Слайд 1Конституционное право
Тема 4. Принципы конституционного
государства
Конституционное правосудие и социальное государство: Сб.
докл. М.: Ин-т права и публичной политики, 2003.
Конституция Российской Федерации:
Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997.
Хрестоматия по конституционному праву / сост. Н.А. Богданова, Д.Г. Шустров. Учебное пособие. Том 2. М.: Алеф-пресс, 2017. СС. 93-408.
Кененова И.А., Троицкая А.А., Шустров Д.Г. Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях. Учебное пособие. М.: Красанд, 2015. СС. 98-137
Слайд 2 Тема 4. Принципы конституционного
государства. Содержание
Принципы взаимодействия государства
и других общественных институтов
Принципы организации и осуществления государственной власти
Принципы функционирования
правовой системы
Слайд 3Принципы взаимодействия государства
и других общественных институтов
Демократическое государство
Многообразие форм
собственности, свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции
Социальное государство
Идеологическое
многообразие
Светское государство
Признание и гарантирование местного самоуправления
Слайд 4Принцип демократического государства
Источники государственной власти
божественное провидение
народная воля
Народная
воля опирается на идею народного суверенитета: народу принадлежит государственная власть, она осуществляется от имени народа и в его интересах
Народ передает государственным органам не саму власть, а право на её осуществление (Постановление КС РФ от 30.04.1997 N 7-П)
Слайд 5Народный суверенитет
Декларация прав человека и гражданина 1789 года:
«…3. Источником суверенной
власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут
обладать властью, которая не исходит явно от нации».
Всеобщая декларация прав человека 1948 года:
«…статья 21. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах».
Слайд 6Народный суверенитет
Государства, называющие себя демократиями, помечены синим цветом
Исключения: Ватикан, Кувейт,
Бахрейн, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия (страны Залива), Бутан и Бирма
(Мьянма)
Слайд 7Демократическое государство:
основные особенности
Главный принцип демократии – вовлечение всех совершеннолетних
дееспособных граждан в принятие политических решений
Процедура принятия решений должна предполагать
необходимость учета интересов и мнений всех (в рамках эффективного представительства и совещательного дискурса), хотя решение может приниматься большинством
Процедуры реализации политических прав не должны сводиться только к голосованию и передаче полномочий представителям
Слайд 8Народный суверенитет: право народа
на восстание против власти
Декларации независимости США
1776 года: "Если какая-либо форма правительства становится губительной для самих
этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье".
Декларация прав человека и гражданина Франции (в ред. 1793 года): Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность
Ценность демократических процедур и проблема политических переворотов (coup d’etat), «цветных» (без насилия, путем гражданского неповиновения: «оранжевых», «бульдозерных», революций «роз») и других революций
Слайд 9Многообразие форм собственности,
свобода экономической деятельности
и поддержка конкуренции
Государство признает
и ограничивает только в случаях, определенных законом, право собственности и
свободу экономической деятельности
Само государство в экономике играет двоякую роль:
как властный субъект – обеспечивая защиту публичных интересов властными полномочиями
как хозяйствующий субъект – осуществляя экономическую деятельность наряду с частными лицами
При этом
а) две роли государства не должны смешиваться (ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»)
б) хозяйственная деятельность государства не должна ограничивать конкуренцию экономическими средствами
Слайд 10Социальное государство
Две крайности государственной политики в социальной сфере:
либеральное государство
патерналистское государство
Параметры
отличия:
участие государственного бюджета в соц. обеспечении
налоговая нагрузка на экономику
психология общества
и социальное иждивенчество
Социальное государство – это стремление равномерного содействия благу всех граждан и равномерное распределение тягот, создание преимуществ для более слабых (уравнивание и позитивная дискриминация).
Слайд 11Социальное государство
Федеральный конституционный суд ФРГ:
Социальное государство стремится лишь к
приблизительно равномерному содействию благу всех граждан и приблизительно равномерному распределению
тягот. Между конституционным требованием защиты личной свободы и требованием социального государства существует, «неустранимое и принципиальное состояние напряженности», то есть известное противоречие.
Законодателю приходится балансировать между этими принципами, и его решение в пользу личной свободы не подлежит оспариванию лишь в той мере, в какой иное решение не диктуется принципом социального государства.
Личная свобода должна гарантироваться законом лишь постольку, поскольку это не нарушает требований, вытекающих из принципа социального государства.
См.: Hesselberger D. unter Mitarbeit von Norenberg H. Das Grundgesetz. Kommentar fur die politische Bildung. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1990, S. 163 f.
Слайд 12Социальное государство
Конституционный Суд РФ:
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики
Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1) предопределяют
обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.
(Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П, Определение КС ПРФ 6 ноября 1998 №149-О)
Слайд 13Идеологическое многообразие
Государство должно воздерживаться от вмешательства в сферу идеологии, признавать
допустимость различных идей, взглядов, мировоззрений.
Не допускается государственной идеологии
Ограничения касаются защиты
публичных интересов и выражаются в запрете распространения идей
насильственного изменения основ конституционного строя и нарушение целостности,
подрыва безопасности государства, создания вооруженных формирований,
социальной, расовой, национальной и религиозной розни
Слайд 14Государство и религия
Теократическое государство: государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).
Клерикальное государство: церковь через законодательно установленные институты влияет на государственную
политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Иран, Саудовская Аравия).
Официальная государственная церковь, с которой у государства существуют организационные связи (Ирак, Швеция, Греция, Израиль, Великобритания).
Светское государство: государство разделяет сферы осуществления государственной власти и сферу религии (Италия, США, Турция). Проблема соотношения светскости и нейтральной политики пост-секуляризма
Атеистическое государство: государство ведет антирелигиозную политику (Албания)
Слайд 16Светское государство
Признаки
– официальная нейтральность по отношению к церквям и конфессиям
и вытеснение религии из публичной сферы (?), [столкновение с правом
на свободу совести],
– равное отношение к гражданам независимо от религии
– отсутствие официальное государственной религии, в том числе религиозной клятвы при вступлении в должность, предоставления государственных должностей религиозным деятелям
– свобода совести и право на выбор вероисповедания
– освобождение права от религиозных принципов и догматов
– отсутствие финансирования церкви из государственной казны
– светский характер большинства праздников.
Слайд 17Признание и гарантирование
местного самоуправления
Местное самоуправление – это самостоятельное и
под свою ответственность решение населением проблем непосредственного обеспечения хозяйства, благоустройства
и т.п. (вопросов местного значения), круг которых определен законом
Местное самоуправление – сфера самостоятельности и независимости личности и местного сообщества в вопросах, не имеющих политического государственного характера и не требующих вмешательства государственной власти
Местное самоуправление отделено от государства, это особый вид публичной власти
Слайд 18Принципы организации и осуществления государственной власти
Государственный суверенитет
Форма государственного (территориального)
устройства
Республиканская форма правления
Разделение властей
Правовое государство (Rechtsstaat) или господство права
(the Rule of Law). Законность (Gesetzlichkeitsprinzip)
Слайд 19Государственный суверенитет
Государственный суверенитет – это свойство государственной власти, которое состоит
в её верховенстве и исключительности в пределах территории государства
Признаки государственного
суверенитета:
единство
неделимость
неотчуждаемость
О свойствах государственного суверенитета РФ
см. Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П
Вызов государственному суверенитету – общемировой (международный) правопорядок
Слайд 20Формы государственного устройства
Слайд 21Республиканская форма правления
В отличие от монархии, в республике государственные органы:
получают
властные полномочия путем периодической ротации на всеобщих выборах и
действуют
строго в пределах компетенции, определенной законом
несут ответственность за осуществление властных полномочий.
Республики делятся на парламентские и президентские
Слайд 22Парламентские и президентские
республики
Слайд 23Парламентские и президентские
республики
В Российской Федерации:
Правительство формируется с участием парламента
(Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства)
Парламент может выразить
недоверие Правительству
Возможен роспуск парламента в связи с политическим кризисом и противостоянием Правительства и парламента
Глава государства определяет внутреннюю и внешнюю политику
Глава государства имеет право вето
Слайд 24Разделение властей
Власть осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и
судебную. Это означает:
институциональную независимость органов, разделение их функций,
запрет одним
лицам занимать должности в разных органах,
запрет органам одной ветви контролировать или вмешиваться в работу других, (см., напр., Постановления КС РФ от 22.11.2001 N 15-П и от 27.01. 2004 N 1-П)
запрет органам одной ветви отменять или изменять их решения по своему усмотрению, т.е. без нормативных оснований
организационная самостоятельность органов каждой ветви власти.
Слайд 25Системы разделения властей
1 модель: США. Исполнительная власть принадлежит Президенту, законодательная
– Конгрессу. Жесткое разграничение полномочий в Конституции между законодательной и
исполнительной властью, ограничение власти и Президента и Конгресса.
2 модель: Великобритания. Законодательная власть принадлежит Парламенту и монарху, исполнительная – Кабинету. Суверенитет (верховенство) законодательной власти. Социалистическая система (Китай).
3 модель: Франция (по Конституции V республики 1958 г.): полномочия законодательные принадлежат парламенту, исполнительные – президенту и премьер-министру. Полномочия парламента исчерпывающе урегулированы в Конституции.
Слайд 26Правовое государство
А. Дайси («Введение в изучение права конституции», 1882)
Предсказуемость:
никто не мог быть подвергнут наказанию, иначе как за явное
нарушение права, установленное в суде.Не допустимо применение произвольной принудительной власти.
Равенство: «всякий человек, каково бы ни было его звание, положение в обществе, подчинялся обыкновенным законам государства и подлежал юрисдикции обычных судов».
Судебный контроль: приказы Habeas corpus, с помощью которых суды могут контролировать нарушение принципов неприкосновенности личности.
Слайд 27Конституционная доктрина
правового государства
а) нерушимость прав человека со стороны государства.
б) механизм гарантий прав и свобод, в том числе «должная
юридическая процедура» (V Поправка к Конституции США), формальное равенство и запрет произвола
в) обязанность государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов: например ч. 3 ст. 20 Основного закона ФРГ, согласно которой «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом»;
г) независимость суда и правовые гарантии этой независимости
д) верховенство конституции по отношению к другим законам.
(Верховный суд США: дело Marbury v. Madison, 1803)
Правовое vs. Социальное (и социалистическое) государство
Слайд 28World Justice Project
Rule of Law Index
Слайд 29Принципы функционирования
правовой системы
Верховенство и прямое действие Конституции.
Действие норм
международного права
Законность в деятельности государственных органов
Обязательное опубликование правовых актов
Слайд 30Действие норм международного
права в России
Международное право
Слайд 31Законность в деятельности
государственных органов
Законность как формальное следование закону
Правовые акты
отдельных государственных органов должны соответствовать Конституции и законам
Деятельность государственных органов
должна осуществляться в соответствии с законом
властные полномочия должны предоставляться на основании закона
властные полномочия должны реализовываться в соответствии с принципами и целями, установленными законом
Слайд 32Обязательное опубликование
правовых актов
Правовые акты должны публиковаться официально для всеобщего
сведения
Порядок опубликования установлен:
Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ
Указом Президента РФ
от 23.05.1996 N 763
Из требования об обязательном опубликовании вытекает:
ничтожность неопубликованных актов
презумпция всеобщего знания опубликованных актов