Слайд 1
Краткая характеристика периодов эволюции отношения общества и государства к лицам
с отклонениями в развитии
(в Беларуси)
По материалам книги И.М.БоблА, И.Ю.Макавчик
Слайд 2I период – IX-X вв. Беларусь в составе
Киевской Руси
Истоки дефектологических воззрений белорусского народа имеют древнерусскую и даже праславянскую основу:
Общественная забота об «аномальных детях»;
в Киево-Печерском монастыре призревали убогих и обучали ремеслам и начаткам грамоты;
-
Слайд 3Введение христианства определило правовое положение «аномальных» людей под патронатом церкви
Особенности
I периода :
Слайд 4Особенности I периода :
Также в данный период - нахождение белорусских
земель в составе Великого княжества Литовского (XIII-ХVI вв.),
Отсутствуют данные
о создании специально организованного общественного призрения «аномальных» детей на белорусских землях в период вхождения их в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Речи Посполитой (XVI- ХVIII вв.) и
воссоединения с Россией.
Слайд 5Особенности I периода :
В «Статуте Великого княжества Литовского» (1565г.) содержится
статья «О человеку слепому»;
В XVI в. в Бресте действовали польские
и «русские» дома призрения;
Слайд 6Особенности I периода :
Православные братства
с XVI по XVIII в. в
Бераруси существовало 370 шпиталей почти на 3000 мест.
Слайд 7II период «От осознания необходимости призрения инвалидов к
осознанию возможности обучения глухих и слепых детей»
работа с глухонемыми Якуба
Фальковского в
г. Щучине (1815);
открытие Минской школы
глухонемых и
заикающихся еврейских
детей (1888);
Слайд 8II период «От осознания необходимости призрения инвалидов к
осознанию возможности обучения глухих и слепых детей»
основание школы для глухих
в г. Витебске (1896);
открытие в Минске училища для слепых мальчиков (1897).
Слайд 9II период «От осознания необходимости призрения инвалидов к
осознанию возможности обучения глухих и слепых детей»
С образованием БССР начались
преобразования в школах для слепых и глухонемых (Минск), впервые были открыты специальные учреждения для умственно отсталых детей (Витебск, Гомель, Минск, Могилев и др.)
Все учреждения для «дефективных» детей вошли в государственную систему народного образования
1925г. Белорусский институт для глухонемых (в Мстиславле) и умственно отсталых детей (в Витебске).
Слайд 10III период «От осознания возможности обучения детей с
сенсорными нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»
характеризуется кардинальным
изменением отношения
к аномальным детям
введением всеобщего обязательного начального обучения.
Слайд 11III период «От осознания возможности обучения детей с
сенсорными нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»
открытие школы
для глухонемых в г.Минске (1920 г.);
открытие вспомогательной
школы в г. Витебске (1920);
Слайд 12III период «От осознания возможности обучения детей
с сенсорными нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»
открытие
детских домов для умственно отсталых детей в г.Гомеле (1920) и в г.Могилеве (1921);
Слайд 13III период «От осознания возможности обучения детей
с сенсорными нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»
в
1923-1924 уч.году начались поиски приемлемой системы учреждений для «аномальных» детей.
в 1924 г. осуществлена реорганизация структуры действующих школ и детских домов;
Слайд 14III период «От осознания возможности обучения детей с сенсорными
нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»
открытие Мстиславского института
глухонемых (1925);
открытие Витебского института умственно отсталых (1925) и др.
Слайд 15III период «От осознания возможности обучения детей с сенсорными
нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»
В БССР в
1925 г. положено начало общественному дошкольному воспитанию почти всех категорий «аномальных» детей.
Наиболее интенсивно в этот период развивалась сеть учреждений для умственно отсталых детей.
Слайд 16IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей
к дифференцированной системе специального образования.»
большое внимание уделялось проблемам ранней диагностики
аномального развития ребенка дифференциации сети учреждений дошкольного воспитания и обучения детей с ОПФР;
1940 – 1941гг.в РБ
действует 32 школы
по специализации;
Слайд 17IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей
к дифференцированной системе специального образования.»
вспомогательные школы – семилетки - были
преобразованы в восьмилетние школы для умственно отсталых детей;
школы для детей с нарушениями слуха и зрения приступили к осуществлению неполного среднего и среднего образования;
Слайд 18IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей
к дифференцированной системе специального образования»
1 октября 1943г., через 3 дня
после освобождения г. Мстиславля Могилевской области, возобновила свою работу Мстиславская школа слуха и речи, преобразованная в феврале 1944г. в Республиканскую школу беспризорных глухонемых подростков на 150 человек.
Слайд 19IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей
к дифференцированной системе специального образования.»
В марте 1945г. – возобновили действие
5 школ для глухонемых.
приказа Министерства просвещения БССР 1947г. «О работе спецшкол БССР»
Слайд 20IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей
к дифференцированной системе специального образования.»
В январе 1948г. СМ БССР принял
постановление «Об открытии в БССР санаторно-лесных школ и школ для умственно отсталых детей»,
1949 г. укомплектована первая вспомогательная школа (в Витебске) лишь в январе 1949г.
Слайд 21V период «От равных прав к равным
возможностям»
произошло значительное расширение логопедических пунктов и стационаров;
постановление Совета Министров БССР 1952 г.
«О мероприятиях по борьбе с глухотой и глухонемотой и улучшение обслуживания глухонемых и глухих»,
что предусматривало создание сурдологопедических кабинетов в Минске (1952г.) в Витебске (1953г.),
Слайд 22V период «От равных прав к равным
возможностям»
В 1959г. при Мстиславской школе глухих открыт логопедический стационар для заикающихся детей.
впервые в Беларуси появились новые типы школ – для слабослышащих и позднооглохших (1961),
- для слабовидящих детей (1963),
Слайд 23V период «От равных прав к равным
возможностям»
Расширялась сеть учреждений для «аномальных» дошкольников:
в 1963г. в Минске открывается Республиканский детский дом для глухих на 135 мест, созданы дошкольные группы при Копцевичской и Ошмянской школах глухих;
в 1965г. открывается детский сад №235 для умственно отсталых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи в Минске, ряд групп для детей с нарушениями речи при массовых детских садах в Минске, Витебске и Могилеве.
Слайд 24V период «От равных прав к равным
возможностям»
Открываются школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (1964)
детей с тяжелыми нарушениями речи (1966);
Слайд 25V период «От равных прав к равным
возможностям»
В 80-е гг. школы для умственно отсталых в республике:
27 вспомогательных школ расположено в городах,
28 – в сельской местности.
В Минской области работает 14 школ (4 из них – в Минске), в Гомельской и Витебской – по 10, а в Брестской, Гродненской и Могилевской – по 7 школ.
Слайд 26V период «От равных прав к равным
возможностям»
открытие школы для детей с задержкой психического развития (1980);
Развивалась сеть логопедических пунктов при массовых школах и в учреждениях здравоохранения БССР.
в 1985г. при школах, поликлиниках и диспансерах республики работало 349 логопедов.
Слайд 27V период «От равных прав к равным
возможностям»
Повышение квалификации дефектологов в послевоенные годы достигалось за счет систематической методической работы непосредственно в школах, обучения на педагогических курсах, семинарах и совещаний по отдельным отраслям дефектологии, проводившихся в РСФСР и на Украине
Слайд 28V период «От равных прав к равным
возможностям»
Развивалась сеть логопедических пунктов при массовых школах и в учреждениях здравоохранения БССР.
В 80-х годах в республике насчитывалось
27 вспомогательных школ в городах;
28 вспомогательных школ в сельской местности;
В Минской обл. работало 14 школ;
В Гомельской и Витебской по 10 школ, в Брестской и Гродненской, Могилевской по 7 школ .
Слайд 29Литература:
Бобла, И. М. История становления и развития специального образования детей с особенностями
психофизического развития в Беларуси : пособие / И. М. Бобла, И. Ю. Макавчик. –
Минск : БГПУ, 2010. – 180 с.