Слайд 1
Концептуальные основы
профессионально-прикладной
физической культуры (ППФК)
Слайд 2Каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими
характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств
личности.
Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длится от 1 года до 5-7 лет. Поэтому учебные заведения, обучающие профессиональной деятельности (вузы, техникумы, ПТУ и др. ) для повышения качества выпускаемых специалистов развивают специфические физические качества, физиологические функции, психические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями.
Слайд 3
Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к
трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Профессионально-прикладная физическая подготовка – специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных средств, форм и методов физического воспитания, обеспечивающий формирование и совершенствование специальных двигательных, психофизиологических и личностных свойств и качеств, определяющих успешность овладения профессией.
Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне физических и психических качеств человека необходимых для обеспечения его готовности к выполнению определенной деятельности, обеспечение функциональной устойчивости к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков.
Цель ППФП – используя специальные упражнения, сформировать прикладные личностные, специальные двигательные и физические качества и функции, обеспечивающие успешность овладения профессией и дальнейшее совершенствование в ней.
Слайд 4
Анализ характера рабочих движений является определяющим объективным фактором ППФП. Рабочие
движения в своей массе стереотипны и в то же время
качественно разнообразны. Рабочие движения присущие конкретной профессиональной деятельности обуславливают специфическое психофизиологическое воздействие на организм. Здесь учитывается совокупность наиболее выраженных особенностей рабочих движений, таких как тип движения (нажимные, ударные, вращательные и т.п.), особенности согласованности и последовательности движений рук, ног и туловища.
Особые внешние условия деятельности предъявляют специфические требования к психофизической подготовленности человека к определенной профессии. Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (неудобная рабочая поза, ограничение двигательной активности, плохое освещение, повышенная температура микроклимата и др.) вызывают дополнительные напряжений функций организма.
При анализе факторов влияющих на конкретное содержание ППФП необходимо также учитывать и такие как:
режим труда и отдыха;
особенности динамики работоспособности;
специфика профессионального утомления и заболеваемости.
Слайд 5Задачи ППФП определяются
требованиями конкретной профессии
и формулируются следующим образом:
создание предпосылок биологической адаптации, позитивно влияющей на психофизиологический и собственно
профессиональный аспекты профадаптации на основе оптимизации соотношений двигательной и вегетативных функций;
2. формирование специальных прикладных физических качеств и их компонентов; настоящим предусматривается специальная тренировка нетрадиционными видами физкультурной деятельности и специально подобранными движениями тех качеств, которые не поддаются воздействиям при использовании традиционных видов спорта (например, ручной ловкости, гибкости и быстроты пальцев рук и т.п.);
3. формирование и совершенствование прикладных личностных свойств и качеств, обеспечивающих социально-психический аспект профадаптации (к примеру, решительности, смелости, организаторских качеств и т.п.) за счет ролевого участия в ППФД с использованием специальных упражнений.
Слайд 6
4. обеспечение профессионально-прикладного физического развития, заключающегося в совершенствовании и коррекции
телосложения в соответствии с профессиональными требованиями за счет изменения форм
и функций организма;
осуществление комплекса профдиагностических и профконсультационных мероприятий с целью выявления и оценки соответствия собственно физического статуса профессиональным требованиям. Решение настоящей задачи есть основа успешной профориентации;
6. формирование профессионально значимых «ключевых» физиологических функций: функциональной подвижности (лабильности) нервной системы; концентрации мышечных усилий и нервного возбуждения; интегрального образа должного рабочего (спортивного) движения (действия); точности кинестезии;
7. приобретение специальных теоретических знаний для успешного освоения ППФП и применение их в трудовой деятельности.
Слайд 7
Чтобы лучше представить себе возможности
ППФП, остановимся
несколько подробнее на ее составляющих.
Прикладные знания - это
те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.
Слайд 8 После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные
черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм
человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными (например, для водителя статическая выносливость, оператора общая выносливость, буровика сила, ткачихи тонкая двигательная координация).
Поскольку профессий в настоящие время более тысячи, их унифицируют по условиям труда и характеру двигательной деятельности в группы (например, группа профессий операторского профиля программисты, диспетчеры, операционисты и т.д.).
Требования к физическим способностям и двигательным навыкам в этих группах будут примерно одинаковыми, хотя узкая специальность их будет иметь определенную специфику.
Слайд 9
Прикладные умения и навыки необходимы во многих профессиях. Одни обеспечивают
безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ (ходьба
на лыжах, плавание, гребля, лазание по вертикальной и наклонной лестнице, бег по трапам, перенос тяжестей и т.п.), другие способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации производственных задач (управление автотранспортом, езда на лошади и т.п.).
Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся определенными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, различными видами конного спорта и т.д., а также прошедший профессионально-прикладную подготовку в процессе физического воспитания и освоивший важнейшие прикладные элементы из этих видов спорта для целого ряда профессий.
Слайд 10Прикладные психические качества и свойства личности.
Каждая профессия предъявляет
свои требования к психическим качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения);
мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми.
Всем психическим качествам и свойствам личности присуща определенная подвижность, практически все психические качества можно развивать определенными физическими упражнениями и занятиями прикладными видами спорта, но лабильной психических качеств и свойств личности существенно ниже по сравнению с физическими и психофизическими качествами, поэтому в профессиональной работе по ряду профессий применяется профессиональный отбор, который подразумевает систему мероприятий, позволяющую выявить людей способных более успешно овладевать профессией.
Слайд 11
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в
форме теоретических и практических занятий.
Учебный материал должен
быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.
Слайд 12Результаты освоения теоретического, методического и практического подраздела ППФП оцениваются в
соответствии со специальными требованиями и нормативами, разрабатываемыми кафедрой физического воспитания
для каждого факультета. Требования устанавливаются с учетом профиля выпускаемых специалистов. Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебной дисциплине «физическая культура». В каждом семестре рекомендуется выполнять не более 2—3 зачетных тестов. Студенты специального отделения, а также освобожденные от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.
Допуск к обязательной итоговой аттестации после завершения полного курса обучения по учебной дисциплине «Физическая культура» предполагает, что студенты должны выполнить обязательные практические тесты по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворительно».
Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса. В общий перечень вопросов включаются материалы из теоретического и методико-практического разделов ППФП.