Разделы презентаций


Критериальный подход в системе оценивания учащихся

Содержание

Актуальность влроса Критериальный подход положен в основу государственных стандартов нового поколения и контрольно-измерительных материалов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Критериальный подход в системе оценивания учащихся
По материалам Методической лаборатории МИОО.
Ким.

Э.В., Панасенковой О.А., Крылова А.И.
2008

Критериальный подход в системе оценивания учащихсяПо материалам Методической лаборатории МИОО.Ким. Э.В., Панасенковой О.А., Крылова А.И. 2008

Слайд 2Актуальность влроса

Критериальный подход положен в основу государственных

стандартов нового поколения и контрольно-измерительных материалов

Актуальность влроса   Критериальный подход положен в основу государственных стандартов нового поколения и контрольно-измерительных материалов

Слайд 3Понятия
Оценка – форма, в которой выражено суждение о качестве

и/или результативности той или иной учебной деятельности
Оценивание - это суждение,

относящееся к достижениям ученика.
Уровневое оценивание – определение уровня освоения того или иного учебного материала, способа/средства действия.
Критериальное оценивание – оценка автономных показателей (индикаторов) их достижения
Критерии – признаки, на основании которых осуществляется оценка

Понятия Оценка – форма, в которой выражено суждение о качестве и/или результативности той или иной учебной деятельностиОценивание

Слайд 4Оценочная деятельность и средства фиксации
Основу оценочной деятельности учителя образуют три

вопроса:
что оценивать?
как оценивать?
с какой целью оценивать работу ученика на уроке?
Под системой

оценивания понимается  не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Оценочная деятельность и средства фиксацииОснову оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:что оценивать?как оценивать?с какой целью оценивать работу

Слайд 5критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся

с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса

критериями,  соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными

Слайд 6
Формативное (формирующее) оценивание
Оценивание для обучения
Непрерывный процесс
Причины сильных и слабых сторон

учеников
Корректировка деятельности
Предполагает обратную связь
Учитель- не единственный оценщик
Направлено на улучшение обучения
Наблюдение

Суммативное

(итоговое) оценивание
Оценивание обучения
Определенный период времени
Предоставление отчетности
Констатирование уровня усвоенности
Соотношения достижений с установленными нормами
Предусматривает выставление оценок
Направлено на подведение итогов
Основано на нормативных документах

Формативное (формирующее) оцениваниеОценивание для обученияНепрерывный процессПричины сильных и слабых сторон учениковКорректировка деятельностиПредполагает обратную связьУчитель- не единственный

Слайд 7Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм

реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения
Если целью оценивания

является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения.
При критериальном оценивании нормативная функция должна измениться, информационно-диагностическая - поставлена на первое место, а карательно-поощрительная функция должна быть ликвидирована.
Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения

Слайд 8Терминология
Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо

на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для

каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.
Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.
Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень  оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Терминология Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами,

Слайд 9Объективность

Понятность ученику, учителю, родителям

Содержательность (возможность проверки на разных уровнях)

Критериальный подход к оценке предполагает
1. Четкую формулировку ожидаемых результатов по

теме

2. Определение условий их проверки (тест, практическая работа, задание с развернутым ответом и др.)

3. Составление проверочных заданий

Общие требования к оценке

ОбъективностьПонятность ученику, учителю, родителямСодержательность (возможность проверки на разных уровнях)  Критериальный подход к оценке предполагает1. Четкую формулировку

Слайд 10Основная проблема при осуществлении критериального подхода - неумение четко сформулировать

ожидаемый результат по теме
Формулировка ожидаемых результатов всегда сообщает о том,

что может сделать обучаемый.
Она описывает процесс (отбирать доказательства, устанавливать соответствие) или результат действий ученика, соответствующие поставленной цели.
Основная проблема при осуществлении критериального подхода - неумение четко сформулировать ожидаемый результат по темеФормулировка ожидаемых результатов всегда

Слайд 11Примеры составление критериев, рубрикатора и дескрипторов
Предмет: Математика   
Тема: Площадь прямоугольника. 
Цель урока: Научить

вычислять площадь прямоугольника, используя формулу S = а*в.  
Критерии оценивания: 
- знаю определение

прямоугольника (1 балл)
- знаю что такое площадь геометрической фигуры(1 балл)
- знаю единицы измерения площади (1 балл)
- знаю обозначения а, в, S в формуле вычисления площади прямоугольника(1 балла)
- знаю формулу вычисления площади (1 балл)
- умею составлять условие к задаче (1 балла)
- умею решать задачи на вычисление площади при известных а и в (2 балла)
- умею составлять задачи на вычисление площади прямоугольника (2 балла)
0-4 балла - «2»           5-6 баллов - «3»          7-8 баллов - «4»              9 – 10 баллов - «5»

Примеры составление критериев, рубрикатора и дескрипторовПредмет: Математика   Тема: Площадь прямоугольника. Цель урока: Научить вычислять площадь прямоугольника, используя формулу S = а*в.  Критерии

Слайд 13Тема «Виды изображения поверхности Земли»
Единица содержания:
условные знаки плана местности
Ожидаемые

результаты:
уметь читать план местности
Данное задание соответствует повышенному уровню, т.к.

предполагает умение учащихся применять полученные знания на практике
Тема «Виды изображения поверхности Земли»Единица содержания: 	условные знаки плана местностиОжидаемые результаты: 	уметь читать план местности Данное задание

Слайд 15Ответ считается полным и правильным, если он содержит следующие высказывания:
-

для футбольного поля наиболее подходит участок 2
- участок 2 –

ровный (вариант - без ям, впадин)
- участок 2 – сухой (вариант - не заболоченный)
Ответ считается полным и правильным, если он содержит следующие высказывания:	- для футбольного поля наиболее подходит участок 2	-

Слайд 16Техники формативного оценивания
Индекс карточки для обобщения или для  вопросов
Учитель периодически

раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона:

Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы

Техники формативного оцениванияИндекс карточки для обобщения или для  вопросовУчитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на

Слайд 17Сигналы рукой
Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание

материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и

т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:
  ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
  ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
  ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Сигналы рукойУчитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий,

Слайд 18Светофор
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит

учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала,

затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
– Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

СветофорУ каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание

Слайд 19Одноминутное эссе
Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с

целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали

по теме.
Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
Что самое главное ты узнал сегодня?
Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
 Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
 В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Одноминутное эссеОдноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том,

Слайд 20Речевые образцы(подсказки)
Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие

строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________,

потому что__________ и т.д.
Речевые образцы(подсказки)Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или

Слайд 21Проверка ошибочности понимания
Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или

предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем

он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Проверка ошибочности пониманияУчитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах

Слайд 22Индивидуальные   беседы с учащимися
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для

проверки уровня их понимания.

Индивидуальные   беседы с учащимисяУчитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.

Слайд 23Трехминутная пауза
Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность

обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и

опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Я изменил свое отношение к……….    
Я узнал больше о ………….
Я удивился тому, что……                      
Я почувствовал …
 Я относился к …………

Трехминутная паузаУчитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим

Слайд 24Измерение температуры
Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно

выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает

вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения.
В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

Измерение температурыДанный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается,

Слайд 25Мини­тест
Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е.

знания конкретной информации, определенного материала.
Это тесты, предполагающие выбор:
из множества предложенных

ответов;
из правильного/ неправильного ответа;
или предполагающие краткий ответ.

Мини­тестМини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.Это тесты, предполагающие

Слайд 26Элективный (выборочный) тест
Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A,

B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку

с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.
Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

Элективный (выборочный) тестУчитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно,

Слайд 27Формативный тест
Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5

учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста

и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно.
Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.
Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.
Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.

Формативный тестУчитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист

Слайд 28Дневники / журналы по самооценке
Дневники/ журналы по самооценке создаются для

того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в

течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем.
Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.

Дневники / журналы по самооценкеДневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать

Слайд 29Формативный опрос
Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или

за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие

вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
– Как, чем _________ похожи или отличаются от   ______?
– Каковы характеристики (части)  _____________________ ?
– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать   _____ ?
– Какова основная идея, концепция, мораль в   __________ ?
– Каким образом ____________соотносится с   _____________ ?
– Какие идеи, детали вы можете добавить к  ____________ ?
– Приведите пример по (к)  __________________________ ?
– Что неверно в   ___________________________________ ?
– Какое заключение вы можете сделать  ______________?
– На какой вопрос мы пытаемся ответить  ______________ ?
– Какую проблему мы пытаемся решить ?
– Что вы предполагаете сделать  ______________ ?
– Что могло произойти, если бы  _____________?
– Какие критерии вы использовали бы для оценки   ____?
–Какие доказательства или подтверждения вы можете привести  в поддержку   ___________?
– Как можно подтвердить или опровергнуть   ________?
– Как это можно рассматривать с точки зрения   _____ ?
– Какие альтернативы нужно иметь в виду   _________?
– Какие подходы или методы можно использовать в   ____?

Формативный опросЭто форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель

Слайд 30Упражнение на проверку усвоения нового материала
Учитель создает таблицу из четырех

окошек (квадратов) с надписями:
«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить».
После объяснения

нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.
Например:
если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».
(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос:  «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

Упражнение на проверку усвоения нового материалаУчитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и

Слайд 31Внутренний и внешний круг
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний.

Дети стоят лицом друг к другу и  задают друг другу

вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Внутренний и внешний кругУчащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и

Слайд 32Обобщение в одном предложении
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном

предложении, которое отвечало бы на вопросы  «кто? что? где? когда?

почему? и как?».

Обобщение в одном слове
Учитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».

Обобщение в одном предложенииПопросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы  «кто?

Слайд 33Письменные комментарии (письменная обратная связь)
Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной

связи.
Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии

с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер.  
Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим.  Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры

Письменные комментарии (письменная обратная связь)Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои

Слайд 34Словесная оценка (устная обратная связь)
Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил

учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную

обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.
Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее.
В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
Словесная оценка (устная обратная связь)Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким

Слайд 35Самооценивание
Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении,

анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе.
Обязательное условие

проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
СамооцениваниеПроцесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем

Слайд 36Две звезды и желание (взаимооценивание)
Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений,

эссе.
Учитель предлагает проверить работу одноклассника.
Когда учащиеся комментируют работы

друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».
Две звезды и желание (взаимооценивание)Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника.

Слайд 37Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями

в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего

обучения.
Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания.
Особенно это важно на современном этапе, когда через изменение образовательной парадигмы осуществляется переход от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика