Слайд 1Консультация для родителей на тему :
«Детские вопросы и как правильно на них ответить»
Слайд 2Уважаемые родители!
Возраст «почемучек» - самый важный в жизни ребенка. Иногда детям
отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя,
но и отвечать нужно умеючи.
Слайд 3Обратите внимание!!!
Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает
вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его
доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.
Слайд 4Любознательность
В основе многих детских вопросов лежит познавательный интерес. Дети задают
их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся
их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.
Слайд 5Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать,
понять, что его интересует.
Слайд 6Если говорить: «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в
стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было
понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям.
Слайд 7Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы, избегайте при
этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то
перевести с «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами .
Слайд 8Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать
ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать
в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.
Слайд 9Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос: «А
ты как думаешь?» Например: “Почему чашка разбилась?” – спрашивает ребёнок.
Стандартный ответ взрослого: “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.
Слайд 10Имеет смысл сказать после этого ребёнку: «Вот видишь, какой ты
молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно,
чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!
Слайд 11
Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них.
Внимательно
вслушайтесь в детский вопрос
Давайте краткие и доступные ответы, избегайте
при этом сложных слов, книжных оборотов речи
Ответ должен побудить ребенка к дальнейшим размышлениям, наблюдениям
.
Требования к ответам:
Слайд 12Требования к ответам
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его
вопрос: «А ты как думаешь?»
В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь
вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.
Если ответы на вопросы ребёнка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний не бойтесь ему сказать: "Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос".
Краткость, ясность ответа, доступность пониманию ребенка - этим должен руководствоваться взрослый.