Слайд 1Конституционное право. Индия
Выполнил:
Слайд 2Конституция Индии भारत का संविधान
Конституция Индии была принята Учредительным собранием
в конце 1949 года, через 2 года после достижения Индией
независимости (1947 г.), вступила в силу в 1950 г. и продолжает действовать и в настоящее время.
Конституция Индии 1950 г. - уникальный в мировой практике конституционный документ, поскольку она:
Является самой большой по объему конституцией в мире – включает Конституция Индийской Республики состоит из преамбулы, 491 статьи, объединенных в 25 частей, и 13 приложений;
Очень подробна и детальна, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя, правового статуса личности;
Эклектична: авторы конституции стремились «научиться всему» у всего мира, сосредоточить в своей конституции все лучшие конституционные достижения других государств, в силу чего индийская конституция заимствовала ряд положений конституционных актов бывшей метрополии – Великобритании, а также конституций СССР, США, Канады, Японии, Австралии и др.;
Слайд 3Конституционные основы
В преамбуле Конституции Индии сказано, что Индия является суверенной,
социалистической, светской, демократической республикой.
Слово суверенная отражает долгий путь Индии от
статуса колонии к статусу независимого государства, хотя формально Индия по-прежнему входит в Содружество.
Слово социалистическая было добавлено в преамбулу специальным актом о поправке 1976 года. Определяя Индию как социалистическую республику, создатели вышеупомянутого акта имели в виду социальное и экономическое равенство всех граждан и отрицание какой бы то ни было дискриминации по кастовой принадлежности, цвету кожи, полу, исповедуемой религии, языку и т.д. Каждому гражданину дается одинаковый статус и возможности. Государство стремится к уменьшению концентрации богатства в немногих руках и обещает всем своим гражданам достойный уровень жизни.
Слово светская было внесено в преамбулу тем же актом и подразумевает равенство всех религий и религиозную терпимость. В Индии нет государственной религии, граждане имеют право исповедовать любую религию, а государство не имеет права оказывать предпочтение или подвергать дискриминации ни одну из религий. Оно относится ко всем религиям с одинаковым уважением.
Демократическая республика подразумевает существование выборных органов управления, развитую систему выборов в органы власти различного уровня. Глава государства – Президент - также является выборным лицом.
Слайд 4
В состав Индийского союза входят 28 штатов и семь союзных
территорий, управляемых центром. Штаты – Андра Прадеш, Аруначал Прадеш, Ассам,
Бихар, Чатисгарх, Гоа, Гуджарат, Харяна, Химачал Прадеш, Джамму и Кашмир, Джарханд, Карнатака, Керала, Мадхья Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Одисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Утранчал, Уттар Прадеш и Западная Бенгалия. Три новых штата – Чхатисгар, Джарханд и Утранчал – были образованы только недавно. Среди союзных территорий – острова Андеман и Никоба, Чандигар, Даман и Дию, Дадра и Нагар Хавели, Дели, Лакшадвип и Пондичери.
Федеративное устройство
Слайд 5Парламентская форма правления, федеративное устройство с признаками унитарного государства
Конституция Индии,
обеспечивающая парламентскую форму правления, отражает федеральное устройство страны с признаками
унитарного государства. Согласно Конституции, Президент Индии является главой исполнительной власти Союза. Согласно статье 74 (1) Конституции, Совет министров во главе с премьер-министром должны оказывать помощь и консультировать Президента, который действует в соответствии с данными рекомендациями. Таким образом, в действительности исполнительная власть возлагается на Совет министров и премьер-министра, которые отвечают перед Палатой представителей Парламента (Лок Сабха). То же самое относится и к штатам. Губернатор является главой исполнительной власти, однако, в действительности, исполнительная власть закреплена именно за Советом министров во главе с главным министром штата.
Согласно Конституции законодательная власть распределяется между Парламентом и законодательными органами штатов. За Парламентом страны закрепляется право вносить поправки в Конституцию. Конституция обеспечивает независимость судей, Глав аудиторской комиссии и комиссий общественных служб, а также Председателя избирательной комиссии.
Слайд 6Организация государственной власти
Слайд 7Формирование государственных органов власти
Слайд 9Президент
राष्ट्रपति
Согласно Конституции, президент формально является главой исполнительной власти в стране.
Президент – «церемониальный» глава государства, и хотя в его руках
находятся все конституционные механизмы управления, применяет он их только по совету реального главы исполнительной власти – Премьер-министра Индии и правительства –Совета Министров. В поправке 1977 к Конституции указывается, что президент должен действовать в соответствии с рекомендациями правительства.
Президент Индии является также Верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент созывает Парламент, прерывает его работу, направляет послания, а также распускает Народную Палату, издает указы, дает рекомендации относительно финансовых и денежных счетов и распоряжения по счетам, выносит решение о помиловании или отсрочке приведения в исполнение приговора, в некоторых случаях может отменить или смягчить приговор.
Президент назначает председателя Верховного суда, по рекомендации последнего – членов Верховного суда и высших судов штатов, а также других высших должностных лиц.
С 2012 г. – Пранаб Мукерджи
প্রণব মুখোপাধ্যায়
Слайд 10Выборы президента
Президент Индии избирается сроком на 5 лет, однако может
быть переизбран на второй срок. Процедура выхода из должности прописана
в статье 61 Конституции Индии. Президент Индии избирается особой коллегией по выборам президента, в которую входят:
все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов);
представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве, равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить парламент и штаты).
Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, т. к. президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.
Слайд 11Требования к кандидату в Президенты
Президентом может быть избран любой гражданин,
достигший 35-летнего возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в
народную палату. Кандидат в президенты не может занимать какую-либо должность в органах федерального правительства или правительства штата, в местных органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. «Выборы Президента проводятся в соответствии с системой пропорционального представительства на основе «единственного передаваемого голоса» (single transferable vote); голосование на таких выборах является тайным».
Штандарт президента
Слайд 12Премьер-министр Индии प्रधानमंत्री
Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны.
В 50-е, 60-е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался
феномен концентрации огромной власти лично в руках премьер-министра (несмотря на то, что Индия – парламентарная республика с демократически избираемыми институтами государственной власти).
Индию нередко называли «супер-премьерминистериальной» республикой. Премьер-министр занимал свой пост долгие годы, совмещал несколько постов, единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской властью и передавал ее по наследст-ву. Такими премьер-министрами были:
Джавахарлал Неру – первый премьер-министр (1947-1964 гг.) индии и сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру; Индира Ганди (1966 – 1977гг., 1980-1984 гг.) – дочь Д. Неру; Раджив Ганди (1984-1989гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру.
В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от руководства страной.
В настоящее время премьер-министром Индии является Манмо-хан Сингх
मनमोहन सिंह
Слайд 13Парламент Индии संसद
Индия – парламентская республика, где ведущую роль в
жизни страны играют парламент и формируемое им правительство. Парламент Индии
состоит из трех частей: Президента Индии (главы государства); Народной палаты (Палаты представителей, Лок Сабха), призванной служить органам общегосударственного представительства; Совета штатов (Радхья Сабха) как органа выражения интересов штатов.
Слайд 15Лок сабха लोकसभा
Лок сабха (Народная палата) — нижняя палата парламента
Индии. Члены Лок сабхи избираются прямым всеобщим тайным голосованием на
основе мажоритарной системы. Максимальный установленный конституцией страны размер Лок сабхи — 552 депутата (до 530 от штатов, до 20 от союзных территорий, и ещё два могут быть назначены президентом для представления интересов индийцев британского происхождения). Лок сабха избирается сроком на 5 лет, однако, если в стране было объявлено чрезвычайное положение, её полномочия могут быть продлены ещё на год. Четырнадцатая Лок сабха была сформирована по итогам выборов в апреле-мае 2004 г. Депутатом Лок сабхи может стать любой гражданин Индии не младше 25 лет, психически здоровый и не являющийся банкротом. Кандидат должен также представить свидетельство о том, что против него не возбуждено уголовных дел.
Слайд 16 Раджья Сабха राज्य सभा
Совет
штатов (Раджья Сабха) играет роль «верхней» палаты, представляет интересы штатов,
формируется штатами и не может быть распущен; избирается путем косвенных выборов. Подавляющее большинство из 245 членов Совета штатов избирается на 6 лет выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий, остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих специальные знания и практический опыт в таких областях как литература, наука, искусство и общественная деятельность. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на одну треть каждые два года. В результате депутатский корпус полностью сменяется через каждые 6 лет.
Руководит заседаниями Совета штатов вице-президент (избираемый на совместном заседании палат Парламента), но роль его невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.
В настоящий момент Раджья Сабха имеет 245 мест, из которых 233 члена представляют штаты и союзные территории, а 12 избираются Президентом. Минимальный возраст претендентов на место в верхней палате установлен в 30 лет.
Слайд 17Разграничение властных полномочий между столицей и штатами
Разграничение властных полномочий
между столицей и штатами регулируется тремя реестрами.
В первом реестре перечислены
около 100 функций, возложенных на федеральные органы, включая оборону, внешнюю политику, денежное обращение и налогообложение.
Во втором содержатся 66 статей, отражающих задачи, порученные администрации штатов, в том числе поддержание общественного порядка, полицейские мероприятия, судопроизводство, местное управление, обеспечение развития образования, здравоохранения, сферы социального обслуживания и сельского хозяйства. Кроме того, правительство страны зависит от провинции в реализации почти всех программ развития сельской местности. В третьем реестре указаны те направления деятельности, за которые несут ответственность и центр, и штаты. Сбор наиболее важных налогов находится в ведении центрального правительства, что укрепляет его позиции при рассмотрении вопросов о распределении полученных средств между столицей и штатами, которым оно выделяет дотации и займы для реализации различных проектов развития. Тем не менее, баланс сил складывается благоприятно для правительства Индии лишь в тех случаях, когда у руководства штатом стоит та же партия, которая управляет страной, а премьер-министр пользуется популярностью и может апеллировать непосредственно к электорату.
Слайд 18Политические партии Индии
В Индии нет закона о политических партиях, их
деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного права
и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую.
Долгое время в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении Индией независимости
Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости 1947 – 1977 гг., а также в 1980 –1989 гг. и 1991 – 1996 гг., т. е. в общей сложности в течение 45 лет. Другие партии правили в Индии только в 1977 –1980 гг., 1989 – 1991 гг. и с 1996 г.
В 1990е гг. Индийский национальный конгресс утратил свое единство, своих лидеров, его влияние в обществе постепенно слабело. Одновременно крепли две крупнейшие оппозиционные партии – Бхаратия Джаната парти и Джаната Дал. Первая – правая партия, основанная на религиозных идеях, вторая – центристского толка, представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса.
С 1989 года ни одной партии не удавалось получить большинство в парламенте, поэтому у власти находились коалиционные правительства.
В 2004 году Индийский национальный конгресс вернулся к власти, выиграв парламентские выборы. Лидер партии Манмохан Сингх стал премьер-министром.
В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.
Слайд 19
Судебная система Индии
भारत की न्यायिक प्रणाली
Слайд 20Политико-территориальная организация Индии
Слайд 22Местное управление и самоуправление в городах Индии
Слайд 23Мохандас Карамчанд Ганди
В 1915 году Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение
против английского колониального владычества. Его лидерство в конце концов привело
Индию к независимости. Ганди мечтал о федерации духовных общин. Делами в общине должен управлять панчаят – выборный орган из пяти наиболее уважаемых людей. Демократия панчаятов не должна ограничивать личности и меньшинства: «каждый может и должен стать своим собственным правителем…, не являясь помехой своему соседу.»
Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения сделали его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа».
मोहनदास करमचंद गाँधी
Слайд 24Джавахарлал Неру
Джавахарлал Неру – один из «отцов-основателей» независимой Индии. Первый
премьер-министр (1947-1964). Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти
всех индийских княжеств, 555 из 601. В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году — португальские анклавы на побережье. В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов. 28 штатов получили широкую внутреннюю автономию, право на собственное законодательство и полицию, регулирование экономической деятельности. В дальнейшем число штатов возросло, так как было создано несколько новых штатов по национальному признаку. В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны в этническом отношении. Было введено всеобщее, прямое, равное и тайное голосование всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства.
जवाहरलाल नेहरू
Слайд 25Источники и литература
सूत्रों और साहित्य
Конституция Индии - URL:
http://india.gov.in/govt/constitutions_of_india.php.
Мартышин О.
В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. - М.: Наука, 1970.
Намбудирипад
Е. М. Махатма Ганди и гандизм. - М.: Изд-во иностр. лит., 1960.
Горев А. В., Зимянин В. М. Неру / Александр Горев, Владимир Зимянин. - М.: Молодая гвардия, 1980.
Черкасов А. И. Партии в политической системе Индии. - Право и политика в развивающихся странах. М, 1991.
Плешова М.А. Законодательная власть, парламент // Индия сегодня. М., 2005.
Плешова М.А. Избирательная система. // Индия сегодня. М., 2005.
Доклад Избирательной комиссии Индии по итогам парламентских выборов 2009 г. URL:
http://eci.nic.in/eci_main/archieveofge2009/Stats/V0LI/02_List0fPoliticalPartiesParticipated.pdf.
Индия-URL:
http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/INDIYA.html?page=9,6