Слайд 1Методические рекомендации по подготовке к ВПР по русскому языку
Трунцева Т.Н.,
доцент кафедры
методики преподавания гуманитарных
и художественно-эстетических
дисциплин, к.п.н.
Слайд 2Содержание ВПР
Каждый вариант диагностической работы состоял из двух частей и
включал в себя: 5 класс– 12 заданий; 6 – класс14
заданий, различающихся по форме и уровню сложности.
Все способы представления языкового материала в виде заданий:
активно используются в практике преподавания русского языка в 5 и 6 классах в соответствии с содержанием программы по русскому языку,
известны школьникам и являются основой для формирования предметных компетенций.
Слайд 3ВПР: 5-6 классы
Диагностическая работа представляла собой системно выстроенные задания, связанные
с проверкой способности обучающихся владеть:
нормами современного русского языка (орфографическими и
пунктуационными (5 кл. – задания 1-9; 6 кл. – задания 1-8);
умениями обнаруживать орфографические и пунктуационные явления в тексте (5 кл. – задания 1; 4-7; 6 кл. – задания 1; 3; 5; 7; 8);
умениями анализировать орфографические и пунктуационные явления в предъявленном материале (5 кл. – задания 2-7; 6 кл. – задания 2-7);
умениями практического использования орфографических (5 кл. – задания 1; 8-12; 6 кл. – задания 1, 9-14) и пунктуационных явлений в письменной речи (5 кл. – задания 1; 8-9; 6 кл. – задания 1; 9-11; 14);
умениями практического использования орфоэпических норм (5 кл. – задание 3; 6 кл. – задание 4 (поставьте знак ударения в словах);
умениями, связанными с восприятием смысловой структуры текста (5 кл. – задание 8; 6 кл. – задание 9 : Определите и запишите основную мысль текста)
Слайд 4умениями, связанными с восприятием логической структуры текста, на которое было
направлено задание 9 (5 класс), предполагающее:
а) выбор учеником фрагмента
текста для обоснования тезиса, предложенного в задании;
б) интерпретацию фрагмента текста;
в) компрессию фрагмента текста;
умениями создавать небольшое речевое высказывание (задание 8: Определите и запишите основную мысль текста; задание 9, в котором необходимо конструирование ответа в форме синтаксической единицы (1-2 предложения);
ВПР: 5-6 классы
Слайд 5ВПР: 5-6 классы
умениями, связанными с отображением логической структуры текста, на
которое было направлено задание 10 (6 класс), предполагающее:
а) составление
и словесное фиксирование плана текста из трех пунктов;
б) т.ч. интерпретацию текста;
в) в т.ч. компрессию текста;
умениями создавать небольшое речевое высказывание (задание 9: Определите и запишите основную мысль текста; задание 11, в котором необходимо конструирование ответа в форме синтаксических единиц (1-2 предложения); задание 14, которое предполагало конструирование текста (не менее 2 предложений) на основе объяснения значения фразеологизма (с гулькин нос) и включения фразеологизма в свой текст.
Слайд 6ВПР: 5-6 классы
умениями, связанными с восприятием функционально-типологической структуры текста (задание:
5/6 кл. – задание 10; );
умениями, связанными с восприятием и
интерпретацией языковой структуры текста и его единиц:
5 кл.- задания 2, включающие языковые разборы слов, в т.ч. фонетический, морфемный, морфологический, а также синтаксический разбор предложения;
6 кл. – задание 2: морфемный и словообразовательный; морфологический, синтаксический разбор предложения);
Слайд 7ВПР: 5-6 классы
задание 11– 5 кл.; задание –12 6 кл.
предполагают выявление лексической единицы по ее значению;
задание12 –
5 кл. направлено на выявление антонимической пары слов в условиях указанного контекста;
задание13 – 6 кл. направлено на выявление синонимической пары;
задание14. – 6 кл. – на осмысление фразеологической единицы.
Слайд 8ВПР: 5-6 классы
В задании 1 ученику предлагалось переписать текст 1,
раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).
Слайд 9ЗАДАНИЕ 1 (5 КЛАСС)
Наибольшую сложность вызвали слова, написание которых требует
знания и применения правил в соответствии с темами:
Правописание суффиксов: чик
(мальчики); оч+ н (сказочными)
Правописание приставок: раз/рас (расположение); от (отделы); об (обстановка); пред (предвечерняя); ис (исследовал).
Непроизносимые согласные: (известно, солнца.
Безударная проверяемая и непроверяемая гласная в коне слова: (животное, мебель, желтым, зеркала, темнели, картины, стеклянная, коридор, товарища, голову, (не)дают).
Слайд 10Чередующаяся гласная в корне: (растительный, блестели).
Написание окончаний прилагательных (усадебного, сказочными,
предвечерний).
Звонкие и глухие согласные: сквозь, складки.
Написание падежных окончаний существительных с
предлогом: в случае опасности.
Написание окончаний глаголов (ощупывает, находиться, остается).
Написание слов с разделительным Ь: птичью, крылья.
Не с глаголами: не дают.
ЗАДАНИЕ 1 (5 КЛАСС)
Слайд 11ЗАДАНИЕ 1 (6 КЛАСС)
Наибольшую сложность вызвали слова, написание которых требует
знания и применения правил в соответствии с темами:
Правописание приставок и
предлогов: раз/рас (рассохся); через; рассматривал; от (отзовется).
Непроизносимые согласные: (небезопасное, путешествие, прекрасных, лестница, чудесная).
Безударная проверяемая и непроверяемая гласная в коне слова: (стоял, сосновом, тянуло, деревянный, скрипучие, половицы, предмет, композитора, глаза, удавалось, усмехался, удивительное, потерявшая).
Слайд 12ЗАДАНИЕ 1 (6 КЛАСС)
Чередующаяся гласная в корне: (пробирался).
Написание окончаний прилагательных
(сосновом).
Звонкие и глухие согласные: легко.
Написание падежных окончаний существительных, существительных с
предлогом: в доме, жаром.
Написание окончаний глаголов ( (не) подойдешь, начнется, отзовется.
Написание слов с разделительным Ь: удивительное, листьев.
Не/ни с разными частями речи: невысокий, недовольства, не подойдешь, ничего, не скрипнуло, небезопасное, необычных.
Слайд 13ЗАДАНИЕ 1 (6 КЛАСС)
Наибольшую сложность вызвали также слова и выражения,
написание которых требует знания и применения правил в соответствии с
темами:
Правописание имен собственных: Чайковский.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи: выглядело, прищуривал, рассматривал, ликовал, деревянный.
Слов с соединительной гласной: путешествие.
Написание через дефис: что-то.
Написание приставок пре/при: прекрасное.
Оформление предложения с прямой речью : …ликовал: «Победа!»
Слайд 14ЗАДАНИЕ 1 (5/6 КЛАССЫ)
5 класс - максимальный балл: 9
К1-соблюдение орфографических
норм: 4 балла (максимальный балл) – 62 %
К2 – соблюдение
пунктуационных норм: 3 балла (максимальный балл) – 50%
К3 – правильность списывания текста: 2 балла (максимальный балл) – 91%
6 класс - максимальный балл: 9
К1-соблюдение орфографических норм 4 балла (максимальный балл)- 59 % максимальный балл
К2 – соблюдение пунктуационных норм – 39% обучающихся набрали максимальный балл – 3 балла
К3 – правильность списывания текста – 92% обучающихся набрали максимальный балл – 2 балла
Слайд 15Выводы:
Предметные умения еще не сформированы в должной мере:
большинство
обучающихся не умеют различать виды орфограмм и применять правила;
у
некоторых не сформирован навык синтаксического анализа предложения (имеет место пропуск знаков препинания в предложениях или неправильно поставлен знак препинания в конце предложения);
у многих обучающихся не сформированы регулятивные универсальные учебные действия (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы);
у некоторых детей не сформирован навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как один из видов речевой деятельности.
Слайд 16ЗАДАНИЕ 2 (5/6 КЛАССЫ)
Предполагает знание признаков основных языковых единиц и
нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;
морфемный разбор – на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки, синтаксическую роль слова в качестве части речи;
Слайд 17ЗАДАНИЕ 2 (5/6 КЛАССЫ)
синтаксический разбор − на выявление уровня предметного
учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения
их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
5 КЛ.- МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ: 12
К1-выполнение фонетического разбора (КРЫЛЬЯ) -3 балла – 54 %.
К2 – выполнение морфемного разбора (БРОНЗОВУЮ) – 3 балла – 85 %.
К3 – выполнение морфологического разбора (СТЕКЛЯННАЯ) – 3 балла – 57%.
К4 – выполнение синтаксического разбора предложения (ЗДЕСЬ НАХОДИТСЯ ОБСТАНОВКА УСАДЕБНОГО ДОМА) – 3 балла – 59%.
Слайд 18ЗАДАНИЕ 2 (5/6 КЛАССЫ)
6 КЛ.- МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ: 12
К1 – выполнение
морфемного разбора (СОСНОВОМ) – 84% обучающихся набрали максимальный балл. (5
кл. – 85 %)
К2 - выполнение словообразовательного разбора - 59% обучающихся набрали максимальный балл.
К3 – выполнение морфологического разбора (ЗАПОЕТ)- 46% обучающихся набрали максимальный балл. (5 кл. – 57 %)
К4 – выполнение синтаксического разбора предложения - 60% обучающихся набрали максимальный балл.
Слайд 19
ЗАДАНИЕ 3 (6 КЛАСС)
Задание нацелено на проверку:
учебно-языкового умения распознавать
заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и
буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове;
познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей);
коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Слайд 20ЗАДАНИЕ 3 (6 КЛАСС)
Правильно определено и выписано слово, в котором
количество букв и звуков не совпадает (СТОЯЛ) – 1 балл
- 84% обучающихся набрали максимальный балл.
Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове – 1 балл. 72 % обучающихся набрали максимальный балл (5 кл. – 54 %)
Результаты выполнения задания показали, что учащиеся владеют базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава,
осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове.
Но в то же время следует отметить несформированность данных умений у некоторых обучающихся, которые частично приступали к выполнению задания.
Слайд 21Задание 3 (5 кл.)= заданию 4 (6 кл.)
Задание нацелено
на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного
языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
Максимальный балл: 2.
5 кл. Верно поставлено ударение во всех словах (банты, красивее, позвонит, каталог ( 2 балла) – 64 %).
6 кл. Верно поставлено ударение во всех словах (позвоним, случай, туфля, шкафы): (2 балла) – 69 % обучающихся набрали максимальный балл.
Выводы. У учащихся частично сформированы коммуникативные УУД: владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.
Слайд 22Задание 4 (5 кл.) = заданию 5 (6 кл.)
Задание
проверяет предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их
формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия.
Максимальный балл 5.
Обозначение частей речи в предложении: «От (пр.) лесного (прил) пожара (сущ.) овраги (сущ) и (с.) опушки (сущ) березовой (прил.) рощи (сущ.) почернели (гл.)». Верно определены все части речи в предложении ( 3 балла) – 76%.
Указание отсутствующих частей речи. Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи – 2 балла – 52%.
.
Слайд 23Задание 4 (5 кл.) = заданию 5 (6 кл.)
Верно
определены все части речи в предложении «Многочисленные (прил.) ручьи (сущ.)
впадают (гл.) в (пр.) это (мест.) озеро (сущ.) и (с.)приносят (гл.) сто (числ.) тонн (сущ.) солей (сущ.)» – 3 балла.
69 % обучающихся набрали максимальный балл ( 5 кл. – 76 %)
Выводы. У учащихся частично сформировано предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи; познавательные (осуществлять классификацию) универсальные учебные действия.
Слайд 24Задание 5,6,7 (5 класс)
Задания проверяют ряд предметных умений:
учебно-языковое опознавательное
умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное
предложение);
умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;
объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы (задание 5);
а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему).
Слайд 25
Задания 5,6
Задание 5. Распознавание предложения с прямой речью и
расстановка знаков препинания. Правильно определено предложение (Капитан ответил: «Большая Медведица
похожа на перевернутый ковш».) Верно расставлены знаки препинания ( 2 балла) –56%
Составление схемы предложения. Схема составлена верно ( 2 балла) – 40%
Задание 6 (максимальный балл: 3).
Распознавание предложения с обращением и расстановка знаков препинания. Правильно определено предложение (Сначала, Витя, разомни пластилин в ладонях). Верно расставлены знаки препинания (2 балла) – 56 %.
Объяснение основания выбора предложения. 1 балл – 48 %
Слайд 26
Задание 7 (5 класс).
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.
Правильно определено
сложное предложение ( Листочки под тяжестью дождя провисают, и тогда
капли с листочков стекают на землю). Верно расставлены знаки препинания (2 балла) – 59%.
Объяснение основания выбора предложения (1 балл ) – 47 %.
Выводы. Результаты выполнения показали, что для учащихся сложным оказалось задание 6.
Не сформировано учебно-языковое опознавательное умение (опознавать обращение);
умение применять синтаксическое знание в практике правописания;
пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма.
Слайд 27Задание 7, 8 (6 класс)
Проверяют ряд предметных умений:
учебно-языковое
опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными
в именительном падеже (7);обращение (8),
умение применять синтаксическое знание в практике правописания;
пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;
Обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем;
а также универсальные учебные действия:
регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания),
коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).
7:
Распознавание предложения (Радуга – удивительное природное явление) и расстановка тире (1 балл) - 88 %.
Обоснование. Верно обоснован выбор предложения – 1 балл. - 47 %
Слайд 28Задание 7, 8 (6 класс)
У учащихся сформировано предметное учебно-языковое
умение анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой
организации и функциональных особенностей, распознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении выбора тире и места его постановки в предложении. Но большинство не написали обоснование, что привело к потере балла.
Слайд 29Задание 8 (6 класс)
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания. Правильно
определено предложение с обращением (Отчего ты, ландыш серебристый, радуешь так
взоры?), верно расставлены знаки препинания ( 2 балл) – 59 %.
Обоснование. Верно объяснен выбор предложения (1 балл) – 56%.
Вывод: у половины учащихся сформировано предметное учебно-языковое умение анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей,
распознавать предложения с обращением, однородными членами, двумя грамматическими основами;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Слайд 30Задание 6 (6 класс)
Задание проверяет умение распознавать случаи нарушения
грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей
речи и исправлять эти нарушения; регулятивные ууд - осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; универсальные учебные действия.
Верно выписаны и исправлены две формы (в обоих странах (обеих); брат более старше (старше) (2 балла) - 60 %.
Вывод.У учащихся сформировано предметное учебно-языковое умение опознавать распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения. Невнимательное прочтение задания привело к потере балла (искали 1 ошибку).
Слайд 31Задания 8=9 (5, 6 кл)
на основании адекватного понимания обучающимися письменно
предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом
чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
(5 кл). Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нем употреблены слова в свойственном им значении ( 2 балла) – 47 % (Ежик – загадочный друг детства. У него есть свои секреты, которые человеку предстоит разгадать)
(6 кл) Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нем употреблены слова в свойственном им значении (2 балла) – 51 % (САМБО – гордость российского спорта. В его основе – самозащита без оружия. Это гуманный способ защиты, им можно гордиться)
Слайд 32Задание 9 = 11(5 кл.)
Задание 9 (5 кл.) и задание
11 (6 кл.) предполагают ориентирование в содержании текста, понимание его
целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
(5 кл.)Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что всем знакомый еж - загадочный зверек? Запишите ответ
(6 кл.) Почему, по мнению автора текста, самбо является гордостью российского спорта?
Максимальный балл: 2.
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочет или 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка (5 кл. – 61% ; 6 кл. – 66 %).
Слайд 33Задания 9 (5 кл.) и 11 (6 кл.)
Результаты выполнения
заданий 9 (5 кл.) и 11 (6 кл.) показали:
обучающиеся частично
владеют навыком осмысленного чтения;
слабо ориентируются в содержании текста;
затрудняются в нахождении требуемой информации, в подтверждении выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения);
слабо соблюдаются нормы построения предложения и словоупотребления.
Слайд 34Задание 10 (5 кл.)
Задание 10 предполагает ориентирование в содержании
текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации
(познавательные универсальные учебные действия), проверку предметного коммуникативного умения опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13-15 текста. Запишите ответ.
Дан правильный ответ – 1 балл - 22%
Вывод. Результаты выполнения показали, что обучающиеся не владеют навыком осмысленного чтения, слабо ориентируются в содержании текста, затрудняются в нахождении требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия), затрудняются в коммуникативном умении опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте.
В ВПР для 6 кл. задания подобного формата не представлены.
Слайд 35Задание 10 (6 кл.)
Задание 10 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять
информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана
в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления;
вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).
В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трех пунктов, словосочетания или предложения построены правильно, в них употреблены слова в свойственном им значении (3 балла) - 62 %
Результаты выполнения показали, что обучающиеся частично владеют навыком осмысленного чтения, плохо ориентируются в содержании текста, затрудняются осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме.
Слайд 36Задания 11 (5 кл)// 12 (6кл.)
Задание 11 (5 кл.). В
предложениях 12-14 найдите слово со значением «любящий говорить правду, честный».
Выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст. Дан правильный ответ (правдивый). (1 балл) –76%
Задание 12 (6 к.). Определите и запишите лексическое значение слова «пожаловал» из предложения 5 («… что за гость к ним пожаловал»). Выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Слайд 37Задания 11 (5 кл)// 12 (6кл.)
Общее в 11(5 кл.) и
12 (6 кл.) заданиях: предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение
в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Задание 12 (6 кл.)
Верно объяснено значение слова (пришел) (1 балл) – 78 % обучающихся набрали максимальный балл (ср. 76 – 5 кл.)
Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочет или одна орфографическая ошибка, или одна пунктуационная, или одна грамматическая (2 балла) – 43 %.
Выводы. Результаты выполнения показали, что обучающиеся 5 кл. владеют умением распознавать слово по его лексическому значению –76%. Результаты выполнения 12 задания (6 кл.) показали, что обучающиеся владеют навыком распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на контекст, адекватно его формулировать, но затрудняются использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании.
Слайд 38Задания 12 (5 кл)// 13 (6кл.)
Задание 12 (5 кл). В
предложениях 11-13 найдите антоним к слову «дикий» и выпишите его.
Задание проверяет предметное учебно-языковое умение находить антоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Дан правильный ответ (домашний) (1 балл) – 87%
Задание 13. Определите стилистическую окраску слова «дюжий» из предложения 5, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. В задании проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Верно определена стилистическая окраска слова (разговорное, возможно: просторечное) (1 балл) - 41 %.
Верно подобран синоним к данному слову (здоровый, сильный, крепкий) (1 балл) - 62 %
Слайд 39Задания 12 (5 кл)// 13 (6кл.)
Выводы.
Результаты выполнения задания 12 (5
кл) показали, что обучающиеся в достаточной мере владеют умением находить
антоним слову с опорой на указанный в задании контекст.
Результаты выполнения задания 13 (6 кл) показали, что обучающиеся затрудняются в распознавании стилистической принадлежности слова, но с подбором к слову синонимов справились.
Слайд 40Задание 14 (6 кл.).
Задание 14. Определите значение фразеологизма «с
гулькин нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию,
в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Задание 14 предполагает:
распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение);
умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия),
умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения);
Слайд 41Задание 14 (6 кл.).
Задание 14 нацелено на:
адекватное понимание обучающимися
письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия);
на выявление уровня владения
обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия);
на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Верно объяснено значение фразеологизма (очень мало) (2 балла) - 72%
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения (Мы с ребятами делали декорации для спектакля и раскрашивали стены за́мка белой краской. Её осталось буквально с гулькин нос, а ведь нам надо было ещё нарисовать белоснежные горы) (2 балла) - 55 %
Слайд 42Задание 14 (6 кл.).
Вывод: частично сформированы
умения распознавать значение фразеологической
единицы (учебно-языковое умение);
умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного
опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия),
умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения);
адекватное понимание письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия),
владение национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия);
осознание эстетической функции русского языка (личностные результаты).