Разделы презентаций


Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна

Содержание

Томас Сэмюэл Кун (1922-1996)Американский историк и философ науки.Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т.

Куна

Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна

Слайд 2Томас Сэмюэл Кун (1922-1996)
Американский историк и философ науки.
Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных

революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически

сложившейся системы воззрений.
Томас Сэмюэл Кун (1922-1996)Американский историк и философ науки.Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в

Слайд 3Научные революции
это те этапы развития науки, когда происходит смена

исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями.

Научные революции это те этапы развития науки, когда происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями.

Слайд 4Основания науки включают:
идеалы и методы исследования;
научная картина мира;
философские идеи

и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.


Основания науки включают: идеалы и методы исследования;научная картина мира;философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и

Слайд 5В классической науке XVII—XVIII вв.
Идеал - получение абсолютно истинных знаний

о природе.
Метод познания - поиск механических причин, детерминирующих наблюдаемые явления.
Научная

картина мира – имела механический характер, так как любое знание о природе и человеке редуцировалось к фундаментальным законам механики;
Идеи и принципы материалистической философии, которая рассматривала познание как отражение в разуме познающего субъекта свойств объектов, существующих вне и независимо от субъекта.
В классической науке XVII—XVIII вв. Идеал - получение абсолютно истинных знаний о природе.Метод познания - поиск механических

Слайд 6Т. Кун
делил этапы развития науки на периоды «нормальной науки»

и научной революции.

Т. Кун делил этапы развития науки на периоды «нормальной науки» и научной революции.

Слайд 7В период «нормальной науки»
Научное сообщество принимает определенные модели научной

деятельности или парадигмы, в терминологии Куна (парадигма: греч. paradeigma —

пример, образец), и в их рамках решает все научные «задачи-головоломки». В содержание парадигм входят совокупность теорий, методологических норм, ценностных стандартов, мировоззренческих установок.
В период «нормальной науки» Научное сообщество принимает определенные модели научной деятельности или парадигмы, в терминологии Куна (парадигма:

Слайд 8Период «нормальной науки» заканчивается
когда появляются проблемы и задачи, не

разрешимые в рамках существующей парадигмы;
наука «взрывается», и ей на смену

приходит новая парадигма.
Период «нормальной науки» заканчивается когда появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках существующей парадигмы;наука «взрывается», и

Слайд 9Т. Кун выделяет четыре научные революции

Т. Кун выделяет четыре научные революции

Слайд 10Первая научная революция
Научная революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической

науки.

Первая научная революцияНаучная революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки.

Слайд 11Вторая научная революция
произошла в конце XVIII - первой половине XIX

вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной

в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.
Например, биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.
Вторая научная революцияпроизошла в конце XVIII - первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от

Слайд 12Вызов второй революции
нужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития.

Вызов второй революциинужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития.

Слайд 13Центральные проблемы в этот период:
вопросы дифференциации и интеграции научного знания,

полученного в разных научных дисциплинах;
соотношения различных методов научного исследования;
классификация наук

и поиск ее критериев.
Центральные проблемы в этот период: вопросы дифференциации и интеграции научного знания, полученного в разных научных дисциплинах;соотношения различных

Слайд 14Новые объекты исследования
Эта революция была вызвана появлением принципиально новых, не

имеющих места в классической науке объектов исследования, что и повлекло

изменения норм, идеалов, методов.
Новые объекты исследованияЭта революция была вызвана появлением принципиально новых, не имеющих места в классической науке объектов исследования,

Слайд 15Третья научная революция
охватывает период с конца XIX до середины XX

в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике

были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии - генетика, в химии - квантовая химия и т. д. Возникают новые отрасли научного знания - кибернетика и теория систем.
Третья научная революцияохватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих

Слайд 16Идеалы и нормы неклассической науки
базировались на отрицании разумно-логического содержания онтологии,

способности разума строить единственно верную идеальную модель реальности, позволяющую получать

единственно истинную теорию. Допускалась возможность признавать истинность сразу нескольких теорий.
Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумно-логического содержания онтологии, способности разума строить единственно верную идеальную

Слайд 17Изменяется идеал объяснения и описания
Наука признала, что мышлению объект не

дан в его «природном», первозданном состоянии: оно изучает не объект

как он есть «сам по себе», а как явилось в наблюдении его взаимодействия с прибором.
Изменяется идеал объяснения и описания Наука признала, что мышлению объект не дан в его «природном», первозданном состоянии:

Слайд 18Возникла новая картина мира
в которой появилось представление о природе

как сложном динамическом и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем.

Возникла новая картина мира в которой появилось представление о природе как сложном динамическом и иерархизированном единстве саморегулирующихся

Слайд 19Изменились и философские основания науки
Философия ввела в систему обоснований

науки идею исторической изменчивости научного знания, признала относительность истины, разработала

представление об активности субъекта познания.
Изменились и философские основания науки Философия ввела в систему обоснований науки идею исторической изменчивости научного знания, признала

Слайд 20Актуализация случайности
Большое внимание стало уделяться категории случайность, ибо наука открыла

огромную роль случайности в становлении законов необходимости.

Актуализация случайностиБольшое внимание стало уделяться категории случайность, ибо наука открыла огромную роль случайности в становлении законов необходимости.

Слайд 21Четвертая научная революция
началась в последней трети XX вв. и

сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития

науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией, но и саморазвитием.
Четвертая научная революция началась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на

Слайд 22Синергетика
(греч. synergeia - совместный, согласованно действующий) - это направление

междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в

открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т. д.).
Синергетика (греч. synergeia - совместный, согласованно действующий) - это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития

Слайд 23Было выявлено
что материя в ее форме неорганической природы способна

при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения

порядка из хаоса, беспорядка.
Было выявлено что материя в ее форме неорганической природы способна при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые

Слайд 24Значение открытия самоорганизации системы
Это открытие было революционным, ибо прежде наука

признавала эволюцию только в сторону увеличения энтропии системы, т. е.

увеличения беспорядка, дезорганизации, хаоса.
Значение открытия самоорганизации системыЭто открытие было революционным, ибо прежде наука признавала эволюцию только в сторону увеличения энтропии

Слайд 25Система
в своем развитии проходит через точки бифуркации (состояния неустойчивости) и

в эти моменты она имеет веерный набор возможностей выбора направления

дальнейшего развития.
Системав своем развитии проходит через точки бифуркации (состояния неустойчивости) и в эти моменты она имеет веерный набор

Слайд 26Эффект взрыва
Реализоваться этот выбор может путем небольших случайных воздействий,

которые являются своеобразным «толчком» системы в формировании новых устойчивых структур.


Эффект взрыва Реализоваться этот выбор может путем небольших случайных воздействий, которые являются своеобразным «толчком» системы в формировании

Слайд 27Фактор человеческой ответственности
постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности,

требующими принципиально новых познавательных стратегий.

Фактор человеческой ответственностипостнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стратегий.

Слайд 28Картина мира
строится на основе идей эволюции и исторического развития

природы и человека. Все специальные картины мира, которые формируются в

различных науках, уже не могут претендовать на адекватность.
Картина мира строится на основе идей эволюции и исторического развития природы и человека. Все специальные картины мира,

Слайд 29Сценарии вместо моделей
Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным

поведением не пригодны статические идеальные модели. Требуется строить сценарии, включая

в них точки бифуркации и возможные пути развития систем.
Сценарии вместо моделейДля изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели. Требуется

Слайд 30Нормы и идеалы постнеклассической науки
объяснение и описание исследуемого объекта

не может быть ценностно-нейтральным. В составе объективно истинного анализа будут

присутствовать аксиологические факторы, а ориентация на истинность будет соотноситься с этическими и гуманистическими принципами.
Нормы и идеалы постнеклассической науки объяснение и описание исследуемого объекта не может быть ценностно-нейтральным. В составе объективно

Слайд 31Философские основания постнеклассической науки
Философия фиксирует зависимость научного познания от

социальности и состояния культуры, с ее ценностными и мировоззренческими ориентациями.

Многие особенности философских оснований постнеклассической науки выражены в философии постмодерна.
Философские основания постнеклассической науки Философия фиксирует зависимость научного познания от социальности и состояния культуры, с ее ценностными

Слайд 32Научные революции были одновременно сменой типов рациональности

Научные революции были одновременно сменой типов рациональности

Слайд 33Тип научной рациональности
это состояние научной деятельности, представленной как отношение

«субъект - средства исследования - объект» и направленной на получение

объективной истины.
Тип научной рациональности это состояние научной деятельности, представленной как отношение «субъект - средства исследования - объект» и

Слайд 34Классический тип рациональности
в научной деятельности, понятой как отношение «субъект

- средства - объект», выделяет объект в качестве главного компонента

указанного отношения.
Классический тип рациональности в научной деятельности, понятой как отношение «субъект - средства - объект», выделяет объект в

Слайд 35Цель исследователя
как можно полнее исключить из теоретического объяснения и описания

объекта все, что относится к субъекту, средствам и методам познания.


Цель исследователякак можно полнее исключить из теоретического объяснения и описания объекта все, что относится к субъекту, средствам

Слайд 36Неклассический тип рациональности
в отличие от классического, характеризуется осознанием влияния познавательных

средств на объект.

Неклассический тип рациональности в отличие от классического, характеризуется осознанием влияния познавательных средств на объект.

Слайд 37Цель исследователя
в отношении «субъект - средства - объект» внимание исследователя

акцентируется на объекте и одновременно на средствах.

Цель исследователяв отношении «субъект - средства - объект» внимание исследователя акцентируется на объекте и одновременно на средствах.

Слайд 38Слабая сторона позиции
не осознается тот факт, что цели науки,

определяющие стратегии исследования и способы формирования, выделения объектов, обусловлены мировоззренческими

и ценностными установками, доминирующими в культуре.
Слабая сторона позиции не осознается тот факт, что цели науки, определяющие стратегии исследования и способы формирования, выделения

Слайд 39Постнеклассический тип рациональности
это выход на уровень осознания того факта,

что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его

взаимодействия со средствами (а значит, соотносятся и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта.
Постнеклассический тип рациональности это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только

Слайд 40Позиция субъекта влияет
на содержание знаний об объекте не только в

силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в

силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Позиция субъекта влияетна содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур,

Слайд 41Смена типов рациональности
есть процесс углубления рефлексивной работы мышления, сопровождающей

познавательную деятельность.

Смена типов рациональности есть процесс углубления рефлексивной работы мышления, сопровождающей познавательную деятельность.

Слайд 42Постнеклассический тип рациональности
В эпоху техногенной цивилизации определение стратегии научного

поиска с необходимостью должно включать гуманистические ориентиры, т. е. вопросы,

связанные с человеком и его жизнью на планете Земля.
Постнеклассический тип рациональности В эпоху техногенной цивилизации определение стратегии научного поиска с необходимостью должно включать гуманистические ориентиры,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика