Слайд 1Консультация для воспитателей
«Обучение грамоте дошкольников»
Актуальность
Важно! К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить.
Необходимо, чтобы дети 7-летнего возраста владели:
грамотной фразой
развёрнутой речью
объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений
Вывод: детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Слайд 3Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи,
т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических
групп (свистящих, шипящих, соноров);
- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные,
согласные, твёрдые, мягкие;
- умение работать со схемой слова, предложения.
Слайд 4Несформированность данных
компонентов может вызвать
негативное отношение старших
дошкольников к обучению
грамоте
И проблемам в школе
Слайд 5задачи в процессе обучения грамоте
формирование у дошкольников общей ориентировки
в звуковой системе языка,
обучение их звуковому анализу слова, т.е.
определению порядка следования звуков в слове,
установление различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Слайд 6РАЗВИТИЕ:
общей и мелкой моторики
координации движений
пространственно-временные представления
чувство ритма
зрительно-пространственные представления
фонематической системы
Слайд 7ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
Фонематическая система представляет собой систему фонем языка,
в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В
нашем языке такими признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость, способ образования.
Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:
фонематический слух
фонематическое восприятие
фонематическое представление
фонематический анализ и синтез
Слайд 8ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Слух - это способность человека с помощью
ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой
и речевой.
Не речевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.
Речевой слух - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи.
Различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»
Слайд 9Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы
родного языка (гласных, согласных).
Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с
половиной годам.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка».
Если ребёнок искажает, заменяет, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.
Слайд 10Фонематическое восприятие-это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.
«Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой
согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.
Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:
1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.
2. Умение выделять первый и последний звук в слове.
3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.
4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Слайд 11Фонематические представления
способность придумывать слова с заданным звуком
(в начале,
в конце, в середине слова)
Слайд 12Фонематический анализ и синтез
Фонематический (звуковой) анализ – операция мысленного расчленения
на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
Фонематический
(звуковой)синтез – операция мысленного составления (объединения) элементов (фонем) в различные звукокомплексы.
Слайд 13Грамотная речь –
это залог жизненного успеха ребенка
Слайд 14СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Консультацию подготовили :
учитель-логопед Новикова Наталья Викторовна
учитель-логопед Потапова Ксения Александровна