Разделы презентаций


Краткосрочная финансовая политика

Содержание

Тема 6 Управление ценами на предприятии § 6.1. Прогнозирование конъюнктуры рынка и финансовая стратегия предприятия. Основные аспекты маркетинга на предприятии. Ценовая политика организации обычно определяется службой маркетинга, исходя из рыночной стратегии.Это может

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Раздел «Краткосрочная финансовая политика» включает 4 темы:
Тема 6. Управление ценами

на предприятии
Тема 7. Управление текущими издержками
Тема 8. Управление оборотными активами
Тема

9. Финансирование текущей деятельности предприятия

Раздел III. Краткосрочная финансовая политика

Раздел «Краткосрочная финансовая политика» включает 4 темы:Тема 6. Управление ценами на предприятииТема 7. Управление текущими издержкамиТема 8.

Слайд 2Тема 6 Управление ценами на предприятии
§ 6.1. Прогнозирование конъюнктуры рынка

и финансовая стратегия предприятия. Основные аспекты маркетинга на предприятии.
Ценовая

политика организации обычно определяется службой маркетинга, исходя из рыночной стратегии.
Это может быть стратегия минимальных издержек, премиального ценообразования и др. в зависимости от конкурентной позиции организации (ее конкурентных преимуществ), доли рынка и т.д.

Тема 6 Управление ценами на предприятии		§ 6.1. Прогнозирование конъюнктуры рынка и финансовая стратегия предприятия. Основные аспекты маркетинга

Слайд 3§ 6.2. Оценка рыночных условий и выбор модели ценовой политики.


Цена может определяться:
на основе себестоимости (нормативный метод)
по сумме

баллов, отражающих потребительскую ценность товара, по сравнению с аналогами,
на основе анализа эластичности спроса.

§ 6.2. Оценка рыночных условий и выбор модели ценовой политики. Цена может определяться: на основе себестоимости (нормативный

Слайд 4§ 6.3. Типы рынка и возможности ценовой политики. Методы определения

базовой цены.
Цена бывает базовая (заводская), оптовая (включающая оптовую наценку) и

розничная (включающая также и розничную наценку).
Базовая (заводская) цена определяется обычно на основе полной себестоимости плюс нормативная прибыль.

§ 6.3. Типы рынка и возможности ценовой политики. Методы определения базовой цены. Цена бывает базовая (заводская), оптовая

Слайд 5§ 6.4. Ценовая политика предприятия. Разработка ценовой стратегии и тактика

предприятия. Техника продвижения товаров.
Ценовая политика предприятия включает в себя принципы

определения базовой (заводской) цены, политику оптовых скидок и политику коммерческого кредитования.
Оптовая (и розничная) цена включает в себя расходы оптовой (и розничной) торговли и прибыль оптовой (и розничной) торговли.

§ 6.4. Ценовая политика предприятия. Разработка ценовой стратегии и тактика предприятия. Техника продвижения товаров. Ценовая политика предприятия

Слайд 6Кредитная политика предприятия
Стандартные процедуры коммерческого кредитования аналогичны процедурам банковского кредитования

– проверка кредитной истории, проверка показателей ликвидности клиента, экспресс анализ

его бизнеса и т.д.
Стандартные условия коммерческого кредита обычно выражаются в виде формулы:
х% /Срок1 нетто Срок 2 (при уплате в срок 1 клиент имеет право на скидку х%, иначе он должен уплатить в срок 2).
Кредитная политика предприятияСтандартные процедуры коммерческого кредитования аналогичны процедурам банковского кредитования – проверка кредитной истории, проверка показателей ликвидности

Слайд 7Тема 7. Управление текущими издержками
Значение планирования затрат в современных условиях.

Классификация затрат предприятия.
Прямые и косвенные издержки. Переменные, постоянные и

смешанные издержки. Методы дифференциации издержек обращения: метод максимальной и минимальной точки; графический (статистический) метод; метод наименьших квадратов.
Принципы операционного анализа. Использование методов операционного анализа при определении оптимальной величины себестоимости продукции.
Взаимодействие финансового и операционного рычагов и оценка совокупного риска. Пути снижения совокупного риска.

Тема 7. Управление текущими издержками Значение планирования затрат в современных условиях. Классификация затрат предприятия. Прямые и косвенные

Слайд 8§ 1. Классификация затрат. Прямые и косвенные, постоянные и переменные

затраты.
Прямые затраты, связанные с производством продукции, включая прямые материальные затраты

и затраты труда представляют собой стоимость реализованной продукции
(cost of good's sold — COGS).
Прямые затраты – это затраты, относимые на ед. продукции.
Косвенные затраты – все остальные (относимые на весь объем производства.
К прямым относятся затраты на сырье, материалы и оплату труда персонала, непосредственно участвующего в изготовлении товаров и услуг, равно как силовую энергию и др.
Стоимость производственных помещений, вспомогательных материалов, оплата труда не основного персонала и т.п. может относиться как к прямым, так и к косвенным затратам.
Относится ли к COGS амортизация? В российском аналоге – это затраты, относимые на себестоимость продукции, ответ – да. По МСФО – в зависимости от принятой модели учета.


§ 1. Классификация затрат. Прямые и косвенные, постоянные и переменные затраты.Прямые затраты, связанные с производством продукции, включая

Слайд 9Классификация расходов по ПБУ 10/99 (в ред. Приказа Минфина РФ от

18.09.2006 N 116н)
Раздел 1 (Общие положения)
4. Расходы организации в зависимости

от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
расходы по обычным видам деятельности;
прочие расходы;
Раздел 2 (Расходы по обычным видам деятельности)
8. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.
Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Классификация расходов по ПБУ 10/99 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н) Раздел 1 (Общие

Слайд 10Форма №2 РСФО (без № строк)

Форма №2 РСФО (без № строк)

Слайд 11Строки формы №2 РСФО
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ 2000
Выручка 2110
Себестоимость продаж 2120
Валовая прибыль

(убыток) 2100
Коммерческие расходы 2210
Управленческие расходы 2220
Прибыль (убыток) от продаж 2200
Доходы от участия в других

организациях 2310
Проценты к получению 2320
Проценты к уплате 2330
Прочие доходы 2340
Прочие о расходы 2350
Прибыль (убыток) до налогообложения 2300
Текущий налог на прибыль 2410
Постоянные налоговые обязательства (активы) 2421
Изменение отложенных налоговых активов 2430
Изменение отложенных налоговых обязательств 2450
Прочее 2460
Чистая прибыль (убыток) 2400
СПРАВОЧНО:
Результат от переоценки внеоборотных активов,
не включаемый в чистую прибыль (убыток) 2510
Результат от прочих операций, не включаемый
в чистую прибыль (убыток) периода 2520
Совокупный финансовый результат периода 2500
Базовая прибыль (убыток) на акцию 2900
Разводненная прибыль (убыток) на акцию 2910
Строки формы №2 РСФООТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ		2000Выручка				2110Себестоимость продаж			2120Валовая прибыль (убыток)			2100Коммерческие расходы			2210Управленческие расходы			2220Прибыль (убыток) от продаж			2200Доходы от

Слайд 12Иные косвенные расходы: прочие затраты
Помимо типичных для основной деятельности расходов,

фирма может нести прочие затраты (other expenses — ОЕ), например,

на проведение НИОКР, реорганизацию, инновации, обучение, оплату услуг юристов или финансовых консультантов в ходе подготовки операций по поглощениям или привлечению капитала и т. п.
Несмотря на то что выгоды от некоторых из этих затрат превратятся в доходы только в будущем, согласно принципу начисления они списываются на тот период, когда были произведены.
В ряде случаев (например, когда создается нематериальный актив - программное обеспечение) МСФО позволяет не списывать затраты, а аккумулировать их как актив, подлежащий амортизации.
Иные косвенные расходы: прочие затратыПомимо типичных для основной деятельности расходов, фирма может нести прочие затраты (other expenses

Слайд 13Косвенные расходы: Общефирменные, коммерческие и управленческие расходы
Данная статья отражает операционные

расходы, не имеющие непосредственного отношения к производству продукции и услуг,

но связанные с деятельностью коммерческого предприятия в целом в отчетном периоде.
Она включает коммерческие, административные, общезаводские и общефирменные расходы (Selling, General and Administrative expenses — SG&A). Другое их название в российской литературе – косвенные или накладные расходы.
Обычно к ним относят расходы на содержание управленческого персонала и офисных помещений, коммунальные платежи, арендную плату, затраты на сбыт, рекламу и др.
Косвенные расходы: Общефирменные, коммерческие и управленческие расходы		Данная статья отражает операционные расходы, не имеющие непосредственного отношения к производству

Слайд 14 Особый «расход» - Амортизация
Амортизация представляет собой постепенный перенос стоимости

основных средств на себестоимость продукции.
Порядок ее начисления зависит от амортизационной

политики предприятия (будет обсуждаться позднее).
Хотя амортизация (DA) относится к составу затрат, относимых на себестоимость ее желательно выделять в отчете отдельной строкой (к сожалению, в РСБУ и МСФО такого требования нет).
В финансовом отношении амортизация представляет собой не денежный элемент расходов.
Поскольку никаких реальных выплат при ее начислении у предприятия не возникает, она увеличивает денежные потоки фирмы
Особый «расход» - АмортизацияАмортизация представляет собой постепенный перенос стоимости основных средств на себестоимость продукции.Порядок ее начисления

Слайд 15Процентные расходы
Процентные расходы (interest expenses — I) всегда

являются результатом решений по финансированию и возникают в качестве текущей

платы за использование фирмой заемных средств.
В отчете о прибылях и убытках отражается та часть процентных расходов, которые подлежат выплате в отчетном периоде.
Процентные расходы являются важнейшей статьей, поскольку характеризуют заемную политику фирмы и косвенно — ее финансовые риски.
Процентные расходы обычно исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Процентные расходы  	Процентные расходы (interest expenses — I) всегда являются результатом решений по финансированию и возникают

Слайд 16Постоянные и переменные расходы
Постоянные расходы – это расходы, не зависящие

от объема производства (в том числе, большая часть управленческих расходов).
Их

обычно обозначают FC (fixed costs).
Переменные расходы – это расходы, пропорциональные объему производства.
Их обычно обозначают VC (variable costs).
Если обозначить через Q объем производства, через p – цену единицы продукции, а через v – маржинальные затраты, то
S=p Q, VC = v Q , FC = TC – VC



Постоянные и переменные расходыПостоянные расходы – это расходы, не зависящие от объема производства (в том числе, большая

Слайд 17Выделение постоянных и переменных расходов
Деление расходов на условно постоянные и

условно переменные – важнейшая концепция теории фирмы. В теории все

понятно, но в реальности это не так просто.
Например, постоянные расходы постоянны только до того, пока не изменится масштаб фирмы.
Переменные расходы также не всегда легко выделить аналитическим методом. Кроме того, очевидно, что это зависит от учетной модели.
Поэтому часто применяется статистический метод выделения условно переменных расходов путем построения регрессии зависимости расходов от объема продаж: ТС = k1 S + FC
Здесь: k1 = VC | S = v|p


Выделение постоянных и переменных расходовДеление расходов на условно постоянные и условно переменные – важнейшая концепция теории фирмы.

Слайд 18§ 2. Доходы от основной деятельности и прочие доходы
Доходы

от основной деятельности обычно отражаются в составе выручки от реализации.
Выручка

от реализации произведенной продукции (товаров и услуг, sales — S) представляет собой совокупную стоимость реализованной продукции или оказанных услуг за отчетный период за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, скидок, возвратов и т. д.
В составе выручки от реализации могут быть не только доходы от основной деятельности, но также и доходы от продажи товаров, работ и услуг, не являющихся основной деятельностью фирмы.
Однако, как правило, большинство таких «необычных» доходов классифицируется как «прочие».

§ 2. Доходы от основной деятельности и прочие доходы Доходы от основной деятельности обычно отражаются в составе

Слайд 19Прочие доходы
Кроме прибыли от основной деятельности, фирма может получать дополнительные

(по РСБУ – операционные и внереализационные) доходы (other income).
Такими

доходами могут быть, например, средства, полученные от продажи недвижимости и оборудования, дочерних компаний и других активов, а также арендные платежи и плата за предоставление различных прав на использование патентов, торговых марок и т. д., при условии, что подобные операции не являются профильными для фирмы.
Прочие доходыКроме прибыли от основной деятельности, фирма может получать дополнительные (по РСБУ – операционные и внереализационные) доходы

Слайд 20Процентные доходы и дивиденды
Помимо операционной, предприятие осуществляет

финансовую и инвестиционную деятельность. Например, оно может вкладывать средства в

инструменты финансового рынка, предоставлять займы другим фирмам, приобретать паи, доли, акции в капитале прочих компаний.
Полученные в результате подобной деятельности проценты и дивиденды представляют собой финансовые доходы фирмы (finance income — FI). Такие доходы показываются отдельно, поскольку для большинства предприятий они не связаны непосредственно с основными операциями и активами.

Процентные доходы и дивиденды   Помимо операционной, предприятие осуществляет финансовую и инвестиционную деятельность. Например, оно может

Слайд 21§ 3. Виды прибыли, их экономическое содержание и функции

В российской отчетности РСФО (РСБУ) выделяют:
1. валовую прибыль =

выручка – себестоимость;
2. прибыль от продаж = валовая прибыль – коммерческие и управленческие расходы;
3. прибыль до налогообложения = прибыль от продаж – прочие расходы + прочие доходы (ранее ее часто называли балансовая прибыль);
4. чистую прибыль = прибыль до налогообложения – налог на прибыль.
Все эти виды прибыли являются учетными категориями РСФО и не всегда отражают эффективность деятельности компании.
§ 3. Виды прибыли, их экономическое содержание и функции  В российской отчетности РСФО (РСБУ) выделяют: 1.

Слайд 22 Валовая прибыль
Валовая прибыль (Gross Profit — GP) — это разность

между выручкой от реализации продукции и ее стоимостью:
GP = S

- COGS
Валовая прибыль является важнейшим показателем, поскольку дает оценку средств, оставшихся для покрытия предстоящих операционных, финансовых и прочих расходов.
Выраженная в виде процента от продаж (маржа продаж), она характеризует возможность и способность фирмы извлекать добавленную стоимость в результате удовлетворения потребностей своих клиентов.

Валовая прибыль Валовая прибыль (Gross Profit — GP) — это разность между выручкой от реализации продукции

Слайд 23Прибыль от основной деятельности (операционная прибыль)
Этот вид прибыли образуется как

разность между выручкой и всеми операционными расходами фирмы за данный

период:
OP= SAL - COGS - SC&A - DA = GP- SG&A - DA
Показатель характеризует способность фирмы генерировать доходы от основной деятельности или профильных операций.
Поэтому его также называют операционной прибылью (operating profit - OP).
Если она положительна, то ее иначе называют также
Net Operating Profit , а если отрицательна, то
Net Operating Loss


Прибыль от основной деятельности (операционная прибыль)Этот вид прибыли образуется как разность между выручкой и всеми операционными расходами

Слайд 24Прибыль до вычета процентов и налогов EBIT
Этот показатель отражает

прибыль, связанную с основной и прочей хозяйственной деятельностью, после вычета

операционных и внереализационных затрат, до налогообложения и результатов финансовых операций (earning before interest and taxes — EBIT). Расчет показателя EBIT можно вести по следующей формуле:
EBIT = (SAL – COGS) – DA - SG&A + OI -ОЕ = = (GP - DA - SG&A) + OI - OE = OP + OI - OE
Это один из важнейших показателей, поскольку он дает оценку эффективности операционной деятельности фирмы и ее способности извлекать доход от эксплуатации своих активов без учета влияния финансовых решений и, в частности, финансовой структуры фирмы.
Прибыль до вычета процентов и налогов  EBITЭтот показатель отражает прибыль, связанную с основной и прочей хозяйственной

Слайд 25 Прибыль до вычета налогов
Показатель (earning before taxes — ЕВТ)

определяется как разность между операционной прибылью и чистым результатом финансовых

решений:
ЕВТ = EBIT + FI-I
Будучи промежуточным, он показывает совокупный доход фирмы, подлежащий налогообложению.
Чистая прибыль (прибыль к распределению между дивидендами и реинвестированием):
NP = EBT (1 – T*)
Здесь Т* - эффективная ставка налога на прибыль (пока можно условно принять ее равной действующей ставке 20%).


Прибыль до вычета налоговПоказатель (earning before taxes — ЕВТ) определяется как разность между операционной прибылью и

Слайд 26Пример (сквозной)
Компания производит автомобили.
Ежегодное производство – 100 тыс. шт. в

год, заводская цена + 15 тыс. евро. (1)
Затраты на комплектующие,

материалы, сырье и другие прямые материальные затраты– 11 тыс. евро на 1 шт. (2)
Затраты на оплату труда – 1 тыс. евро на 1 шт. (3)
Амортизация за год – 20 млн. евро (4)
Расходы на аренду, администрацию, хранение и транспортировку готовой продукции, а также другие общезаводские расходы – 10 млн. евро. (5)
Расходы на рекламу, командировки, плюс торговые скидки дилерам к заводской цене – 20 млн. евро. (6)
Прочие операционные расходы (налог на имущество и другие) - 10 млн. евро. (7)

Пример (сквозной)Компания производит автомобили.Ежегодное производство – 100 тыс. шт. в год, заводская цена + 15 тыс. евро.

Слайд 27Расчет прибылей и убытков

Расчет прибылей и убытков

Слайд 29Прибыль до вычета процентов и налогов EBIT

EBIT = S – COGS – DA - SG&A

+ OI -ОЕ = = GP- SG&A - DA + OI - OE = OP + OI – OE






Хотя EBIT отличается от ОР, именно этот агрегат обычно используется как операционная прибыль, после коррекции на необычные доходы и расходы (приближающие его к ОР) Это позволяет использовать его для сравнения фирм, осуществляющих одинаковую деятельность, но различающихся способом финансирования.

Этот показатель отражает

Прибыль, связанную с основной и прочей хозяйственной деятельностью

После вычета операционных и внереализационных затрат, до налогообложения и результатов финансовых операций

Earnings before interest and taxes EBIT



Прибыль до вычета  процентов и налогов  EBIT   EBIT = S – COGS –

Слайд 30Виды операционной прибыли
Кроме EBIT, для операционной прибыли

используются используются показатели
EBITDA = EBIT

+ DA (прибыль до уплаты налогов, процентов и без учета амортизации) и
NOPAT = OP –TAX (операционная прибыль после уплаты налогов, но до уплаты процентов)
Показатель ЕВТ (earning before taxes) определяется как разность между операционной прибылью и чистым результатом финансовых решений:
ЕВТ = EBIT + FI-In
Он показывает совокупный доход фирмы, подлежащий налогообложению.
Чистая прибыль (прибыль к распределению между дивидендами и реинвестированием):
NI (либо NP) = EBT * (1 – T) (здесь Т – эффективная ставка налога, но упрощенно можно ее принять 20%)

Виды операционной прибыли   Кроме EBIT, для операционной прибыли используются используются показатели

Слайд 31Достаточность операционной прибыли и денежных потоков
Коэффициент покрытия процентов операционной прибылью

= EBIT / I
Коэффициент покрытия процентов денежным потоком = EBITDA

/ I (или NCFO /I)
Коэффициент покрытия фиксированных платежей = (EBIT + Lease) / (I + Lease)
4. Коэффициент покрытия долга операционной прибылью = EBIT / I
Коэффициент покрытия долга денежными потоками = EBITDA / I (или NCFO /I)
Коэффициент достаточности чистого денежного потока = NCFO / (I + ΔD + div)
Коэффициент ликвидности чистого денежного потока = CIFO / COFO
Достаточность операционной прибыли и денежных потоковКоэффициент покрытия процентов операционной прибылью = EBIT / IКоэффициент покрытия процентов денежным

Слайд 32§ 4. Бухгалтерская и экономическая прибыль
Прибыль – основная категория, характеризующая

эффективность деятельности компании .
Бухгалтерской прибылью обычно называют чистую прибыль компании

по ее отчетности.
У нее есть ряд недостатков, в том числе, на нее могут влиять эффекты переоценки (в МСФО их обычно исключают), продажа основных средств и других активов и иные нерегулярные доходы (или расходы).
Операционная прибыль – более регулярная категория, которая лучше характеризует деятельность компании.
Еще лучше деятельность компании характеризуют денежные потоки (по основной, инвестиционной и финансовой деятельности).


§ 4. Бухгалтерская и экономическая прибыльПрибыль – основная категория, характеризующая эффективность деятельности компании .Бухгалтерской прибылью обычно называют

Слайд 33Экономическая прибыль на капитал
Экономическая прибыль равна чистой прибыли за вычетом

альтернативных издержек на собственный капитал, либо операционной прибыли за вычетом

прямых и альтернативных издержек.
Для экономической прибыли вместо ROIC – (1 – T) kd используется ROIC – WACC.
Эта разница в общем случае определяет экономическую целесообразность привлечения дополнительного капитала в компанию.
Экономическая прибыль на капиталЭкономическая прибыль равна чистой прибыли за вычетом альтернативных издержек на собственный капитал, либо операционной

Слайд 34Другое название экономической прибыли EVA - экономическая добавленная стоимость
EVA

= EBIT х (1 - Ставка налога) -
- Посленалоговая стоимость

операционного капитала (в %) х
Х Операционный капитал =
= Операционный капитал х (ROIC - WACC).
На основе критерия EVA определяется финансовая стратегия, направленная на повышение стоимости компании.

Другое название экономической прибыли EVA - экономическая добавленная стоимость EVA = EBIT х (1 - Ставка налога)

Слайд 35§ 5. Операционный анализ
Операционный и финансовый леверидж – два ключевых

понятия, определяющих влияние изменения выпуска на изменение прибыли.
Операционный леверидж

DOL (рычаг) L – изменение операционной прибыли EBIT (а при отсутствии долга чистой прибыли NI) на X*L % при изменении выпуска на X%.
Финансовый леверидж DFL – аналогичное изменение чистой прибыли в результате привлечения заемных средств.
Общий леверидж DTL – суммарное действие операционного и финансового левериджа.
DTL = DOL * DFL

§ 5. Операционный анализ	Операционный и финансовый леверидж – два ключевых понятия, определяющих влияние изменения выпуска на изменение

Слайд 36Операционный леверидж
Операционным левериджем (DOL) называется коэффициент чувствительности операционной прибыли EBIT

к объему выпуска Q в шт (объему продаж S).



Рубли Выручка
Общие расходы
Постояннные расходы и амортизация

Переменные расходы Точка безубыточности
Объем выпуска Q в шт.

Операционный левериджОперационным левериджем (DOL) называется коэффициент чувствительности операционной прибыли EBIT к объему выпуска Q в шт (объему

Слайд 37Маржинальная прибыль МР – прибыль, пропорциональная объему выпуска (продаж) -

равна выручке за вычетом переменных расходов.
Точка безубыточности Qб может быть

найдена из условия равенства маржинальной прибыли и постоянных расходов (включая амортизацию).
В точке безубыточности операционная прибыль равна нулю. Отсюда Qб = (FC + DA)/ (p – v)
Умножая на р обе части, получим
Sb = p (FC + DA)/ (p – v), откуда следует:
Sb = p Q(FC + DA)/ (Q(p – v)) = S (FC + DA)/ MP
Отношение маржинальной прибыли к EBIT определяет операционный леверидж (DOL):
DOL = МР / EBIT (вывод опускаем), откуда:
DOL = (EBIT+FC+DA)/EBIT
Маржинальная прибыль МР – прибыль, пропорциональная объему выпуска (продаж) - равна выручке за вычетом переменных расходов.Точка безубыточности

Слайд 38§ 6. Ценовая политика корпорации
Ценовая политика организации обычно определяется службой

маркетинга, исходя из рыночной стратегии компании.
Это может быть, например:
стратегия

минимальных издержек,
стратегия премиального ценообразования;
стратегия средней цены и др. в зависимости от конкурентной позиции организации (ее конкурентных преимуществ), доли рынка и т.д.
Финансовая служба участвует в выработке ценовой политики для определения ее экономической эффективности.
Для определения ценовой политики ключевую роль играет прогнозирование конъюнктуры рынка.
В соответствии с ней зачастую строится не только ценовая политика но и вся финансовая стратегия предприятия.
§ 6. Ценовая политика корпорации	Ценовая политика организации обычно определяется службой маркетинга, исходя из рыночной стратегии компании.	Это может

Слайд 39Оценка рыночных условий и выбор модели ценовой политики
Цена

может определяться:
на основе себестоимости (нормативный метод)
по сумме баллов, отражающих

потребительскую ценность товара, по сравнению с аналогами,
на основе анализа эластичности спроса.

Оценка рыночных условий и выбор модели ценовой политики Цена может определяться: на основе себестоимости (нормативный метод)по сумме

Слайд 40Методы определения базовой цены.
Цена бывает базовая (заводская), оптовая (включающая оптовую

наценку) и розничная (включающая также и розничную наценку).
На каждом этапе

начисляется НДС, но поскольку он и возмещается на каждом этапе, то на любом этапе можно взять цену без НДС и добавить НДС.
Базовая (заводская) цена определяется обычно на основе полной себестоимости плюс нормативная прибыль.

Методы определения базовой цены. Цена бывает базовая (заводская), оптовая (включающая оптовую наценку) и розничная (включающая также и

Слайд 41Ценовая политика предприятия.
Ценовая политика предприятия включает в себя принципы

определения базовой (заводской) цены, политику оптовых скидок и политику коммерческого

кредитования (была рассмотрена в теме 6).
Оптовая (и розничная) цена включает в себя расходы оптовой (и розничной) торговли и прибыль оптовой (и розничной) торговли.

Ценовая политика предприятия.  Ценовая политика предприятия включает в себя принципы определения базовой (заводской) цены, политику оптовых

Слайд 42§ 7. Планирование прибыли методом CVP
Операционный и финансовый леверидж используются

при планировании прибыли.
Если увеличивается выпуск (в условных единицах) с коэффициентом

К1=1+k1 и цена (условной единицы продукции) с коэффициентом К2=1+k2 , то увеличение выручки составит К=К1*К2.
Далее, на основе % увеличения выручки можно определить % увеличения прибыли.
Например, при увеличении выручки на 1% операционная прибыль увеличится на DOL%, а чистая прибыль на DTL%.

§ 7. Планирование прибыли методом CVPОперационный и финансовый леверидж используются при планировании прибыли.Если увеличивается выпуск (в условных

Слайд 43Приложение: Денежные потоки
Деятельность организации отражается в денежных потоках – это

главный тезис, определяющий подход финансового менеджера!
Соответственно видам деятельности организации, денежные

потоки подразделяются на денежные потоки по основной (текущей, операционной), финансовой и инвестиционной деятельности (см. Ф.4 финансовой отчетности).
Приложение: Денежные потоки	Деятельность организации отражается в денежных потоках – это главный тезис, определяющий подход финансового менеджера!	Соответственно видам

Слайд 44Денежный поток входящий, положительный CIF (ПДП) – поступившие денежные средства

за период – год, квартал, месяц и т.д. Денежный поток исходящий,

отрицательныйCOF (ОДП) – затраченные денежные средства за период. Денежный поток чистый NCF (ЧДП) – их разница за период. NCF = CIF - COF


Денежный поток входящий,  положительный CIF (ПДП) –  поступившие денежные средства  за период – год,

Слайд 45Денежные потоки по операционной деятельности

Денежные потоки по операционной деятельности

Слайд 46Денежные потоки по инвестиционной деятельности

Денежные потоки по инвестиционной деятельности

Слайд 47Денежные потоки по финансовой деятельности

Денежные потоки по финансовой деятельности

Слайд 48 Для оценки денежного потока по операционной деятельности косвенным методом, мы

исходим их чистой прибыли и затем прибавляем (вычитаем) все расходы

(доходы) не приводящие к денежным потокам.
Упрощенно (без бартера и переоценки активов и пассивов и считая проценты за кредит расходами по финансовой деятельности) можно оценить чистый денежный поток по операционной деятельности:
NCFО = NOPAT + DA – ΔWCR
Здесь: NOPAT = OP – TAX (налог на прибыль)
ΔWCR = ΔAR + ΔInv – ΔAP
где ΔAP и ΔAR – прирост кредиторской и дебиторской задолженности, а ΔInv – изменение ТМЗ

Оценка чистого денежного потока по операционной деятельности косвенным методом

Для оценки денежного потока по операционной деятельности косвенным методом, мы исходим их чистой прибыли и затем прибавляем

Слайд 49Оценка свободного денежного потока на фирму FCFF
Самый простой вид

FCFF имеет, если процентные расходы квалифицируются, как финансовые потоки, в

этом случае:
FCFF = NCFO – CAPEX
(свободный денежный поток на фирму равен чистому денежному потоку по текущей деятельности минус чистые инвестиции в основные средства)
Если расходы на проценты за кредит Int классифицируются как денежные потоки по операционной (текущей) деятельности (а это сегодня наиболее распространено), то:
FCFF = NCFO – CAPEX + Int
Пояснение: Расходы на проценты вычитались из NCFO и поэтому их следует восстановить


Оценка свободного денежного потока на фирму FCFF Самый простой вид FCFF имеет, если процентные расходы квалифицируются, как

Слайд 50Тема 8. Управление оборотными активами
§ 1. Рентабельность в системе оценки

эффективности использования активов.
§ 2. Операционный, производственный и финансовые

циклы хозяйствующего субъекта.
§ 3. Определение потребности корпорации в оборотных средствах.
§ 4. Скорость оборота оборотных активов как показатель эффективности их использования.
§ 5 . Нормирование оборотных активов.

Тема 8. Управление оборотными активами§ 1. Рентабельность в системе оценки эффективности  использования активов.§ 2. Операционный,

Слайд 51Управление финансами корпорации называется финансовый менеджмент. Он касается четырех основных

областей деятельности – управление оборотными активами, приобретение и продажа основных

средств, инвестиции, финансирование.

См. «Финансовый менеджмент» под ред. Е.И. Шохина, а также Ю. Бригхем, М. Эрхард «Финансовый менеджмент»

Управление финансами корпорации называется финансовый менеджмент. Он касается четырех основных областей деятельности – управление оборотными активами, приобретение

Слайд 52§ 1. Рентабельность в системе оценки эффективности использования активов.
Повторим

формулу рентабельности капитала:



Net Operating Profit это то же самое,

что и Operating Profit, если она положительна, а иначе это Net Operating Loss

Для рентабельности активов обычно:

ROA = Net Income / Assets

Для рентабельности собственного капитала :

ROE = Net Income / Equity


§ 1. Рентабельность в системе оценки эффективности  использования активов. Повторим формулу рентабельности капитала: Net Operating Profit

Слайд 53Другие показатели рентабельности

Другие показатели рентабельности

Слайд 54Показатели рентабельности в англоязычной литературе (классификация CFA)
1. Gross profit margin

= Gross profit /Total revenue
2. Operating profit margin = Operating

profit / Total revenue
3. Pretax margin = Earnings before tax but after interest / Total revenue
4. Net profit margin = Net income / Total revenue
5. Operating return on assets = Operating income / Average total assets
6. Return on assets = Net income / Average total assets
7. Return on equity = Net income / Average shareholders' equity
8. Return on total capital = Earnings before interest and taxes / (Interest bearing debt + Shareholders' equity)
9. Return on common equity = (Net income - Preferred dividends) / Average common shareholders' equity
10. EBIT margin = Earnings before interest and taxes / Total revenue
Показатели рентабельности в англоязычной литературе (классификация CFA)1. Gross profit margin = Gross profit /Total revenue2. Operating profit

Слайд 55§ 2. Операционный, производственный и финансовые циклы
Оборотные активы -

это материальные активы, потребляемые (меняющие свою физическую форму) и возобновляемые

в ходе производственного цикла, а также дебиторская задолженность, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, участвующие в цикле обращения.
Оборотные средства (Current Assets) - денежные средства, авансируемые (инвестируемые в начальный момент) предприятием в текущие операции в течение года, либо операционного цикла (цикла производства и цикла реализации), если последний превышает 12 мес.
Оборотные средства подразделяются на производственные оборотные фонды (сырье, материалы, комплектующие и др.), участвующие в цикле производства и оборотные фонды обращения (готовые товары, дебиторская задолженность и др.) , участвующие в цикле обращения.

§ 2. Операционный,   производственный и финансовые циклыОборотные активы - это материальные активы, потребляемые (меняющие свою

Слайд 56Оборотные активы фирмы – что Вы можете сказать про нее?

Оборотные активы фирмы – что Вы можете сказать про нее?

Слайд 57Оборотные средства могут финансироваться за счет всех источников, но при

этом финансирование их за счет кредиторской задолженности поставщикам, налоговым органам

и т.д. считается рискованным.
Финансирование за счет краткосрочных кредитов банка считается допустимым, в основном, для переменной части оборотных активов (умеренно рискованным).
Ключевую роль для финансовой стабильности предприятия играет политика управления чистым оборотным капиталом.
Чистый оборотный капитал (NWC) = Оборотные активы (STA) – Краткосрочная кредиторская задолженность (STD)
Оборотные средства могут финансироваться за счет всех источников, но при этом финансирование их за счет кредиторской задолженности

Слайд 58Ненормируемые оборотные средства
Дебиторская задолженность, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

играют особую роль, поскольку они участвуют в цикле обращения, но

не являются необходимой частью операционного цикла (в теории предприятие может обойтись без них). Их размер зависит только от финансовой политики организации. Эти средства также называются ненормируемыми, в отличие от нормируемых средств – запасов и затрат (в том числе, незавершенного производства).

Ненормируемые оборотные средства	Дебиторская задолженность, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения играют особую роль, поскольку они участвуют в

Слайд 59Операционный, финансовый и производственные циклы
Операционный цикл (цикл обращения 1 рубля

оборотных средств) время между приобретением материалов, используемых в процессе производства

и их обращением в денежные средства или инструмент, быстро конвертируемый в денежные средства.
Финансовый цикл (цикл обращения 1 рубля авансированных средств) время между вложением средств и их возвратом.
Производственный цикл (цикл обращения 1 рубля в производственном процессе) время между приобретением материалов, используемых в процессе производства и их обращением в готовый товар.
Основные равенства:
ОЦ = ПЦ + ЦО (операционный цикл равен производственному циклу плюс цикл обращения).

ФЦ = ОЦ – ПОкз (финансовый цикл равен операционному циклу минус период обращения кредиторской задолженности)

Операционный, финансовый и производственные циклыОперационный цикл (цикл обращения 1 рубля оборотных средств) время между приобретением материалов, используемых

Слайд 60Другой (эквивалентный) вариант определения финансового цикла

ПФЦ = ППЦ + ПОдз

- ПОкз,
где ПФЦ - продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) предприятия, в днях;
ППЦ - продолжительность производственного цикла предприятия, в днях (обычно в единицах затрат);
ПОдз - средний период оборота дебиторской задолженности, в днях (обычно в единицах выручки);
ПОкз - средний период оборота кредиторской задолженности, в днях (обычно в единицах затрат).

Другой (эквивалентный) вариант определения финансового цикла          ПФЦ =

Слайд 61§ 3. Определение потребности корпорации в оборотных средствах.
Система

организации оборотных средств должна быть построена на определенных принципах (вариантов

много, суть одна) :

Расчет оптимальной потребности в запасах, которая бы обеспечила непрерывность процесса производства и минимизировала риски, связанные с недостатком запасов.

Корректировка нормативов запасов с учетом объемов производства, цен на сырье и материалы; поставщиков и потребителей; форм применяемых расчетов.

Оптимизация объема дебиторской задолженности имея в виду две цели – расширение сбыта путем коммерческого кредитования с одной стороны и максимальную эффективность (рентабельность) использования оборотных активов с другой.
§ 3. Определение потребности  корпорации в оборотных средствах.  Система организации оборотных средств должна быть построена

Слайд 62Другие принципы (дополнительно)
Оптимизация денежных остатков с целью надежно обеспечить расчеты,

но и получить максимальную прибыль.

Формирование оборотных средств за счет собственных

ресурсов и привлеченных средств в размерах, обеспечивающих устойчивое финансовое состояние предприятия.

Постоянное проведение анализа эффективности использования средств, с целью ускорения их обращения и минимизации вложенного капитала.

