 20 июля 1995 г.

Слайд 69Согласно проекту закона:
Государственное стратегическое планирование – это регламентируемая законодательством Российской

Федерации деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и иных участников процесса государственного стратегического планирования по прогнозированию социально-экономического развития, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на повышение уровня социально-экономического развития Российской Федерации, рост благосостояния граждан и обеспечение национальной безопасности.

Прогнозирование социально-экономического развития – деятельность по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определению параметров социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики.

Согласно проекту закона:Государственное стратегическое планирование – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти Российской Федерации,

Слайд 70Программно-целевое планирование – деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития

Российской Федерации, приоритетов социально-экономической политики, а также формирование комплексов мероприятий

с указанием источников их финансирования, направленных на достижение указанных целей и приоритетов.

Документ государственного стратегического планирования – документ, разрабатываемый, рассматриваемый и утверждаемый органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами.

В проекте нового закона среднесрочный период (перспектива) определён как период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3 до 6 лет включительно, а долгосрочный период (перспектива) – период, продолжительностью более 6 лет.

Программно-целевое планирование – деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития Российской Федерации, приоритетов социально-экономической политики, а также

Слайд 71Проект закона устанавливает следующие полномочия Федерации в сфере стратегического планирования:

Проект закона устанавливает следующие полномочия Федерации в сфере стратегического планирования:

Слайд 72Полномочия субъекта Федерации:

Полномочия субъекта Федерации:

Слайд 73Документы государственного стратегического планирования на федеральном уровне:
прогноз научно-технологического развития Российской

Федерации на долгосрочный период;
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный

период;
концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации;
отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период;
стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;
государственные программы Российской Федерации;
государственная программа вооружения Российской Федерации;
схемы территориального планирования Российской Федерации;
федеральные целевые программы;
основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период;
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
иные документы, соответствующие требованиям, установленным нормативными правовыми актами

Документы государственного стратегического планирования на федеральном уровне:прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;прогноз социально-экономического развития Российской

Слайд 74Документы государственного стратегического планирования на уровне субъекта Федерации:
стратегия социально-экономического развития

субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
государственные программы субъекта Российской

Федерации;
схема территориального планирования субъекта Российской Федерации;
прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
иные документы,
Документы государственного стратегического планирования на уровне субъекта Федерации:стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу; государственные

Слайд 75Участники процесса государственного стратегического планирования
Президент Российской Федерации;
Счетная палата Российской Федерации;
Правительство

Российской Федерации;
федеральные органы исполнительной власти;
общественные и научные организации, субъекты естественных

монополий, государственные корпорации
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации;
Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
Участники процесса государственного стратегического планированияПрезидент Российской Федерации;Счетная палата Российской Федерации;Правительство Российской Федерации;федеральные органы исполнительной власти;общественные и научные

Слайд 76Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части

эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является

программно-целевой принцип организации их деятельности.



В соответствии с законопроектом, государственной программой Российской Федерации является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственная программа Российской Федерации включает федеральные целевые программы, реализуемые в соответствующей сфере, и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы и конкретные мероприятия органов государственной власти, направленные на решение задач государственной программы.

Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов

Слайд 77Общими принципами разработки и реализации государственных программ являются:

Общими принципами разработки и реализации государственных программ являются:

Слайд 78К документам, разрабатываемым в процессе программно-целевого планирования, относятся:

концепция долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации;
долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации;
отраслевые документы стратегического

планирования на долгосрочный период;
стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;
государственные программы Российской Федерации;
государственная программа вооружения Российской Федерации;
федеральные целевые программы;
основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период;
стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
государственные программы субъекта Российской Федерации.

К документам, разрабатываемым в процессе программно-целевого планирования, относятся:концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; долгосрочная бюджетная стратегия Российской

Слайд 79На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей

и индикаторов Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период

до 2020 года и иных стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации – документ, определяющий систему научно обоснованных представлений о долгосрочных целях социально-экономического развития Российской Федерации, внешних и внутренних условиях социально-экономического развития Российской Федерации и задачах, которые необходимо решить для достижения поставленных целей.
На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и индикаторов Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской

Слайд 80 В Концепции сформулированы:

основные направления

долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
стратегия достижения

поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

В Концепции сформулированы:основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов

Слайд 81Федеральная целевая программа представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и

срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других

мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации и инновационное развитие экономики.

Федеральная целевая программа содержит:

характеристику проблемы, на решение которой направлена федеральная целевая программа;
основные цели и задачи федеральной целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации;
перечень целевых индикаторов и показателей;
программные мероприятия;
обоснование ресурсного обеспечения федеральной целевой программы;
механизм реализации федеральной целевой программы;
оценку эффективности федеральной целевой программы.

Федеральная целевая программа представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических,

Слайд 82Фазы прогнозирования, стратегического планирования и регулирования развития социально-экономической системы страны

Фазы прогнозирования, стратегического планирования и регулирования развития социально-экономической системы страны

Слайд 832.7 Бюджет

2.7 Бюджет

Слайд 84Бюджетная система (ст. 6 БК РФ)– это основанная на экономических

отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального

бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ

Бюджет (ст. 6 БК РФ)- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

Бюджетная система (ст. 6 БК РФ)– это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством

Слайд 85Консолидированный бюджет РФ - федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов

субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ - бюджет субъекта РФ

и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ:

Бюджетная система РФ

Консолидированный бюджет РФ - федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ.  Консолидированный бюджет субъекта РФ

Слайд 86Принципы Бюджетной системы РФ

Принципы Бюджетной системы РФ

Слайд 87Принцип единства бюджетной системы
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство:

бюджетного законодательства РФ,
принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ,


форм бюджетной документации и бюджетной отчетности,
бюджетной классификации бюджетной системы РФ,
санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ,
порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ,
ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений,
порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Принцип единства бюджетной системыПринцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство: бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования

Слайд 88Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

закрепление

в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования

дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ,
определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов

Слайд 89Принцип самостоятельности бюджетов
Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов

государственной власти и органов местного самоуправления:

самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих

бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
и др.

Принцип самостоятельности бюджетовПринцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления: самостоятельно

Слайд 90Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает:
определение

бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного

самоуправления,
установление и исполнение расходных обязательств,
формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,
определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов
в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и
принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает: определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ

Слайд 91Принцип сбалансированности бюджета и принцип результативности и эффективности использования бюджетных

средств
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов

должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип сбалансированности бюджета и  принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств Принцип сбалансированности бюджета означает, что

Слайд 92Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов

бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с

определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
субвенций и субсидий;
средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;
и др.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов;
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетовПринцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут

Слайд 93Принципы бюджетной системы

Принципы бюджетной системы

Слайд 94Доходы бюджета
Доходы бюджета (ст. 6 БК РФ) - поступающие в бюджет

денежные средства, за исключением средств, источниками финансирования дефицита бюджета.






Доходы бюджетов

бюджетной системы РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов .
Доходы бюджетаДоходы бюджета (ст. 6 БК РФ) - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, источниками финансирования

Слайд 95Доходы бюджета
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и

безвозмездные поступления.

Налоговые доходы бюджетов : доходы федеральных налогов и сборов,

в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.


Неналоговые доходы бюджетов:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;
--средства самообложения граждан;
иные неналоговые доходы.

Доходы бюджетаК доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.Налоговые доходы бюджетов : доходы федеральных

Слайд 96Доходы бюджета
Безвозмездные поступления :

дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
субсидии

из других бюджетов бюджетной системы РФ(межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета

и (или) из бюджетов субъектов РФ;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы бюджетаБезвозмездные поступления :дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ(межбюджетные субсидии);субвенции

Слайд 97Расходы бюджета
Расходы бюджета (ст. 6 БК РФ) - выплачиваемые из бюджета

денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Формирование

расходов бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.



К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

Расходы бюджетаРасходы бюджета (ст. 6 БК РФ) - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками

Слайд 98Межбюджетные трансферты
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ

другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам

бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
субсидий бюджетам субъектов РФ;
субвенций бюджетам субъектов РФ;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Межбюджетные трансфертыМежбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.Межбюджетные трансферты из

Слайд 99Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматриваются в составе

федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ в соответствии с

единой методикой.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Межбюджетные трансферты

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ

Слайд 100Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - межбюджетные трансферты,

предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих

при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Межбюджетные трансферты

Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования

Слайд 101Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные

трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных

обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Межбюджетные трансферты

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях

Слайд 102Составление и исполнение бюджета
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства

РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и администраций

муниципальных образований.
 Составление проекта бюджета основывается на:
Бюджетном послании Президента РФ;
прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Рассматривает и принимает бюджет высший законодательный (представительный) орган РФ, субъекта, муниципального образования.

Составление и исполнение бюджетаСоставление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов

Слайд 1032.8 Налоговая система

2.8 Налоговая система

Слайд 104Налоговая система  - единство четырех основных элементов: 1) системы законодательства

о налогах и сборах, 2) системы налогов и сборов, 3)

плательщиков налогов и сборов и 4) системы налогового администрирования, каждый из которых находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. 

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

Налоговая система  - единство четырех основных элементов:  1) системы законодательства о налогах и сборах,  2)

Слайд 105Понятие налога и сбора
В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса

РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)  муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Понятие налога и сбораВ соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный

Слайд 106Принципы налоговой системы

Принципы налоговой системы

Слайд 107Принципы налоговой системы

Принципы налоговой системы

Слайд 108Принципы налоговой системы

Принципы налоговой системы

Слайд 109Участники отношений в налоговой системе
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым

кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым

кодексом налоговыми агентами;
налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации). 

Участники отношений в налоговой системеорганизации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;организации и физические лица,

Слайд 110Виды налогов и сборов
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов

и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации

и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.

Виды налогов и сборовВ Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы

Слайд 111 Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и

законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с

Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
 
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.

Виды налогов и сборов

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие

Слайд 112НК РФ предусматривает наличие специальных налоговых режимов. Специальным налоговым режимом

признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в

течение определенного периода времени.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.

Виды налогов и сборов

НК РФ предусматривает наличие специальных налоговых режимов. Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов

Слайд 113Налоговые органы
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением

законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и

своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.






В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральная налоговая служба, и её территориальные органы.

Налоговые органыНалоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью

Слайд 1142.9 Регулирование рынков

2.9 Регулирование рынков

Слайд 115Регулирование рынков предполагает воздействие субъектов управления на объект ради достижения

заранее спланированных целей, которые органы управления поставили перед собой в

рамках исполнения программно-целевого метода.

Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующие цели:

Данные цели достигаются государством:

путем контроля за объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;

путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;

путем установления фиксированных цен.

Регулирование рынков предполагает воздействие субъектов управления на объект ради достижения заранее спланированных целей, которые органы управления поставили

Слайд 116Функции государственного управления рынками

Функции государственного управления рынками

Слайд 117Виды рынков
В зависимости от экономического назначения рыночных объектов выделяют:
 
1)

Товарный рынок
Товарный рынок включает потребительский рынок, рынок средств производства,

рынок информации.


Потребительский рынок охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного назначения.

Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых.

В рынок информации входит рынок инноваций и рынок информационного продукта. 

Виды рынковВ зависимости от экономического назначения рыночных объектов выделяют:  1) Товарный рынок Товарный рынок включает потребительский рынок,

Слайд 1182) Финансовый рынок.
Финансовый рынок включает рынок капитала (инвестиционный), рынок кредита

и ценных бумаг, валютно-денежный рынок.

3) Рынок труда (рынок купли-продажи рабочей

силы).

Виды рынков

Рынок капитала предполагает вложение капитала как в производственную, так и непроизводственную сферу.

Кредитный рынок - это рынок заемного капитала.

На рынке ценных бумаг продаются акции, облигации, казначейские обязательства, сертификаты, векселя.

Валютно-денежный рынок осуществляет куплю-продажу иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. Он также производит международные денежные расчеты.

2) Финансовый рынок.Финансовый рынок включает рынок капитала (инвестиционный), рынок кредита и ценных бумаг, валютно-денежный рынок.3) Рынок труда

Слайд 119В зависимости от условий и особенностей рынков количество факторов, воздействующих

на рыночную конъюнктуру может сильно меняться.

Контролируемые факторы находятся в

компетенции руководства управляющих органов. Это, например, определение товарного ассортимента, регулирование объема производства, ценовая политика (особенно на энергоносители), сбытовая политика, выбор стратегии развития региона, информационная политика.
Неконтролируемые факторы не определяются органами власти, но влияют на принимаемые решения. К таким неконтролируемым факторам относят следующие.

В зависимости от условий и особенностей рынков количество факторов, воздействующих на рыночную конъюнктуру может сильно меняться. Контролируемые

Слайд 120Состояние конъюнктуры рынков может быть оценено количественно:

показателями сферы производств

– государственные заказы, размер инвестиций, уровень занятости;
показателями межрегиональных и

внешнеэкономических связей – объем экспорта и импорта, объем грузовых перевозок;
показателями кредитно-денежного обращения – курсы Центрального Банка, валют, процентные ставки.

Основная характеристика конъюнктуры товарного рынка – степень сбалансированности спроса и предложения, что проявляется в ценах на рынке, тенденциях продажи товаров и скорости оборота капитала.
На основе всех этих показателей можно будет диагностировать тип рыночной конъюнктуры.

Состояние конъюнктуры рынков может быть оценено количественно: показателями сферы производств – государственные заказы, размер инвестиций, уровень занятости;

Слайд 121Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика