Слайд 1Консультирование по вопросам ЕГЭ
в
11 классе.
Выполнение части С.
Занятие
подготовлено
учителем-тьютором Антоновой И.В.
Слайд 2Выполнение
части С.
Часть С (сочинение по исходному тексту) представляет особую
трудность. Выполнение её даёт возможность школьникам проявить в процессе создания
собственного текста сочинения (на основе предложенного исходного текста) важные коммуникативные умения:
Слайд 3
«Успехи в словесности должны быть
при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на
всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмеренную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное».
Сперанский, 1810 на открытии Царскосельского лицея.
Слайд 4воспринять адекватно прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
умение
озаглавить текст для проверки соответствия заглавию всех частей своего сочинения;
по
возможности написать такое вступление, в котором был бы виден подход к теме, к выбранной проблеме;
определить одну из основных проблем текста (исходя из К1);
Слайд 5прокомментировать проблему (в соответствии с К2);
пояснить позицию автора в исходном
тексте по выдвинутой проблеме (К3);
выразить своё мнение по проблеме, выбранной
для рассуждения, и проявить к ней своё отношение: написать тезис, привести два аргумента для доказательства, для подтверждения своих мыслей; сделать вывод в этом блоке, сказав о том, что следует из тезиса и аргументов (для выполнения К4);
Слайд 6структурировать всё своё высказы-вание от начала до конца в соответ-ствии
с возможным заголовком, с логикой своей темы (-О чём
я пи-шу?- О смысле отрывка); со своей основной мыслью (-Зачем я пишу, с какой целью?–Чтобы проявить свою филологическую компетентность, показать понимание текста и выра-зить своё отношение к нему); соблю-дать единство замысла в определен-ном типе речи, как правило, в рас-суждении; сделать заключение (пос-ле выводов по К4);
Слайд 7соблюдать единство стиля, в данной речевой ситуации, чаще всего –
публицистического;
находить свои языковые средства для грамотного, точного, лаконичного, эмоционального и
корректного выражения своих мыслей и чувств;
пользоваться отдельными авторскими языковыми средствам для более эффективной передачи содержания и смысла отрывка;
Слайд 8в меру цитировать, не переходя на пересказ текста; по возможности
пользоваться своего рода «подсказками» из заданий А29-А31, т.к. здесь специально
обращается внимание на выражения из текста, тип речи, значение отдельных слов, и из заданий В8,т.к. здесь дается фрагмент рецензии, в которой предлагаются для рассмотрения языковые особенности текста, что, конечно, нужно иметь в виду при написании сочинения;
Слайд 9Графически правильно оформлять работу в правописном плане (орфографически и пунктуационно);
соблюдать по возможности верное графическое изображение русских букв и знаков
препинания в разборчивом почерке для адекватного восприятия написанного проверяющими.
Слайд 10Сведения по критериям.
Во многих работах отсутствуют вступление, которое подготавливает восприятие
основного смысла в содержании сочинения, и заключение, которое подводит итог
работы и согласуется со вступлением. Слабость и неструктурированность работ объясняется также и отсутствием заголовка, что, к сожалению, не требуется по критериям. Поэтому во многих случаях встречается одинаковое безликое начало в такой форме: «В данном тексте…», что происходит из-за недостаточной культуры восприятия текста.
Слайд 11К1. Формулирование проблемы исходного текста удаётся многим. Это умение явное
и распространённое. Проблема часто формулируется верно, но иногда упоминается вскользь,
затем могут быть такие недостатки: общие фразы, отсутствие опоры на текст, отклонение от проблемы, расплывчатость суждений, подмена проблемы, несоотнесённость выбранной проблемы с другими, стремление говорить сразу о разных проблемах, неразличение понятий тема, проблема, проблематика, суждения на бытовом уровне и др.
К2. Комментарии к сформулированной проблеме даются учащимися с трудом. Они не находят точных и нужных слов, чтобы пояснить проблему, хотя сами сделали свой выбор. Часто вместо комментария бывает пересказ, иногда достаточно большой, или цитирование, также не всегда удачное, при этом в суждениях допускается некорректность, штампы, неоправданные повторы, лексическая бедность, фактические неточности.
Слайд 12К3. Отражение позиции автора исходного текста менее затруднительно для 11-классников.
Большинство из них определяло позицию автора, но недостатков, связанных с
этим понятием, много. Выпускники часто не могли увидеть намерение автора, подчас делали это общо, формально, вскользь или уходя в собственные умозаключения, повторяя по нескольку раз одну и ту же мысль; не сформулировав проблему (К1), ученики могли говорить о позиции автора по проблеме, допускали логические и фактические ошибки, путали понятия проблема и авторская позиция, автор и герой; неправильно оформляли отдельные выражения из текста и цитаты; не делили текст сочинения на абзацы, т.к. не понимали их назначения в смысловом членении текста, допускали странные высказывания, например: 1) «Я думаю, автор почувствовал это на себе и решил довести свои глупости до других людей». 2) «Мысли автора сочатся сквозь слова и действия главного героя, руководствуясь этим, я выскажу своё мнение».
Слайд 13К4. Изложение собственного мнения удавалось выпускникам, но вызывало затруднения у
большинства писавших творческую работу, в которой могли быть такие недостатки:
недо-понимание названной проблемы, уход в сторону от неё, неспособность сформулиро-вать своё мнение, выражение его формально словами согласен – не согласен без пояснений в виде аргументов или употребление одного аргумента и частое отсутствие двух необходи-мых высказываний для доказательства; нечёт-кость в рассуждении, замена аргументов риторическими вопросами или наставлениями, некорректное формулирование собственной позиции, неуместная опора на жизненный опыт вместо читательского.
Слайд 14К5. Смысловая цельность, речевая связность и последо-вательность изложения соблюдаются в
большинстве работ, особенно в тех, в которых по 150-200 слов.
Хуже обстоит дело в работах с меньшим количеством слов (70-150), но и в них можно обнаружить коммуникативный замысел, определенную последовательность в изложении своих мыслей, разнообразие речевых средств. Работ, которые не отличаются этими качествами, все-таки не очень много. Для обеспечения смысловой цельности необходимо определить тему в соответствии с выдвинутой проблемой и в специальном предложении выразить основную мысль, что должно быть представлено по четвёртому критерию, но это как раз и является самой большой сложностью для учеников, отсюда и возникают другие недостатки текста: не-стройное изложение, логические ошибки, недостаточная смысловая связность, неудачные связи между фразами и частями фраз, нагромождение лишних фактов, ненужные перечисления и как основное следствие – слабая аргументация своей позиции, неспособность найти два аргумента для доказательства основной мысли.
Слайд 15К6. Точность и выразительность речи – также слабое звено в
творческих работах детей, если прежде всего иметь в виду лексическую
точность речи (употребление слова в соответствии с его лексическим значением) и выразительность речи самого пишущего (т.е.автора создаваемой работы).
По К5 и К6 крайне редки высокие оценки, в основном один или ноль баллов, т.к.в большинстве работ – бедность словаря, лексическая ограниченность. К неправильному употреблению слова подчас прибавляется и фактическая неточность, что снижает оценку содержания.
Выпускники недопонимают отличие понятий: собственный авторский стиль, их индивидуальная манера письма как авторов сочинений и индивидуальный стиль автора произведения. В обоих случаях поэтому они выступают слабо, не особенно заботясь о том, чтобы, во-первых, собственная речь была эмоциональной, выразительной, понятной и простой и, во-вторых, чтобы по ходу высказывания, на протяжении всей работы были хотя бы отдельные замечания по поводу мастерства автора взятого отрывка. В редких работах можно увидеть удачное сочетание этих требований.
Слайд 16К7. Орфографические нормы соблюдаются с трудом, несмотря на небольшой объём
сочинения (более 150 слов). В отдельных работах орфографических ошибок огромное
количество. Наиболее часто встречаются ошибки на следующие правила: дефис в словах разных частей речи, -тся и -ться в глаголах, правописание -н- и -нн- в кратких причастиях и отглагольных прилагательных, не с местоимениями и наречиями, также и так же, падежные окончания прилагательных и причастий и др.
К8. Пунктуационные нормы соблюдаются еще труднее. Очень много ставится необоснованных знаков препинания. Широко распространены ошибки на следующие правила: знаки препинания при обособленных членах предложения в простом предложении, при вводных словах, словосочетаниях, предложениях; в сложных предложениях, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитатах.
Слайд 17К9. Соблюдение норм на разных языковых уровнях (лексики, фразеологии, словообразовании,
морфологии, синтаксиса, стилистики) говорит о понимании школьниками необходимости не разрушать
структуру языкового явления (слова, словосочетания, предложения). Но этого понимания достигают далеко не все. Поэтому лексических (лексическая несочетаемость слов), грамматических ошибок (морфологических и синтаксических) особенно много. Неправильно передается смысл и структура слова, словосочетания, неграмотно употребляются причастные и деепричастные обороты, нарушается структура сложного предложения, некоторые школьники вообще не чувствуют границ частей сложного предложения; синтаксические построения могут быть или слишком перегруженными, или примитивными, бывает много повторов мыслей, нарушаются видовременные связи, встречаются однотипные конструкции, подчинительные средства в начале предложения и мн.др.
Слайд 18К10. Речевые нормы необходимо соблюдать, чтобы не возникали такие нарушения:
употребление слов не того стиля, лексическое однообразие (неоправданные повторы), лексическая
напыщенность, многословность, штампы и др. Однако школьникам это удаётся далеко не всегда: они подчас знают, что сказать, но неумело, неточно выражают свои мысли. Самые распространённые недочёты – неоправданное повторение слов, штампы, реже – тавтология, среди других – злоупотребление официально-деловым стилем, включение в публицистический стиль слов и выражений другого стиля.
К11. Соблюдение этических норм при желании ученикам даётся легко.
К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале удаётся, т.к.последний почти не используется.
Слайд 19Выводы и рекомендации по части С.
Экзамен 2007г. показал, что выпускники
с предложенными заданиями справляются наполовину (средний балл – 50,15%). При
этом они успешно отвечают на вопросы по К1 и К2 (определение проблемы текста и позиции автора). И не составляет для них труда проявить себя по К11 и К12. С остальными критериями дело обстоит гораздо сложнее: только четвертая часть смогла прокомментировать проблему, а с аргументацией собственного мнения еще хуже (только 17% справились на 2 балла). Логичность речи, ее точность и выразительность проявились немного лучше (23,9% и 22,6%). На низком уровне правописная подготовка и речевая развитость. Только последние два пункта «спасают» положение, но это очень лёгкие требования, и результаты здесь непоказательны.
На основе сказанного можно заключить, что в содержании, в структуре, в методах и приёмах обучения родному языку нужны принципиальные изменения, чтобы более успешно учить речи, развивать способность выражать своё мнение и графически верно оформлять написанное.
Слайд 201. На уроках русского языка следует систематически работать с учащимися
над нормами речи в соответствии с разделами языка и стилистической
стороной письменного высказывания, т.к. в речи школьников достаточно много нарушений лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, и особенно стилистических, говорящих о невысоком уровне словоупотребления.
Необходимо больше работать над речью учеников и выражением ими собственного мнения в речевых ситуациях, приближённых к экзаменационным, когда они сами читают ранее незнакомый текст и затем составляют связное высказывание, показывая свой взгляд на одну из проблем.
Важно уделять серьёзное внимание лексической точности речи и её логичности; постоянно учить детей умению пояснять проблему, т.е.говорить о её важности, актуальности, значимости, злободневности.
По возможности нужно находить наиболее эффективные приёмы работы над правописной стороной сочинения, его графическим оформлением, т.к.орфографических и пунктуационных ошибок много.
Слайд 212. Основные требования к сочинениям для учащихся по критериям ЕГЭ
такие:
- самое главное внимание сосредоточить на К1 – К4, выделив
одну из важных проблем текста;
к этим четырём частям текста, главным в содержании, продумать вступление и заключение, подчинив их основной мысли всей работы;
в частях К1 – К4 по возможности использовать опорные слова критериев: проблема исходного текста, комментарий к проблеме (пояснение), позиция автора, своё мнение (свой взгляд, своё отношение);
по К4, определив для себя нужный тезис, привести для его доказательства два аргумента, отражающие согласие или несогласие автора сочинения (учащегося) с автором исходного текста;
суждения по каждому критерию начинать желательно в новом абзаце;
слова и отдельные интересные выражения из текста включать естественным образом в ткань своего сочинения, уместно используя кавычки и косвенную речь;
Слайд 22Не давать перечень языковых средств специальным блоком в середине или
в конце работы;
Не заниматься пересказом содержания текста или его переписыванием;
Писать
просто и понятно, в публицистическом стиле, составляя предложения средней величины;
Сочетать требования по К5 – К12 с логичным структурированием всего текста по К1 – К4;
Не писать слова и предложения, в графическом оформлении которых есть сомнения;
Тщательно проверять с разных точек зрения всю работу, написанную примерно по такому плану: вступительные фразы, четыре блока (по К1 – К4) в основе содержания, два аргумента по К4, заключительные фразы.
Для достижения хороших результатов в сочинениях необходима систематическая и обстоятельная работа по совершенствованию речевых и правописных умений и навыков.
Слайд 23Комментарий.
Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико-синтетической работы,
которая демонстрирует умения находить и пояснять смысловые компоненты.
Комментарий – это
те моменты, которые понимает ученик, выделяя проблему.
Комментарий – это всегда работа с исходным текстом.
Слайд 24Аргументы.
Аргументация – это вид речевого сообщения, который вызывается необходимостью определить
позицию автора.
Аргументы приводятся из художественной, публицистической, научной литературы. Даже только
один такой аргумент оценивается тремя баллами.
Слайд 25Примерный план сочинения.
Общее вступление.
Проблема (Какая? Назвать её)
В чём её характеристика?
Важная почему?
Позиция автора, что он считает.
Я согласен / не согласен:
а)
во-первых,…
б) во-вторых,…
в) заключение.
Общее заключение, выводы.
Слайд 26Вопросы, задаваемые учеником себе.
Как можно сформулировать одну из основных проблем
текста, исходя из его содержания?
Как можно определить основное качество (злободневность)
проблемы, если опираться на важные факты в содержании (суть содержания)?
Слайд 273. Что можно сказать о позиции автора (если иметь в
виду факты содержания, поступки героев и применение автором языковых средств,
речь героев, если они есть)?
4. Каким образом в рассуждении о проблеме, исходя из собственных намерений, можно выразить своё отношение к позиции автора, своё согласие/несогласие с ним в трёх категориях: 1) полностью согласен/не согласен; 2) частично согласен/ не согласен; 3) не согласен совсем.
Слайд 28Шаблон для написания сочинения.
В тексте несколько проблем… (перечислить).
Но меня привлекает
такая-то проблема (одна из них…).
Эта проблема особенно важна, потому что…
И
это видно из содержания, где говорится… (одно предложение).
Можно понять автора, которого возмутил (который рассказал…) эпизод (случай, событие…). Можно привести слова автора (хоть в словосочетании).
Слайд 29Я с автором согласен (в чём?) Почему? Потому что существуют
нормы поведения… Во-вторых, нельзя равнодушно смотреть… Значит, надо бороться с
этим злом...
Цель ученика – понять замысел автора (определить тему, основную мысль, стиль, тип, языковые средства, речь героев); выразить своё мнение при помощи аргументов; можно добавить фоновый материал (ссылки на СМИ, жизненные наблюдения, литературу).
Слайд 30Алгоритм проверки сочинения.
Выделить ту часть сочинения, которая выполняет функции аргументов.
Установить
соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается),
доказать точку зрения.
Оценить степень убедительности.
Установить соответствие аргумента смысловой функции: приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.
Определить количество таких аргументов.