Другие принципы (дополнительно)Оптимизация денежных остатков с целью надежно обеспечить расчеты, но и получить максимальную прибыль.Формирование оборотных средств

Слайд 63Необходимый оборотный капитал
WCR = Inv + AR -

AP
Inv – товарно-материальные запасы (к. 210);

AR – дебиторская задолженность со сроком до 12 мес. (к. 240);
AP – краткосрочная кредиторская задолженность со сроком до 12 мес. (к. 620 – кредиторская задолженность).
WCR – минимальный размер оборотных активов, необходимый для нормальной работы предприятия.
Необходимый оборотный капитал  WCR = Inv + AR - AP   Inv – товарно-материальные запасы

Слайд 64Оптимальная величина чистого оборотного капитала
Чистый оборотный капитал (NWC) = Оборотные

активы (STA) – Краткосрочная кредиторская задолженность (STD)
Оптимальная величина чистого

оборотного капитала определяется исходя из типа финансовой политики предприятия
Избыток (недостаток) чистого оборотного капитала может быть приближенно определен по формуле:
ΔNWC = NWC – INV
Более точное определение избытка (недостатка) чистого оборотного капитала может быть сделано при вычете долгосрочной и нереальной к взысканию дебиторской задолженности.
Оптимальная величина чистого оборотного капиталаЧистый оборотный капитал (NWC) = Оборотные активы (STA) – Краткосрочная кредиторская задолженность (STD)

Слайд 65Оборачиваемость – количество оборотов за период (год, квартал, месяц и

т.д.) среднего за период (либо нормативного) запаса.
Определяется как отношение

выручки за период (либо доли выручки, относимой к запасу) к средней за период (либо нормативной ) величине запаса.
Оборачиваемость связывает категории потока за период и среднюю (либо нормативную ) величину запаса.


§ 4. Скорость оборота оборотных активов как показатель эффективности их использования.

Оборачиваемость – количество оборотов за период (год, квартал, месяц и т.д.) среднего за период (либо нормативного) запаса.

Слайд 66Примеры:
Коб(ТМЗ) = (S * Kм) /

ТМЗ

Коб(ДЗ) = S / ДЗ

Коб(ДС) = S / ДС

Здесь:
Коб – показатель оборачиваемости,
S – объем продаж за период,
ТМЗ – товарно-материальные запасы,
Kм – доля прямых материальных затрат в выручке.

Примеры:   Коб(ТМЗ) = (S * Kм) / ТМЗ   Коб(ДЗ) = S / ДЗ

Слайд 67§ 5 . Нормирование оборотных активов
Нормируемые элементы оборотных

активов:
- Материальные запасы
- Товарные запасы
Норма –

расчетный запас, выраженный в днях запаса, либо в % от месячной (квартальной, годовой и т.д.) потребности.
Норматив – расчетный запас, выраженный в денежных или в натуральных единицах.

§ 5 . Нормирование оборотных активов  Нормируемые элементы оборотных активов: - Материальные запасы - Товарные запасы

Слайд 68Нормы запаса и период обращения
Период обращения (в

днях) обычно определяется как отношение средней за период (либо нормативной

) величины элемента оборотных активов (запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и др.) к средней однодневной выручке за период (а в случае ТМЗ или иных материальных запасов – обычно к однодневным материальным расходам).
Норма, как правило, определяется, как отношение нормативной (либо средней за период) величины запаса к однодневным расходам, относимым на этот запас.
Норма запаса в днях обычно определяется, как сумма транспортного запаса (обычно на 3-5 дней пути) и складского (страхового) запаса в днях потребления (в зависимости от особенностей технологии).
Нормы запаса и период обращения   Период обращения (в днях) обычно определяется как отношение средней за

Слайд 69 Поб (ТМЗ) = ТМЗ /(S * Kм/365) (всегда

для определения нормы запаса – дни расхода запаса и весьма

часто для расчета операционного цикла)
Поб(ДЗ) = ДЗ/(S/365) Здесь:
Поб – период обращения,
S – объем продаж за год,
ДЗ – дебиторская задолженность,
ТМЗ – товарно-материальные запасы,
Kм – доля прямых материальных затрат в выручке.
Альтернативно для расчета операционного цикла иногда используется : Поб(ТМЗ) = ТМЗ /(S/365) (в случаях, когда необходимо унифицировать знаменатель для разных элементов оборотных активов).

Поб (ТМЗ) = ТМЗ /(S * Kм/365) (всегда для определения нормы запаса – дни расхода

Слайд 70Период обращения краткосрочной кредиторской задолженности
Краткосрочная кредиторская задолженность (к. 610, к.

620, либо их особо срочные элементы) также обычно относится к

однодневным расходам, если ПО (ККЗ) характеризует средний срок платежа: Поб(ККЗ) = ККЗ /(365*S*Kм)
Если КЗ относится к выручке (денежному потоку), то период обращения кредиторской задолженности показывает за сколько дней минимально предприятие сможет погасить задолженность, не прибегая к заимствованиям и экстренной продаже активов.
Поб(ККЗ) = ККЗ /(365*S)
Здесь: Поб – период обращения, S – объем продаж за год, Kм – доля прямых материальных затрат в выручке
Период обращения краткосрочной кредиторской задолженностиКраткосрочная кредиторская задолженность (к. 610, к. 620, либо их особо срочные элементы) также

Слайд 71Дополнение: Финансовая устойчивость, в зависимости от источников финансирования оборотных активов


По балансовым показателям

ликвидности можно условно выделить четыре типа финансовых ситуаций (методики зависят от особенностей организации и отличаются у различных авторов):
1) абсолютная устойчивость финансового состояния, в которой медленно реализуемые и трудно реализуемые активы полностью финансируются за счет собственного капитала. Она задается условиями:
Inv < Eq – LTA, либо NWC > Inv + LTD
1)* NWC > Inv (альтернативный вариант)
2) нормальная устойчивость финансового состояния, при которой медленно реализуемые и трудно реализуемые активы полностью финансируются за счет собственного капитала и долгосрочной кредиторской задолженности: NWC > Inv (высокая устойчивость), либо (частный случай)
2)* NWC = Inv, либо NWC < Inv, но NWC > 0.

Дополнение: Финансовая устойчивость, в зависимости от источников финансирования оборотных активов

Слайд 72 3). Неустойчивое финансовое состояние, которое может привести

к нарушению платежеспособности при неблагоприятном развитии событий, Inv

= NWC+ SL
где SL – краткосрочные займы и кредиторская задолженность, не имеющие просрочек, либо
3)* NWC < 0.
4) Кризисное финансовое состояние, при котором быстро реализуемые активы организации не покрывают ее кредиторской задолженности и просроченных ссуд: NWC < 0, плюс имеются просроченные долги : NWC+ SL < 0
Внимание!!! Иногда ситуацию 2 рассматривают как абсолютную устойчивость (1*), ситуацию 3 рассматривают, как нормальную устойчивость (2*) а 4 – как неустойчивое положение (3*). Признаком кризисного состояния, как правило, считают наличие просроченных долгов. Для торговых организаций этот (альтернативный) подход более обоснован!
Примечание1: При NWC + SL < 0 организация находится на грани банкротства, так как в этом случае оборотный капитал финансируется частично за счет просроченной кредиторской задолженности.
Примечание 2: При расчете NWC в качестве краткосрочных пассивов обычно берется не сч. 690, а сумма сч. 610 и 620
3). Неустойчивое финансовое состояние, которое может привести к нарушению платежеспособности при неблагоприятном развитии событий,

Слайд 73Управление товарно–материальными запасами
Рассмотрим простейшую модель управления запасами Тобина - Баумоля.


Введем обозначения: q — размер заказываемой партии запасов, ед.;
МЗ

- годовая потребность в запасах, ед.
З1 - затраты по размещению и выполнению одного заказа (обычно предполагаются постоянными), руб.;
СХ1 - затраты по хранению единицы производственных запасов, руб.;
СХЗ — затраты по хранению, руб.; — затраты по размещению и выполнению заказа, руб.;
CО — общие затраты, руб.
Тогда : CО = СХЗ + (МЗ/q) *З1 = СХ1*q/2 + (МЗ/q) * З1
Дифференцируя по q и приравнивая производную к нулю, получаем, что минимум СО достигается при qопт :
qопт = 2√ (2 МЗ З1/СХ1)


Управление товарно–материальными запасамиРассмотрим простейшую модель управления запасами Тобина - Баумоля. Введем обозначения: q — размер заказываемой партии

Слайд 74Пример расчета
Пусть годовая потребность МЗ = 1 тыс.тонн.
Стоимость хранения 1

тонны на складе в течение 1 года СХ1 = 300

долл./тонну.
Стоимость одного заказа З1 =1500 долл.
Оптимальная величина заказа:
qопт = 2√ (2МЗЗ1/СХ1 ) = 100 тонн.
Упражнение: примите стоимость 1 тонны равной 10 тыс. долларов и проведите расчет в долларах)


Пример расчетаПусть годовая потребность МЗ = 1 тыс.тонн.Стоимость хранения 1 тонны на складе в течение 1 года

Слайд 75Тема 9. Финансирование текущей деятельности предприятия
§ 1. Политика финансирования оборотных

активов.
§ 2. Основные принципы управления дебиторской задолженностью.
§ 3. Факторинг и

коммерческое кредитование.
§ 4. Методы управления остатком денежных средств

Тема 9. Финансирование текущей деятельности предприятия § 1. Политика финансирования оборотных активов.§ 2. Основные принципы управления дебиторской

Слайд 76§ 1. Политика финансирования оборотных активов
Различают три типа политики финансирования

оборотных активов:
безрисковая политика, когда оборотные активы полностью финансируются за счет

собственного капитала и долгосрочных кредитов;
сбалансированная политика (умеренного риска), когда переменная часть оборотных активов финансируется за счет краткосрочных кредитов банков и краткосрочной кредиторской задолженности;
рискованная политика, когда не только переменная, но и постоянная часть оборотных активов финансируется за счет краткосрочных кредитов банков и краткосрочной кредиторской задолженности.

§ 1. Политика финансирования оборотных активовРазличают три типа политики финансирования оборотных активов:безрисковая политика, когда оборотные активы полностью

Слайд 77Постоянные оборотные средства
обычно определяются, как минимальный размер оборотных средств, необходимый

для обеспечения деятельности предприятия в нормальных (базовых) условиях.
Норма постоянного

размера оборотных средств измеряется обычно в днях запаса и определяется :
- по запасам сырья и материалов как сумма норм складского (страхового) и транспортного запасов;
- по запасам готовой продукции как норма складского и транспортного запасов, необходимые для продажи (реализации) продукции.
Постоянные оборотные средстваобычно определяются, как минимальный размер оборотных средств, необходимый для обеспечения деятельности предприятия в нормальных (базовых)

Слайд 78Переменные оборотные средства
Категория переменных оборотных средств отражает дополнительные оборотные активы,

необходимые в периоды сезонного повышения спроса (или в качестве дополнительного

страхового запаса).

При сезонном росте реализации возрастает дебиторская задолженность, денежные средства для оплаты сырья и материалов, а также задолженность по заработной плате.
Запас готовой продукции часто определяется и варьируется не только из соображений маркетинга, но также и из налоговых соображений – пока продукция находится на складе (или в пути), она не считается реализованной и не создает налогооблагаемой базы по НДС и налогу на прибыль.


Переменные оборотные средстваКатегория переменных оборотных средств отражает дополнительные оборотные активы, необходимые в периоды сезонного повышения спроса (или

Слайд 79Структура активов и их финансирование
При безрисковой политике уровень долгосрочного финансирования

выше максимума переменной части
При сбалансированной политике (умеренного риска) уровень долгосрочного

финансирования совпадает с постоянной частью
При рискованной политике уровень долгосрочного финансирования ниже постоянной части

Переменная часть оборотных активов

Постоянная часть оборотных активов

Внеоборотные активы


Структура активов и их финансированиеПри безрисковой политике уровень долгосрочного финансирования выше максимума переменной частиПри сбалансированной политике (умеренного

Слайд 80§ 2. Основные принципы управления дебиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность организации обычно

является активом, который регулярно приносит денежные средства и, при необходимости,

легко может быть продан, либо заложен.
Факторингом называется переуступка (или продажа) всей или значительной части дебиторской задолженности банку (или коллекторской фирме).
Переуступка прав требования по финансовым займам на долгий срок (обычно между банками) называется форфейтингом.

§ 2. Основные принципы управления дебиторской задолженностью.Дебиторская задолженность организации обычно является активом, который регулярно приносит денежные средства

Слайд 81Расчеты в организации
Расчеты могут проводиться в различных формах:
- безналичных

расчетов платежными поручениями (применяется наиболее часто);
- безналичных расчетов платежными

требованиями (применяется редко, только для постоянных контрагентов, так как обычно требует акцепта плательщика плюс в банке должен быть договор, где предусмотрена такая форма оплаты);
- расчетов по аккредитиву (довольно часто применяется при поставках на экспорт);
- взаимозачетов задолженности по поставкам товаров и услуг (часто применяется в компаниях, принадлежащих к одной финансовой группе);
- расчеты путем передачи ценных бумаг, например, по договору «РЕПО», с правом обратного выкупа (применяется довольно редко, в основном при слияниях и поглощениях и иных крупных сделках с акциями.

Расчеты в организацииРасчеты могут проводиться в различных формах: - безналичных расчетов платежными поручениями (применяется наиболее часто); -

Слайд 82Резервы по сомнительным долгам (ст. 266 Налогового кодекса РФ)
Формирование

резерва по сомнительным долгам выполняется по данным инвентаризации, проведенной на

последний день отчетного года.
В резерв включаются:
сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней — в полной сумме;
сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней — в размере 50%;
сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Общая сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного года.
Резервы по сомнительным долгам  (ст. 266 Налогового кодекса РФ) Формирование резерва по сомнительным долгам выполняется по

Слайд 83§ 3. Факторинг и коммерческое кредитование В качестве примера рассмотрим организацию

факторинга в Банке «Петрокоммерц»
Вначале между Поставщиком товаров (Клиент) и Банком

(Фактор) заключается договор о факторинговом обслуживании.
По этому договору Клиент уступает права требования к Дебитору за отгруженный товар в пользу Фактора, в день подачи товарно-транспортных документов в Банк.
За это Клиенту сразу перечисляется 90% от суммы поставленного товара. Из оставшейся части удерживается комиссия Банка (от 7%) и другие возможные расходы.
§ 3. Факторинг и коммерческое кредитование  В качестве примера рассмотрим организацию факторинга в Банке «Петрокоммерц»Вначале между

Слайд 84Этапы факторинговой сделки в Банке «Петрокоммерц»

Этапы факторинговой сделки в Банке «Петрокоммерц»

Слайд 85Этапы факторинговой сделки выглядят следующим образом:
Продавец (Клиент) отгружает товар Покупателю

(Дебитору) на условиях отсрочки платежа;
Товарно-транспортные документы (заверенные копии) на

отгруженный товар передаются в Банк вместе с реестром финансирования;
Банк, на основании полученных  документов, осуществляет выплату финансирования Клиенту, в размере 90 % от суммы уступленных требований;
По окончанию периода отсрочки платежа (согласно договору поставки между Продавцом и Покупателем), Дебитор перечисляет денежные средства (в размере 100 %),  за полученный ранее товар на счет Банка;
Банк, из полученных средств (100 %), производит удержание суммы выплаченного финансирования (90 %) и причитающихся Банку комиссий;
Образовавшийся остаток денежных средств, перечисляется на расчетный счет Клиента.
 

