Слайд 1Константинова Т.В. caltha@list.ru
Доля сельских жителей от общего числа жителей:
Бурунди: 87
Непал: 81
Кения: 73
Индия: 66
Бангладеш: 64
Пакистан: 64
Египет: 57
Филиппины: 53
Нигерия: 50
Индонезия: 45
Китай: 42
ЮАР: 34
Монголия: 32
Россия: 26
Турция: 25
Германия: 23
Франция: 20
Канада: 19
США: 18
Великобритания: 17
Саудовская Аравия: 16
Бразилия: 14
Данные Всемирного банка.
Слайд 2Статистические показатели в обучении географии
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Говорят, что числа правят
миром.
Нет, они только показывают, как правят миром.
Иоганн Вольфганг Гёте
Слайд 3Константинова Т.В. caltha@list.ru
К О Н Ц Е П Ц И
Я
развития географического образования в Российской Федерации
Школьное образование является
базисным для всей системы географического образования.
Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры,
а также на получении практических навыков использования географической информации.
Слайд 4План
1. Значение статистических показателей
2. Классификация
3. Приемы работы
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 5Значение статистических показателей
Статистические показатели = статистические данные = статистический материал
=
цифровые показатели =
цифровые величины =
цифры =
и др.
Константинова
Т.В. caltha@list.ru
Статистические показатели - всё многообразие, используемых при обучении географии, цифрового материала: одиночные цифры, цифры, сведенные в таблицы и графики, статистико-экономические данные.
Слайд 6 Значение статистических показателей
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Статистические показатели активно используется:
1. в
географических науках
2. при обучении географии на разных ступенях географического
образования:
- являются важной составляющей статистического метода – основного в социальной и экономической географии;
- необходимы и востребованы для формирования выводов теоретического содержания по физико-географическим, экономико-географическим, социально-географическими и геоэкологическим вопросам;
- цифры составляют основу фактов;
- участвуют в формировании в сознании учащихся необходимых количественных представлений;
- цифровые величины активно используются при сравнении географических явлений, процессов и событий,
Слайд 7 Значение статистических показателей
Константинова Т.В. caltha@list.ru
- используется при формировании всех элементов
географических знаний: географических понятий различных видов и уровней, географических представлений,
причинно-следственных связей, географических закономерностей и географических фактов;
- являются одним из средств формирования у учащихся опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и действительности;
- служат базой для нахождения и усвоения природных, социально-экономических, геоэкологических закономерностей;
- используются для конкретизации теоретических выводов при дедуктивном пути формирования понятий.
Слайд 8 Значение статистических показателей
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Умение находить и анализировать статистические показатели,
делать выводы на основе статистических показателей является одним из критериев
определения уровня обученности школьника географии.
Профессиональное мастерство учителя географии проявляется в его владении методикой организации работы учащихся со статистическими показателями, особенно в выработке у школьников умения чтения и понимания различных графических изображений статистических показателей.
Без использования статистических показателей в обучении географии преподавание лишается конкретики, идет выхолаживание научности и подмена научного языка обывательским языком.
Без использования статистических показателей процесс обучения географии невозможен,
НО злоупотребление цифрами в обучении географии снижает качество географического образования, приводит к подмене содержания социальной и экономической географии статистикой.
Слайд 9 Значение статистических показателей
Без цифр в географии и при обучении географии
обойтись нельзя,
НО нельзя злоупотреблять цифрами (подмена содержания экономической географии
статистикой)
ЛЮБУЮ ЦИФРУ В ГЕОГРАФИИ НЕОБХОДИМО ОСМЫСЛИТЬ!!!
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 10 Значение статистических показателей
Крупская Н.К.
1869-1939
«Учебник должен содержать фактический материал»
Баранский Н. Н.
1881 – 1963
«Каша с гвоздями»
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 11Константинова Т.В. caltha@list.ru
Cтр. 97. Западная область
Слайд 12Константинова Т.В. caltha@list.ru
Стр. 184 Северо-Западный экономический район
Слайд 13Константинова Т.В. caltha@list.ru
Значение статистических показателей
«Любую цифру в географии необходимо осмыслить»!!!
