Слайд 2Рефлексивизация
Полицейскийi подвёл мужчинуj к своейi / *j машине.
Как правило, контролер
– ИГ в именительном падеже, но ср.:
Меня тошнит от своих
родственников.
Мне стыдно за себя.
Слайд 3Рефлексивизация
Семантические или синтаксические критерии?
Возможно, контролирует наиболее агентивный / одушевлённый актант?
Я
боюсь своих мыслей.
Однако невозможно:
Меня пугают свои мысли.
Слайд 4Рефлексивизация
Два варианта:
Либо эта семантика отражается в синтаксисе, и то, что
контролирует, и есть подлежащее.
Либо рефлексивизация – вообще не критерий подлежащего.
Слайд 5Плавающие определители
сам, весь, один
Приехал один Петя.
В комнате были одни коробки.
Петя
приехал один.
*Коробки были в комнате одни.
Слайд 6Плавающие квантификаторы
Сами по себе не критерии подлежащего:
Можно позвать его самого.
Но
в определённых позициях – критерии:
Король (не прислал помощника, а) приехал
сам.
*Короля позвали самого (а не имели в виду, что он пришлёт помощника).
Слайд 7Контроль деепричастий
По нормативной грамматике – критерий подлежащего:
*Подъезжая к станции, у
меня слетела шляпа.
Подъезжая к станции, я заметил кое-что необычное.
Слайд 8Контроль деепричастий
Реально в современном языке всё размыто:
А назавтра, проспавшись, ей,
хотя стыдно, но и немножко уже смешно было вспомнить .
[А. В. Амфитеатров. Марья Лусьева (1903)]
Слайд 9Сентенциальные подлежащие?
Мне само по себе непонятно, как он может это
сделать.
*Мне непонятно само по себе как он может это сделать.
*Мне
непонятно, как он это может сделать само по себе.
Слайд 10Именные подлежащие
Мне непонятна его роль сама по себе.
Мне непонятна сама
по себе его роль.
Слайд 11Дополнения – только именные
Я не понимаю его роль саму по
себе.
*Я само по себе не понимаю, почему он не приехал.
Если
сам по себе модифицирует сентенциальный актант, этот сентенциальный актант может быть только подлежащим.
Слайд 12Шкальность критериев
Проблема – не только в том, что подлежащее определяется
многофакторно.
Проблема ещё и в том, что по каждому из критериев
подлежащие и неподлежащие противопоставлены не бинарно, а скалярно.
Слайд 13PRO и pro
Вспоминаем, что это такое.
Как видно, что есть PRO?
Как
видно, что есть pro?
Слайд 14Рефлексивы
Друзья попросили меня рассказать о себе.
Человек, осознающий свои недостатки, может
их исправить.
Только веря в свои силы, можно чего-нибудь добиться.
Слайд 15Плавающие определители
Что это такое?
сам, один, каждый, весь
Свойства:
Свобода позиции
Весь стол был
в торте.
Стол был весь в торте.
Есть ли ограничения?
Слайд 16Плавающие определители
2. появление в контекстах, где в прочих случаях бывает
только PRO:
Сам не зная английского, он подтолкнул меня к его
изучению.
Меня просили не ходить одного / одному на склад.
Слайд 17ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ
Попробуйте описать для нескольких глаголов распределение дативных и аккузативных
форм:
Ветер научил меня ходить одному [Борис Гребенщиков. «БРОД»]
Для измерения субъективного
показателя мы попросили студентов самих оценить уровень своей финансовой грамотности по пятибалльной шкале.