Этапы факторинговой сделки выглядят следующим образом:Продавец (Клиент) отгружает товар Покупателю (Дебитору) на условиях отсрочки платежа; Товарно-транспортные документы

Слайд 86Кредитная политика предприятия
Стандартные процедуры коммерческого кредитования аналогичны процедурам банковского кредитования

– проверка кредитной истории, проверка показателей ликвидности клиента, экспресс анализ

бизнеса и т.д.
Стандартные условия коммерческого кредита обычно выражаются в виде формулы:
х% /Срок1 нетто Срок 2
При уплате в срок 1 клиент имеет право на скидку х%, иначе он должен уплатить в срок 2
Зачем нужен коммерческий кредит продавцу?
Главная цель обычно – привлечь больше покупателей, расширить объем продаж за счет торговли в кредит.
Замечание: Коммерческий кредит обычно выгоден, если продавец может легче и дешевле привлечь кредитные ресурсы, чем покупатель!
Кредитная политика предприятияСтандартные процедуры коммерческого кредитования аналогичны процедурам банковского кредитования – проверка кредитной истории, проверка показателей ликвидности

Слайд 87Два основных способа установления скидки
Способ 1 скидка назначается равной проценту

за кредит, а базовая цена повышается на величину скидки.

Этот способ не требует детального анализа структуры дебиторской задолженности и возможного поведения покупателей и его применение не связано с какими-то новыми рисками.
Способ 2 скидка предоставляется к действующей цене
Для этого способа необходим анализ структуры дебиторской задолженности и возможного поведения покупателей и его применение может быть связано с некоторым риском.


Два основных способа установления скидки	Способ 1 скидка назначается равной проценту за кредит, а базовая цена повышается на

Слайд 88§ 4. Методы управления остатком денежных средств 1. Управление по принципу

минимального и максимального уровня
Если запас денежных средств достигает нижнего предела,

Сmin, то предприятие продает ценные бумаги, либо снимает деньги со срочных депозитов, пополняя запас денежных средств до нормального уровня.

Если возрастает до Сmax – покупает ценные бумаги, либо пополняет депозиты.
При этом должны быть определены суммы снятия и размещения.
Возможно также привлечение краткосрочных кредитов под обеспечение депозитов, либо ценных бумаг (в том числе, на основе открытой кредитной линии).

§ 4. Методы управления остатком денежных средств  1. Управление по принципу минимального и максимального уровняЕсли запас

Слайд 89 2. Управление денежными средствами по принципу минимизации прямых и

альтернативных издержек
К денежным средствам на расчетном счете предприятия могут быть

применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств.
Необходимо оценить:
(а) общий объем денежных средств и краткосрочных финансовых вложений
(б) какую часть нужно держать на расчетном счете, какую – на депозитных счетах, а какую - в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
(в) когда и в каком объеме нужно увеличивать объем денежных средств.
2. Управление денежными средствами по принципу минимизации прямых и альтернативных издержекК денежным средствам на расчетном счете

Слайд 90Управление денежными средствами по модели Баумоля – определяет оптимальную сумму

снятия средств с депозита (размещения на депозите).
Рассмотрим простейшую модель управления

Баумоля.
Введем обозначения: Д — размер снимаемой с депозита суммы;
ДГ - годовая потребность в денежных средствах.
З1 - затраты по снятию денежных средств с депозита (обычно предполагаются постоянными), руб.;
С1 – альтернативные затраты (% по депозитам);
CО — общие затраты, включая прямые (по снятию с депозита) и альтернативные в руб.
Тогда : CО = С1*Д/2 + (ДГ/Д) * З1
Дифференцируя по Д и приравнивая производную к нулю, получаем, что минимум СО достигается при Допт :
Допт = 2√ (2 ДГ З1/С1)

Управление денежными средствами по модели Баумоля – определяет оптимальную сумму снятия средств с депозита (размещения на депозите).Рассмотрим

Слайд 91Пример расчета
Пусть годовая потребность ДГ = 100 млн.руб.
С1 – альтернативные

затраты (% по депозитам) = 10%;
З1 - затраты по снятию

денежных средств с депозита (комиссионные банка или дилера) = 100 руб.;
Оптимальная величина денежных средств:
Допт = 2√ (2ДГ * З1/С1 ) = 447 тыс. руб.
Вывод: оптимальная величина снимаемых средств Допт равна 447 тыс. руб.
При этом снятие должно производится когда сумма денег будет меньше Сmin , а перевод средств на депозит, когда сумма будет выше Сmax , но для определения Сmin и Сmax должны использоваться иные методы. Вопрос – какие?
Обычно для определения Сmin и Сmax используются данные о средних дневных потребностях, либо вычисляются ожидаемые потребности, с учетом будущих расходов и доходов.
Пример расчетаПусть годовая потребность ДГ = 100 млн.руб.С1 – альтернативные затраты (% по депозитам) = 10%;З1 -

Слайд 923. Модель Миллера - Орра
Реализуется в 5

этапов.
Устанавливают минимальную величину денежных средств (Cmin), которую целесообразно постоянно иметь

на расчетном счете. Она определяется исходя из средней потребности предприятия в оплате счетов за 1 день.
По статистическим данным определяют дисперсию ежедневного поступления средств на расчетный счет (σ 2).
Определяют ежедневные расходы (is) по хранению средств на расчетном счете (обычно это - ежедневный доход по краткосрочным ценным бумагам, либо по депозитам).
Определяют расходы (Ct) по переводу денежных средств в ценные бумаги и обратно. Эта величина предполагается равной комиссионным, плюс упущенной выгоде и др.
Рассчитывают размах вариации остатка денежных средств на расчетном счете (R) по формуле:
R =3* 3√ (3 Ct * σ 2)/(4 is))


3. Модель Миллера - Орра   Реализуется в 5 этапов.Устанавливают минимальную величину денежных средств (Cmin), которую

Слайд 93 Тогда : Сmax = Cmin+R

Определяется также Copt =Cmin+R/3 – оптимальная величина остатка, если уровень

денежных средств падает ниже Cmin
Пример расчета
Стiп = 10 тыс. долл.;
расходы по конвертации ценных бумаг (Ct) - 25 долл.;
процент = 11,6% в год;
σ в день = 2000 долл.
Расчет:
1. Расчет показателя is : (1+ is*365) = 1,116,
2. Расчет вариации ежедневного денежного потока.
σ 2 =4 000 000
3. Расчет размаха вариации (R).
R =3* 3√ (3*25 * 4 000 000)/(4* 0,0003 ))
4. Расчет верхней границы денежных средств и точки возврата.
Сmax =10000+ 18900 = 28900 долл. Copt = 10000+ 1/3 • 18900 = 16300 долл.

Тогда : Сmax = Cmin+R   Определяется также Copt =Cmin+R/3 – оптимальная величина

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика