Слайд 2Философия античности
VIII- VI вв до н.э. Поиски первоначала, первосубстанции. Натурфилософия
(созерцательная )
Представители: Фалес, Анаксимен, Гераклит из Эфеса, Анаксимандр (вода, воздух,
огонь, апейрон);
IV – III – высокий интеллектуализм Платона, Сократа, Аристотеля (Добро, Человек, этика, любовь, государство, ответственность)
II-I- эллинизм. Поиски смысла жизни в период Греко- персидских войн (киники, скептики, эпикурейцы, стоики)
Слайд 3Философия Античности
Объекты изучения : ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА;
ОБЩЕСТВО
Слайд 4Философия средних веков
V – XV в.в. – ТЕМНЫЕ века философии
Философия-
служанка богословия;
Объект изучения: БОГ, религиозные учения;
инакомыслие преследуется;
Запреты: нельзя изображать
тело человека, лечить болезни народными средствами(вмешательство в божий промысел- смертный грех)
Слайд 5Представители
АВГУСТИН;
АБЕЛЯР;
ФОМА АКВИНСКИЙ
5 доказательств о существовании бога;
еретики, алхимики,
ведьмы, колдуны…
Слайд 6Новое время
XVI – XIX в.в.Исходная точка философии: мыслящий субъект,
разумный человек
Декарт «для истины необходим метод».С простых идей начинается наука.
Идеи берутся из сознания , благодаря науке. Пользуясь своим методом он ввел понятия переменной величины и функции,, закон сохранения импульса, ввел представление об импульсе.
Совет: «Сложное объясняйте простым, предполагайте порядок, даже там, где объекты мышления даны в беспорядке»
Слайд 7Новое время
Джон Локк : учение об опыте и эксперименте», «Все
равны перед законом»
Галилей и Ньютон;
Фрэнсис Бэкон:»Знания – сила»
Пути получения знаний:
паука, пчелы и муравья;
Ученым необходимо оказывать царские почести;
Слайд 8Немецкая классическая философия Проблемы разума
Что такое разум?
Сущность разума? Происхождение?
Объект изучения- разум. И. Кант, Ф. Гегель, Л. Фейербах, Ф.
Ницше, З. Фрейд;
«Сознание неотъемлемая часть человека», «Как желудок вырабатывает, желудочный сок, мозг вырабатывает сознание»
Слайд 9Марксизм
19 – 20 в.в.
К. Маркс;
Ф. Энгельс;
В. И.
Ленин.
Научный материализм. Учение о классовой борьбе, эксплуатации, справедливом государстве (свободе,
равенстве)
Слайд 10Основа для идей социализма
Французские социалисты-утописты:
Ж.Ж.Руссо
Оуэн;
Фурье;
Сен - Симон
Слайд 11К Маркс
5 мая 1818 – 14 марта 1883
Слайд 12В. И. Ульянов Ленин:
22 апреля 1870 – 24 января
1924 гг
Слайд 13Ф. Энгельс
28 ноября 1820 — 5 августа 1895
Кто борется
тот не может не нажить себе врагов;
Идеи воспламеняют друг друга,
подобно электрическим искрам.
Слайд 14Цитаты
Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими,
но, как правило, приводят к глупостям.
В истории ничего не
делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
Слайд 15Направления ХХ века
Русский космизм. Н. А. Бердяев, А. Лосский, Н.
Федоров, Вл. Соловьев
Духовные ценности человека, христианские заповеди, русский дух, роль
культуры и искусства в совершенствовании человека;
Русские проблемы: Чернышевский «Что делать?, А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
Слайд 16Современная философия
Герменевтика;Понимание, толкование. Текст. Понимание мира с помощью знаний и
переживаний! Кьеркегор, Ж.П. Сартр, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, Ясперс. С.
81
Феноменология; (Э. Гуссерль,А.В. Лосев)с.72
Экзистенциализм;
Аксиология;ценности.Что объединяет людей?
Аналитическая философия;Логика и язык.Фрегге, Рассел, Мур.
Позитивизм. Постмодернизм с.108 -109.
Слайд 17В.И. Вернадский и В. Шкловский
В.И. Вернадский «Учение о биосфере и
Ноосфере» планетарное мышление, планетарный человек, общечеловеческие ценности, гуманизм..
В. Шкловский «Не
погибнет ли человечество от разума?»
Слайд 18Объекты изучения по периодам
Античность- природа, человек, общество;
Средние века- бог, учения;
Новое время- природа, человек;
Немецкая классика- сознание, разум;
ХХ век- мотивы, ценности
человека, тексты, феномены;
Начало 21 века: ноосфера, аксиологические ценности человека
Слайд 19Пофилософствуем?!
Что такое ценность?
Ценность автомобиля – что это такое: мысль
человека, свойство автомобиля или интерпретация человеком автомобиля?
Согласны ли Вы с
тем, что речь- есть действие?
Почему постмодернисты считают текст более богатым чем речь?