Слайд 1КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ
Арам Ильич Хачатурян
Слайд 2Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна
Инструментальный концерт — Концерт
(итал. concerto, лат. concertus) музыкальное сочинение, написанное для одного или
нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения
Слайд 3Арам Ильич Хачатурян
Энергичный, порывистый, увлекающийся, не очень организованный, но бесконечно преданный
любимому искусству…
Слайд 4Арам Ильич Хачатурян
Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) — российский и армянский композитор,
народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического
Труда (1973), доктор искусствоведения.
Слайд 5В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях АИ. Хачатуряна тональная система
европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Балеты «Гаянэ» (1942)
и «Спартак» (1954), 3 симфонии (1934-47), концерты для фортепьяно (1936), скрипки (1940) и виолончели (1946) с оркестром, музыка к драме «Маскарад» Лермонтова(1941). Профессор Московской консерватории, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1951). Выступал как дирижер. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).
Слайд 6Первые же профессиональные опыты Хачатуряна, появившиеся в конце 1920-х и
начале 1930-х годов, — пьесы и соната для скрипки и
фортепиано, пьесы для фортепиано (в том числе популярная Токката), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано — обнаружили в нем художника со стихийным мелодическим даром, незаурядным чувством гармонического колорита, экстравертным артистическим темпераментом.
Слайд 7Концерты
Концерт для фортепиано с оркестром (1936)
Концерт для скрипки с оркестром
(1940)
Концерт для виолончели с оркестром (1946)
Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром
(1961)
Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963)
Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)
Слайд 8Концерт для скрипки с оркестром
Концерт для скрипки с оркестром написан
Хачатуряном в пору творческой молодости. Его музыка передаёт характерное для
композитора страстное упоение земной красотой, поющей, животворящей, лучезарной.
Слайд 9Это произведение принадлежит к числу популярнейших творений советской музыки. Эта
популярность во многом связана с достоинствами сочинения. С особой силой
здесь проявился дар композитора создавать музыку, опирающуюся на народное творчество.
Слайд 10В Концерте для скрипки с оркестром композитором ярко нарисованы музыкальные
картины из жизни народов Армении. А. Хачатурян – мастер оркестрового
колорита, его оркестровая палитра многоцветна, необыкновенно красочна. По яркости и сочности оркестровых красок её нередко сравнивают с живописью Сарьяна. Концерт написан в традиционной трехчастной форме. Отличительной особенностью данного произведения является применение приема монотематизма: во 2-й части и в финале проводятся темы 1-й части. В этих темах варьируется темп, фактура, ритм и динамика, тем самым изменяется образное значение основных тем: драматические и лирические темы 1-й части превращаются в образы народного праздника и веселья. Концерт отличается оптимизмом и жизнеутверждением, виртуозным блеском и всепроникающей народностью.
Слайд 11Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна прозвучали в исполнении
Давида Ойстраха. Именно ему посвятил Хачатурян свой концерт
Слайд 12А.И. Хачатурян – композитор XX века, представитель того пласта музыкальной
культуры, в котором отражены мысли и чувства нашего современника, жизнь
и быт нашей эпохи.
Дом-музей Арама ИЛЬИЧА Хачатуряна