Слайд 1
| Преподаватели ОАО «РЖД» Коркина И.В. | 2017
Предмет: «Электрические
машины»
Тема: «Устройство обмоток якоря и их характеристики»
Профессия: «Машинст электровоза»
Ярославское
подразделение Северного УЦПК
Слайд 2 Цель
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Изучить устройство
и применение обмоток якоря машин постоянного тока.
Слайд 3 План занятия
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Обмотка якоря
и ее основные части.
Простая петлевая обмотка.
Простая волновая обмотка.
Применение петлевой и
волновой обмоток.
Сложные и комбинированные обмотки.
Слайд 4Обмотка якоря и ее основные части
| Преподаватели ОАО «РЖД»
| 2017
Обмотка якоря - это замкнутая система проводников, определенным образом
уложенных в пазы сердечника якоря и присоединенных к коллектору. Она состоит из отдельных секций, которые могут объединяться в катушки.
Секция - это часть обмотки, расположенная между двумя коллекторными пластинами, следующие одна за другой по ходу обмотки. Все секции между собой соединены последовательно, и конец последней секции соединен с началом первой. Секции могут быть одновитковые и многовитковые.
Слайд 5Обмотка якоря и ее основные части
| Преподаватели ОАО «РЖД»
| 2017
Схемы одновитковой (а) и многовитковой (б) секций:
1 —
активные проводники; 2 — лобовая часть;
3 — активная сторона; 4 — коллекторные пластины
Слайд 6Обмотка якоря и ее основные части
| Преподаватели ОАО «РЖД»
| 2017
Секцию обмотки укладывают в пазы таким образом, чтобы одна
из ее активных сторон находилась в верхнем слое, а другая — в нижнем. На схемах стороны секции, расположенные в верхнем слое, изображают сплошными линиями, а в нижнем слое — штриховыми.
Слайд 7Обмотка якоря и ее основные части
| Преподаватели ОАО «РЖД»
| 2017
Верхняя активная сторона одной секции и нижняя активная сторона
другой секции, уложенные в одном пазу образуют элементарный паз Zэ
Для якорной обмотки можно записать:
где Zэ - элементарный паз,
S – число секций в обмотке якоря,
К – число коллекторных пластин.
Полюсное деление – это часть поверхности якоря, приходящаяся на один полюс, м
D – диаметр якоря, м
2р – число главных полюсов в машине.
Слайд 8Обмотка якоря и ее основные части
| Преподаватели ОАО «РЖД»
| 2017
Концы секций присоединяют к коллекторным пластинам, при этом к
каждой пластине присоединяют конец одной секции и начало следующей т.е. на каждую секцию приходиться одна коллекторная пластина.
Слайд 9Обмотка якоря и ее основные части
| Преподаватели ОАО «РЖД»
| 2017
Обмотки якоря подразделяются на две основные группы: волновые (последовательные)
и петлевые (параллельные)
В электрических машинах применяются обмотки якоря следующих типов:
простая волновая,
простая петлевая,
сложная волновая,
сложная петлевая
комбинированная.
Слайд 10Обмотка якоря и ее основные части
| Преподаватели ОАО «РЖД»
| 2017
Форма якорных катушек при волновой (а) и петлевой (б)
обмотках:
1, 4 — пазовые части (верхняя и нижняя стороны); 2, 5 — задняя и передняя лобовые части; 3 — задняя головка; 6 — концы секций, припаиваемые к коллектору
Слайд 11Простоя петлевая обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
При изготовлении
петлевой обмотки сначала последовательно соединяют секции, расположенные под одним полюсом,
а затем соединяют секции, расположенные под следующим полюсом. Начало и конец каждой секции присоединяются к соседним коллекторным пластинам. За один обход по якорю укладывается вся обмотка.
Число параллельных ветвей (2а) равно числу главных полюсов в машине (2р). Условие 2а = 2р выражает основное свойство простой петлевой обмотки: чем больше число полюсов, тем больше параллельных ветвей имеет обмотка, следовательно, тем больше щеточных пальцев должно быть в машине.
Слайд 12Простоя петлевая обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 13Простоя петлевая обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Для выполнения
обмотки необходимо знать ее результирующий шаг у, который представляет собой
расстояние между расположенными в одном слое активными сторонами двух следующих друг за другом секций.
у = у1 - у2
у1-первый частичный шаг обмотки по якорю – это кротчайшее расстояние между активными сторонами первой секции,
у2 -второй частичный шаг обмотки по якорю – это расстояние между активной стороной нижнего слоя второй обмотки и активной стороной верхнего слоя первой секции.
шаг по коллектору ук.- это расстояние между двумя коллекторными пластинами, к которым присоединены начало и конец одной секции.
Слайд 14Простоя петлевая обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Развернутая в
плоскости схема простой петлевой обмотки
Параллельные ветви простой петлевой обмотки
Слайд 15Простоя петлевая обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Параллельные ветви
простой петлевой обмотки
Слайд 16Простоя волновая обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Соседние секции
располагаются под разными парами полюсов. За один обход по якорю
укладывается столько секций, сколько пар полюсов имеет машина. Конец последней по обходу секции присоединяется к коллекторной пластине, находящейся рядом с исходной.
вид волновой обмотки (а) и схема соединения ее секций (б)
Слайд 17Простоя волновая обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Для выполнения
обмотки необходимо знать ее результирующий шаг у , первый у1
и второй у2 частичные шаги, а также шаг по коллектору ук.
Число параллельных ветвей (2а) независимо от числа полюсов (2р) всегда равно двум.
Слайд 18Простоя волновая обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Развернутая в
плоскости схема простой волновой обмотки
Параллельные ветви простой волновой обмотки
Слайд 19Простоя волновая обмотка
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
Слайд 20 Применение петлевой и волновой обмоток
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2017
При одинаковом количестве полюсов и секций в обмотке якоря петлевая
обмотка имеет больше параллельных ветвей, поэтому применяется в машинах, рассчитанных на большие токи (тяговые двигатели электровозов и тепловозов, а также электровозные генераторы возбуждения, используемые при рекуперации).
Волновая обмотка имеет больше секций в каждой параллельной ветви, поэтому применяется в машинах, рассчитанных на большие напряжения (вспомогательные машины электровозов и электропоездов с U=1500—3000 В, и у некоторые тяговые двигателей электропоездов.).
Слайд 21Сложные и комбинированные обмотки
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2017
Сложные обмотки представляют несколько простых, уложенных на одном якоре и
присоединенных к одному коллектору. Число параллельных ветвей пропорционально числу простых обмоток в сложной.
Комбинированная обмотка представляет собой сочетание петлевой и волновой обмоток. Она имеет наилучшие характеристики, но из-за технологической сложности изготовления применяется редко.
Слайд 22Сложные и комбинированные обмотки
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2017
Слайд 23Сложные и комбинированные обмотки
| Преподаватели ОАО «РЖД» |
2017
Слайд 24Домашнее задание
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2017
А.Е. Зорохович «Основы
электротехники для локомотивных бригад», стр. 107-115.
А.В. Грищенко «Электрические машины и
преобразователи подвижного состава», стр. 18-26.
А.А. Дайлидко «Электрические машины тягового подвижного состава », стр. 21-28.
Работа с конспектом.
Подготовка к опросу по пройденному материалу.
Слайд 25
Спасибо за внимание
Желаю успехов!
| преподаватели ОАО «РЖД» |
2017