Слайд 1Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т.
Куна
Слайд 2Томас Сэмюэл Кун (1922-1996)
Американский историк и философ науки.
Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных
революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически
сложившейся системы воззрений.
Слайд 3Научные революции
это те этапы развития науки, когда происходит смена
исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями.
Слайд 4Основания науки включают:
идеалы и методы исследования;
научная картина мира;
философские идеи
и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.
Слайд 5В классической науке
XVII—XVIII вв.
Идеал - получение абсолютно истинных знаний
о природе.
Метод познания - поиск механических причин, детерминирующих наблюдаемые явления.
Научная
картина мира – имела механический характер, так как любое знание о природе и человеке редуцировалось к фундаментальным законам механики;
Идеи и принципы материалистической философии, которая рассматривала познание как отражение в разуме познающего субъекта свойств объектов, существующих вне и независимо от субъекта.
Слайд 6Т. Кун
делил этапы развития науки на периоды «нормальной науки»
и научной революции.
Слайд 7В период «нормальной науки»
Научное сообщество принимает определенные модели научной
деятельности или парадигмы, в терминологии Куна (парадигма: греч. paradeigma —
пример, образец), и в их рамках решает все научные «задачи-головоломки». В содержание парадигм входят совокупность теорий, методологических норм, ценностных стандартов, мировоззренческих установок.
Слайд 8Период «нормальной науки» заканчивается
когда появляются проблемы и задачи, не
разрешимые в рамках существующей парадигмы;
наука «взрывается», и ей на смену
приходит новая парадигма.
Слайд 9Т. Кун выделяет четыре научные революции
Слайд 10Первая научная революция
Научная революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической
науки.
Слайд 11Вторая научная революция
произошла в конце XVIII - первой половине XIX
вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной
в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.
Например, биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.
Слайд 12Вызов второй революции
нужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития.
Слайд 13Центральные проблемы
в этот период:
вопросы дифференциации и интеграции научного знания,
полученного в разных научных дисциплинах;
соотношения различных методов научного исследования;
классификация наук
и поиск ее критериев.
Слайд 14Новые объекты исследования
Эта революция была вызвана появлением принципиально новых, не
имеющих места в классической науке объектов исследования, что и повлекло
изменения норм, идеалов, методов.
Слайд 15Третья научная революция
охватывает период с конца XIX до середины XX
в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике
были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии - генетика, в химии - квантовая химия и т. д. Возникают новые отрасли научного знания - кибернетика и теория систем.
Слайд 16Идеалы и нормы
неклассической науки
базировались на отрицании разумно-логического содержания онтологии,
способности разума строить единственно верную идеальную модель реальности, позволяющую получать
единственно истинную теорию. Допускалась возможность признавать истинность сразу нескольких теорий.
Слайд 17Изменяется идеал
объяснения и описания
Наука признала, что мышлению объект не
дан в его «природном», первозданном состоянии: оно изучает не объект
как он есть «сам по себе», а как явилось в наблюдении его взаимодействия с прибором.
Слайд 18Возникла новая картина мира
в которой появилось представление о природе
как сложном динамическом и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем.
Слайд 19Изменились и философские основания науки
Философия ввела в систему обоснований
науки идею исторической изменчивости научного знания, признала относительность истины, разработала
представление об активности субъекта познания.
Слайд 20Актуализация случайности
Большое внимание стало уделяться категории случайность, ибо наука открыла
огромную роль случайности в становлении законов необходимости.
Слайд 21Четвертая научная революция
началась в последней трети XX вв. и
сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития
науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией, но и саморазвитием.
Слайд 22Синергетика
(греч. synergeia - совместный, согласованно действующий) - это направление
междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в
открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т. д.).
Слайд 23Было выявлено
что материя в ее форме неорганической природы способна
при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения
порядка из хаоса, беспорядка.
Слайд 24Значение открытия самоорганизации системы
Это открытие было революционным, ибо прежде наука
признавала эволюцию только в сторону увеличения энтропии системы, т. е.
увеличения беспорядка, дезорганизации, хаоса.
Слайд 25Система
в своем развитии проходит через точки бифуркации (состояния неустойчивости) и
в эти моменты она имеет веерный набор возможностей выбора направления
дальнейшего развития.
Слайд 26Эффект взрыва
Реализоваться этот выбор может путем небольших случайных воздействий,
которые являются своеобразным «толчком» системы в формировании новых устойчивых структур.
Слайд 27Фактор человеческой ответственности
постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности,
требующими принципиально новых познавательных стратегий.
Слайд 28Картина мира
строится на основе идей эволюции и исторического развития
природы и человека. Все специальные картины мира, которые формируются в
различных науках, уже не могут претендовать на адекватность.
Слайд 29Сценарии вместо моделей
Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным
поведением не пригодны статические идеальные модели. Требуется строить сценарии, включая
в них точки бифуркации и возможные пути развития систем.
Слайд 30Нормы и идеалы постнеклассической науки
объяснение и описание исследуемого объекта
не может быть ценностно-нейтральным. В составе объективно истинного анализа будут
присутствовать аксиологические факторы, а ориентация на истинность будет соотноситься с этическими и гуманистическими принципами.
Слайд 31Философские основания постнеклассической науки
Философия фиксирует зависимость научного познания от
социальности и состояния культуры, с ее ценностными и мировоззренческими ориентациями.
Многие особенности философских оснований постнеклассической науки выражены в философии постмодерна.
Слайд 32Научные революции были одновременно сменой
типов рациональности
Слайд 33Тип научной рациональности
это состояние научной деятельности, представленной как отношение
«субъект - средства исследования - объект» и направленной на получение
объективной истины.
Слайд 34Классический тип рациональности
в научной деятельности, понятой как отношение «субъект
- средства - объект», выделяет объект в качестве главного компонента
указанного отношения.
Слайд 35Цель исследователя
как можно полнее исключить из теоретического объяснения и описания
объекта все, что относится к субъекту, средствам и методам познания.
Слайд 36Неклассический тип
рациональности
в отличие от классического, характеризуется осознанием влияния познавательных
средств на объект.
Слайд 37Цель исследователя
в отношении «субъект - средства - объект» внимание исследователя
акцентируется на объекте и одновременно на средствах.
Слайд 38Слабая сторона позиции
не осознается тот факт, что цели науки,
определяющие стратегии исследования и способы формирования, выделения объектов, обусловлены мировоззренческими
и ценностными установками, доминирующими в культуре.
Слайд 39Постнеклассический тип рациональности
это выход на уровень осознания того факта,
что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его
взаимодействия со средствами (а значит, соотносятся и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта.
Слайд 40Позиция субъекта влияет
на содержание знаний об объекте не только в
силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в
силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Слайд 41Смена типов рациональности
есть процесс углубления рефлексивной работы мышления, сопровождающей
познавательную деятельность.
Слайд 42Постнеклассический тип рациональности
В эпоху техногенной цивилизации определение стратегии научного
поиска с необходимостью должно включать гуманистические ориентиры, т. е. вопросы,
связанные с человеком и его жизнью на планете Земля.