Слайд 1Конституционное право
Тема 13. Судебная охрана Конституции
Слайд 2Тема 13. Судебная охрана Конституции.
Содержание
Модели охраны Конституции
Конституционные суды за рубежом
Конституционный
Суд в России: история, функции и полномочия, порядок формирования и
организация работы
Конституционный судебный процесс
Особенности решений конституционных судов. Дискуссия о природе и значении решений и правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Слайд 3Модели охраны Конституции
Американская модель. Дело «Мэрбери против Мэдисон» 1803 г.,
Верховный суд США
Французская модель. Конституционный Совет, созданный Конституцией V республики
Австро-германская
модель. «Кельзеновская» модель.
Критерии различий:
судебный характер органа охраны Конституции (связанность внешней инициативой, последующий контроль)
вхождение в судебную систему.
Слайд 4Конституционные суды за рубежом
Конституционные суды действуют как минимум в 56
странах мира
во всех республиках бывш. СССР, кроме Эстонии и
Туркменистана (в Казахстане – Конституционный Совет),
во всех странах Вост. Европы, кроме Черногории
в Западной Европе: Италия, Испания, Бельгия, Португалия
в Африке: ЦАР, ЮАР, Конго, Мадагаскар, Мали, Уганда, Сан-Томе́ и При́нсипи
в Азии: Египет, Индонезия, Южная Корея, Монголия, Мьянма, Тайвань, Таиланд, Турция
в Центральной и Латинской Америке:Чили, Колумбия, Коста Рика, Эквадор, Гватемала, Перу
Во Франции, Казахстане, Камбодже, Мозамбике, Чаде, Шри Ланке, Алжире, Ливане и в Иране – конституционные советы
Слайд 5Конституционные суды за рубежом:
компетенция
В компетенцию входят:
дела о соответствии конституции
законов и актов высших государственных органов
дела о конституционных жалобах
споры между
федерацией и субъектами, споры о компетенции между высшими органами федерации
проверка результатов выборов
проведение (или проверка процедуры) импичмента
запрет деятельности политических партий
Слайд 6Особенности компетенции
конституционных судов в некоторых странах
Ряд конституционных судов сочетает право
предварительного и последующего контроля (Австрия, Венгрия)
В компетенцию некоторых судов (Чехия)
входит проверка конституционности окончательного решения (суда или административного органа) по конкретному делу
Ряд судов обладают компетенцией в отношении проверки международных актов на предмет их соответствия Конституции (ФРГ, Венгрия)
Решения конституционных судов можно найти в базе данных Венецианской комиссии Совета Европы:
http://www.codices.coe.int
Слайд 7Конституционный Суд в России:
история создания
Комитет Конституционного надзора СССР
Конституционный Суд
РСФСР по закону 12 июля 1991 года: особенности статуса и
полномочий (заключения суда по его инициативе, полномочия по рассмотрению конституционности политических партий и правоприменительной практики)
Значение решений Конституционного Суда в политическом кризисе 1993 года. Указ Президента РФ №1612 от 07.10.1993
Подготовка Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ и дискуссии о статусе КС РФ
Слайд 8Функции и полномочия
Конституционного Суда РФ
Функции Конституционного Суда РФ:
Применение и
охрана Конституции РФ
Толкование Конституции
Нормоконтроль:
абстрактный и
конкретный.
Конституционная жалоба
Слайд 9Полномочия
Конституционного Суда РФ
Ст. 3 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
:
проверка нормативных актов на соответствие Конституции РФ (12 000 определений)
в
порядке абстрактного нормоконтроля (17 постановлений),
в порядке конкретного нормоконтроля (320 постановлений);
толкование конституции РФ (11 постановлений, 27 отказов);
разрешение споров о компетенции (2 пост-я, 6 отказов);
заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (не было обращений).
Ст. 23 Закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ – соответствие Конституции вопроса, выносимого на референдум (не было обращений).
Слайд 10Порядок формирования и организация
работы Конституционного Суда РФ
Формирование КС РФ:
19 судей назначаются СФ ФС РФ по представлению Президента РФ.
Председатель и два его заместителя назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ на 6 лет
Структура КС РФ – Пленарное заседание (Пленум) КС РФ, палаты ликвидированы в феврале 2011 года
Регламент КС РФ от 01.03.1995 N 2-1/6, его содержание и правовые свойства
Слайд 11Конституционный судебный процесс:
принципы процесса
законности
коллегиальности
состязательности и диспозитивности
устности разбирательства
гласности и открытости
производства на русском языке
непрерывности
процессуальной экономии
Слайд 12Конституционный судебный процесс.
Состав и статус участников
Заявители – граждане (в
т.ч иностранцы), высшие органы государственной
власти РФ (Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации, Верховный и Высший Арбитражный Суд), 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы (90 депутатов), органы законодательной и исполнительной власти субъектов и все суды. Уполномоченный по правам человека, прокурор.
Юридические лица – Постановление от 24.10.1996 №17-П и органы местного самоуправления (Постановление от 02.04.2002 N 7-П )
Слайд 13Конституционный судебный процесс.
Состав и статус участников
Противостоящая заявителю сторона – орган
или лицо, либо издавшее или подписавшее оспариваемый правовой акт, либо
в силу совершения им определенных юридически значимых действий или издания индивидуально-правовых актов предполагающийся как сторонник иного понимания положений Конституции
Иные участники процесса – представители сторон, свидетели, эксперты и переводчики
Слайд 14Конституционный судебный процесс.
Поводы к рассмотрению дела
Виды обращений: запрос, жалоба и
ходатайство.
Предмет обращения – требование, адресованное Конституционному Суду по поводу части
диспозиции оспариваемой заявителем нормы закона, затрагивающей конституционные права лиц, положение которых определяется совокупностью определенных юридических фактов
Основания для обращения (условия допустимости): различия для разных категорий дел
Слайд 15Конституционный судебный процесс.
Предмет рассмотрения
Предмет рассмотрения - спорное соотношение содержания правового
регулирования норм Конституции и норм того нормативного акта, который должен
соответствовать Конституции:
– определение содержания конституционно-правового регулирования;
– определение содержания правового регулирования того нормативно-правового акта, конституционность которого оценивается
– установление фактических обстоятельств издания нормативного правового акта для оценки конституционности его формы (вида), установленного Конституцией порядка принятия и т.д.
Слайд 16Конституционный судебный процесс.
Доказывание
Предмет доказывания:
(а) аутентичное толкование
(б) доктринальное толкование
(в)
правоприменительное толкование.
Средства доказывания: объяснения сторон (ст.62), показания свидетелей (ст.64), заключение
эксперта (ст.63) и письменные доказательства (документы) (ст.65).
Слайд 17Конституционный судебный процесс.
Стадии процесса
Принятие обращения к рассмотрению и подготовка его
к рассмотрению:
предварительное рассмотрение Секретариатом
предварительное изучение судьями
принятие к рассмотрению Конституционным Судом
3.
Принятие решения и его обнародование.
Слайд 18Особенности решений конституционных
судов: решения КС РФ
Природа решений конституционного суда:
правоприменительный
акт?
нормативный акт?
судебный прецедент?
Виды процессуально-судебных решений: постановления (выносимые в письменной процедуре
и по результатам слушания дела), заключения и определения.
Иные решения принимаются по вопросам организации деятельности Конституционного Суда или при реализации его внесудебных полномочий
Слайд 19Решения Конституционного Суда РФ
Правовая позиция – это ряд юридически значимых
выводов, суждений суда, сделанных на основе толкования конституционных положений применительно
к той ситуации, которая стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде.
Соблюдение и исполнение решений.
Действие решений Конституционного Суда с прямой и с обратной силой (см., напр. Определения КС РФ от 14.01.1999 N4-О, от 5.02. 2004 N 78-О, от 27.05.2004 №211-О, от 11.05.2005 N 233-О, от 11.11. 2008 N 556-О-Р), отсрочка вступления в силу решения Конституционного Суда РФ(см., напр. Постановление от 22.03.2007 N 4-П).