Слайд 1
Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту
освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность
при неожиданных ситуациях.
Развитие координационных способностей
Слайд 2
Компоненты координационных способностей
Слайд 3Факторы влияющие на проявления координационных способностей:
1) способности человека к точному
анализу движений;
2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;
3) уровень
развития других двигательных способностей;
4) смелость и решительность;
5) возраст;
6) запас разнообразных двигательных умений и навыков.
Слайд 4Критерии проявления координационных способностей:
Время освоения нового движения или какой-то комбинации.
Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с
изменившейся ситуацией.
Биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий или их комплексы (комбинации).
Слайд 5Критерии проявления координационных способностей:
Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам
техники (динамическим, временным, пространственным).
Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.
Экономичность двигательной деятельности,
связанная с умением расслабляться по ходу выполнения движений.
Слайд 6Сенситивный период развития
координационных способностей:
Возрастной период с 6 до 12
лет является наиболее благоприятным (сенситивным) для развития координационных способностей
Слайд 7
Задачи развития координационных способностей
Слайд 8Средства развития координационных способностей:
физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие
элементы новизны;
общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы
мышц;
освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья;
Слайд 9Средства развития координационных способностей:
подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба,
фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный
спорт;
упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий;
специальные упражнения для совершенствования координации движений с учетом специфики избранного вида спорта, профессии.
Слайд 10Методы развития координационных способностей:
целостного упражнения;
расчлененного упражнения;
вариативного (переменного) упражнения;
игровой;
соревновательный.
Слайд 11Метод вариативного упражнения содержит следующие группы методических приемов:
1-я группа –
приемы строго заданного варьирования двигательного действия:
а) изменение направления движения;
б) изменение
силовых компонентов;
в) изменение скорости или темпа движений;
г) изменение ритма движений;
д) изменение исходных положений;
е) варьирование конечных положений;
ж) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение;
з) изменение способа выполнения действия.
Слайд 12Метод вариативного упражнения содержит следующие группы методических приемов:
2-я группа –
приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
а) усложнение привычного
действия добавочными движениями;
б) комбинирование двигательных действий;
в) зеркальное выполнение упражнений.
Слайд 13Метод вариативного упражнения содержит следующие группы методических приемов:
3-я группа –
приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:
а)
использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;
б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования;
в) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата;
г) совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления;
д) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль.
Слайд 14Метод вариативного упражнения содержит следующие группы методических приемов:
4-я группа –
приемы не строго регламентированного варьирования:
а) варьирование, связанное с использованием необычных
условий естественной среды;
б) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования;
в) игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов.
Слайд 15Методические подходы совершенствования
координационных способностей:
1. Систематическое обучение новым двигательным умениям
и навыкам;
2. Применение любых физических упражнений, но желательно с наличием
в них элементов сложности и новизны;
3. Использование эффекта отрицательного «переноса» двигательных навыков;
4. При развитии способности сохранять равновесие (статическое или динамическое) применяют два методических подхода:
- использование упражнений на равновесие в условиях, затрудняющих его сохранение;
- совершенствование вестибулярного анализатора;
Слайд 16Методические подходы совершенствования
координационных способностей:
5. Совершенствование пространственно-динамической точности движений осуществляется
по двум методическим направлениям:
- совершенствование способности точно оценивать пространственные условия
двигательных действий.
- непосредственное выполнение заданий на точность (точно нанести удар в боксе, послать мяч в указанный сектор ворот, передать шайбу партнеру).
6. Преодоление нерациональной мышечной напряженности.
Слайд 17Особенности дозирования нагрузки в процессе развития КС:
Необходимо строгое соблюдение принципа
систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, т.к. это приводит
к потере мышечных ощущений.
Упражнения на развитие КС необходимо применять по возможности часто, однако нельзя доводить организм до заметного утомления.
Слайд 18Рекомендации при занятиях на развитие КС
а) заниматься необходимо в хорошем
психофизическом состоянии;
б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления;
в) в структуре
отдельного занятия, совершенствование КС, желательно планировать в начале основной части;
г) интервалы между повторениями отдельных порций нагрузки должны быть достаточными для восстановления работоспособности.
Слайд 19Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития КС:
1) варианты
челночного бега 3 х 10 м или 4 х 10
м из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов;
2) прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту приземления; определяют также частное от деления длины прыжка из и.п. спиной вперед к длине прыжка из и.п. лицом вперед; чем ближе это число к единице, тем выше координационные способности применительно к прыжковым упражнениям;
Слайд 20Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития КС:
3) три
кувырка вперед из и.п. о.с. на время выполнения; определяют также
точное время выполнения этого же теста с установкой сделать кувырки в два раза медленнее, учитывают допущенные при этом ошибки;
4) метание предметов (например, теннисных мячей из и.п. сед ноги врозь из-за головы) ведущей и не ведущей рукой на дальность;
5) метание всевозможных предметов на точность попадания в цель; например, теннисного мяча в концентрические круги и другие мишени с расстояния 25–50% от максимальной дальности метания отдельно для каждой руки;
Слайд 21Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития КС:
6) бег
(например, на 10 м) с изменением направления движения и обеганием
трех стоек только с. правой и только с левой стороны; то же, но выполняется с ведением мяча только правой и только левой рукой (ногой) или ведение мяча (шайбы) клюшкой, а также учитывается разность во времени выполнения этих заданий;
7) специально разработанные подвижные игры-тесты: «Пятнашки», «Охотники и утки», «Борьба за мяч» - для комплексной оценки общих координационных способностей.