Слайд 1Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский колледж культуры и
искусства»
Преподаватель - О.В. Быкова
Древнегреческая трагедия
Слайд 2
Театр, трагедия и комедия возникли в Древней Греции более 2500
лет назад в честь Великих Дионисий
Бог Дионис
Слайд 3
Дионисийская сцена.
Роспись краснофигурного кратера
Слайд 4Вакханки приносят в жертву быка богу Дионису
Слайд 6Дифирамбы- хвалебные песни.
Корифей – предводитель сатиров, позже в хоре так
называли его предводителя.
Слайд 7Эсхил (525-456 гг. до н.э) – древнегреческий драматург, отец европейской
трагедии. Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвященные общей теме,
ввёл второго актёра.
Слайд 8
Сцена убийства Орестом Эгисфа. Эсхил. «Орестея». Роспись краснофигурной амфоры. Южная
Италия
Слайд 9Смерть Агамемнона.
Джон Флаксман.
Слайд 10
Смерть Эгисфа. Роспись краснофигурной пелики. 500-480 гг. до н.э.
Вена.
Художественно-исторический музей
Слайд 11
Орест и Электра на могиле Агамемнона. Краснофигурная амфора. 360-350 гг.
до н.э. Античная коллекция, Женева
Слайд 12Атлант и Прометей,
которого терзает орел Зевса.
Роспись чернофигурного килика
Слайд 13Софокл – (496/5-406 гг. до н. э.) — знаменитый афинский трагик. Он увеличил
число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до
15, сократил хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски. Поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни.
Слайд 14Эдип перед Сфинксом. Софокл. «Царь Эдип». Роспись краснофигурного килика
Слайд 15
Сцена из спектакля «Антигона».
МХАТ им. А.П. Чехова
Слайд 16Актёры театра «Комеди Франсез»
в костюмах для спектакля «Царь Эдип»
Слайд 17Антигона. Фрагмент росписей апулийской амфоры. IV в. до н.э.
Собрание
Джатто, Италия
Слайд 18
Антигона перед Креонтом.
Рисунок амфоры. Британский музей.
Слайд 19Антигона и Исмена. Софокл «Антигона»
Волютный кратер
Слайд 20Еврипид (480-406 гг. до н.э.) – древнегреческий драматург, представитель новой
аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.
Слайд 21Торжество Медеи над Ясоном.
Еврипид. «Медея».
Роспись краснофигурной вазы. Южная
Италия
Слайд 22Медея и Ясон возле священного дуба.
Фрагмент росписи краснофигурной амфоры
Слайд 23Кадры из фильма П. Пазолини «Медея»,
в роли Медеи Мария
Каласс
Слайд 25Аристофан (444 г.до н.э.— между 387и 380 гг. до н.э.,) —древнегреческий
комедиограф, «отец комедии».
Слайд 26Сцена из спектакля «Лисистрата». Афины, 1957 г.
Слайд 27В III веке до н.э. большой популярностью у зрителей пользуется
новая аттическая комедия Менандра
Слайд 28Структура древнегреческой трагедии
Трагедии начинались пародом – песнью хора, идущего по
орхестре. В позднейшее время он сменился прологом (завязка) – это
все до первой песни хора, обычно рассказ, экспозиция. Потом шел стасим – песнь стоячего хора. Затем эписодий – появлялся протагонист (первый актёр). Потом шло чередование стасимов и эписодиев. Эписодий заканчивался коммосом – совместной песнью героя и хора. Вся трагедия заканчивается эксодом (уход хора) – песнью вообще всех.
Слайд 29Парод — песнь хора, который спускается по архитектурному пароду (проход,
разделяющий сектора амфитеатра) на орхестру.
Стасим (букв.: стоячая песнь) —
хоровая партия, во время которой хор находится на орхестре; стасим делился на симметричные куплеты — строфу и антистрофу, число стасимов в пьесе могло колебаться от трех до пяти.
Строфа (букв.: поворот) — первая часть песни хора, во время которой он начинал движение по орхестре до поворота.
Антистрофа (букв.: противоповорот) вторая часть песни хора, движущегося по орхестре в обратном направлении после поворота.
Эпод — «припев», которым иногда замыкались строфа и антистрофа.
Эскод (букв.: уход) — заключительная песнь хора, следующая за последним стасимом, с этой песней хор покидал орхестру.
Слайд 30Пьеса – литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Слайд 31Пьеса состоит из:
Структура пьесы включает в себя текст действующих
лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, содержащие
обозначение места действия, особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т.д.). Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда – с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т.п.
Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие – явления, эпизоды, картины.
Слайд 32Жанр - вид художественного
произведения
Слайд 33Греки создали три типа пьес: трагедии, которые говорили о возвышенном,
например о чести и доблести; сатирические пьесы, язвительные и насмешливые;
и комедии, полные клоунских трюков и забавных недоразумений.
Слайд 34
КОМЕДИЯ - ( от греч. komos – весёлая толпа и
oide –песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые
вызывают смех. В комедии - действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.
ТРАГЕДИЯ-(от греч.tragos – козёл и oide – песнь - буквально «козлиная песнь») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.
САТИРОВСКАЯ ДРАМА - или иначе игривая трагедия (y древних греков особый вид драматической поэзии, существовавший наряду с трагедией и комедией). Первоначально - местные веселые сценические представления на Пелопоннесе. Их основными персонажами были сатиры из свиты Диониса.
Слайд 35Очень часто древнегреческие авторы брали сюжеты для своих пьес из
мифов
Мельпомена – муза трагедии
Талия – муза комедии
Слайд 36 Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра.
Именно в туда лёгкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник
сам тип зрелища. На пороге III тысячелетия лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются к древнегреческой драматургии, стремятся воссоздать формы античного театра, приспособив их к требованиям со временной сцены. Спектакли по произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида с большим успехом ставят в Росси и за рубежом Питер Штайн (Германия), Теодорос Терзопулос (Греция), Тадаши Судзуки (Япония) и другие.