всё разнообразие приемов организации деятельности школьников со статистическими показателями отталкивалось
от этого правила.
Слайд 14 Классификация статистических показателей
Матрусов И.С.
- абсолютные величины - осведомительные данные,
например размер района, численность населения;
- относительные величины - цифры, используемые
для сопоставления величин друг с другом, например, плотность населения, соленость воды, процент выработки электроэнергии и др.;
- коэффициенты – величины, отражающие особенности явления, такие как коэффициент увлажнении, коэффициент рождаемости и пр.
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 15Константинова Т.В. caltha@list.ru
Классификация статистических показателей
Этапность в работе со статистическими показателями
при обучении географии:
- Начальный курс географии (5 (6) классы –
в настоящее время) – сбор необходимых статистических характеристик, прежде всего при изучении темы «Атмосфера»;
- курс Географии материков и океанов (7 класс – в настоящее время) – деятельность учащихся по анализу статистических характеристик в климатических диаграммах и графиках
- курс Физической географии СССР (сейчас курс Физической географии России 8 класс) – работу по обобщению климатических статистических показателей;
- в курсах Социальной и экономической географии (9- 10 (11) классы в настоящее время) – анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, работа со статистическими таблицами и построение графиков и диаграмм.
Слайд 16
Классификация статистических показателей
Ковалевкая М.К.
1. Иллюстративные могут быть известны учащимся,
так и быть новыми для них.
Используются для осмысления материала
- «необязательными для запоминания».
2. Образовательные - необходимо запомнить со школы.
В.П. Максаковский их назвал «ключевыми»
Надо запомнить цифры:
1. min и max географической оболочки Земли;
2. Площадь стран, численность населения
3. Цифры, характеризующие природу, население и хозяйство РФ;
4. Цифры, характеризующие природу, население и хозяйство своего субъекта РФ
=> см. Образовательный стандарт, программы по географии!
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 17 Классификация статистических показателей
Максаковский В.П.
1. Одиночные (несгруппированные) цифры
2. Цифровые величины, сведенные
в таблицы
3. Графические изображения цифрового материала (графики, диаграммы, картограммы, картодиаграммы)
Константинова
Т.В. caltha@list.ru
Слайд 18 Приемы работы с статистическими показателями
Одиночные (несгруппированные) цифровые показатели – те
величины, которые выражаются в абсолютных показателях – т, км, и
т.д.
Задача –>запоминание –> образовательные цифры – мнемонические (мнемотехнические) приемы
Задача –> осмысление –>
1. Округление
2. Сравнение
3. Конкретизация
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 19 Приемы работы с статистическими показателями
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Осмысление
Каждая цифра
должна быть
прокомментирована
Округление
>0,5 - в большую сторону;
< 0,5 – в меньшую
сторону
дроби отбрасываются
Сравнение
Конкретизация
Сравнение, округление, конкретизация – должны
производиться учителем и учениками.
Необходимо сформировать установку на
работу с цифрами!!!
Слайд 20Константинова Т.В. caltha@list.ru
Основная задача при обучении - запоминание (образовательные цифры
по классификации М.К. Ковалевской
Мнемонические (мнемотехнические) приемы.
разбить число цифры, например
высота г. Эверест 8848, легко запоминаема, если произнести ее «восемь восемь, сорок восемь»;
глубина Марианского желоба 11022 метров запоминается лучше, если произнести «одиннадцать ноль двадцать два»;
- во-вторых, сравнить с часами, например высота г. Косцюшко 2228 м легче запоминается, если запоминать 22 часа 28 минут.
Приемы работы с статистическими показателями
Слайд 21Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
совмещение цифр с образами.
У каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при
написании), и эта форма может напомнить очертания каких-нибудь предметов:
1 - копье, стрела, гвоздь, карандаш, один рубль;
2 - утка, рыболовный крючок, абордажный крюк, оценка, лошадь;
3 - треугольник, трезубец, три рубля, оценка, сережка;
4 - четырехугольник, топор, солдат отдает честь;
5 - отличник, пять рублей, оценка;
6 - старушка сгорбленная, замок открытый навесной;
7 - коса, мужчина в кепке с усами;
8 - очки, велосипед, две шестеренки, свадебные кольца;
9 - мужчина с красным лицом, Карлесон, человек в чалме, Али-Баба;
10- зонтик, десять рублей, в «десятка» - мишень;
При запоминании какого-то числа все его цифры должны быть соединены в какую-то историю, например высота горы Народная 1895 метров.
один рубль (1) стоит велосипед (8) Карлесона (9) отличника (5);
Слайд 22Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
Слайд 23Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
Слайд 24Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
Слайд 25Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
метод рифмы, где цифры
можно заменить образами, рифмующимися с произносимыми цифрами:
один - пингвин, господин,
ковролин, карантин;
два - дрова, голова, рукава, трава;
три - смотри, гори, монастыри, фонари;
четыре - в квартире, в мире, в тире;
пять - кровать, гулять, пировать, целовать, опять;
шесть - есть, месть, сесть, съесть;
семь – теорем, эмблем, схем, хризантем;
восемь – переспросим, переносим, лососем, бросим;
девять - чуять, уравнять, умять, уковылять, ударять;
десять – взвесить, куролесить, повесить, развесить
Например, для запоминания численность населения России 146 млн. человек: ковролин (1) в квартире (4) есть (6).
Слайд 26Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
Самостоятельное нахождение учащимися статистических
данных для запоминания с использованием мнемотехники, тоже является одним из
приемов запоминания образовательных цифр.
Слайд 27Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
Прием округления.
правила математики
- округлении более 0,5 – округление в большую сторону, при
менее 0,5 - в меньшую сторону, дроби отбрасываются.
+ слова,
«примерно»,
«около»,
«чуть менее»,
«чуть более» и т.д.
Например, площадь Калужской области 29,8 тыс. км2.
Площадь Калужской области примерно 30 тыс. км2,
чуть менее 30 тыс. км2.
Протяженность Калужской области с севера на юг 220 км,
протяженность Калужской области и севера на юг более 200 км.
Слайд 28 Приемы работы с статистическими показателями
Конкретизация
протяженность РФ с запада на
восток:
1. С запада России на восток самолет летит 9 часов
В
Калуге 8 часов утра, в школе начинается первый урок, а из аэропорта Домодедово взлетает Ил-62. За время урока он набирает высоту 9 тыс. метров и дерет курс на Владивосток. Полет продолжается и уроки продолжаются. К концу четвертого урока самолет пересечет Европейскую часть страны и продолжит полет над просторами Сибири.
Уроки закончились, прошел обед, кое-кто уже успел погулять, а воздушный лайнер по-прежнему летит над Сибирью. И лишь, когда в Калуге уже наступит вечер, самолет приземлиться в аэропорту Владивостока, на самом юго-востоке страны, на берегу Тихого океана.
Когда в Калуге будет 18 часов, во Владивостоке уже глубокая ночь – 1 час ночи новых суток.
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 29Константинова Т.В. caltha@list.ru
Очень эффективен для запоминания расстояний – перевод во
время, которое можно затратить на движение:
пешком – средняя скорость
5 км/ч;
на автомобиле со средней скоростью 70 км/ч,
на самолете – около 1000 км/ч.
Например, протяженность Калужской области и севера на юг более 200 км,
пешком ее можно пройти за 7 – 8 дней,
на автомобиле за 3-4 часа,
на самолете пролететь примерно за 13 минут.
Приемы работы с статистическими показателями
Слайд 30Население Земли
7,5 млрд. человек
Появляется на свет:
3 ребенка
Каждую секунду
Каждую минуту
Каждый час
175
человек
10,4 тыс. человек
Каждые сутки
250 тыс. человек
Приемы работы с статистическими показателями
Слайд 31Каждую неделю
появляется новый город такой как Гамбург
появляется население такой страны
как Австрия
Каждый месяц
Приемы работы с статистическими показателями
Слайд 32Константинова Т.В. caltha@list.ru
Что происходит в мире каждые 5 секунд
Слайд 33Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 34Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 35Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
Прием сравнение.
Один из
самых популярных приемов осмысления статистических показателей.
Данный прием позволяет установить
примерное соотношение, облегчая запоминание географического материла.
Например, площадь Калужской области 29,8 тыс. км2, что более площади государства Армения, и чуть менее площади Бельгии и Нидерландов.
Площадь РФ 17,1 млн. км2, т.е. практически площадь РФ равна площади целого материка Южная Америки (17,8 млн. км2);
на территории РФ могло бы поместиться два государства США; площадь РФ немногим меньше площади планеты Плутон (17,7 млн. км2).
Слайд 36Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
Приемы работы с одиночными
статистическими показателями должны производиться и учителем и учениками.
Задача учителя
географии выработать у учебников установку на использование приемов сравнение, округление и конкретизация.
Слайд 37Константинова Т.В. caltha@list.ru
Приемы работы с статистическими показателями
Визуализация
Слайд 40Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 41Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 42Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 43Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 44Плотность населения
Монако
18 281 чел/км².
Бангладеш
1002 чел/км².
Эвенкийский авт.округ
0,03 чел/км².
Россия 8,7 чел/км².
Москва
10 588 чел/км².
Среднемировой показатель плотности населения – 48 чел/км².
Челябинская обл.
41,5 чел/км².
Слайд 45Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 49 Приемы работы с статистическими показателями
Распределение занятого населения по отраслям экономики,
%
Значение таблиц:
1. Удобны для обозрения
2. Основа для формулировки выводов
3. Используются
в социальной и экономической географии 9, 10 (11) кл.
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 50Приемы работы с статистическими показателями
Правила работы с таблицами:
1. Чтение названия
2.
Выяснение единиц изображения
3. Чтение названий граф (колонок) и строк
4. Сопоставление
цифровых показателей по графе или строке
5. Вывод о характере изображаемого явления
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 51 Приемы работы с статистическими показателями
Чтение таблиц:
По строке:
А) справочные сведения о
территории, не требующие сопоставления;
Б) данные изложены последовательно по годам
По графе:
данные
по нескольким территориям, сгруппированных по какому-либо основанию
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 52 Приемы работы с статистическими показателями
Обучение чтению таблиц
1. Учитель сообщает для
чего нужны таблицы в соц. и эк. географии.
Отмечает, что
единицы изображения могут быть натуральные или условные
2. Учитель называет приемы чтения:
чтение по графе,
чтение по строке,
пользоваться одновременно несколькими цифрами
3. Вывод по анализу таблицы – под руководством учителя или самостоятельно
УМЕНИЕ ЧТЕНИЯ ТАБЛИЦ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ ПОСТЕПЕННО.
Упражнения!!!
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 53Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 54 Приемы работы с статистическими показателями
Обучение чтению
графиков и диаграмм
1. Объяснить
назначение, раскрыть их познавательные возможности
2. Выявить, что изображено на графике
или диаграмме
3.Считать цифровые показатели графических изображений
4. Сопоставление цифр для определения направления изменения показателей(по годам, отраслям и др.),
5. Вывод + объяснение причин изменения явления
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 55 Приемы работы с статистическими показателями
Закрепление умения чтения графиков и диаграмм
-> ответы на вопросы:
1. Назовите приемы чтения графиков и диаграмм
2.
Что можно узнать по графику, диаграмме?
3. Что нового узнали из графиков и диаграмм?
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 56Приемы работы с статистическими показателями
Экономические расчеты
Выполняются на основе стат. таблиц
для определения экономических и социальных показателей
- ЕГЭ, ОГЭ, иногда ВПР
задания
Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 58Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 59Константинова Т.В. caltha@list.ru
Самые протяженные авиарейсы
Слайд 64Константинова Т.В. caltha@list.ru
Скоростные ограничения на автомобильных дорогах
Слайд 65Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 67Константинова Т.В. caltha@list.ru
Слайд 68Константинова Т.В. caltha@list.ru
Власть чисел тем могущественнее, чем меньше в них
разбираются.
Вольтер