Слайд 1Контрольно-измерительные приборы
Туревский И.С., Соков В.Б., Калинин Ю.Н. Электрооборудование автомобилей: учебное
пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2009
с. 236-260
Слайд 2Назначение КИП
Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля параметров, характеризующих работу автомобиля
в целом и отдельных его агрегатов.
Слайд 3Требования к КИП
Информативность - оценивается временем, необходимым для правильного считывания
информации или количеством ошибок в считывании информации при ограниченном времени
считывания.
Малая чувствительность к пульсациям и изменению напряжения в бортовой сети автомобиля.
Устойчивость к вибрации, перепадам температуры, воздействию агрессивной окружающей среды.
Слайд 4Классификация КИП
1. По способу отображения информации контрольно-измерительные приборы делятся на:
указывающие;
сигнализирующие.
Указывающие приборы имеют шкалу, на которой указываются значения
измеряемого параметра.
Сигнализирующие приборы информируют о критическом значении измеряемого параметра, о функциональном состоянии узла или агрегата автомобиля с помощью звукового или светового сигнала.
Слайд 5Классификация КИП
2. По конструктивному исполнению приборы делятся на:
механические;
электрические;
магнитоэлектрической,
электромагнитной,
импульсной систем.
электронные.
Слайд 6Классификация КИП
3. По назначению контрольно-измерительные приборы подразделяются на:
измерители температуры
(термометры),
измерители давления (манометры),
измерители уровня топлива,
измерители зарядного режима
АКБ (амперметры),
измерители скорости автомобиля и пройденного пути (спидометры, одометры),
измерители частоты вращения двигателя (тахометры),
эконометры,
тахографы.
Слайд 7Контрольно-измерительные приборы
Любой КИП состоит из двух основных узлов: датчика и
указателя.
Датчик преобразует измеряемую физическую величину в электрическую величину, расположен на
контролируемом агрегате.
Указатель преобразует электрическую величину в угол отклонения стрелки, расположен на панели приборов.
Слайд 8Термометры
Для замера температуры на автомобилях наиболее часто устанавливают системы с
магнитоэлектрическим логометрическим указателем и терморезистивным датчиком,
реже—импульсные системы.
Слайд 9Термометры
Терморезистивный датчик:
а — конструкция; б — зависимость сопротивления датчика от
температуры;
1— корпус; 2— токоведущая пружина;
З — изоляционная втулка;
4— контактная втулка; 5— таблетка терморезистора; 6— изолятор; 7—вывод.
Слайд 10Термометры
Термометр с логометрическим указателем:
а — электрическая схема термометра;
б — конструкция магнитоэлектрического логометрического указателя;
1 — каркас; 2
— магнитный экран; 3 — ось стрелки;
4 —обмотки; 5 — постоянный магнит.
Слайд 11Термометры
Термометр с логометрическим указателем:
а — внешний вид магнитоэлектрического логометрического
указателя;
б — электрическая схема включения;
26 — указатель
температуры охлаждающей жидкости;
24 — каркас катушек; 22 — катушки указателя температуры;
43 — датчик указателя температуры; 44 - балансиры магнита и стрелки;
45 — постоянный магнит.
Слайд 12Термометры
Термометр с логометрическим указателем:
а — внешний вид магнитоэлектрического логометрического
указателя;
б— электрическая схема включения;
26 — указатель температуры
охлаждающей жидкости;
24— каркас катушек; 22—катушки указателя температуры; 43—датчик указателя температуры; 44- балансиры магнита и стрелки;
45— постоянный магнит.
Слайд 13Термометр импульсной системы
а — электрическая схема термометра; б — устройство
термобиметаллического датчика; в — устройство указателя импульсной системы; г —
электрическая схема термосигнализатора:
1 — датчик; 2— биметаллическая пластина; З — нагревательная спираль; 4— контакты; 5—указатель; 6— регулировочный сектор; 7— упругая пластина со стрелкой.
Слайд 14Термометр импульсной системы
I
I
t
t
«Холодный» двигатель
«Горячий» двигатель
Iэф
Iэф
Слайд 15Измерители уровня топлива
а — реостатный датчик; б, в — электрическая
схема измерителя соответственно на 12 и 24 В;
1
- реостат; 2- ползунок; 3, 5 - контакты сигнализатора резервного запаса топлива; 4-выводы; 6-ось поплавка; 7-поплавок.
L1,L2,L3 - обмотки логометра; Rд — сопротивление датчика; Rт — резистор термокомпенсации; Rдоб. — добавочный резистор
Слайд 16Измерители уровня топлива с указателем электромагнитной системы
1 — якорек; 2
— стрелка; 3 — полюсные наконечники; 4
— поплавок; L1, L2 – катушки указателя;
Rд — сопротивление датчика.
Слайд 17Измерители давления
а — датчик с реостатным выходом;
б— импульсной системы;
1—
штуцер; 2— мембрана; З— реостат; 4—движок реостата; 5— пластина неподвижного
контакта; 6—биметаллическая пластина со спиралью и подвижным контактом; 7—регулятор;
Слайд 18Измерители давления
в — схема манометра с логометрическим измерителем;
г —
схема манометра импульсной системы;
8 — биметаллическая пластина указателя;
L1, L2,
L3 — обмотки логометра;
Rд, Rт—резисторы датчика и термокомпенсации.
Слайд 19Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи
амперметры;
Электромагнитной системы;
Магнитоэлектрической системы;
вольтметры;
Магнитоэлектрической системы с
подвижной катушкой
Слайд 20Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи
Амперметр электромагнитной системы
1 – латунная шина;
2
– стрелка;
3 – постоянный магнит;
4 – основание;
5 – якорь.
Слайд 21Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи
Амперметр магнитоэлектрической системы
1 – постоянный магнит;
2
– неподвижная катушка;
3 – шунт;
4 – стрелка;
5 – неподвижный постоянный
магнит.
Слайд 22Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи
Вольтметр магнитоэлектрической системы с подвижной катушкой
Слайд 23Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи
Вольтметр:
красный сектор - напряжение 8...11В, батарея
не заряжается;
белый сектор – напряжение 11...12В, батарея не дозаряжается;
зеленый сектор – напряжение 12...15 В, зарядка батареи и работа генераторной установки нормальны;
красный сектор – напряжение 15...16 В, перезарядка батареи, неисправна генераторная установка.
Слайд 24Спидометры
по типу привода могут быть:
с механическим приводом (гибкий вал);
с электроприводом.
по
принципу действия:
магнитоиндукционные;
электронные.
Слайд 25Спидометры
Магнитоиндукционный спидометр:
а — скоростной узел;
1 — приводной вал;
2 — термомагнитный шунт,
3 — магнит; 4 — картушка;
5 — экран-магнитопровод;
6 — регулятор настройки;
7 — пружина; 8 — стрелка;
9 — привод счетного узла;
Слайд 26Спидометры
Магнитоиндукционный спидометр:
б — счетный узел;
10—барабанчик счетного узла; 11—трибка.
Слайд 28Тахометры
Схема электронного тахометра
Слайд 29Неисправности КИП
Спидометр:
Не работает спидометр;
Неправильное показание скорости;
Колебание стрелки спидометра;
Отсутствие показаний
КИП:
Стрелка в исходном положении (обрыв провода от датчика);
Стрелка на максимальном
значении (замыкание на массу);
Неисправность датчика:
полный отказ;
нарушение характеристик.
Неисправность указателя:
механические повреждения;
нарушение электрических соединений.